Содержание
Введение 2
1. Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса 4
Общие данные 4
Изучение ценностной ориентации 4
2. Изучение темперамента школьника 9
3. Изучение личности испытуемого 9
Общие психолого-педагогические выводы 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
Данная работа является итогом практической деятельности,
осуществленной посредством тестирования школьника – ученика 9 класса.
Важная роль при осуществлении данной работы уделялась адекватному анализу
полученных в ходе тестирования данных, которые имели своей целью отражение
внутренних и внешних параметров бурно начинающегося процесса развития
личности в предлагаемом возрасте. Важно отметить, что у испытуемого был ряд
затруднений в процессе тестирования, связанный с некоторой бедностью
словарного запаса, а также довольно низким уровнем общего развития, малого
кругозора и недостаточной начитанности. В ходе работы были отмечены
основные тенденции развития данной личности в свете возникающих как
внутренних, так и внешних конфликтов.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической
характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных
образований, выражает содержательное отношение человека к социальной
действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения,
оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент
структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю
готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению
потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Это
обусловлено тем, что каждое общество имеет уникальную ценностно-
ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной
культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе
социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы
ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой
в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая
“размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются
порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом
идеалах и ценностях появляются противоречия.
В первой главе предлагаемой работы были проанализированы результаты,
полученные при использовании методики тестирования, направленной на
изучение ценностных ориентаций учащегося.
В следующей главе были описаны основные характеристики темперамента
школьника, а также рассмотрен дуализм отражения психических особенностей во
внешнем поведении индивида.
Третья глава полностью посвящена рассмотрению личности школьника на
основе полученных данных, а также характеристике взаимоотношений учащегося
со своими сверстниками, с коллективом, с учителями.
Подробное рассмотрение данной проблематики обусловлено тем, что эти
показатели являются значимым компонентом, отображающим сущность
формирования личности, и, с другой стороны, они же могут выступать и как
фактор, его определяющий.
В заключении данной работы подводятся итоги, а также аккумулируются различные выводы, обусловленные результатами тестирования.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса
Общие данные
Юрьев Александр Евгеньевич 1987 года рождения, ученик 9 «А» класса средней школы № 46 города Курска.
Изучение ценностной ориентации
В контексте рассмотрения данного аспекта развития личности необходимо учесть, что ценностная ориентация индивида не только определяет тип его поведения в окружающем мире, но и является определяющим фактором в выборе основной сферы деятельности на протяжении всей жизни (начиная от любимых/нелюбимых игр заканчивая будущей профессией). Важно также отметить, что ценностные ориентации по своей сути являются сложным социально- психологическим явлением, который, как уже было отмечено, определяет направленность деятельности личности.
Для более полного и качественного понимания структуры интегральной индивидуальности ценностных ориентаций было осуществлено тестирование.
Рассмотрим итоги тестирования, направленного на изучение терминальных ценностей испытуемого.
Наиболее значимыми целями для Александра, судя по результатам тестирования, являются: материальная обустроенность, удовольствия, а также здоровье.
Не имеют значения такие цели в жизни, как творчество, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, а также уверенность в себе.
К числу достаточно значимых целей испытуемый относит свободу и независимость в поступках и действиях, активную деятельность и любовь.
Малозначимыми Александру представляются красота как переживание прекрасного в природе и искусстве, познания, хорошие и верные друзья, а также интересная работа.
Относительно таких ценностей, как счастливая семейная жизнь, общественное признание, равенство можно сказать, что их присутствие необязательно в жизни испытуемого.
Нельзя определенно сказать, является ли данная структура терминальных
ценностей благоприятной для развития учащегося, т.к. в них отражается ряд
внешних негативных факторов, таких как неправильное (грубое) домашнее
воспитание, возможно, ущемление прав ребенка (или жестокие наказания, или
же подчиненное положение в семье – например, младший ребенок в многодетном
семействе). Все это находит непосредственное отражение в структуре
терминальных ценностей Александра. Как видно из результатов тестирования,
приоритетное положение у испытуемого занимают в основном внешние признаки
благоприятствия, духовному развитию Александр уделяет незаслуженно слабое
внимание. Помимо этого он не задумывает о самореализации и не ставит
успешную карьеру или же интересную работу на первое место в своем будущем.
Это видно из того, что интересная работа была оценена учеником таким
образом, что попала в категорию малозначимых для испытуемого ценностей.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает
важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек
становится полноправным членом общества во всей полноте социальных
взаимоотношений. Исходя из этого, можно сказать, что будущая социальная
позиция Александра скорее всего будет характеризоваться как пассивное
восприятие действительности, апатичное отношение к разного рода социальным
процессам, увлеченность лишь своей личной жизнью, в которой практически
последнее место будут занимать самореализация и творчество.
Однако эта неблагоприятная тенденция может быть устранена в том случае,
если Александр попадет в особу социальную группу (нечто вроде молодежного
клуба, целью которого является адекватная социализация трудных подростков,
или же просто подростков-сверстников Александра). Но даже в этом случае
благоприятный результат вовсе не гарантирован, т.к. необходимо, чтобы
суждение, а также ориентационно-ценностная система, взятая за основу в
подобном клубе стала авторитетной для Адександра, т.к. исходя из
результатов теста, можно сделать вывод, что для него значительную роль
играет сколько не правильность суждения, а его авторитетность в кругу
сверстников и той социальной группы, к которой он принадлежит в данное
время.
Отсюда можно сделать вывод, что система личностных ценностей данного индивида, как и большинства представителей его возраста складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Важно, чтобы эти объективизированные ценности совпадали по своей сути с нормами и правилами духовной культуры, а также морально- этической системы представлений современного общества. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Необходимо отметить, что многие исследователи придавали большое
значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций.
Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии
морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития
по Пиаже. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности
и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль
динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением
ценностей, норм, требований и правил общества.
У испытуемого начинает формироваться устойчивый круг интересов,
который является психологической базой ценностных ориентаций подростков.
Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и
переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к
юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от
детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и
выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для
Александра остается актуальной проблема формирования самосознания
(центрального новообразования подросткового возраста).
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности учащегося,
регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его
ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в
обособлении.
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга
контактных групп, в которые включается Александр, и в тоже время, большая
избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой
дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом
членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с
которыми ученик идентифицирует себя и которые он стремится использовать как
стандарт для самооценки и как источник ценности.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в возрасте испытуемого, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Теперь рассмотрим подробнее результаты тестирования, направленного на изучение инструментальных ценностей учащегося.
Наиболее значимыми для Александра являются смелость, самоконтроль и
твердая воля. Это характеризует испытуемого как человека с хоть еще и
формирующимся, но уже твердым характером с ярко выраженными его чертами.
Увы, для учащегося не имеют значения в жизни образованность, честность и
терпимость.
К числу достаточно значимых целей испытуемый относит рационализм, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе и других и, помимо этого, широту взглядов.
Малозначимыми представляются дисциплинированность (исполнительность), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), а также жизнерадостность (чувство юмора).
2. Изучение темперамента школьника
Как уже было отмечено выше, ряд трудностей в данном тестировании
возник у Александра в связи с недостаточностью кругозора, незнанием
некоторых абстрактных понятий, используемых в формулировках вопросов.
Однако необходимо отметить, что испытуемый серьезно подходил в ответам на
поставленные вопросы, значительное время обдумывая варианты.
Темперамент испытуемого по результатам тестирования можно охарактеризовать как «флегматик».
3. Изучение личности испытуемого
Из предложенного перечня среди положительных качеств были отмечены такие как:
Аккуратность;
Вдумчивость;
Искренность;
Осторожность;
Принципиальность;
рассудительность.
Среди отрицательных были отмечены следующие:
. беспечность;
. завистливость;
. вспыльчивость;
. обидчивость;
. подозрительность;
. беспечность.
Все это говорит о том, что самооценка испытуемого занижена по положительным показателям, то же и по отрицательным показателям
(самооценка занижена).
Если перейти к более подробной характеристике личности испытуемого, что
можно говорить о том, что среди общего уровня развития учащихся своего
класса Александр является представителем самой многочисленной прослойки. В
коллективе испытуемый пользуется уважением – однако опять-таки среди
определенной группы, которая отличается определенной замкнутостью, наличием
своих определенных правил. Нельзя сказать, что учащийся особенно дорожит
мнением остального коллектива, дружба же внутри этой замкнутой группы
основана на единстве взглядов и мировоззрений.
Александр в целом доволен своим положением в коллективе и не стремится
занять в нем более активную позицию. Пребыванием в школе не дорожит,
относится к учебе как к неприятной обязанности. По отношению в учителям
иногда агрессивен, в обыденных ситуациях общение с ними старается свести к
минимуму, т.к. рассматривает их как носителей постоянных требований и
заданий, которые необходимо выполнять.
Успеваемость Александра нельзя охарактеризовать как хорошую или отличную.
Среди его оценок преобладают «3». Возможно, вследствие отсутствия
положительной мотивации к учебе, у ученика недостаточно широкий кругозор и
его начитанность гораздо меньше в сравнении с его сверстниками. Отсюда, как
следствие относительно небогатый словарный запас, хотя Александр не
является молчаливым человеком.
Необходимо отметить, что Александр может при наличии положительной
мотивации контролировать свою сосредоточенность, достигая довольно высокого
ее уровня, однако, повторим, только при наличии положительной мотивации,
что, судя по всему, в жизненном опыте Александра, явление редкое – во
всяком случае, применительно к учебе.
Однако учащегося можно охарактеризовать как трудолюбивого человека – на
уроках труда в свое время он не избегал ручной, физической работы.
Положительно относится испытуемый к урокам физической культуры, что
отражено в результатах тестирования – среди терминальных ценностей здоровье
играет значительную роль.
Помимо основных результатов были выявлены следующие особенности: в
результате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности
учащегося. Итак, три значимых фактора. Первый фактор — симптомокомплекс
эмоциональной чувствительности к результатам социального взаимодействия;
второй фактор — симптомокомплекс силы и подвижности нервной системы,
высокой пластичности и социальной смелости; третий фактор — фактор
напряженности. Эти факторы являются определяющими в случае рассмотрения
результатов теста в контексте определения динамизма личности, ее
экстравертности, а также крепости социальных связей и значимости коллектива
для учащегося.
Общие психолого-педагогические выводы
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст, в котором находится испытуемый. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. В рассматриваемом случае она является двоякой по своей сущности, т.к. находится в зависимости от влияния семьи на испытуемого. Школа в данном варианте может оказывать как благоприятное, так и негативное воздействие на развивающуюся личность. Дело в том, что если у Александра сформируется активное отношение к действительности и он станет прилагать различные усилия к участию во внешкольной, внеклассной работе, станет более заинтересованным в процессе жизнедеятельности коллектива – в таком случае роль школы будет определена как положительная. Однако такое положение вещей невозможно без помощи квалифицированного педагога. Но здесь мы вновь сталкиваемся с взаимовлиянием таких факторов как семья и школа. Всю пользу от благоприятного воздействия школы может свести к минимуму отрицательное воздействие на психику ребенка со стороны родителей, старших детей (они, как правило, более жестоки по отношению к своим младшим братьям и сестрам – это обусловлено своего рода «борьбой за выживание» и необъяснимой битвой за любовь родителей).
Заключение
Итак, в данной работе были проанализированы основные результаты
тестирования, направленного на выявление взаимосвязей внешних факторов с
внутренними конфликтами и отражения этих процессов во внешнем поведении.
Кроме того, была предпринята попытка найти пути для наиболее благоприятного
развития личности испытуемого, однако это неразрывно связано с социальной
средой и внутренним состоянием семьи учащегося.
При обработке результатов нам приходилось обращаться к литературе научного, а также практического характера.
В итоге необходимо отметить, что у испытуемого есть возможности продуктивного изменения отношения к действительности, повышения самооценки с заниженной до адекватной – однако все это неразрывно связано с изменением социальной атмосферы вокруг учащегося, со сменой круга общения и со знакомством с новыми морально-этическими идеалами и ценностями, являющимися незыблемыми и основными для всего современного общество.
Список использованной литературы
Аза Л.А., Поддубньш В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев, 1978.
Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб.,
1993.
Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровского. М., 1979.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //
Вопросы психологии, 1969.
Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии /
Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 241-254.
Немов Р.С. Психология образования. Учебник. М., 2000.
Рыбалко Е.Ф., Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации у старшеклассников и студентов // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984.
Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1995.