Рефетека.ру / Психология

Реферат: Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Министерство общего и профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет

Кафедра социальной и практической психологии.

Факультет психологии.

Специальность 020400

Курс 6.

Автореферат к выпускной квалификационной работе

Боброва Людмила Валерьевна

Тема:

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.

Научный руководитель:

Старший преподаватель социальной и практической психологии

Курунов Виктор Валерьевич

Уфа 2003 г.

В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности.

Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.

2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.

3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.

5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

6. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Объектом исследования является особенности общения детей подросткового возраста.

Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с особенностями общения у детей подростков.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом.

С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор
Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей для детей старшего возраста.

Методика Айзенка (опросник E.P.Q.) предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма.

А также использовалась одна из форм естественного эксперимента – характерологическая беседа. В беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности – самосознание, самооценка свойств личности, переживания и эмоциональные отношения.

Для проверки гипотезы и определения коэффициента ранговой корреляции использовали формулу Спирмена.

Эмпирические исследования были проведены среди учащихся 8 В класса, школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из них 15 мальчиков, 14 девочек.

Дипломная работа включает 2 главы. В I главе были раскрыты проблемы общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.

Были получены следующие выводы.

С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее удовлетворения. Сверстники также выступают значительной фигурой в жизни подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстником.

Неудовлетворённость в общении вызывает у подростков глубокие переживания, которые могут порождать тревожность. Общение и тревожность тесно взаимосвязаны.

Во II главе было проведено эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.
Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:

Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о неумении подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность, искренность, доверие друг к другу, что приводит к нарушениям сферы межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.

Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли к выводу, что результат коэффициента ранговой корреляции попадает в зону значимости, что подтверждает гипотезу. Следовательно, существует взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

В заключении можно сказать, что:

Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных граждан к общению.

От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

Похожие работы:

  1. • Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
  2. • Гендерные особенности проявления тревожности у ...
  3. • Психологические особенности внутриличностного и ...
  4. • Воспитание культуры общения у детей старшего ...
  5. • Влияние групповых психолого-педагогических методов на ...
  6. • Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей ...
  7. • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего ...
  8. • Особенности психологического консультирования детей ...
  9. • Особенности агрессивного поведения в старшем и ...
  10. • Развитие волевых черт характера у детей подросткового ...
  11. • Влияние родительских установок и реакций на ...
  12. • Организация психокоррекционной работы со страхами и ...
  13. • Специфика совладающего поведения у подростков с ...
  14. • Коррекция тревожности
  15. • Психологические особенности агрессивного поведения ...
  16. • Тревожность подростков
  17. • Особенности Я-образа у подростков
  18. • Воспитание этики межнационального общения
  19. • Особенности проявления закономерностей внимания у ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com