Московский Государственный Университет факультет психологии
Курсовая работа на тему
"Д Р У Ж Б А"
Орлов А.И. вечернее отделение
II курс, 21 группа
1994 г.
Что такое дружба?
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения (МО).
При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают МО. Важнейшая черта МО - их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувст, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.
Если углублятся в МО, то столкнемся с более личностным общением,
например, с интимно-личностным. Это соучастие партнеров в проблеммах друг
друга, возможность разделить с другими свое духовное и практическое бытие.
Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей
партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений
другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях
происходит самоактулизация индивида, чему в наибольшей степени способствуют
высшие формы интимно-личностного общения - дружба и любовь.
В данной работе хотелось бы рассмотреть, что же такое дружба, какие бывают дружеские отношения, её разновидности: виды и типы, как понимали и оценивали дружбу литераторы. Сначала рассмотрим элементы психологии дружбы: атракция, эмпатия, так как в дружеских отношений они являются главными организующими.
Психология дружбы.
Атракция.
Психология дружбы, была связана с социально-психологическими
исследованиями межличностной атракции. Слово "атракция" обозначает
буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие
"межличностной атракции" определяют как когнитивный (познавательный)
компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую
социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент
межличностного восприятия.
Психология атракции охватывает:
1. потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
2. свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;
3. особенности процесса взаимодействия, благоприятствую-щие возникновению и развитию диадических (парных) отно-шений;
4. объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).
Эмпатия.
В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как
способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность
приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания.
Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее
часто встречающиеся:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
4) свойство психотерапевта.
Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".
В школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными.
Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходит и для людей.
Понятие дружбы и её значения.
Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных
значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил
Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам
дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным
образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна
только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней
Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как
дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между
политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения
успеха в политике.
Итак, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова, то увидим, что в большинстве случаев слово "дружба" имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.
Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. Если к ним приходит успех, если они получают какую-нибудь награду или на них "сваливается" неожиданное везение, мы не радуемся за них, как за самих себя; ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Но зачем же называть дружбой столь различные на самом деле типы отношений? Речь идет о неверном употреблении слова. Так было в прошлом, так продолжается и сейчас.
Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами, фашисты - камрадами. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.
Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с "утилитарной" дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.
Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.
Что же в таком случае понимаем мы под словом "дружба"? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: "Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства". Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств.
Типы дружбы.
Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рамссмотрим только юношескую и взрослую.
Юношеская дружба.
Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т.д.
В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании
другого и себя другим и самораскрытии. "Счастье - это когда тебя понимают",
- говорит юный герой фильма "Доживём до понедельника".
Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно
эмоциональна. И выраженна эмоциональность не столько в словах и
предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговорённости,
недомолвках, которые подросток при всём желании не смог бы перевести в
понятия, но которые доносят до его друга-собеседника тончайшие нюансы его
настроений, оставаясь бессмысленным и непонятным для постороннего
слушателя. Этот "пустой" разговор психологически важнее и значительнее
"содержательной" светской беседы о высоких материях... Нуждаясь в сильных
эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных
свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких
случаях обычно кратковременны.
Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С
одной стороны, эти отношения кажется более или менее альтернативными.
Появление любимой девушки снижаeт эмоциональный накал однополой дружбы,
друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь
предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в
себя дружбу.
Дружба взрослых.
В юности дружба, как мы видели, занимает привилегированное, даже монопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. С появлением новых, "взрослых" привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение.
Три момента особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы: 1) относительное завершение формирования самосознания; 2) расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; 3) появление новых интимных привязанностей.
Также меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость к различиям - один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и в общении. Детская дружба может распасться из- за пустяка. Юноши уже готовы мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное.
Виды дружбы.
Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.
Творческая дружба - это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.
Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в кино или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа. Врачи, например, чаще всего дружат с врачами.
Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.
Разновидности дружбы.
Понятие романтической дружбы крайне неопределенно. Оно то обозначает дружбу эпохи романтизма, включая и предшествовавший ей период "бури и натиска", то соотносится со специфическими представлениями о дружбе, имевшими хождение в кругу немецких поэтов-романтиков, то ассоциируется с психологическим типом "романтической личности".
Если отвлечься от психологических нюансов, романтический канон дружбы означал, во-первых, резкое повышение требований к ее интимности и экспрессивности и, во-вторых ассоциацию "истинной дружбы" с той частью жизни человека, которая приходится на юность.
В эротической дружбе нет места обольщению и жeланию распоряжаться
судьбой другого, иметь над ним власть. Настоящая эротическая дружба - это
бескорыстный, благородный порыв, направленный на то, чтобы
совершенствоваться самому и помочь в этом другому. Без мелочных подсчетов
всех "за" и "против", без желания удержать, повелевать, влиять, направлять.
Друг принимает своего друга с любовью и старается доставить ему радость.
Неважно, ждал ли он его, или тот пришел неожиданно. Друг отдает, ничего не
прося взамен, и получает, ничего не спрашивая. Если эротике удается всё это
освоить, а иногда ей это удается, она может жить рядом с дружбой. В
противном случае она ее разрушает.
Возникновение дружбы. Встреча.
У нас могут быть в течение всей жизни прекрасные отношения с соседями или с коллегами по работе, но никто из них не станет нашим другом. И в то же время мы можем считать другом или подругой человека, с которым мы виделись всего один-два раза и который живёт далеко от нас. Выясняется, однако, что только с ним нам хорошо и хочется проявить то лучшее, что в нас есть.
Дружба возникает как разрыв в обычном течении событий, как скачок. В
какой-то момент мы вдруг начинаем испытывать сильный прилив симпатии,
интереса к другому человеку, он становится нам близок. Если мы давно с ним
знакомы, появляется чувство, будто мы увидели его первый раз в жизни.
Назовем это явление встречей. Встреча - это конечное событие, сгусток
времени. Для дружбы важны только эти минуты наивысшей интенсивности жизни.
Все, что происходит в промежутке, не имеет значения. Такая встреча всегда
неожиданность, всегда открытие. По отношению к большинству наших знакомых
мы так никогда и не сделаем этот первый шаг на пути к дружбе.
Дружба - это сложное переплетение встреч, и каждая встреча - испытание,
она может принести успех и разочарование. В отличие от влюблённости мы
можем даже не вспоминать о друге от встречи до встречи.
Взаимодействие 2-х людей передаёт схема американского психолога Дж.
Левинджера.
0. Нулевой контакт.
Два несвязанных лица.
1. Осознание.
Односторонние установки или впечатления, без взаимодействия.
2. Поверхностный контакт.
Двухсторонние установки, некоторое взаимодействие.
3. Взаимоотношения.
Пересечение двух личностей образующие дружеское Мы
Ступени диадического взаимодействия
Я Другой
Я Другой
Я Другой
Я Другой
Другой психологически ещё не существует для Я, не представляет для него
никокого интереса.
Односторонняя атрак-ция, познавательный инте-рес или эмоциональное
влечение, расположение к другому.
Атракция стимулирует поверхностный поведенчес-кий контакт, взаимодейст-
вие субъектов, остающихся тем не менее чужими друг для друг.
Общность деятельности, интересов и установок постепеннопорождает реа-
льное взаимопересечение личностей, от частного, не-значительного до весьма
широкого, когда два Я до некоторой степени сли-ваются в неделимое Мы.
Кто есть друг?
В разговорном языке слово "друг" имеет множество значений. Оно означает знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом, всех, кто нам близок. Однако теперь, как и в самом далеком прошлом, существует еще одно значение: интимный друг, которого мы любим и который любит нас. Этот последний тип дружбы относится к более узкому разряду межличностных отношений - к отношениям, построенным на любви. Когда мы думаем о наших близких друзьях, о настоящей дружбе, мы имеем в виду определенную форму любви, существующей между людьми.
Друг никогда не лжет нам и говорит с нами только на языке правды. Мы слушаем его внимательно и беспристрастно, стараясь понять и трезво оценить то, о чем он говорит. Никаких призраков и никакой театральности. Его опыт несет в себе пафос чувств и трезвость разума. Поэтому он обогащает нас, возвышая эмоционально и интеллектуально.
Человек знаком нам настолько, насколько нам известна его жизнь в каждый
отдельный момент. Поэтому, беседуя с кем-нибудь из своих знакомых, мы
спрашиваем о его планах, скажем, на лето: "Куда собираешься в отпуск?"
Вопрос о будущем дополняют сведения о прошедшем: "Куда вы ездили зимой?
Как провели Рождество?" Если мы встретились с людьми, которые не очень нам
близки, и не знаем, о чем говорить, мы будем говорить о погоде. Но и тут,
поговорив о сегодняшней погоде, мы сравним ее со вчерашней и выразим ваши
пожелания по поводу погоды в ближайшие дни.
А вот друзья, встретившись даже после многолетней разлуки, ничего не выспрашивают друг у друга. Они не станут обрушивать друг на друга ураган вопросов, чтобы выяснить, что делал каждый, и восстановить день за днем прошедшее. Более того, прошлое как будто и вовсе их не интересует. Они сразу начинают говорить о том, что у них на душе в настоящий момент. Каждый из них, без предварительной подготовки, максимально расположен к восприятию нового. Друзья, которые, встретившись, говорят друг другу: "А теперь я расскажу все по порядку" или "Расскажи о себе", - это не настоящие друзья. За подобными общими фразами ничего не стоит.
Мы не выбираем в друзья людей, которых не уважаем. Я не стану все время мысленно беседовать с человеком, которого считаю негодяем, искать совета у предателя. Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом: так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми.
Бывают такие ситуации в жизни когда нам плохо, например. Именно в такие
моменты друзья всегда оказываются рядом. Друзья - это те, кто помогает нам
в наших поисках, кто разделяет с нами нашу тревогу, борется вместе с нами
за наши интересы, у кого те же, что и у нас, объекты любви. Настоящий друг
остаётся рядом с нами и помогает нам, когда все остальные уходят. Настоящий
друг проходит через испытания борьбой, ибо борьба заставляет выбирать. Он
выбирает нас вместо кого-то другого. Без выбора нет дружбы. Ситуация
придает выбору драматизм, делает его необратимым, отрезает путь назад. Друг
- это тот, кто выбирает меня вместе с моими проблемами. Но отправиться на
поиски друзей должен я сам. В тяжелые минуты я прежде всего обращаюсь за
помощью к друзьям. Одни решаются пойти со мной, другие - нет. Всякая
ситуация потери действует как естественный отбор: она выделяет те
отношения, которым суждено выжить и иметь продолжение. Помогая другу мы
помогаем и себе, ведь может случится так, что мы поменяемся с ним ролями.
Жертвой окажется он, а мы бросимся ему на помощь. Жить рядом, разделять все
переживания другого означает вместе бороться с потерями, вместе выступать
против сил зла. А значит, и обретать со временем общие объекты любви. Ими
становятся наши близкие, его близкие, мы - объект его любви, он - объект
нашей любви. Так рождается и крепнет дружба.
Морально-этические стороны дружбы.
неписанные правила дружбы
Обмен
Делиться новостями о своих успехах
Выказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
Возвращать долги и оказанные услуги*
Интимность
Уверенность в друге и доверие к нему
Отношение к третьим лицам
Защищать друга в его отсутствие
Быть терпимым к остальным его друзьям*
Не критиковать друга публично**
Сохранять доверенные тайны**
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого**
Взаимная координация
Не быть назойливым, не поучать*
Уважать внутренний мир и автономию друга**
Самыми важными представляются шесть правил, не отмеченных звездочками, так как они отвечают всем четырем критериям:
- единодушно признаются важными для дружбы;
- отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся;
- отличают высоко оцениваемые отношения от низко оцениваемых;
- несоблюдение этих правил считается вероятной и уважительной причиной прекращения дружбы.
Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяют отличить близких друзей от менее интимных. Иными словами, они важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.
Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям: они считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Эти правила - избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого - неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях.Нарушение некоторых правил воспринимается как естественная причина прекращения дружбы; например, несоблюдение норм доверия и взаимного уважения ведет к ухудшению отношений, а нарушение правил, предотвращающих конфликты, вроде запрета вторгаться во внутренний мир партнера, - к разрыву.
Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:
1. Атракция, предшествующая зарождению отношения.
2. Период формирования отношения.
3. Продолжение отношения, означающее либо: а) его рост и укрепление, б) поддержание достигнутого уровня, в) снижение уровня неустойчивости.
4. Ослабление или ухудшение отношения.
5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.
Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она
выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое
orношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение.
Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя
предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.
Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга.
Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров: как они определяют природу своих отношений (видят ли в них дружбу, любовь или простое знакомство), какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек.
Дж. Аллан например, утверждает, что дружба - это качественная характеристика отношений, а не сам по себе объективно существующий вид отношений. Если два человека, независимо от своего социального положения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе считать их друзьями. Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они становятся ими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях, каждый из них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне.
Дружба и Эротика.
Психоаналитики считают, что в основе всех межличностных отношений лежит эротика. Любая межличностная связь - будь то любовь или дружба, достигает своей сущности, становится подлинной, только раскрыв свою эротическую природу. Такова концепция некоторых психоаналитических школ (таких, как школа Вильгельма Райха). Все, что не находит своего выражения в чисто эротической форме, является, по мнению психоаналитиков, результатом либо самоустранения, либо сублимации.
Эротика видит в человеке только эротические свойства и ищет не самого
человека, а новые ощущения. Молекула влюбленности - состояние зарождения,
постоянно возобновляющееся чувство к одному и тому же человеку. Молекула
дружбы - встреча, а сама дружба - цепь встреч с одним и тем же человеком.
Молекула эротики - новое ощущение. Эротические отношения продолжаются до
тех пор, пока эротические ощущения, эротическое наслаждение остаются
необычными, из ряда вон выходящими.
Если эротика не находит этого в одном человеке, ей приходится искать
другого. Назначение влюбленности - создать коллективную структуру: пару.
Назначение дружбы - пройти вместе жизненный путь, плечом к плечу, преданно
и честно. Цель эротики - дать друг другу необычайное наслаждение.
Эротическое наслаждение происходит от слияния тел, от исчезновения на
какое-то мгновение собственной идентичности. Во влюбленности два человека
соединяются, чтобы создать новую общность, новое "мы", которое имеет
тенденцию продлевать свое существование и изменять действительность. В
эротике всегда два человека стремятся соединиться на время, отказываясь
при этом от своей физической и психической индивидуальности.
Есть разные формы дружбы. Некоторые друзья проводят рядом друг с другом всю жизнь. Другие встречаются редко или даже только в исключительных случаях, тем не менее у них дружба - настоящая. С другой стороны, эротическое влечение может породить отношения, которые будут продолжаться очень долго. Для дружбы главное не продолжительность и регулярность общений, а встреча. Именно здесь нужно искать ее отличие от эротики.
Если я говорю любимому человеку: "будем друзьями", это означает, что я
его больше не люблю. Дружба тоже является формой любви, но совершенно иной.
А эротику нельзя даже считать одной из форм любви. По своей природе она
неспособна создавать прочные отношения. Она не является, как говорят
психоаналитики, "постоянным целенаправленным вкладом" или, по крайней мере,
не бывает таковым в большинстве случаев. Поэтому эротика не
противопоставляет себя другим формам любви, она может соединяться с ними,
образуя различные сочетания.
Взаимоотношения эротики и дружбы ещё сложнее. Дружба включает в себя гораздо больше разнородных элементов, чем эротика. Обычно в отношениях между двумя полами наступает такой момент, когда встреча может повернуть и в сторону эротики, и в сторону дружбы. Почти всегда та или другая сторона совершает выбор. Тем не менее дружба может уживаться с эротикой. Дружба между двумя разнополыми людьми, которые состояли или состоят в эротических отношениях, возможна. То же самое относится и к людям одного пола, если речь идет о гомосексуалистах. Это объясняется тем, что дружба живет своей, независимой жизнью, не испытывая потребности в эротике, и легкомыслие, свойственное последней, никак ей не угрожает.
Эротика не рождает дружбу, но дружба совместима с эротикой. Для эротической дружбы очень важна цепь встреч. А кроме того - откровенность, доверие, душевная чистота. Если все это есть, дружба может существовать рядом с эротикой, так же как она существует рядом с любовью, возникшей из влюбленности. От последней она отличается тем, что не ревнует, не требует для себя никакой исключительности, не претендует на полное и постоянное обладание. Эротика всегда бывает придатком дружбы, её несущественной деталью.
Может ли отец быть другом сыну и наоборот?
С одной стороны "Да", а с другой. Отец должен руководить своим сыном, должен быть для него авторитетом, в то время как братья в большинстве случаев не признают друг за другом подобных прав. Дружба требует равенства. Отношения отец - сын предполагают пусть всего лишь потенциальное, но неравенство. Бывают моменты, когда отец чувствует себя другом своего сына и не вспоминает о своей роли руководителя. Но если вдруг сын повел себя недостойно или попал в опасную ситуацию, отец должен вспомнить о своем отцовском долге.
Поэты о дружбе.
Молодой В. А. Жуковский в дневниках и переписке определяет дружбу как
главную жизненную добродетель, пишет о своем желания "сделаться достойным
дружбы". Для него дружба "есть все, только не в одном человеке, а в двух
(много в трех или четырех, но чем больше, тем лучше)". Высшей похвалой себе
он считает, если о нем скажут, что "он истинный друг".
У поколения А. С. Пушкина стиль дружбы уже иной. Тема дружбы занимает важное место в творчестве великого поэта. Однако на разных этапах его жизни и творческого пути эта тема получает несколько иное поэтическое звучание. В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении "Друзьям") дружба описывается преимущественно в анакреонтовских тонах бесшабашного группового веселья, перемежающегося настроениями элегической тоски и грусти. Тема дружеской пирушки, "где просторен круг гостей, а кружок бутылок тесен" ("Веселый пир"), близка сердцу молодого поэта и после выхода из лицея. Однако он уже познал эфемерность подобных радостей и отношений. В стихотворении "Дружба" (1824 г.) поэт глубоко задумывается над тем, что составляет суть дружеских отношений.
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
Для зрелого Пушкина "блаженство дружбы" не просто время, проведенное за
бутылкой и праздным разговором, а "приют любви и вольных муз, где с ними
клятвою взаимной скрепили вечный мы союз..." ( "Из письма к Я. Н.
Толстому")". Друзья в понимании поэта - это уже не просто товарищи детских
игр и юношеских пиров, которым "даны златые дни, златые ночи"", не просто
веселые, интересные собеседники, а прежде всего единомышленники.
Пушкин свято верит в нерушимость дружеских связей, способных противостоять всему окружающему миру:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Приведенный отрывок - из стихотворения "19 октября", написанного незадолго до восстания на Сенатской площади.
Верность светлым идеалам юности и дружбы - важнейшая нравственная ценность и принцип пушкинского поколения. Недаром обращенные к декабристам пушкинские слова "Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье" прямо перекликаются с "Прощальной песнью воспитанников Царскосельского лицея", написанной А. А. Дельвигом и исполненной на выпускном акте:
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет,
В несчастье гордое терпенье,
И в счастье - всем равно привет! "
Нравственная сторона дружбы.
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в
абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма.
Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили
дружбу. Ибо в дружбе расстояние между идеалом и реальностью предельно
короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое. Дружба
соблюдает договоры и считает, что получить доверие друга можно, только
заслужив его. Дружба может быть только честной, искренней, откровенной.
Друг хочет нам добра не на словах, а на деле, он всегда рядом в трудную
минуту. А тот, кому друг помогает, не должен пользоваться этим в корыстных
целях или надоедать изъявлениями своей благодарности. Дружба не терпит
обмана, не допускает злонамеренных поступков. Никогда, ни при каких
условиях. В дружбе нужно уметь увидеть достоинства другого и оценить их.
Друг - всегда человек открытый, жизнелюбивый, веселый. Он не может быть
занудой, приставалой. Друг не должен быть и слишком щедрым, осыпать нас
подарками, иначе он вызывает в нас потребность постоянно отвечать ему тем
же, а в результате над нами постоянно тяготеет чувство неоплаченного
долга. Дружба должна быть естественной и легкой даже тогда, когда
совершаются героические поступки. Друг всегда говорит в ответ на
благодарность: "Не за что". Даже если он рисковал жизнью. Таковы идеалы
дружбы. Она не требует, чтобы ей отдали всё, не заставляет целовать
прокаженных, лжесвидетельствовать в суде. Для нее не обязательно даже,
чтобы друзья жили вместе. Но то, что она требует, должно быть выполнено
неукоснительно. Если же требования дружбы не выполняются, она выносит
осуждающий приговор. А осудив однажды, вряд ли уже когда-нибудь простит.
Дружба не наказывает, не угрожает, не прибегает к репрессиям или шантажу.
Она просто исчезает. Если её идеал не осуществляется, дружба уходит. Может
быть, ни в одном типе человеческих отношений реальное не приближается
настолько к идеальному, как в дружбе. Теперь вы понимаете, почему дружба
так ранима и почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят
принимать правила её игры.
Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Дружба существовала в эпоху Конфуция и продолжает существовать поныне. У нас нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.
Чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой.
Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать. Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас совершил что-нибудь недостойное, например лжесвидетельствовал бы в нашу пользу в суде. Если мы требуем этого, то нарушаем основные правила дружбы и перестаем вести себя так, как подобает другу. Дружба целиком базируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, от дружбы ничего не остается.
Утверждение единственности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценности. И в том одновременно - нравственный императив и психологическая сущность дружбы.
У меня есть друг, я люблю - значит, я существую.
М.Пришвин.
Л и т е р а т у р а:
_______________________________________________
1. Гаврилова Т.П., Понятие эмпатии в зарубежной психологии, ВП-75 №2
2. Гозман Л.Я., Психология эмоциональных отношений, МГУ 1987.
3. Дубовская Е.М., Улановская И.М., К вопросу о роли при различных условиях взаимодействия в паре., В кн. Психологические проблеммы обучения.
4. Кон И.С., Дружба. (психолого-этический очерк), М 1987.
5. Кон И.С., Психология ранней юности., М 1989.
6. Кон И.С., Психология юношеской дружбы., М 1973.
7. Покровский (под ред.), Лабиринты одиночества., Сборник американских статей.
8. Пушкин А.С., Собр. соч. В 10-ти т., М.-Л. 1949, т.2.
9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя., М
1991.
10. Francesco Alberoni, Дружба и Любовь., М 1991.
___________________________________
* * *