ПЛАН:
стр.
1. Вступление
2
2. Индивидуальная психотерапия с детьми
2
3. Психотерапия семьи в целом
4
4. Бихевиоральная терапия
8
5. Десенсибилизация
9
6. Сенсибилизация
9
7. Структурирование терапевтического процесса и его завершение
10
8. Список литературы
11
Вступление
Многие психические расстройства детского возраста даже без лечения со временем полностью проходят, но в отсутствие лечения могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью лечения обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях - устранение расстройства, которое само по себе исчезнуть не может.
Существует ряд редких, но тяжелых психических расстройств, таких, как детский аутизм, в отношении которых было бы наивно предполагать возможность полного исцеления (за исключением единичных случаев) даже при применении наилучших из возможных способов лечения. В подобных случаях целью лечения становится усиление адаптивных возможностей ребенка и обеспечение более нормального течения процесса развития.
Четыре наиболее важных направления, лежащих в основе выбора тактики
лечения заключаются в следующем: 1) поиск более быстрых методов лечения;
2) усиление внимания в отношении осознаваемых конфликтов и реально
действующих стрессов; 3) смещение направления терапии с ребенка на всю
семью в целом как на группу, члены которой взаимодействуют между собой и 4)
уменьшение времени, посвящаемого интерпретации интрапсихических механизмов,
и усиление роли отношения терапевт - ребенок самого по себе как наиболее
важного средства терапии.
Индивидуальная психотерапия с детьми
Индивидуальная психотерапия чаще всего требуется в тех случаях, когда источником проблем ребенка являются определенные формы эмоциональных нарушений, связанные либо с мелкими конфликтами и стрессами, либо с переживаниями по поводу определенного неизменного стресса, пережитого в прошлом или переживаемого в настоящем.
С детьми младшего возраста психотерапевту часто приходится устанавливать общение с помощью игры. Поэтому психотерапевтический метод в таких случаях часто называют термином «игровая психотерапия». Однако игра сама по себе не составляет суть психотерапевтического процесса. Она скорее обеспечивает способ общения взрослого с ребенком. Это означает, что игрушки, используемые в процессе психотерапии, должны способствовать выражению ребенком своих переживаний или мыслей. Краски, пластилин, фигурки, изображающие членов семьи, игрушечные солдатики, ружья, животные - все это может помочь ребенку выразить свои мысли и переживания.
Различные психотерапевты используют довольно разные подходы, но
основные:
1. Внимательная оценка природы психологических трудностей ребенка является
важнейшим моментом предшествующим психотерапии. Психотерапевт должен
выявить действительный психологический механизм, лежащий в основе детских
проблем, а не пытаться строить некий гипотетический механизм на основе
одних только теоретических размышлений.
2. Психотерапевт прислушивается к ребенку и предоставляет ему широкую
возможность для выражения собственных чувств и убеждений. Это предполагает
как то, что психотерапевт не навязывает ребенку собственной точки зрения,
так и то, что психотерапевтическая ситуация структурируется с целью
облегчения коммуникации.
3. Психотерапевт дает ребенку возможность понять, что он его понимает и
хочет ему помочь.
4. Психотерапевт и ребенок должны определить цель и задачи своих встреч.
Нет необходимости в том, чтобы в качестве целей психотерапии выступили
причины, послужившие поводом для обращения за помощью к врачу, однако
важно, чтобы ребенок понял, что психотерапевтический процесс имеет свою
особую направленность.
5. Психотерапевт должен ясно объяснить ребенку, что его поведение является
малоэффективным или вообще неприемлемым.
6. В тех случаях, когда психотерапия направлена на изменение поведения,
зависящее от социальных взаимодействии, психотерапевт может изменять
психотерапевтический процесс, фокусируя его прямо на социальные
взаимодействия. Это означает, что в тех случаях, когда проблема связана с
внутрисемейным общением и взаимоотношениями, более полезной может оказаться
терапия семьи в целом, а не индивидуальная терапия ребенка. Аналогичным
образом, если главные трудности связаны с поведением ребенка в школе, может
оказаться, что школа станет оптимальным местом для проведения лечения,
которое в свою очередь может осуществляться через консультацию учителей. И
наоборот, если трудности ребенка связаны с его взаимодействием с другими
детьми, ему может быть назначена групповая психотерапия, в которой ребенок
станет членом группы детей с похожими проблемами.
7. Психотерапевту следует предусмотреть завершение процесса лечения в тот
момент, когда целесообразность его прекращения превышает целесообразность
его продолжения. Это положение кажется очевидным само по себе, но его суть
заключается в том, что может потребоваться прекращение лечения до того, как
ребенок полностью поправится. Полное выздоровление может быть нереальным, и
было бы непродуктивным продолжать лечение за теми пределами, когда оно еще
имело какой-то эффект.
Фундаментальным положением для всей психотерапии в целом является четкое определение целей и задач лечения. Следует учесть, насколько психотерапия представляет собой наиболее подходящее средство достижения поставленных целей, а также, если таким средством является именно она, необходимо подобрать наиболее оптимальный метод психотерапии. Психотерапией нельзя пользоваться автоматически, «без разбора». В одних условиях она может быть наилучшим способом лечения, в других - быть абсолютно неадекватной. В процессе психотерапии необходимо накладывать четкие ограничения на поведение ребенка. За исключением очень редких случаев, разрешение детского агрессивного и деструктивного поведения не приводит ни к чему хорошему. Ребенок будет вести себя гораздо лучше, если будет четко знать, что ему разрешено, а что запрещено.
Для того чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе психотерапии, целесообразно реагировать на конкретные условия или обстоятельства, на чувства ребенка или выражаемые им отношения, отражающиеся в его рассказах о ситуациях или событиях. Так, например, если ребенок говорит о том, что его дразнят другие дети, лучшим будет психотерапевтический процесс, построенный на понимании того факта, что эта ситуация расстраивает, обижает и злит ребенка, или на понимании скрытого смысла его жалоб, который заключается в том, что у ребенка нет друзей. Ни в коем случае нельзя начинать психотерапевтическую беседу с расспроса о том, кто именно дразнился или в какой классной комнате это произошло. Позже, помогая ребенку научиться находить выход из неприятных ситуаций, где он подвергается гонению со стороны детей, знание подробных деталей может оказаться полезным, но их уточнение во время первой встречи с ребенком свидетельствует о неумении сопереживать и о недостаточном понимании положения, в котором находится ребенок.
Ребенок может почувствовать, что психотерапевт относится к нему и к его проблемам с пониманием и симпатией. если психотерапевт правильно использует методы интерпретации психологических процессов и межличностных взаимодействий. Интерпретации помогают ребенку понять, в чем именно заключается его проблема. Однако очень важно, чтобы этот процесс осуществлялся в форме такой беседы, которая облегчает детям выяснение и понимание собственных переживаний, а не в форме догматических нравоучительных высказываний.
Также необходимо, чтобы речь психотерапевта соответствовала уровню развития ребенка, то есть его словарному запасу и способности к абстрактному мышлению. В процессе лечения внимание психотерапевта необходимо сосредоточивать на положительных аспектах и: конструктивных решениях проблем, а не на недостатках и неудачах ребенка. Несмотря на необходимость осознания ребенком собственных трудностей и неудач, очень важно помогать ему находить конструктивное решение проблемных ситуаций.
Принимая во внимание тот факт, что суть психотерапии заключается в достижении понимания ребенком существующих проблем, было бы неразумным отрицать ту возможную пользу, которую приносит психотерапевт, предлагая пути решения проблем или разрабатывая шаги, приводящие к изменению внешних стрессов. Это означает, что психотерапия может применяться в комплексе с педагогическими методами, с методами бихевиорального тренинга или методами воздействия на среду.
Психотерапия семьи в целом
Психотерапия семьи в целом начинает все шире использоваться в
практике работы психотерапевтов, поскольку во многих случаях природа
отклоняющегося поведения детей связана с семейной ситуацией. При такой
психотерапии вся семья одновременно участвуем в работе и в центре внимания
находится семейное взаимодействие, а не личная проблема ребенка. До сих пор
имеется лишь несколько систематических и надежных оценок эффективности
семейной психотерапии, поэтому пока еще невозможно сделать определенное
заключение в отношении ее эффективности или ее достоинств в сравнении с
другими методами психотерапии. Тем не менее не вызывает сомнения отмечаемый
в этих исследованиях факт определенной целесообразности такого подхода.
Клинический опыт также дает основание считать, что в ряде случаев этот
метод может стать наиболее результативной формой лечения. Хотя надо
понимать, что психические расстройства в детском возрасте далеко не всегда
происходят из-за внутрисемейных проблем, и даже тогда, когда они возникают
в сложной семейной обстановке, семейная терапия может вовсе не быть
наилучшим методом их решения. Поскольку психотерапия семьи в целом является
относительно новой формой лечения, адекватные критерии ее использования до
сих пор не установлены. Тем не менее основными представляются следующие
положения:
1. Главные проблемы заключаются в коммуникации и взаимодействии внутри
семьи: затруднение взаимопонимания между ее членами, трудности в принятии
общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе,
отсутствие в семье человека, которому можно было бы довериться.
2. Эти проблемы должны быть главным фактором в картине нарушений,
заставившим семью обратиться за помощью.
3. Необходимо, чтобы между членами семьи существовали глубокие
эмоциональные связи.
В процессе семейной психотерапии можно работать с переживаемыми клиентами чувствами злобы и обиды, однако обычно в тех случаях, когда в отношениях между членами семьи доминируют чувства враждебности и отвержения и отсутствует компенсаторная теплота, семейная психотерапия будет неадекватной формой лечения.
Необходимо, чтобы у членов семьи было некоторое желание или потребность ее сохранения. Если родители находятся на грани развода или если ребенок собирается покинуть дом, психотерапия семьи в целом не является целесообразной.
При традиционном психоаналитическом подходе основное внимание
обращается на бессознательные процессы, непосредственные эффекты прошлых
событий, значение отношений различных членов семьи с терапевтом и внесение
элемента осознания в поведение. Анализируется смысл того, что говорится
каждым из членов группы (а не то, какое влияние оказывает сказанное на
других членов семьи), при этом почти никогда не даются прямые рекомендации.
При системном анализе основной акцент делается на изучении взаимодействия
между членами семьи, которое отражается в моделях доминирования, в типах
передаваемых сообщений, в модели изоляции, в обратной связи, которую
получают говорящие от остальных членов семьи, или в роли «вечно
виноватого», которую выполняет кто-то из них.
Так, семья рассматривается как миниатюрная социальная система, в которой задачами терапевта являются понимание действующих внутри этой системы сил, того, как они приводят к возникновению проблемного поведения, а также изменение этих сил. При использовании такого подхода психотерапевт может сам указать семье на изоляцию или использование в качестве «жертвы» определенных ее членов, а может попросить членов семьи обсудить между собой такие, например, вопросы: почему ребенок (или отец, или мать) не получают возможности высказать свою точку зрения или почему высказываются провоцирующие конфликты замечания и каковы последствия подобных высказываний?
Существует четыре главных отличия терапии семьи в целом от
традиционной психоаналитической индивидуальной психотерапии.
1. Семейная психотерапия направлена в основном на те взаимодействия,
которые происходят здесь и теперь, а не на прошлые события (хотя они также
принимаются во внимание).
2. Основное внимание при анализе обращается на коммуникации, которые
происходят между членами семьи, а не на внутренние психические конфликты у
отдельных пациентов.
3. Существует определенное предположение, что семья в перерывах между
сеансами психотерапии будет продолжать обсуждение проблем и развивать свое
взаимодействие в течение психотерапевтического сеанса (для того чтобы
обеспечить эту возможность, сеансы происходят через двух- или трехнедельные
интервалы).
4. Процесс лечения обычно является коротким и включает в себя около десяти-
пятнадцати встреч.
Для того, чтобы иметь возможность лучше сосредоточиться на текущих семейных взаимодействиях и способах общения, некоторые психотерапевты намеренно не спрашивают о том, что беспокоит родителей, и также не проводят бесед или диагностики состояния ребенка. Конечно, есть определенное преимущество в том, что психотерапевт сразу же приступает к анализу семейного взаимодействия, однако, такой подход не всегда является желательным, и вот почему: в его основе лежит абсолютно не доказанное предположение о том, что проблема ребенка должна заключаться в семейном взаимодействии, а семейная психотерапия всегда является самым необходимым лечением.
Третий подход к терапии семьи в целом основан на бихевиоральных
моделях, использующих принципы научения. Выделяют три основных принципа в
работе психотерапевта. Во-первых, создание и сохранение положительного
психотерапевтического контакта. Отношения между психотерапевтом и
пациентом, основанные на теплоте, внимании и заботе, являются
фундаментальными для всех форм лечения. Во-вторых, задачу психотерапии при
данном подходе составляет бихевиоральный анализ проблемы. Это предполагает
выяснение перемен, которые каждый из присутствующих на психотерапевтическом
сеансе хотел бы видеть в других членах семьи, и тех изменений, которых он
хотел бы добиться в себе. Это позволяет выделить специфические цели лечения
и часто выявляет у членов семьи глубинную неудовлетворенность друг другом.
Анализ проблем требует также определения тех внешних или межличностных
факторов, которые приводят к повторению поведения с низкой
приспособительной функцией. В-третьих, использование принципа подкрепления
(например, поощрения, награды - как положительного подкрепления и
неприятных последствий или уменьшения внимания - как отрицательного
подкрепления) и принципа моделирования (например, с помощью примера
поведения, которое требуется для оказания влияния на межличностное
взаимодействие).
Изменения поведения достигаются благодаря точному направлению психотерапевтического процесса на конкретные цели и с помощью тактики достижения этих целей, состоящей из серии небольших тщательно продуманных шагов (контролирующихся адекватным использованием поощрения). Психотерапевт стремится к тому, чтобы обеспечить сдвиг внутри группы по направлению к более оптимистичным ожиданиям; к тому чтобы семья почувствовала значение изменений стереотипа внутрисемейного взаимодействия, ответственность за которые несут все члены семьи поочередно; к тому чтобы члены семьи научились понимать самих себя и свои отношения с другими; и, наконец, к тому, чтобы была обеспечена регистрация происходящих изменений что дает возможность каждому убедиться в правильном направлении движения психотерапевтического процесса.
Как и при других типах семейной психотерапии, здесь основной акцент
делается на анализе взаимодействий, происходящих в данный момент. Ролевые
игры или репетиция различных форм поведения могут использоваться с целью
исправления привычных способов взаимодействия. Так же как и при других
формах психотерапии, важным для решения семейных проблем при совместной
работе считается отношение терапевт - семья. Основное отличие этого типа
психотерапии от других состоит в: 1) четком определении целей
психотерапевтического процесса; 2) функциональном анализе, направленном на
определение внутрисемейных влияний, провоцирующих внутрисемейные конфликты;
3) открытом признании того факта, что существует необходимость давать
задание всем; 4) том, что каждый член семьи должен вести себя по-другому в
перерывах между сеансами психотерапии, и, наконец, 5) четком использовании
небольших изменений, вызывающих перестройку внутрисемейного взаимодействия.
Например, в своей книге “Ваш беспокойный подросток” Байярды предлагают основные принципы взаимодействия родителей и детей, которые лежат в основе специальных занятий-тренингов с родителями:
“Разлад и кризис к отношениях между вами и вашим ребенком представляет собой благоприятную возможность для вашего изменения и развития.
Вы и ваш ребенок - равноправные люди обладающие равными человеческими правами.
Ваш ребенок - компетентный н достойный человек.
Вы также компетентны, и нет такой ситуации, в которой вы были бы беспомощны, всегда существует что, что вы можете сделать, чтобы помочь себе.
Ваша задача состоит в том, чтобы осуществить, выразить ваше внутреннее Я и заботиться о нем.
Вы несете ответственность за то, что вы делаете.
Ваш ребенок несет ответственность за то, что делает он или она.
Если вы продвинулись до этого уровня, то теперь ваша задача сводится к
тому, чтобы поддерживать эти установки. По существу они воплощаются в двух
принципах:
Воспринимайте вашего ребенка как компетентного достойного человека.
Верьте в то, что он или она обладает необходимыми способностями, заслуживает доверия и отвечает за свои действия.
Передавайте это убеждение ему или ей при помощи:
1. Прямых обращений: «Я доверяю тебе самому принимать верные решения».
2. Выслушивания с уважением, т. е. одновременно предполагая, что он или она может решить свои собственные проблемы.
3. Переживания радости и удовольствия от принятия решений ребенком.
Непосредственно ощущайте приемлемость и естественность отстаивания
справедливого обращения с согласиться с этими принципами легко; научиться
же жить в соответствии с ними во всех тех разнообразных ситуациях, которые
преподносит вам жизнь, - трудно.”
Для этого типа психотерапии семьи в целом, как и для других типов подобной психотерапии, ощущается недостаток тщательных исследований, оценивающих эффективность метода или изучающих возможность его применения для решения различных проблем. Однако опыт клинического использования подхода позволяет думать, что в ряде случаев он является наиболее полезным.
Бихевиоральная терапия
Бихевиоральной терапией называют широкий круг методов лечения, имеющих четкую направленность и предназначенных для изменения специфических форм поведения. Источником происхождения бихевиоральной терапии являются теории обучения. В нее входит множество совершенно различных терапевтических методик, которые используют различные принципы обучения; однако важным элементом всех методов является систематическая манипуляция внешними воздействиями с целью подкрепления или подавления определенных форм поведения. Соответственно важнейшей предпосылкой проведения бихевиоральной терапии является внимательный анализ факторов, влияющих на поведение конкретного ребенка, подвергаемого лечению. Хотя бихевиоральные методики применялись в течение многих лет, только в последние два десятилетия они получили широкое распространение.
Новые методы возникают постоянно, а оценка эффективности старых методов все еще не закончена. В результате до сих пор было бы преждевременно давать адекватную оценку ценности всех типов бихевиоральной терапии. Однако существующие исследования со всей убедительностью демонстрируют, что бихевиоральная терапия может вызывать довольно драматические изменения в поведении даже в тех случаях, когда не удавалось устранить существующую проблему с помощью других методов лечения.
Показано, что в поведении происходят изменения и что они происходят в строгой временной зависимости от момента применения данного типа лечения; можно продемонстрировать то, что эти изменения не просто связаны с данным лечением, но что они происходят именно благодаря ему. Ниже будут приведены примеры исследований подобного рода. Однако настоящая оценка эффективности терапии также требует сравнения данного лечения с другими типами лечения, выяснения, насколько его применение оказывается полезнее полного отказа от лечения, и выяснения того, как надолго сохраняются положительные результаты лечения.
Например, в нескольких исследованиях было показано, что эффективность
бихевиорального тренинга значительно превосходит эффективность психотерапии
при лечении специфических фобий взрослых. Поскольку результаты применения
бихевиоральной терапии у детей являются почти такими же, достаточно,
очевидно, что в подобных случаях ее следует выбирать для лечения в первую
очередь, несмотря на то что в прошлом для этих целей традиционно
использовалась психотерапия. Бихевиоральный метод лечения, например
энуреза, называемый методом «звонка в постели», превосходит по своей
эффективности другие методики, и поэтому ему следует отдавать предпочтение.
Таким образом, хотя бихевиоральная терапия до сих пор находится еще на
начальной стадии своего развития, уже существуют достаточно убедительные
доказательства, показывающие как ее существенное значение, так и то, что
хотя она и не является панацеей от всех болезней, тем не менее в некоторых
случаях можно продемонстрировать превосходство в отношении других методов
лечения.
Десенсибилизация
Десенсибилизация использовалась в качестве метода лечения фобий в течение многих лет и является одним из наиболее разработанных методов бихевиорального тренинга. В ее основе лежат два принципа: а) сочетание вызывающих тревогу стимулов с переживанием релаксации и удовольствия, которые в определенной степени несовместимы с чувством страха; б) систематическое движение по иерархии вызывающих тревогу состояний, от наименее к наиболее стрессогенным ситуациям.
Смысл лечения заключается в продвижении через серию небольших,
тщательно градуированных шагов, допускающих появление у ребенка лишь легких
состояний волнения. Каждый раз, когда мальчик продвигался на один шаг в
лечении и оказывался в чуть более страшной для него ситуации, возникавшая
тревога уменьшалась с помощью специальных психотерапевтических воздействий.
В этом случае тревожные состояния ребенка снимались в процессе
взаимодействия с реальными жизненными ситуациями, однако возможно, чтобы
подобное движение происходило в воображении. Методика десенсибилизации с
большим успехом применялась при лечении таких состояний, как фобия
животных, страх воды, школьная фобия и страх еды. Проведенные на взрослых
исследования показали, что подобный метод является гораздо более
эффективным для лечения этих фобий, чем психотерапия. Единственное
исследование, проведенное на детях, дало те же самые результаты.
Сенсибилизация
Совершенно иначе строится подход к лечению фобий, основанный на
использовании методики сенсибилизации. Эта методика состоит из двух этапов.
На первом этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и
психотерапевтом и обсуждаются детали лечения, а на втором создается
наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в
воображении, когда пациента просят представить, что он находится в
состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него
обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в
реальной жизни. В каком-то смысле это средство аналогично способу обучения
ребенка плавать, который можно было бы назвать «бросание в воду в самом
глубоком месте». При использовании этого метода благодаря прямому
столкновению с пугающим объектом ребенок обнаруживает, что на самом деле
этот объект не является таким уж страшным.
Исследования (правда, проведенные со взрослыми) показали, что метод сенсибилизации является эффективным способом лечения фобий и, более того, с его помощью достигаются такие же хорошие результаты, как и с помощью метода десенсибилизации. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожности в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу. Существуют исследования, в которых показано, что сенсибилизация является более эффективной, если она проводится в сочетании с применением транквилизаторов, которые поддерживают низкий уровень активности.
Вероятно, важным является то, что пациенты тем или иным способом приобретают навыки управления ситуацией. Это может достигаться постепенным привыканием к пугающему объекту (метод десенсибилизации); приобретением определенной уверенности при наблюдении за тем, как другие люди успешно справляются с опасностью (метод моделирования); прямым столкновением с наиболее стрессогенными ситуациями и обнаружением, что ничего страшного не происходит (метод сенсибилизации), или же с помощью приобретения специальных навыков, которые увеличивают способность ребенка справляться с неприятной ситуацией.
Структурирование терапевтического процесса и его завершение
В том, что продвижение в терапевтическом процессе действительно имеет место, можно убедиться, тщательно отмечая случаи такого поведения, какое, по мнению терапевта, в его отношениях с ребенком случались впервые.
Терапевт должен быть терпеливым. Если он ожидает от ребенка моментальных драматических изменений, он, возможно, будет разочарован, и, если он не отдает себе отчет в этих своих ожиданиях, в его подходе к ребенку может появиться непоследовательность: стремясь вызвать быстрые ощущения, изменения, он станет пробовать одну методику за другой. В тот момент, когда у терапевта возникает сильное стремление сменить метод, он должен стать особенно последовательным, терпеливым н понимающим. Если он поступит по-другому, это может привести к тому, что ребенок почувствует себя отвергнутым и ему захочется ублажать терапевта.
Невербальное поведение ребенка может дать ключ к пониманию его поведения в целом и полезную информацию для понимания терапевтического процесса в игровой терапии. Изменения происходят сотнями разнообразных способов, и терапевт просто должен быть внимательным ко всем незначительным симптомам, свидетельствующим о происходящих изменениях.
Прекращение - это термин звучит довольно резко и кажется настолько
окончательным, что из него совсем явствует то, что я имею в виду, а именно:
прерывание регулярных контактов с ребенком. Здесь можно было бы
использовать слова «завершение» или «окончание», но опять-это звучит
настолько бесповоротно, будто отношения совершенно обрублены и никоим
образом не будут дальше существовать. Нет ничего более далекого от истины.
Ребенок и терапевт совместно - иногда охотно, иногда болезненно, иногда
осторожно, а иногда неровно - развивали и строили систему отношений,
исполненных смыслом. Случались и минуты нежности, и периоды сильного
волнения, неудержимой радости, моменты гнева и фрустрации, о которой
кричали миру, мгновения великих открытии, такие периоды совместного бытия,
когда не нужны ни слова, ни звуки, и затем - время взаимного понимания и
принятия. Такие отношения не могут прекратиться никогда, поскольку они
продолжаются бесконечно как составная часть людей, взаимодействующих в этом
процессе. Это важное переживание продолжает жить в людях, которые испытали
его вместе, и не кончается просто потому, что кто-то решил прекратить
регулярные встречи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Раттер М “Помощь трудным детям”, М., “Прогресс”, 1987.
2. Лэндрет Г.Л. “Игровая терапия: искусство отношений”, М., Международная
педагогическая академия, 1994.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. “Ваш беспокойный подросток”, М., “Семья и школа”,
1995.