Результаты тестовых испытаний «умственной одаренности» младенческих возрастов
(Ф. Кюльман, 1912 г.)
|Возрас|Содержание задания |Критерий выполнения |
|т | | |
|3 мес.|Поднесение руки или предмета ко рту. |Движение направлено, а |
| |Вложить в правую руку кубик или другой легкий |не случайно. |
| |предмет. Наблюдать, потянет ли ребенок его в рот.| |
| |Повторить то же с левой рукой. Если опыт не | |
| |удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить | |
| |руку ко рту. | |
| |Реакция на звук. |Реакция в форме |
| |Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. |вздрагивания или другого|
| |Повторные хлопки с интервалом не менее 1 минуты. |движения. |
| |Координация глазных яблок. |Правильная координация, |
| |Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед |перемещение глаз к краям|
| |глазами крупный блестящий предмет в разных |глазных щелей. |
| |направлениях. Расстояние от лица – 75 см. | |
| |Слежение за предметом в боковом поле зрения. |Поворот головки или |
| |Держать ребенка спиной к свету. Медленно вводить |глаз. |
| |в поле зрения крупный светящийся предмет из-за | |
| |спины ребенка. | |
| |Моргание. |Начинает моргать. |
| |Резкие движения перед глазами. | |
|6 мес.|Удержание головки и сидение. |Удерживает головку |
| |Посадить ребенка, положив под спинку подушку. |вертикально. Сидит в |
| | |течение 5-10 секунд. |
| |Поворот головы на звук. |Более или менее быстрый |
| |Держать за правым и левым ухом по телеграфному |поворот головы в сторону|
| |ключу на расстоянии 60 см. быстро пощелкать |звука. |
| |одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с| |
| |колокольчиком или окликая ребенка. | |
| |Отведение большого пальца. |Предмет должен быть сжат|
| |Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см |всеми 5 или большим и |
| |в ладонь ребенка. |указательным пальцами. |
| |Удержание предмета в руке. |Удержание более |
| |Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п. |длительное, чем при |
| | |рефлекторном |
| | |схватывании. |
| |Движения рук по направлению к предмету. |Уверенное протягивание |
| |Протянутый яркий предмет в пределах достижения |руки к предмету. |
| |ребенка. | |
|12 |Стояние и сидение. |Стоит 5 секунд, сидит |
|мес. |Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и |2-3 минуты. |
| |опоры, затем ставят на пол. | |
| |Речь. |Самостоятельное |
| |Повторение слогов вслед за взрослым или |произнесения или |
| |самостоятельно. |повторение 2-3 слогов. |
| |Подражательные движения. |Безошибочное повторение |
| |Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка |движений. |
| |погремушкой, затем вложить ее в руки. При | |
| |невыполнении задания потрясти рукой ребенка. | |
| |Рисование. |Стремление воспроизвести|
| |Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. |штрихи. Отсутствие |
| |Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить |бесцельных движений |
| |рукой ребенка. | |
| |Предпочтение. |Повторное предпочтение |
| |Из ряда знакомых предметов выяснить, какой |отдельных предметов. |
| |предпочитает. Затем опыт повторить. | |
|18 |Умение пить. |Питье частыми глотками, |
|мес. | |а не всасывание. |
| |Самостоятельная еда. |Попытки самостоятельно |
| | |пользоваться ложкой и |
| | |вилкой. |
| |Речь. |Произнесение простых |
| | |слов («папа», «мама», |
| | |«да», «нет»). Понимание |
| | |вопросов без |
| | |сопровождения |
| | |жестикуляцией. |
| |Сплевывание. |Активное сплевывание. |
| |Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе.| |
| |Распознавание. |Интерес к отдельным |
| |Узнавание нарисованных предметов. |картинкам, |
| | |свидетельствующий о |
| | |знании предметов. |
|24 |Показ названных предметов. |Должны быть названы и |
|мес. |Демонстрация восьми картинок с изображениями |показаны пять из восьми |
| |различных предметов. |предметов. |
| |Подражательные движения. |Правильное |
| |Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему|воспроизведение 2-3 |
| |сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить |движений. |
| |повторить. Заложить руки за голову. Предложить | |
| |повторить. | |
| |Выполнение простых поручений. |Воспроизведение |
| |Перекатывание мячика. Повторить действие с |действий. |
| |расстояния 4,5 м. предложить ребенку бросить мяч,| |
| |затем поднять его и положить на стол. | |
| |Копирование круга. |Самостоятельное |
| |На глазах ребенка начертить 1-2 круга. Предложить|вычерчивание круга. |
| |выполнить задание самостоятельно. При неудаче | |
| |повторить показ, ведя рукой ребенка. | |
| |Разворачивание конфеты. |Разворачивание перед |
| | |тем, как положить в рот.|
Результаты практического решения наглядной задачи
(по Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной)
|Возрас|Используемые|Описание практических задач|Обработка данных |
|т |предметы | | |
| | | |мыслительные |сенсорные |
| | | |процессы |процессы |
|1-1,5 |Вспомогатель|«Найди колечко» |Наблюдают, |Оценивают, |
|г. |ные |В ряд лежат параллельно |способен ли |развито ли |
| |предметы. |друг другу тесемки |ребенок |восприятие |
| | |одинаковой длины, к одной |обнаружить и |соперемещения |
| | |из которых привязано |использовать |предметов, как |
| | |кольцо. Предлагают ребенку |готовые |ребенок |
| | |достать кольцо. |межпредметные |эмоционально |
| | | |связи. |реагирует на |
| | | | |приближение |
| | | | |предмета – цели. |
|1,5-2г|Простейшие |«Достань колечко» |Выясняют, |Определяют |
|. |орудия. |На противоположной от |удается ли |доступность |
| | |ребенка стороне стола лежит|ребенку |восприятия |
| | |колечко, рядом палочка. |установить |предметов в |
| | |Ребенку предлагают достать |взаимосвязь |динамике их |
| | |колечко, не трогая его |между |соперемещения; |
| | |руками. |предметом и |учитывает ли |
| | |«Что в трубке лежит?» |орудием. |ребенок форму, |
| | |В прозрачной трубке лежат | |пространственное |
| | |шарики или другие мелкие | |положение |
| | |игрушки. Рядом находится | |предметов. |
| | |палочка. Предлагают ребенку| | |
| | |достать шарики. | | |
|1,5-2,|Специализиро|«Поехала кукла в гости». |Анализируют, |Отмечают, |
|5г. |ванные |На столе стоит тележка с |способен ли |способен ли |
| |орудия. |куклой. На тележке имеет |ребенок |ребенок |
| | |вертикально закрепленный |достичь |использовать |
| | |стержень. Рядом лежит |результат, |орудие, которое |
| | |палочка с кольцом на конце.|учитывая |перемещается в |
| | |Предлагают ребенку |особенности |разных |
| | |прокатить куклу, не трогая |орудия, форму |направления, |
| | |тележку руками. |и положение |учитывая форму |
| | |«Ловись рыбка». |предмета. |предметов. |
| | |В тазу с водой плавают | | |
| | |пластмассовые рябки, рядом | | |
| | |лежит сачок. Предлагают | | |
| | |ребенку поймать рыбок. | | |
| | |«Достань шарики». | | |
| | |В высокой прозрачной банке | | |
| | |плавают шарики, рядом лежит| | |
| | |черпачок. Предлагают | | |
| | |ребенку достать шарики. | | |
|2-3 г.|То же. |Перед ребенком стоит |Выявляют, как |Оценивают, как |
| | |одноцветный прямоугольный |ребенок |ребенок |
| | |кубик с отверстиями. В |устанавливает |воспринимает |
| | |отверстия кубика нужно |связь между |предметы в |
| | |вставить втулки с плоскими |несколькими |динамике |
| | |шляпками (рукой втулки до |предметами для|соперемещений, |
| | |самой шляпки плотно |объединения их|воздействий и |
| | |вставить в отверстие трудно|в целое |изменений, а |
| | |и нужно забить молотком.) |посредством |также особенности|
| | |предлагают детям вставить |орудия. |выделения частей |
| | |втулки. | |и целого. |
Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)
|Возрас|Содержание задания |
|т | |
|3 года|показать свои глаза, нос, рот. |
| |Повторить предложение, включающее до шести слогов. |
| |Повторить по памяти два числа. |
| |Назвать нарисованные предметы. |
| |Назвать свою фамилию. |
|4 года|Назвать свой пол. |
| |Назвать несколько показываемых предметов. |
| |Повторить ряд их трех однозначных чисел. |
| |Сравнить длину показанных линий (3 задачи). |
|5 лет |сравнение (попарно) тяжести (3-12 г, 15-6 г, 3-12г) |
| |срисовать квадрат. |
| |Повторить слово из трех слогов. |
| |Решить головоломку. |
| |Сосчитать четыре предмета. |
|6 лет |Определить время дня. |
| |Назвать назначение нескольких предметов обихода. |
| |Срисовать ромб. |
| |Сосчитать тринадцать предметов. |
| |Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания) |
|7 лет |Различить правую и левую стороны. |
| |Описать картинку. |
| |Выполнить несколько поручений. |
| |Назвать общую стоимость нескольких монет. |
| |Назвать показанные четыре основных цвета. |
|8 лет |Сравнить два объекта по памяти. Установить сходство между ними. |
| |Обратный счет от 20 до 1. |
| |Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания). |
| |Назвать день, число, месяц, год. |
| |Повторить ряд из пяти однозначных чисел. |
|9 лет |Назвать все месяцы. |
| |Назвать стоимость всех монет. |
| |Составить из преложенных трех слов две фразы. |
| |Ответить на три легких вопроса. |
| |Ответить на пять более трудных вопросов. |
|10 лет|Ранжирование предметов. |
| |Воспроизведение фигур. |
| |Поиск несоответствий в рассказах. |
| |Ответы на трудные отвлеченные вопросы. |
| |Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании. |
|11 лет|противостояние внушению при сравнении линий разной длины. |
| |Составление предложения из трех слов. |
| |В течение 3 минут произнести 60 слов. |
| |Определение отвлеченных понятий. |
| |Восстановить порядок слов (3 задания). |
|12 лет|Повторение однозначных чисел. |
| |Поиск трех рифм к слову «стакан». |
| |Повторение предложений, включающих 26 слогов. |
| |Объяснение смысла картины. |
| |Завершение рассказа. |