Глава 1. Социализация в семье
1.1 Понятие социализации.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает
поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его
культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами
социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот
процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители,. церкви,
телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое
влияниесемья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.
По этой причинеона обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный
агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и
мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и
норм, свойственных данной культуре.
Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японсокй культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».
1.2 Детерминанты воспитательного процесса.
Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других соцальных группах родители прибегают к этому крайне редко.Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разьяснений и рассуждений.
Согласно Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.
Личностные качества и убеждения родителей.
Стиль воспитания и используемые дисциплинарные методы с неизбежностью отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психологическом плане; сензитивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интелектуальных навыков.
Помимо личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителй о мотивации и способностях ребенка. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нет.
Некоторые родител уверены, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира через эксперементирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того, те кто убежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению к ребенку не следует быть жестко директивным. родители же, которые считают, что дети пассивны в своем познании мира, напротив, используют наставления и указания, которые в меньшей мере способствуют когнитивному развитию.
На взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная
направленность родителей, их обобщенные представления о других людях.
Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов и
чувств – в отличии от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их
внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, - склонны
использовать личностно-ориентированные дисциплинарные методы. Они обращают
внимание детей на чувства, мотивы других людей, поощряют их размышления над
собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию
позновательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и
автономности.
Таким образом, представления родителей о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса.
Личностные особенности и поведение ребенка.
Принцип взаимного влияния наглядно иллюстрирует отношения между
родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество
и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к
которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка.
Возбудимый, беспокойный ребенок, скорее всего, будет фрустрировать тех, кто
за ним ухаживает, вызывая реакцию раздражения, которая, в свою очередь,
повышает возбудимость ребенка. Матери, считающие своих детей «трудными»,
меньше взаимодействуют с ними, менее чутко реагируют на них.
Взаимное влияние родителей и детей можно обьяснить через концепцию верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение выходит за рамки, родитель пытается скорректировать его.
Социальный контекст.
Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сензитивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромису в умении считатся с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистика бракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура обшения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.
Нормальны воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а так же социально- психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностей по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.
Взаимная поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс несколькими способами. Первый из них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства, беря на себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляют особенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет к общему решению.
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические
нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного
доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.
Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания
супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, главы семьи, завышение
требования, предьявляемые супругами друг к другу. Но самым
пожалуй,существенными факторами, отрицательно сказывающимся на воспитании
детей, являются несовместимость нравственных позцый супругов,
рассогласование их точек зрения на честь, мораль, долг, обязанности перед
семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.
Как исоциальная поддержка, получаемая от супружеских отношений, социальная поддержка родственников и друзей существенным образом влияет на родительское поведение. У родителей, получающих социальную поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях
1.3 Методы воспитания и их эффект.
Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т.е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе развития. Пытаясь воплотить в детях эти идеальные образы, родители пробуют разнообразные стратегии, поскольку для достижения каждой цели необходимы свои методы. Используя методы подкрепления и наказания, родители пытаются привести в соответствие с собственными и общественными ценностями и нормами фактическое поведение ребенка.. Фактически задачей социализации можно считать развитие у ребенка саморегуляции. То есть конечной целью применения дисциплинарных методов служит формирование у ребенка внутренней мотивации, собственного желания вести себя социально приемлемым образом.
Подрепление. Подкрепление (или награда) может быть цоциальным
(похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления). Для маленьких
детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно
после демонстрирования желательного поведения, для старших детей
незамедлительность не столь существенна.
Внешние награды следует использовать с осторожностью, особенно если поведение ребенка спонтанно, внутренне не мотивированно, так как при определенных обстоятельствах подобные награды в действительности могут снизить интерес ребенка к поощряемой деятельности. Наиболее эффективными являются награды отвечающие принципу минимальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения поведения ребенка являются награды, необходимые и достаточные для того, чтобы ребенок усвоил поведение. Минимально достаточные награды в большей степени способствуют интериоризации норм.
Наказание. Большенство родителей считают, что в некоторых ситуациях
необходимо наказывывать ребенка, особенно когда нужно научить его избегать
опасностей. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка
изменить другим способом практически невозможно. Если все же возникает
нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по
возможности должны следовать непосредственно за заслужившим их поступком.
Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание
может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Правила социального
поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже
всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за
который он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ребенок быстрее
идет на компромис, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок,
которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от
родителей, становится эмоционально индиффирентным, проявляет повышенную
агрессивность. Наказание, получаемое от заботливого, любящегородителя,
скорее приведет к желаемому результату, чем наказание равнодушного или
агрессивного родителя
Рассуждения о проступкахзачастую являются весьма эффективными, приводя к стойким изменениям в поведении ребенка. Успешное применение индуктивных методов связано с позитивным общением между родителем и ребенком, с пониманием ребенком причин, по которым необходимо следовать нормам и указаниям, и с их интериоризацией.
Подрожание и идентификация. Немаловажное значение в социализации ребенка в семье имеет родительский пример. Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством подрожания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок зачастую подрожает не лучшему поведению родителей.
Подрожание можно определить как простое копирование некоторого
вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественное понятие; оно
заимствовано из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством
которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели
поведения другого человека. Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с
родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое
«суперэго», ии совесть, - усваивает нравственные ценности и нормы, с также
формы поведения и отношения, свойственные его полу.
1.4 Семейная структура.
Процесс социолизации обеспечивают не только родители, но и сиблинги. В психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со свом первенцем родители оращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привелегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.
Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек.
Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских
черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживаю у себя
женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко
оказываются более чистолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого братьев нет.
Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые
интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только
старшие сестры.
Дети во взаимодействии со своими братьями и сестрами проводят столько же времени, сколько и с матерью. Дети 4-6 лет проводят в компании своих братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре; проявляя участие, ппонимание и привязанность; подражая друг другу; пытаясь помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети оказывают существенное влияние на развитие друг друга.
Во взаимоотношения сиблингов, старшие стремятся доминировать, часто даже с применением физической силы. Однако младший сиблинг не занимает абсолютно подчиненную роль. С возрастом они становятся равноправными партнерами. Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует интеллектуальное и социальное развитие. Старший сиблинг, по отношению к младшему может выполнять роль учителя и наставляя своих младших братьев и сестер, присматривает за ними, видоизменяя свои собственные указания с тем, чтобы помочь младшему ребенку.
Результаты логнитюдных исследований свидетельствуют о том, что тип взаимодействия между сиблингами довольно устойчив. Дети, дружески расположеные к своим недавно появившимся на свет братьям и сестрам, были расположены к ним и 3-4 года спустя.
Особенности раннего взаимодействия между сиблингами могут отражатся на дальнейшем поведении ребенка. Близкие, теплые отношения способствуют развитию желательных черт и усвоению желательных форм поведения, вкючая ролевое поведение, навыки общения, социальную сензитивность, склонность к сотрудничеству и понимание социальных норм и ролей. Еще одно приемущество сиблингов – то, они утешают друг друга в период неудачь и в трудных ситуациях, такие как болезнь матери, проблемы в школе и т.п. Иногда после развода наблюдается нарастание конфликта, однако характер дальнейших отношений зависит от такового до развода. Если сиблинги были близки, то и после развода родителей они будут поддерживать друг друга
Наиболее частой причиной того, что ребенок живет с одним родителем,
является развод. В большинстве случаев разводу предшествует, а также
следует за ним, определенное повышение уровня конфликтности отношений.
Подобные трения являются ключевым элементом негативного эффекта развода.
Наиболее стрессогенным периодом является первый год после развода.
Родители сталкиваются со множеством новых и сложных проблем в ведении
хозяйства, денежных делах и профессиональной деятельности. После развода
доход матери-одиночки (наиболее типичная ситуация) резко падает.
Разведенные супруги нередко продают свой дом и переезжают на новое место;
во многих случаях переезд усугубляет проблема адаптации, которые
добавляются к затруднениям, связанным непосредством с разводом.
Неудивительно, что у родителей в этих условиях падает самооценка,
наблюдается чувства тревоги, подавленности, гнева, одиночества,
беспомощности, ощущение собственной несостоятельности в близких значимых
отношениях.
Можно ожидать, что стресс и неуверенность разведенных родителей отражаются на их взаимоотношениях с детьми. По сравнению с другими родителями, недавно разведенные менее нежны, более строги, реже высказывают требование зрелого поведения, хуже общаются, непоследовательны в использовании дисциплинарных методов и менее способны контралировать детей.
Два года спустя после развода родители уже более эффективно справляются со своими проблемами; их самооценка повышается, улучшаются отношения с детьми. Матери становятся более заботливыми и последовательными в использовании дисциплинарных методов, лучше следят за поведением своих детей и в большей мере требуют зрелого поведения; они лучше общаются с детьми, чаще прибегая к объяснениям и рассуждениям. Однако со временем матери становятся менее заботливыми и нежными, отстраняются от своих детей.
Как можно предположить на основе данных о подобных родительских реакциях, развод оказывает наиболее сильное негативное влияние в первый год, а его последствия для мальчиков серьезнее, чем для девочек. После развода родителей у мальчиков наблюдается больше проблем в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах; они чаще, чем девочки, становятся неуправляемыми, агрессивными и импульсивными и в то же время зависимы, тревожны, хуже ориентируются в задании.
С улучшением психологического состояния и адаптации родителей на втором году после развода улучшается психологическое состояние и адаптация детей. В исследовании Хетерингтон и ее коллег было обнаружено значительное смягчение негативных последствий, а у девочек практически полное их исчезновение через 2 года после развода. Эти результаты говорят о том, что в конечном счете стабильная семья с одним из родителей предпочтительнее сохранения ради детей конфликтных супружеских отношений. Супружеский конфликт связан с поведенческими нарушениями у детей, поскольку он зачастую приводит к ухудшению родительского поведения, ослаблению контроля и отвержению.
Мачехи и отчимы.
После периода привывакания к проживанию с одним родителем (часто
связанного с беспокойством) многим детям приходится справлятся еще с одной
жизненной переменой: вхождение в новую нуклеарную семью. Маленькие дети и
подростки лучше адаптируются к этой ситуации, чем 9-13-летние дети.
Проблемы могут усугублятся появлением в семье детей от предыдущего брака
отчема или мачехи.
В литературе мачех и отчимов нередко изображают злыми и жестокими, однако результаты исследований свидетельствуют об обратном.Так, 6-11- летние мальчики, воспитывавшиеся с отчимом, были более зрелыми, адаптивными и социально компетентными, чем сыновья одиноких женщин. Этот позитивный эффект, вероятно, объясняется тем, что многие маленькие мальчики страстно желают иметь нового отца и быстро к нему привязываются. Более того, отчимы нередко оказываются внимательными и компетентными родителями. Вновь вышедшие замуж матери обычно более счастливы и благополучны, чем одинокие , и в связи с уменьшением рабочей нагрузки, финансовых забот и чувства одиночества могут уделять своим детям больше внимания и сил.
Однако девочки не столь хорошо ладят со своими отчимами; они более тревожны, чем девочки, живущие с родными родителями. Девочки чаще, чем мальчики вступают в конфликт со своей повторно вступившей в брак матерью.
С другой стороны, доброжилательность и внимание со стороны мачехи могут повысить уровень адаптации маленьких девочек. Обычно со временем отношения между мачехой и падчерицей улучшаются.
Успешность выполнения родительской роли неродным родителем, т.е. такое его родительское поведение, которое благотворно влияет на ребенка, зависит не просто от его пола или проживания с ребенком в одном доме, а от его личностных особенностей, интереса к ребенку, его системы отношений, используемух методов воспитания, а также от того, насколько благополучен новый брак. Кроме того, повторный брак может способствовать улучшению эмоциональной адаптации самого родителя, повышению его самооценки, а эти факторы, в свою очередь, обусловливают улучшение его взаимодействия с ребенком, которое благотворно влиляет на личность ребенка и на его социальную адаптацию. Однако в ситуации с отчимом есть опасность его дистанцирования от детей, особенно от подростков.
Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми
Воспитание детей связано с серьезнейшей ответственностью, к которой большинство родителей оказываются не готовы. Эмоциональные проблемы и жизненный стресс некоторых взрослых мешает им быть хорошими родителями, и как результат, часть из них подвергают своих детей жестокому обращению, сексуальному насилию или пренебрегают родительскими обязанностями.
Случаи жестокого обращения с детьми типичны для малообеспеченных
семей, однако имеют место во всех социальных, расовых и этнических группах.
Жестокое обращение, как и другие формы дисциплинарного воздействия,
является функцией от таких взаимовлияющих факторов, как личностные и
когнитивные характеристики родителей, система отношений и поведение
ребенка, а также социальный контекст.
Многие жестоко обращающиеся со своими детьми родители сами в детстве стали жертвой жестокого и равнодушного отношения, и эта модель, по- видимому, закрепилась и воспроизводится, особенно в ситуации стресса и отсутствия социальной поддержки. В то же время важно помнить, что детский опыт жестокого обращения родителей не делает неизбежным жестокое обращение с собственными детьми, и многим родителям удается разорвать порочный круг насилия. Только у 10 % жестоких родителей диагностируются серьезные психические растройства, у большинства же проявляются личностные и поведенческие особенности, связанные с неэффективным выполнением родительской роли и неспособностью адекватно справлятся со стрессом.
Дети, ставшие жертвой жестокого обращения, непроизвольно подкрепляют жестокость своих родителей, поскольку доставляют много хлопот и вносят напряжение в семейные отношения. Возбудимые, невосприимчивые, капризные младенцы – а также физически непривлекательные, гиперактивные, непослушные дети – становятся жертвой жестокого обращения чаще, чем отзывчивые, привлекательные, спокойные, непритязательные и послушные дети. Кроме того, жертвой жестого обращения чаще становятся физически слабые маленикие дети, вероятно, в связи с тем, что с ними больше хлопот.
Социально и экономическая напряженность повышает вероятность жестого отношения к ребенку (см. таблицу 1). С повышением в обшестве уровня безработицы в следующие несколько месяцев повышается частота случаев жестокого обращения с детьми.
Последствия жестокого обращения могут проявиться уже в раннем возрасте. Взаимодействуя со своими матерями, дети, подвергавшиеся жестокому обращению, гораздо чаще демонстрируют избегающие, амбивалентное поведение и непослушание. Они им не доверяют, угрожают и иногда направляют на них враждебные действия. Очевидно, что многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, перестают доверять взрослым и начинают агрессивно реагировать на других людей; эта модель поведения закрепляется и воспроизводится при воспитании собственных детей. Тем не менее многие дети, ставшие жертвой жестокого обращения, становятся в последствии адаптивными, эмпатичными и благожелательными родителями.
Жестокое обращение часто ограничивают от пренебрежения родительскими обязанностями, когда детей просто плохо кормят и одевают, оставляют без присмотра, не прибегая при этом к физическому насилию. Но не редко бывает трудно провести черту между жестоким и равнодушным отношением, поскольку они обычно сопутствуют друг другу. Корреляты жестокого и равнодушного отношения очень близки.
1.5 Вывод
Обьектом большества исследовательских работ о семье до недавнего времени являлись наиболее значимые диадные ( т.е. между двумя людьми) отношения, как правило, отношения между матерью и ребенком. Семья – это сложная система, состоящая из множества взаимовлияющих и взаимозависымых подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.). Таким образом, качество отношений между матерью и отцом может влиять на систему мать-ребенок и отец-ребенок; стабильные, благополучные супружеские отношения обуславливают благожелательное и заботливое родительское поведение; тогда как неудовлетворительные отношения между мужем и женой могут привести к напряженности и тревоге, которые отразятся на родительском поведении. С другой стороны, некоторые родители, обычно матери, могут компенсировать неудовлетворенность собственным браком, проявляя особую чуткость и отзывчивость к своим детям. Или маленький мальчик, подвергающийся жестокому обрашению со стороны родителей, может избежать социальной и эмоциональной дезадаптации, находя теплоту и поддержку в отношениях со старшей сестрой или с любящими бабушкой и дедушкой.
С системной точки зрения, диадные отношения, к прмеру между отцом и
ребенком не могут выступать как независимые, их можно понять только в
контексте семьи и ее разнообразных подсистем. Семья – «открытая» система;
это означает, что она переживает периоды стабильности и периоды колебаний.
Многие параметры семейной системы и установившиеся модели взаимодействия
между членами семьи поддерживают ее стабильное, адаптивное и довольно
ровное функционирование.
Используемые родителями методы воспитания – функция от множества взаимодействующих между собой факторов, которые включают в себя культурную и социальную среду, уровень развития ребенка, личностные особенности родителя и ребенка, а также контекст социальных отношений, в частности отношений между родителями.
Среди родительских качеств, влияющих на стиль воспитания и
дисциплинирования, можно навзать зрелость и эмоциональную адаптивность.
Процесс дисциплинирования обусловлен также представлениями родителей о
мотивации и способностях ребенка. Родители склонны наказывать за пустяки,
если считают, что они совершены преднамерено и что ребенок достаточно
врослый, чтобы контролировать свое поведение. Родители, полагающие, что
ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира, придерживается
стиля воспитания, отличных от таковых у родителей, которые уверены в том,
что ребенок пассивен в своем познании.
Наиболее часто применяемые в воспитанни методами являются награда, наказание и рассуждение или индукция. Награда (подкрепление) может быть соцеальной (например, похвала) и несоциальной (например, особые послабления) . Эффективность социального подкрепления зависит от отношения ребенка со взрослым. Подкрепление бывает ненамеренным, например когда ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. В этих условия родитель может попытатся присечь нежелательные действия, проигнорировав их.
Если стратегия подкрепления несрабатывает, родители могут счесть
нужным использовать наказание. Для того чтобы наказание было эффективным
его следыет применять как можно скорее после нежелательного поведения.
Наказание более эффективно, если исходит от заботливого, любящего родителя,
а для присечения нежелательных действий важна последовательность в его
использовании. Согласно принципу минимальной достаточности, строгость
наказания должна быть необходимой и достаточной, чтобы вызвать послушание.
Запреты и наказания с большой вероятностью будут иметь запоанированный
эффект, если будут сопровождаться разяснением и объяснением. Жестокое или
несправедливое наказание может иметь негативный побочный эффект.
Дисциплинарные стратегии, не связанные с наказанием – называемые
индуктивными методами – вкючают в себя рассуждения, указания на последствия
нежелательных действий или опеллирование чувства собственного достоинства
ребенка или его стремлению к превосходству.
Успешность применения этих методов зависит от эффективности общения
родителй с ребенком, а такжк от понимания ребенком причин, по которым
необходимо следовать правилам и указаниям.
Дети социализируются не толко по средствам прямого общения но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенчиские модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком.
Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного
исторического периода к другому; они также неадекватны вразных семьях.
Исследователи выделяют четыре модели родительского поведения :
авторитарное, авторитетное, либерально-популистическое и
отвергающе0пренебрижительное. Наиболее благоприятным для ребенка является
авторитетный стиль, который сочетает в себе высокую требовательность с
высоким уровнем теплоты иотзывчивости.
Взаимоотноешение сиблингов - важнейший аспект семейной жизни. Они могут быть как онтогонистами, так и дружелюбными, теплыми. На то, каковы будут отношения между сиблингами влияет позиция матери. Тип отношений между сиблингами довольно устойчив. У единственного ребенка, по всей видимости, все же не формируются негативные качества.
Наиболее тяжелыми для детей разведенных родителей является первый год после развода. Стресс и неуверенность , которые испытывают родители, отражается на отношениях с детьми . В наибольшей степени негативным последствием развода подвержены дети дошкольного возраста. Дети школьного возраста более способны справлятся с ситуацией развода, поскольку лучше понимают проблемы родителей и причины развода. Взаимодействие между разведенными родителями играют существенную роль в адаптации детей к ситуации развода.
Воспитание детей связано с наибольшими трудностями для одиноких родителей, особенно для несовершеннолетних родителей. Серьезной проблемой для матерей-подростков является бедность, отсутсвие перспиктив, необходимость достичь автономий от матери и сформировать собственную личную идентичность, выполняя при этом материнские обязанности.
Жесткое обращение с детьми имеет место во всех социальных, этнических и рассовых группах. Оно является функцией от взаимодействующих между собой личностных и когнитивных характеристик родителей, поведения и системы установок ребенка, а также от социального контекста. Многие жестокие родители сами в детстве стали жертвой жестокого обращения и отвержения и, по видимому, воспроизводят усвоеную модель. Жестокое обращение с ребенком нередко является частью модели внутрисемейного насилия; оно особенно выражено в ситуациях социальной и экономической напряженности.
Семью можно рассматривать как сложную систему, состоящую изи взаимовлияущих и взаимозависимых подсистем. В системной модели каждый член семьи рассматривается как активный участник ряда взаимодействующих подсистем. Поэтому, чтобы понять индивидуальное развитие и личность ребенка необходимо проанализировать и исследовать свою систему семьи и ее подсистемы.
ГЛАВА 2. Социализация вне семьи
Психологи стали постепенно осозновать значение изучения социализации в более широком социальном контексте, чем контекст отношений между родителем и ребенком. Также большое значение в формировании поведения ребенка наряду с оциализацией в семье имеет социализация вне семьи.
2.1 Отношения со сверстниками.
Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. в позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справлятся с личными проблемами и тревогами.
Возростные изменения во взаимодействии со сверстниками.
Отношения детей сос свертниками играют важнейшую роль в их жизни.
Большенство дошкольников стремятся к обшению со сверстниками, получают от
него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к
общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила
привязанности к сверстникам, а социальные отношения – приемущественно с
участниками совместных игр одного с ними пола – становится ближе,
интенсивней и усточивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям
собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети
все более охотно учавствуют в коллективной деятельности, эффективнее
координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении
сложных ситуации.
По сравнению с младшими детьми, школьники более целенаправлены в своем взаимодействии, которое становится все более организовано. В школьные годы все чаще наблюдается кооперация и другие виды просоциального поведения, такие как альтруизм и склонность делится, тогда как частота агрессивных действий и ссор снижается. С улучшением понимания мотивации и намерений других детей и совершенствованием использования получаемой от других обратной связи более эффективны и значительны для детей становится отношение со сверстниками.
Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. В 5-летнем возрасте преобладающей формой становится групповая игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра; в последствии она усложняется.
Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной мере являются функцией от совершенствующихся ролевых навыков, т.е. способности мысленно поставить себя на место другого. Была высказана гипотеза о том, что в основе ролевых навыков лежит эмпати – осознание, понимание чувств другого человека и сопереживание им.
Уровень развития ролевых навыков коррелируют с уровнем общего уровня интеллекта и уровнем сформированности представлений о нравственности, проявляющихся в альтруистическом поведении, помощи, умении делится и внимании к другим людям. Недостаточность ролевых навыков характерна для несовершеннолетних делинкветнов, а воспитание у них эмпатии иногда помогает скоррелировать нарушение поведения.
Срасширением социального опыта и развитием когнитивных навыков, особенно ролевых навыков и способности понимать мысли и чувства, представление ребенка о других людях становятся более абстрактными, более сложными, более психологичными. Фактически развитие представлений о других происходит паралельно изменением в «Я» концепции и самоописании.
Отношение со сверстниками и структура группы.
Влюбом классе или любой социальной группе одни дети популярны среди
сверстников, другие – нет. Оценить социальный статус детей, особенно
дошкольников, можно с помощью наблюдения. Однако чаще исследователь
использует то, что называется социометрическими методами. Еще один метод
заключается в том, что детей просят распределить роли среди однокласников:
кто лучше всего подойдет на каждую из ролей. По результатам таких
«назначений» детей разделяют на популярных (получающих много позитивных и
мало негативных оценок); отвергаемых (противоположно); неоднозначных
(получивших много как позитивных так и негативных оценок); принебрегаемых,
или игнорируемых ( получающих мало позитивных и негативных оценок). Кроме
того некоторые дети не подходят не под одну из четырех крайних категорий.
В исследованиях Ньюкомба, Буковкого и Пати был сделан обзор исследований по этой теме. Популярные дети, как можно было ожидать , обладают разнообразными когнитивными и социальными навыками. У них высоко развиты ролевые навыки, они дружелюбны, общительны и отзывчивы.
Отвергаемые дети чаще дразнят других и сами чаще становятся объектом насмешек, они более огрессивны и несговорчивы; их поступки характеризуются незрелостью, антисоциальность, диструктивностью, неадекватностью или девиантностью. В общем, у них высокий уровень агресивности и избегания, а уровень общительности и развития некогнетивных навыков низок.
Выделяют группы агресивных и инеагресивных отвергаемых мальчиков. У неагресивных отвергаемых мальчиков высокий уровень социальной неловкости и несознательности. Для отвергаемых агресивных мальчиков характерны серьезные поведенческие нарушения и низкий уровень адаптивности. Неагресивные отвергаемые мальчики нередко занимали подчиненное положение, становились жертвой хронических издевательств.
У игнорируемых детей низкий уровень и агресивности и иобщительности.
Социальная замкнутость носит разнообразны характер. Быть несоциальным в
некоторой ситуации может означать быть застенчивым, заниматься спокойной
конструктивной деятельностью в одиночестве или активно играть с сами собой.
Эти три вида поведения ярко проявляются у дошкольников.
Неоднозначные дети – интересная но мало изученая группа. Эти дети с
выраженными негативными качествами, такими как агрессивность, но в тоже
время с высоким уровнем развития когнитивных и социальных навыков.
Сочетание привлекательных и непривлевательных качеств обуславливает то ,
что остальным они могут как нравится , так и нет. Стиль взаимодействия со
сверстниками усваивается и формируется под влиянием взаимоотношений в семье
ребенка. Матери детей этой группы более негативны, осуществляют больший
контроль, чем матери детей высших статусов, они склонны взаимодействовать в
позитивном ключе, учитывая чувства своего ребенка.
Замкнутых и отвергнутых детей можно обучить тем навыкам, которые необходимы для установления приемлемых социальных отношений. Некоторые исследоватеои полагают, что затруднения с которыми сталкиваются некоторые дошкольники в социальных отношениях, обусловленны. по краней мере частично, непонимание других людей недостатком навыков разрешения проблемных ситуаций. Были разработаны программы интенсивного обучения детей дошкольного возроста трем типам навыков:
Первый тип – навыки поиска альтернатив, придумывания как можно большего количества навыков разрешения проблемы.
Вторым типом навыков было предвосхищение последствий.
Третий тип навыков – понимание причинно-следственных связей.
Дети, первоначально имевшие низкий уровень адаптации, после обучения были более адаптивны, чем те кто не прохдил обучение. Это показывает, что развитие специфических когнитивных навыков помогает ребенку улучшить свои социальные отношения.
Дружба
За пределами семейного круга наиболее значимыми для ребенка социальными отношениями являются отношения с друзьями. Между принятием группой сверстников и поддерживанием отношений с одним из сверстников существует огромная разница. Салливан высказал мнение, что истенная дружба появляется в предподрастковом возрасте, когда межличностные потребности, удовлетворявшиеся ранее в контексте группы сверстников, перерастают в потребность в близости и самораскрытия. Отсутствие друга может затормозить развитие способности устанавливать истинно близкие отношения во взрослой жизни.
Некоторые психологи считают, что развитие представлений о дружбе
поэтапно и происходит параллельно развитию ролевых навыков. В период от 5-
летнего до подросткового возраста представления детей о дружбе в своем
развитии проходят три этапа. На первом, типичном для 5-7-летних детей,
друзья – это товарищи по играм. В 8-11-летнем возрасте дети рассматривают
друзей как тех, с кем они сотрудничают, обмениваются услугами, делятся,
Важнейшими слагаемыми дружбы являются также и взаимное доверие, общие
интересы, отзывчивость к просьбам друг друга, обладание такими желательными
чертами характера, как доброта и внимательность. Начиная примерно с 12-
летнего возраста, ребенок рассматривает дружбу как длительные отношения,
основанные на взаимопонимании, когда люди делятся друг с другом мыслями,
чувствами и другими секретами. Друзья помогают друг другу в преодолении
психологических проблем, таких как одиночество и страх, стараются не
обижать друг друга.
Установление дружеских отношений.
Социальный процесс, связанный с установлением дружеских отношений,
были проанализированны. Анализировать шесть социальных факторов,
задействованных в установлении социальных отношений: 1) связанность и
ясность, коммуникая; 2) обмен информацией; 3) нахождение общих интересов;
4) разрешение конфликтов; 5) позитивная взаимность; 6) самораскрытие.
При первой встрече детям нужно начать диалог с простого взаимодействия
– обмена информацией, поиска общего занятия и сглаживания возможных
противоречий. С развитием отношений появляется необходимость в более ясной
коммуникации и обмене информацией, в изучении сходств и различий, а также в
самораскрытии. Школьники склонны выбирать друзей одного с ними возроста,
пола и рассы. В период среднего детства у друзей появляются общие интересы,
общая система отношений и социальная направленность ( т.е. тенденция искать
или избегать участия в социальной деятельности), а также общие ценности,
однако, как правило, они отличаются по уровню интеллекта и личностным
качествам.
С возрастом дружба детей становится более стабильной и крепкой. Для крепкой дружбы характерно интенсивное общение и высокий уровень взаимной эмпатии, тогда как нестабильным дружеским отношениям свойственно недостаточная близость. По частоте возникающих конфликтов друзья и простые знакомые практически не отличаются. Дружеские отношения не всегда гармоничны.
Друзья развивают когнитивную и эмоциональную сферы ребенка и иными способами. Азмития и Монтгомери указывают на то, что друзья чаще, чем простые приятели, искренне делятся собственными мыслями, проверяют их и совместно ищут решение. Это способствует формированию идентичности и познанию мира. С другой стороны Бернд напоминает нам, что дружба свазана с поддразниванием, соперничеством и разногласием. Эти травмирующие моменты некоторых дружеских отношений могут негативно отразиться на развитие ребенка.
2.2 Детский сад и школа как контекст развития.
Результаты исследований кокрелятов прибывания в детском саду противоречивы. Согласно одним данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящие дошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок в детском саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игрой других. С другой стороны, выяснилось, что дети, имеющие опыт в детском саду, хуже приспособлены, менее покладисты и более агрессивны.
Эффекты раннего воспитания в дошкольных учреждениях неоднозначны; разные дошкольные учреждения в значительной степени отличаются по форме и качеству ухода. Было доказано, что качество ухода в детском саду оказывает как приходящее, так и долговременное влияние на социальное развитие ребенка и на успешность его дальнейшего обучения.
Было проведено люгнитюдное исследование детей, которые в период с младенчества до дошкольного возраста посещали детские сады с высоким и низким качеством ухода. Дети, в младенчестве получавшие уход низкого качества, в 2-3-летнем возрасте демонстрировали более низкий уровень послушания и самоконтроля; они были менее компетентны в общении со сверстниками, а в старших группах были более агрессивны и менее целеустремлены.
Все большее число исследований подтверждает ту очивидную мысль, что высокое качество ухода способствует здоровому развитию, а низкое – препятствует.
Одним из существенных компонентов является взаимодействие взрослого с ребенком, особенно вербальное. В детских садах, где высока частота взаимодействия со взрослым, дети быстрее осваивают речь, коммуникативные и социальные навыки.
Важнейшими детерминантами качества среды обитания являются также физические условия, размер группы и наличие игрового материала.
Тип и игрушек и занятий также влияет на игру и социальное
взаимодействие детей. Рисование и игры, связанные с мелкой моторикой
(например, конструктор Лего), уменьшает уровень социального взаимодействия,
дети склонны заниматься этими играми в одиночестве. Посещение клубов, где
детей учат домоводству, а также клубов, где осуществляются инсценировки,
способствуют кооперации и развитию ролевых навыков.
Структурирование деятельности, осуществляемое взрослым.
Исследователи считают, что методы, которыми пользуются воспитатели можно разместить на континууме от авторитарных до либеральных. Высокий уровень структурированиея деятельности, осуществляемого взрослым, или учительского руководства проявляется в том, что учитель говорит детям, что они будут делать, какое задание они будут выполнять, указывают каким способом решать задачи, дает инструкции, положительную или отрицательную оценку успехам ученика. Низкий уровень структурирования деятельности проявляется в том, что дети сами выбирают себе занятия и задания, а также без указаний взрослого решают, как их выполнить.
Низкий уровень структурирования способствует позитивному взаимодействию со сверстниками – помощи, кооперации, эмпатии, а также и агрессии, настойчивости, доминировании.
Не вся деятельность ребенка структурируется взрослыми; и в школе и дома дети нередко сами выбирают себе занятия.
Началная школа
Обсуждая обучение в началной школе в том виде, в котором оно существует сегодня, мы косномся четырех вопросов : эффекта ожидания учителей к ученикам; эффект совместного обучения в группе; рассовая и этническая интеграция; а также включение детей с нарушениями в физической и когнитивной сфере в обычные классы.
Ожидания учителя. Учитель ожидая, что неряшливый, плохо одетый ребенок
не очень смышлен, поэтому он менее требователен к нему или игнорирует его.
Как следствие, у ребенка при этом будут низкие отметки, низкий уровень
ожидания успеха, притязаний и мотивации, а также низкая самооценка.
Совместное обучение и соперничество. Поощренеие совместной работы также может способствовать повышению эффективности учебного процесса и улучшению взаимоотношений между учащимися.Совместное обучение не только улучшает усвоение учебного материала, но и способствует установлению позитивных отношений, заинтерисованности в успехах другого.
Десегрегация и интеграция. Цель школьной десегрегации предоставление
равных возможностей при получении оброзования детям разных национальностей.
Однако не менее существенным эффектом десегрегации оказалось изменение
самовосприятия учеников, их притязаний и межгрупповых отношений.
Десегрегация не обязательно приводит к социальной или академической
интеграции. Дружеские отношения между членами разных этнических групп
завязываются чаще в школах, где поощряются не соперничество а совместная
работа, где не акцентируются индивидуальные результаты. Близкие контакты
членов разных этнических групп более вероятны в началных школах, поскольку
там дети большую часть времени проводят в одной и тойже классной комнате,
а в старших классах дети переходят из одного кабинета в другой.
Интеграция сама по себе не улучшает самооценку или межгрупповое
взаимодействие; повышению самооценки и улучшению межгуппового общения
способствует взаимодействие, основанное на объединении усилий и равенства.
Хотя межгрупповые отношения в интегрированных школах, как правило,
позитивны, дружеские связи обычно завязываются по этническому признаку. Эта
тенденция, если только она не заходит слишком далеко, может рассцениватся
как позитивная, поскольку способствует развитию чувства собственной
этнической идентичности.
Мэйнстриминг- включение детей с физическими и умственными нарушениями
в обычные классы. Защитники мэйнстриминга утверждают, что он дает отстающим
в своем развитии детям уникальный шанс достигнуть определенных успехов в
обучении и установит нормальные социальные отношения с другими детьми.
Однако, как и школьная интеграция, мэйнстриминг не всегда достигает своей
цели. Некоторые дети имеющие нарушения, попав в обычный класс,
обнаруживают, что на них наклеян ярлык; они общаются со своими
одноклассниками меньше, чем это делают дети в специальных классах. Даже
незначительное отстование детей в развитии приводило их к изоляции; они
были тревожны, неудовлетворены своими отношениями со сверстниками, что
проявлялось и в их поведении. Некоторые из них были застенчивы и замкнуты,
другие – агрессивны и деструктивны. Переживания отверженности может
привести к снижению самооценки, появлению чувства собственной
неполноценности, которое отрицательно сказывается на способности ребенка к
обучению.
2.3 Телевидиние как фактор социализации
Просмотр детьми телепрограмм
Американские дети проводят перед телевизором больше времени, чем за
любым занятием в одиночестве, исключая сон. Популярные СМИ нередко сообщают
о том , что в среднем дети смотрят телевизор 25-35 часов в неделю, однако
более точные исследования привели к результату 12-20 часов в неделю – 2-3
часа в день. Индивидуальные различия довольно значительны. Дети из семей
низкого социально-экономического статуса смотрят телевизор больше , чем
дети из семей среднего класса. Особенно важно ввести два разграничения: 1)
аудитория, которой адресована программа: детям или взрослым; 2) содержание
– создана программа для образовательных, информационных целей или просто
для развличения. Особого внимания заслуживают два момента . Во-первых,
довольно много времени маленькие дети смотрят программы, адресованные
взрослой аудитории и, вероятно, не понимают их в полной мере. Во-вторых, с
возрастом время просмотра позновательных программ падает, а время просмотра
мультиков возрастает, по крайней мере до пяти лет.
Влияние родителей на просмотры детьми телепрограмм.
Нередко полагают, что пагубное пристрастие детей к телевизору вызвано недостатком внимания со стороны родителей. Результаты исследований свидетельствуют: телевизионные привычки дети приобретают в общении со своими родителями. Родители могут помочь ребенку извлечь большие пользы из просмотра, хотя они редко реализуют эту возможность. Например, дети узнают больше из образовательных программ, если смотрят их вместе с родителями. С детьми постарше родители могут использовать телепрограммы как повод для обсуждения мировоззренческих вопросов, нравственных принципов и фактической информации.
Телевизор / никакого телевизора.
Телевидение как СМИ , безотносительно к содержанию программ, влияет на мышление, социальную деятельность и другие стороны жизни. Критики считают, что телевидение вытеснило из нашей жизни внутрисемейное общение, игры и другие занятия,что оно негативно сказывается на здоровье, физической форме и школьной успеваимости, а также что оно прививает пассивный подход к обучению, ослабляет творческий потенциал и воображение.
Вытеснение других занятий.
Телевидение влият на распределение свободного времени, заменяя одни занятия гораздо в большей степени, чем другие. С появлением телевизора дети начинают меньше слушать радио, магнитофон, реже ходить в кино, однако телепросмотры в очень незначительной мере влияют на время, проводимое за чтением. Они действительно поглощают часть времени, ранее отводившегося для коллективной деятельности, в часности для занятий спортом, посещения клубов, дискотек и вечеринок. Просмотр телевизора не уменьшает времени, которое члены семьи проводят вместе, однако снижает уровень взаимодействия.
Здоровье и физическая подготовка
Результаты исследования свидетельствуют о том , что просмотры телевизора ведут к уменьшению времени , отводимого на занятия спортом, что может сказатьс на физической форме. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время телепросмотра ; все это можно привести к ожирению.
Школная успеваемость, когнетивные прцессы.
Разные типы телерередач по разному влияют на успеваемость, когнетивное
развитие. Докуметальные учебные программы могут быть эффективно
использованы для приобретения знаний по широкому кругу вопросов.
Телевидиние способствует усвоению когнитивных навыков через наглядное
демонстрирование.
Интеллектуальная пассивность.
Поскольку дети предпочитают смотреть развлекательные передачи, а не образовательные, телепросмотр для них – это возможность расслабится прилпгая минимальные умтственные усилия. С другой стороны, дети отнюдь не пассивны в своем восприятии информации с телеэкрана. С самого раннего возроста они выбирают, что, когда и насколько внимательно смотреть. Их внимание привлекают яркие, подвижные телекартинки со множеством аудио- визуальных спецефектов. Однако одних спецефектов недостаточно, чобы поддерживать интерес ребенка. Содержание должно быть понятным, а также увлекательным или забавным.
Как дети понимают телепрограммы
Внимание к телепрограммам. Внимание детей приковывают определенные характеристики телепередач, которые включают в себя юмор, движение персонажей, звуковые эффекты, изменение звукового фона, детские и женские голоса и анимация. Детей не привлекают мужские голоса, сложная речь, картинки из жизни животных, а ткже длительная задержка камеры на одном месте. Эпизоды насилия и агрессии большей частью не повышают интереса к программе, привлекательной в других отношения. Детям нравятся неагрессивные программы с юмористическим сюжетом, анимацией и другими привлекательными характеристиками.
Когнетивное развитие. То, насколько дети понимают происходящее на экране, частично зависит от их уровня когнитивного развития.
Пониманию детей некоторых телепередачь препятствуют по меньшей мере три обстоятельства. Во-первых, детям трудно в содержании отделить главное, от второстепенного. Во-вторых, детям сложно обьеденить события, происходящие в разное время. В-третьих, иногда трудно сделать логический вывод из события, непоказанных на экране, а также о чувствах и намерениях героя.
Что усваивается при просмотре телевизора.
Особое беспокойство вызывают три момента : усвоение стериотипов;
усвоение агрессивного поведения; чрезмерная подверженность влиянию рекламы.
Телевиденье имеет и позитивный эффект – усвоение просоциального поведения.
Стериотипы. Через телевиденье дети усваивают социальные стериотипы женщин, мужчин, национальных меньшинств, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей.
Дети усваивают телевизионные стериотипы, особенно если в жизни не сталкивается с теми, кого они характеризуют. Вероятно даже большее значение имеет то, что образы, противоречивающие преобладающим стериотипам, могут серьезно изменить представления ребенка об определенной группе людей.
Насилие. Телеэфир заполнен эпизодами насилия, а в обществе высок уровень преступности. Влияние на зрителя сцен насилия изучалось серьезнее, чем любой другой аспект телевидения. Данные, полученые из разных источников свидетельствуют о том, что насилие на экране может порождать агрессивное поведение. При просмотре детьми телепрограм со сценами насилия обнаруживается тенденция повышения агрессивности поведения. Имеет место и обратная зависимость: изначально более агрессивные дети со временем проявляют все больший интерес к насилию на телеэкране, что свиделествует о наличии «порочного круга».
Хотя и телевидение не толкает большинство людей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Люди, которые видят много насилия на телеэкране, склонны оправдывать агрессивное поведение. У них также повышается порог чувствительности к агрессии: их менье поражает насилие в реальной жизни, и они менее склонны пытатся помочь жертве.
Реклама продуктов, игрушек и других товаров – неотьемлимая часть того, что дети видят на телеэкране. Малыши особенно легко поддаются ее внушению, поскольку их когнитивные навыки недостаточны для понимания цели рекламы. В возросте младше 5 лет, детям довольно трудно отличить телепрограммы от рекламных роликов. Даже в 6-летнем возрасте они используют конкретные перцептивные сигналы (отмечают, что реклама короче телепрограммы). совершенствование ролевых навыков в 6-11-летнем возрасте уменьшает доверчивость ребенка к рекламе. К 10-11-летнему возрасту, большенство детей скептически относятся к рекламным презывам, однако все еще подвержены влиянию тонких уловок.
Просоциальное поведение. На экране часто можно увидеть и просоциальное
взаимодействие: альтруизм, сочувствие. Дети обучаются просоциальным
способам разрешения конфликтных ситуаций, наблюдая их на телеэкране.
Программы специально предназначеные для обучения позитивному социальному
поведению – кооперации, помощи, взаимопонимании, - воздействует на
повседневное поведение детей. Можно заключить, что просоциальные герои в
большей мере воздействуют на поведение, чем антисоциальные.
Влияние на семью резкого снижения доходов.
При потере работы одним из родителей вся семья переживает глубокий стресс. При резком падении семейного дохода наблюдалось учащение поведенческих проблем у детей – в частности, неконтролируемых эмоциональных вспышек. Причиной их являлось поведение отца : отцы, переживающие экономичесский стресс становились более суровыми, а дети реагировали на это вспышками раздражения и гнева. В дальнейшем наблюдались социо- эмоциональные проблемы, соматические симптомы (пример, боль в животе), низкий уровень притязаний и ожиданий в отношении получения образования и карьеры. Отсутствие работы у матери или ее потеря оказывает тоже влияние, что и потеря работы отцом.
При благоприятной семейной обстановке, где отец остается внимательным, а мать оказывает поддержку, потеря дохода отражается на детях в меньшей степени.
2.4 Вывод
Движущей силой развитием отношений между детьми является игра, которая появляется у 2-летних детей. В период между 2-5 годами жизни взаимодействия между детьми становится более частым, более продолжительным, более социальным иболее сложным. В игровой репертуар ребенка входят элементы групповой ролевой игры.
Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной степени является функцией от совершенствующихся ролевых навыков. Ролевые навыки в своем развитии проходят ряд качественно отличающихся этапов; они связаны с общим интеллектом и нравственным поведением.
В процессе приобретения социального опыта и развития когнитивных навыков ребенка формируется более абстрактные, более сложные и более психологичные представления о других людях.
Социальный статус ребенка определяется множеством факторов. К когнитивным характеристикам, связанным с популярностью, относятся : высокий уровень развития ролевых навыков, а текже дружелюбие, общительность и сочувственное отношение к другим людям. У детей с высоким социальным статусом выше социальная компетентность, они владеют эффективными способами взаимодействия. Умеренно высокая самооценка с большой вероятностью приводит к принятию со стороны сверстников, чем слишком высокая или слишком низкая самооценка.
С возростом изменяется представление детей о дружбе. Если дошкольников не очень интерисуют длительность отношений, то старшие дети рассматривают дружбу как отношения, выходящие за рамки отнократного непродолжительного взаимодействия. Представление детей о дружбе в своем развитии проходит ряд этапов. На первом этапе друзьяя – это товарищи по игре, которых ребенок видит чаще остальных; на втором – друзья – это люди, с которыми ребенок сотрудничает и делится; на третьем – дружба рассматривается с точки зрения взаимопонимания.
Многие дети посещают группы подкотовки к школе, принимают участие в
программах раннего образования, и еще больше детей ходят в детский сад.
Качество ухода за ребенком серьезно влияет на его развитие. Недостаток
игрового материала ведет к повышению агрессии и других форм стресса, однако
при значительной нехватке игрового материала дети начинают делится.
Игрушки и занятия могут влиять на поведение, повышая уровень агрессии,
просоциального поведения, активности и т.п.
Еще одна переменная – структурирование взрослым деятельности ребенка.
При высокой структурированности занятий дети более внимательны, лучше
выполняют указания учителя и обращаются к нему за одобрением. Низкий
уровень структурированности наоборот, способствует позитивному
взаимодействию между сверстниками, а также агрессии, настойчивости и
лидерству и в меньей степени взаимодействуют с учителем.
Последние исследования показали, что ожидания учителя могут при определенных обстоятельствах влиять на успеваемость внезависимости от истинных способностей ребенка. Ожидания передаются детям посредством проявления положительных чувств к учащимся на которого возлагаются надежды.
Рассовая интеграция наиболее эффективна в случае, когда школьный порядок способствует кооперации, а не соперничеству, а индивидуальные достижения не акцентируются.
Мэйнстриминг, или включение детей с физическими и умственными нарушениями в обычные классы не приносит тех значительных результатов, на которые первоначально рассчитывали его защитники, однако программы, в которых на первый план ставится взаимодействие и кооперация детей, могут повысить эффективность мэйнстриминга.
Важнейшим фактором социализации является телевиденье; в среднем дети
смотрят телевизор 2-3 часа в день. Маленькие дети часто смотрят программы,
для них не предназначенные. Некоторые исследователи считают что
телепросмотр вытесняет семейное общение, игру и другие занятия, вызывают
пассивное отношение к познанию. Было обнаружено, что телепросмотры
действительно влияют на распределение свободного времени и уменьшают
время, уделяемое спорту, что негативно сказывается на физичесской форме.
Телепросмотры связанны со снижением успеваемости, если составляют более 20
часов неделю. Они, по всей видимости, не делают детей интеллектуально
пассивными. Фактически дети активно думают о том, что видят на экране, если
программа информативна, расширяют свои знания.
В какой-то мере дети понимают то, что видят на экране, часто зависит от уровня когнитивного развития. Маленьким детям трудно в содержании отделить главное от второстепенного. Им может оказаться сложно объединить сцены, разворачивающиеся в разное время, а также, сделать вывод относительно событий непоказанных на экране.
Из программ дети много узнают о социальных отношениях и поведении, а также усваивают социальные стериотипы. Кроме этого эпизоды насилия, показанные на экране, могут спровоцировать агрессивное поведение. Дети могут обучатся просоциальным способам разрешения проблемных ситуаций, наблюдая их на экране.
Основные социальные тенденции, такие как понижение уровня дохода, оказывает долговременное воздействие на развитие нынешнего поколения детей.
таблица 1
[pic] таблица 1
[pic]Исследования проводились в США в 1995 году. Источником является:
R.L. Burgess and R. D. Conger, 1995, Child Development, 49, p. 1170.
Литература
1. Немов Р. С. т-2 « Психология»
2. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин « Развитие ребенка и его отношения с окружающими»
3. Зимска М. « Семья и личность» . – М., 1986
4. Лисина М. И. « Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981. с.109
5. Нора Ньюкомб « Развитие личности ребенка» - П., 2002
Содержание:
Глава 1 Социализация в семье
1.1 Понятие социализации
1.2 Детерминанты воспитательного процесса
1.3 Методы воспитания и их эффект
1.4 Семейная структура
1.5 Вывод
Глава 2 Социализация вне семьи
2.1 Отношения со сверстниками
2.2 Детский сад и школа как контекст развития
2.3 Телевидение как фактор социализации
2.4 Вывод
2.5 Таблицы
2.6 Литература
Институт Международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К. В. Россинского
Р Е Ф Е Р А Т
на тему : « Общая характеристика социализации детей»
Выполнил студент:
2-го курса, 20-го потока гуманитарно-педагогического факультета
Лежнев Д. В.
Принял преподаватель:
Кавунова Е.
Д.
Краснодар 2002