Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему:
«Особенности социализации подростков в различных типах семей».
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.
В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые особенности социализации современного подростка в различных типах семей.
Объект исследования: процесс социализации подростков.
Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации подростков.
Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в различных типах семей.
Задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков.
2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях;
3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных многодетных семьях;
4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью;
Гипотеза: Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности социализации подростков.
Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса
социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и
факторам. Рассмотрены западные и отечественные концепции социализации
личности. Изучением этого процесса на разных этапах развития общества
занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,
Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,
Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в
соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия
«социализация».
Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее
структура и роль в экономической и психологической социализации подростка.
Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы:
На протяжении определенного времени семья является для ребенка
единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия.
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии
личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и
психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как
нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с
отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с
нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и
реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и
т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору
психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно
свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы
межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на
негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным
деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного
поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и
идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план,
это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых
людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими
лицами и в этом возрасте.
Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.
Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по изучению особенностей социализации подростков в различных типах семей, выделенных на основании следующих критериев:
1. структурный признак (полные, неполные, сводные семьи; одно
двухдетные, многодетные семьи);
2. социальный признак (семьи с различным уровнем материального благосостояния).
Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение влияния типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте.
Были поставлены задачи:
3. подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и методик исследования;
4. проведение процедуры обследования;
5. осуществление первичной и вторичной статистической обработки данных эксперимента;
6. подведение итогов, анализ результатов исследования;
Основой для работы послужила диалектико-материалистическая концепция социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и онтогенеза.
В данной работе были использованы следующие методы и методики:
1. Тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля»
(Роттер)
Опросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации
подростка наряду с другими социальными институтами.
Опросник Т.А.Гурко для изучения отношения подростков к социально
незащищенным слоям общества.
Исследование проводилось на базе школы №16 города Сочи в 2002-2003
учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие
160 человек: 80 учащихся 8-х классов и 80 учащихся 10-х классов. Целью
которого стало изучение социально-психологических особенностей
становления личности современного подростка. На втором этапе в исследовании
приняли участие только учащиеся 8-х классов школы (из них 42 девочки и 38
мальчиков) с целью определения уровня материального благосостояния семьи.
В качестве показателей формирования личности подростков рассматривались характеристики, весьма условно разделенные на две группы: социальные и психологические. В первую группу включены: успеваемость в школе, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым категориям населения, во вторую: локус контроля. На первом и на втором этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.
Проанализированы результаты эмпирического исследования с точки зрения
влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков.
Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных
возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием
различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и
качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов
(фактором высокого стресса для ребенка может быть психологическое
отсутствие отца в семье).
В то же время выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у подростков из сводных семей - они хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может объясняться отсутствием институциональных норм, регулирующих как внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с другими социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок - небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.
В исследовании также выявлена связь между уровнем материальной
обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на
поступление в вуз, однако различий в значениях локуса контроля по данному
критерию не выявлено.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие зависимости:
Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье
Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее
учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более неблагоприятные показатели свойственны подросткам (как девочкам, так и мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из материнских семей.
Выявлена зависимость значений локуса контроля от количества детей в семье. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей.
Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У девочек различия по этим характеристикам незначительны
Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям.
Таким образом, в результате проведенного исследования была
подтверждена гипотеза о влиянии типа семьи на процесс социализации
подростков. Выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют
на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов
семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт, что вопреки устоявшемуся
мнению в исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных
особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в первую
очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей.
Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к разведенным
женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака. Поэтому можно
считать, что данные о повышенной социальной девиантности детей из
материнских семей - это лишь результат социальных ожиданий относительно
«девиантности» семей этого типа.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности.
Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.
И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.
Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.
Благодарю за внимание!