Тема 1: Предмет и задачи психологии и педагогики.
Методы психо-педагогического исследования.
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) — наука о
закономерностях функционирования и развития психики, основанная на
представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к
внешнему миру.
Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного
организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением
признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде
всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности
процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально
организованного обучения.
Парапсихология (от греч. para – возле, около) — научная дисциплина,
изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в
общепринятую картину мира.
Психогенетика — раздел психологии, использующий данные генетики и
генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие
наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности
психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций,
темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли
психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и
средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика
индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются:
популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные
особенности психики определяются наследственностью в значительной степени.
Психосемантика (от греч. semantikos – обозначающий) — раздел психологии,
изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные
проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования
значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов,
символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных
факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных
семантических пространств.
Психофизика — раздел психологии, основанный Г. Фехнером, посвященный
измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.
Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и
исследование психофизических функциях.
Психотехника — ранний этап развития психологии труда и инженерной
психологии, главной проблемой которого была научная организация труда.
Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах
В.“Штерна (1903) и Г.“Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде
всего с именем И.Н.“Шпильрейна; наиболее широкое распространение получила в
20–30“гг. После постановления „О педологических извращениях в системе
наркомпросов“, в котором была осуждена практика использования тестов, все
психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.
Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм,
впервые рассмотренный З. Фрейдом, работа которого обеспечивает
эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом
его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера
самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных
психодиагностических методик.
Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов
восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для
человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия
происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет
усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования
раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях
взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок
смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой
основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными
системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в
состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и
дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие
двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают
предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия.
При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения,
моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие
восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов
деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов
трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно
приобретает относительную самостоятельность.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление,
начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского
психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве
предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а
объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо
внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения
постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные
реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические
реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь,
сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании
(обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными
стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях
Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у
младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими,
первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через
некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом
кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание
представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое
содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате
бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм.
В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель,
потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала
концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX
в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал
большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного
обучения.
Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х
гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций.
Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских
областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение,
речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект
и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры
того или иного психологического процесса.
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в
начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к
власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и
продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской
школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В.
Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили
философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э.
Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым
физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или
феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица
анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были
обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических
иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был
постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к
образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При
этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в
целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“,
„фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.
В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод
экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и
внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К.
Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном
мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования
„хороших гештальтов“ в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин
расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного
измерения“. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на
необихевиормзм, когнитивную психологию, школу „New Look“.
|Нейропсихология — раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов |
|высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями |
|головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, |
|который разработал теорию системной динамической локализации психических |
|процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии |
|используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором |
|дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения |
|мозга. |
Эго–психология (от лат. ego – я + греч. psyche – душа + logos – учение) —
психологическое направление, которое начало оформляться в 30–е гг. XX в. на
основе классического психоанализа. Основными его представителями являются
А. Фрейд, Г. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон. В
противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый
выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в
психоанализе „эго“ понималось как производное от бессознательного и
направленное на обеспечение нужд „оно“, то в эго–психологии „эго“
независимо от „оно“ и имеет врожденный источник. По Гартману, и „эго“ и
„оно“ возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка;
по Глоуверу, у новорожденного уже существует „эго“ как набор инстинктивных
интенций, которые в процессе психического развития структурируются за счет
образов внешнего мира; по Спитцу „эго“ формируется во взаимодействии прежде
всего с матерью.
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека,
характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного
фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие
строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник
общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В
индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно
присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
Сублимация — форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее
реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально
приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.
Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей
анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел
ряд этапов.
1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который
характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности
субъекта.
|Ассоциативный эксперимент — проективный метод, предложенный одновременно К.Г. |
|Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации |
|личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор |
|слов–стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие |
|ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между|
|словом–стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и |
|физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых |
|влечениях и „аффективных комплексах“ испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика|
|получила в исследованиях А.Р. Лурия, который предложил так называемую „сопряженную|
|моторную методику“, при использовании которой испытуемый должен одновременно со |
|словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать |
|двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ |
|двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики |
|аффективных реакций испытуемого. |
Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых
постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных,
аффективно–эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в
деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую
психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и
индивидуальную психологию.
Фрейдизм — психологическое направление, разработанное З. Фрейдом,
основанное на понятии либидо, включающее в себя технику психоанализа.
Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития
личности являются сексуальное и агрессивное влечения, имеющие инстинктивную
природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества
происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание
оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде
оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура
излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания
пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
|Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих свои |
|истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не |
|опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного |
|исследования психических процессов. При этом „чужое“ сознание рассматривается |
|как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, |
|зная о связи собственных переживаний с внешними их проявления, строит гипотезу о|
|внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого |
|поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную |
|психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а |
|также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова. |
Ассоциационизм – психологическое учение, использовавшее ассоциацию как
главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. Господствовал в
психологии XVIII – XIX вв.
ДРУГАЯ ТЕМА
Антропоморфизм — стремление наделять человеческими свойствами растения,
животных, силы природы, богов.
|Апперцепция - влияние на восприятие предметов окружающего мира |
|предшествующего опыта и установок индивида. Термин „апперцепция“ был |
|введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию |
|какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное |
|видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции |
|использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, |
|В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности |
|души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это |
|понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии |
|апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. |
Экстерорецепторы— рецепторы, за счет работы которых воспринимается
информация, получаемая из внешнего мира (посредством зрения, слуха, вкуса,
обоняния, тактильных ощущений).
Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира
в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях
ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные,
вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно
физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные
и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918)
выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую
чувствительность.
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий
субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего
на анализаторы.
|Проприорецепторы (от лат. proprius – собственный, receptor – принимающий) — |
|периферические элементы сенсорных органов, расположенные в мышцах, сухожилиях, |
|суставах, в коже и свидетельствующие о их работе (сокращения мышц, изменения |
|положения тела в пространстве). |
|Пороги ощущений — качественные показатели чувствительности анализатора. Выделяют |
|абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный пороги ощущений. |
|Сензитивные периоды развития— возрастные интервалы индивидуального развития, при |
|прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим |
|влияниям окружающего мира. |
Генотип (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) —
совокупность особенностей индивида, которые могут быть проинтерпретированы
как проявление генетических, наследственных факторов.
НАВЫК, а, м. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к
чемун. Н. в работе.
ЭМБРИОН (греч. embryon), то же, что зародыш животных и человека.
ЭКТОДЕРМА (от экто... и дерма),
1) наружный зародышевый листок многоклеточных животных. Из эктодермы
образуются кожный эпителий, нервной системы, органы чувств, передний и
задний отделы кишечника. Ср. Энтодерма,
encyclop.asp?Topic=topic_med186Мезодерма.
2) Наружный слой стенки тела у кишечнополостных.
ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens выносящий), выносящий, выводящий, передающий
импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или
центробежные, нервные волокна. Ср. Афферентный.
ЭНТОДЕРМА (от энто... и дерма),
1) внутренний зародышевый листок многоклеточных животных. Из энтодермы
образуются эпителий кишечника и связанные с ним железы (поджелудочная,
печень и др.), плавательный пузырь, легкие. Ср. Эктодерма,
encyclop.asp?Topic=topic_med186Мезодерма.
2) Внутренний слой стенки тела у кишечнополостных.
МЕЗОДЕРМА (от мезо... и дерма) (мезобласт), средний зародышевый листок у
многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных) и человека. Из
мезодермы развиваются мышцы, хрящи, кости, органы крово- и
лимфообразования, выделения, половые и др. Ср. Эктодерма, Энтодерма.
CЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (от лат. sensibilis чувствительный), в биологии повышение
чувствительности организма животного и человека (или отдельных органов,
напр. органов чувств) к воздействию каких-либо раздражителей (главным
образом химических). Сенсибилизация лежит в основе ряда аллергических
заболеваний.
СИНЕСТЕЗИЯ (от греч. synaisthesis соощущение), явление восприятия, когда
при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него
ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств
(напр., «цветной слух» звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.).
Инстинкты животных (от лат. instinctus – побуждение) — генетически
запрограммированные формы поведения животных, связанные прежде всего с
пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида.
Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее
запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни
животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в
непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные
реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей
Тропизмы (от греч. tropos – поворот, направление) — изменения направления в
движении частей растения под воздействием биологически значимых
раздражителей.
Таксисы (от греч. taxis – порядок, расположение) — инстинктивная форма
пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают
двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым
элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных
(отрицательные таксисы).
Онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни.
Филогенез — понятие, введенное Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения
изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е.
видов.
Тема4: Внимание как сквозной пс процесс.
Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте
приоритетности стоящих перед субъектом задач.
Ориентировочный рефлекс — комплекс реакций организма в ответ на новизну
раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении
источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении
периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления
кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры
больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма),
повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты
слияния ощущений.
Доминанта (от лат. domimns – господствующий) — понятие, предложенное А.А.
Ухтомским, обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок
очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который
происходит „переключение“ раздражителей, которые обычно индифферентны
относительно этого очага. За счет этого возбуждение „накапливается“, а
работа других нервных центров тормозится.
Произвольное запоминание — запоминание, при котором происходит намеренное
использование специальных средств для лучшего сохранения материала в
памяти.
|Непроизвольное запоминание — запоминание, происходящее без намеренного использования |
|специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. |
Произвольное внимание - обусловленное постановкой сознательной цели.
Непроизвольное внимание - представленное ориентировочным рефлексом,
возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.
Распределение вним - см лекцию
Постпроиз вним - см лекцию
Тема5: Мышление как высший познав пс процесс.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) — когнитивный процесс, в
котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств.
Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на
основе аксиоматических положений.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) — расчленение в плане
представлений или материального моделирования предмета или явления на
составные части.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) —
мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта
или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему
с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.
|Обобщение — познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно|
|устойчивых свойств окружающего мира. |
Дедукция (от лат. deductio – выведение) — процесс логического вывода на
основании перехода от общих положений к частным.
Индукция (от лат. inductio – выведение) — процесс логического вывода на
основании перехода от частных положений к общим.
Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического
или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается
недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях,
реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
|Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) -тОбозначает |
|внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. |
|Понятие — символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, |
|выделенных в результате аналитической работы. |
|Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для |
|письма) — устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, |
|предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. |
Умозаключение — установление связи между какими–либо суждениями.
Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход
из под влияния перцептивного поля.
Суждение — выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной
форме.
Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности
индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально
новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого
фактора.
Сравнение - см лекцию