Предмет, структура и задачи П.
1. История становления
2. Предмет, задачи и структура
3. Гуманитарная и авторитарная концепции пед. процесса
В становлении П выделяют 3 этапа:
1 - общедидактицеский(17-19в)
Осн. представители: Песталотццы, Руссо, Каменский, Гербат, Кактерев.
Основные проблемы: связь развития, воспитания и обучения. Творческая
активность детей, развитие способностей детей, роль личности учителя.
2 - самостоятельная наука(17-19в)
как применить педагогику и психологию
Основные представители: Пиаже, Валон, Дьюи, Уотсон, Скинер.
Развитие тестовой психологии, все, что связано с педологией
3 - Разработать обучающие технологии и дать им обоснование.
Психологические задачи образовательного процесса
Объект изучения - человек
Предмет - механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта
человеком в образовательном процессе.
Основные проблемы - управление умственной деятельностью учеников,
формирование их познавательных процессов, личность учителя и различные виды
взаимодействий.
4 компонента:
1 психология образовательной деятельности(единство учителя и ученика)
2 психология учебной деятельности и его субъекта - ученика.
3 психология педагогической деятельности и ее субъекта - учителя
4 психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
Теоретические задачи:
1 Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания.
2 Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения
3 Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий.
4 Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению. практические задачи:
1 Помочь педагогу строить обучение на психологической основе.
2 Помогать создавать благоприятный психологический климат в школах.
3 Помочь педагогу реализовать себя, свои педагогические способности.
педагогическая психология ближе к дидактике и методике, общей и возрастной
психологии, медицине.
Гуманитарная концепция предполагает направленность на личность.
Принцип диологизации
Принцип проблематизации(направленность на активизацию познавательной
активности)
принцип персонализации(взаимодействие личностей, а не ролей)
принцип индивидуализации
Подход Роджерса
2 типа учения:
1 Бессмысленное(принудительное, безличностное, оценивается извне,
направлено на усвоение значений, опирается на память)
2 Осмысленное(свободное, самостоятельное, творческое, направленное на
усвоение смысла, опирается на мышление)
Учитель создает благоприятные условия, он должен обладать 3-мя установками:
1 искренность и открытость
2 принятие и доверие(вера учителя в возможности своих учеников)
3 эмфатическое понимание(умение учителя понимать учеников)
Роджерс исследовал учителей, обладающих такими установками.
Приемы:
Умение адаптировать средства обучения к возрасту и особенностям учеников.
Создание сферы обратных связей в системе обучения(постоянно следить за тем, как дети усваивают материал
Заключение контракта с учениками.
Различные формы групповой и парной работы.
Организовать группы свободного общения( для учеников, учителей, тез и
других)
Критерии оценки работы учителя:
Активность учеников
характер общения
характер вопросов к учителю
когнитивное функционирование
контакт глаз
Психология учебной деятельности и ее субъекта
1. Сущность и закономерности учебной деятельности
2. Структура
3. Психологическая характеристика усвоения
4. Типология неуспевающих учеников.
В образовательный процесс включены 4 компонента(научение, обучение, учение,
учебная деятельность)
1. Научение - всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и
деятельности ребенка, предшествующее деятельности и не вызывается
врожденными физиологическими реакциями организма.
Научение бывает 2-х видов:
1 - рефлекторное(оно не сознательно, автоматическое, основанное на подражании)
2 - когнитивное(основано на сознательном наблюдении, эксперименте и
осмысленных действиях)
2. Обучение - целенаправленное последовательная передача общественно-
исторического социо-культурного опыта другому человеку в специально
организованных условиях. Это двойственный процесс(ученик- учитель)
3. Учение - активность человека, его деятельность и фактор психологического
развития
Учение имеет 2 стороны:
1 - учение - накопление знаний
2 - учение - умение оперировать этими знаниями
Эффективность учения зависит от того: чему обучают(содержание материала) кто и как обучает(методика) когда обучают
4. Учебная деятельность - воспроизведение накопленных человеком знаний,
умений и способностей.
Ряд характеристик:
-направленность на изучение материала
-осваиваются научные понятия
-имеет программу действий
-ведет к изменениям в самом человеке
-в ней формируется самоконтроль и саморегуляция
в учебной деятельности выделяют 3 стороны:
1 содержательная(знания)
2 операциональная(способы усвоения знаний
3 мотивационная(желание учиться)
Выделяют 3 группы мотивов учения
- отрицательные мотивы
- положительные мотивы ( долг перед родителями, желание быть лучше)
- собственно-познавательные мотивы ( сам мотив учения)
Пути формирования мотивов:
1. Учитель пытается довести до ученика, что ему необходимо учиться
2. Учитель пытается организовать деятельность ученика.
Методы:
- опора на потребность
- организация учебного процесса
- использование отметок
Человека можно сравнивать только с самим собой ( вчера не смог сделать,
сегодня сможешь)
Структура учебного процесса
Учебные задачи, учебные действия, контроль и оценка
В задаче указывается, что необходимо сформировать
Состав задачи:
Предметная область, отношения, которые связывают эти объекты
Требования - то, что нужно сделать в ходе задачи
Оператор - как это сделать, как решить задачу
Учебные действия
Учебная деятельность отвечает на вопрос "Как выполнить?"
Действия:
1. С позиции ученика целеполагание программирование планирование исполнительство контроль и самоконтроль оценка и самооценка
2. с позиции учителя преобразование исследование
3. С позиции особенностей психических процессов перцептивные мыслительные интеллектуальные
4. По степени самостоятельности репродуктивные редуктивные
5. контроль (этапы)
контроль за результатами
поэтапный контроль (за этапами выполнения)
контроль за процессом организации
Показатели
1. Умение перед началом деятельности планировать и прогнозировать трудности
2. Умение изменять действия при изменении условий
3. умение чередовать развернутый и сокращенный виды контроля
4. Умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с
символами
5. Умение составлять проверочные задания
САМОКОНТРОЛЬ
Выделяют 4 стадии проявления:
- отсутствие (контроль только со стороны учителя)
- полный самоконтроль
- выборочный самоконтроль (контролируются только самые главные моменты)
- внутренний самоконтроль ( ученик чувствует, что допустил ошибку, и сам
исправляется)
- оценка ( отличать от отметки)
2 типа оценок: ретрооцептивные (мера усвоенных знаний) прогностическая (прогнозирование своих возможностей)
Результат учебной деятельности - усвоение.
Процесс письма, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и их
использование на практике в новых ситуациях.
Психологические компоненты освоения:
1. Отношение к учению(+) (Должно быть связано с практикой, надлежащее изложение материала, организация активности учеников)
2. Наглядное восприятие материала
3 вида наглядности:
1. предметная
2. изобразительная а)собственно изобразительная (картинки, макетки) б)символическая (схемы, графики) в)словесная (учитель владеет речью)
3.Осмысление (какие применяются для усвоения)
4. Запоминание (как организован процесс...)
В результате обучения должны сформироваться учебные понятия.
. Условие - должна быть развита аналитико-синтетическая функция головного мозга.
Неверное формирование научных понятий называется генерализацией.
2 причины: объективная и субъективная(влияние нашего восприятия, житейских понятий, недостатки в работе учителя)
. Вводя новые понятия детям необходимо подчеркивать существенное и несущественное.
. Давать возможность изменять понятия, чтобы было видно существенное и несущественное.
. Результат усвоения - это знания, умения и навыки.
Существенные признаки, по которым можно судить о навыках:
Внешние признаки (скорость и отсутствие ошибок)
Внутренние признаки (низкая утомляемость, неосознанность этапов отсутствие промежуточных этапов)
Умения: общие (для любого предмета) и специальные (для конкретного
предмета).
3 группы общеучебных умений:
1. Учебноорганизационные ( намечать задачи, рационально панировать свои действия, создавать благоприятные условия для детей);
2. Учебноинформационные ( библиографический поиск, работа с книгами, справочниками);
3. Умение наблюдать;
4. Учебноинтеллектуальные ( мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать, рационально запоминать, логически осмысливать, решать проблемы, самостоятельно решать задачи, осуществлять самоконтроль)
Этапы формирования общеучебного умения:
1. выявление исходного уровня развития умений у учеников
2. инструктаж о содержании умений ( рассказать в чем суть умений и как их формировать)
3. этап по обработке умений
4. применение умений в новых условиях
5. контроль за формированием умений
6. сформированность умений
В основе:
Обучаемость - восприимчивость к знаниям. Бывает общая и специальная. В
основе обучаемости лежит развитость мышления.
1. развитость продуктивного мышления(практическое, условно - логическое).
2. умение устанавливать связь между абстрактным и конкретным.
3. гибкость мышления.
На обучаемость влияет:
1. самоконтроль
2. отношение к школе, учебе, учителю
3. тип усвоения
4. заинтересованность
5. отношение к учебе родителей
Признаки, по которым можно судить об обучаемости:
1. обобщенность мыслительной деятельности
2. самостоятельность
3. гибкость
4. осознанность
5. общий тонус
6. специфика запоминания
Отношение:
Три группы неуспевающих учеников:
1. Низкая обучаемость
+ отношение к школе позиция школьника а) чистые практики б) лентяи (привыкли списывать)
2. Высокая обучаемость
- отношение к школе утрата позиции школьника а) хорошо развито мышление, знают много, но не по предмету, могут реализовываться в кружках. б) хулиганы (достаточно умны, любят верховодить)
3.Очень трудные для учителей.
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
. Этапы активизации процесса обучения
. Современные теории обучения
. Формирование творческого мышления
. Психологические критерии оценки методики обучения
. Психологические особенности применения индивидуального и дифференциального подходов в обучении
. Психологические основы к изучению иностранных языков.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
1. группировка учащихся( возраст, способности)
2. эллективная система обучения ( предметы по выбору)
3. неградуированные классы
4. программированное обучение
5. компьютерное обучение
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГАЛЬПЕРИНА
Четыре характеристики умственного действия.
1. степень овладения умственной деятельностью а) предметные действия (наглядно-действенное мышление) б) уровень громкой речи без опоры на предметы ( наглядно-образное мышление) в) действия в уме (абстрактное, словесно-логическое мышление)
2. степень обобщености (умение опираться на существенные признаки)
3. степень сокращенности (полнота промежуточных операций)
4. 4. степень освоенности (способность использовать в других ситуациях)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. Предварительное знакомство с деятельностью и выделение ее ориентировочной основы
. Материализованный
. Внешнеречевой
. Внешняя речь про себя
. умственный план
ТРИ ВИДА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ:
1. дается образец действия и результат. Подробных инструкций не дается.
2. дается и образец, и результат, и подробные инструкции.
3. Анализ самого действия. Учитель учит анализировать и выделять существенные моменты.
Материализованный этап - это карточка.
Внешнеречевой этап - проговаривание вслух
Умственный план - учитель дает нестандартные задания, и если дети усвоили
материал, то они способны его выполнить.
Данная система дает умение учиться, развивает логическое мышление.
ТЕОРИЯ ТЕРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ ДАВЫДОВА
Давыдов выделил два вида мышления:
. эмпирическое (повседневное, по законам индукции, от частного к общему.
. теоретическое ( научное, развивается по законам дедукции, от общего к частному)
Ввел понятие модели.
СИСТЕМА ЗАНКОВА
ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
. обучение на высоком уровне
. ведущая роль теоретических знаний
. осознание школьниками собственного учения
. работа над развитием всех учащихся.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СКИННЕРА
1. разбиение всего материала на малые составные части (шаги)
2. поощрение за правильный шаг и наказание за неправильный
3. наличие системы подсказок
Общее все они направлены на индивидуальное обучение.
Форма обучения - групповая (детям приходится общаться).
Не должно быть перегрузки (не больше двух уроков, ведь каждая тема подходит
для этого)
4. во всем подчеркивать дисциплину.
Требования для закрепления нового материала:
1. оптимальный состав группы - 5 человек
2. группы отбираются исходя из успеваемости
3. желательно, чтобы знания были разные по предмету
4. желательно, чтобы сидели кругом
5. необходимо учитывать взаимоотношение учеников
6. необходимо выбрать старосту, которого нужно чаще менять
7. менять состав групп
8. подбирать для каждой группы свои задания
9. разумно сочетать групповую форму работы со всеми остальными.
Варианты групповой работы:
Мозаика состав группы - 5 человек. Они объединяются на 3-4 урока. Основная нагрузка на дом. Каждый готовит свою тему, а на уроке друг друга обучают. Каждый зависит от других.
Турниры состав группы 4-5 человек. Группа работает 3 урока, на 4-ый проводится турнир между группами.
Раделение труда каждый в группе выполняет какую-то свою часть работы (организатор, летописец, эрудит, практик, спикер). Каждый бывает в различных ролях).
Работа в парах
Объединяются с разной успеваемостью. Более сильный ученик выступает в роли
учителя. Повышается ответственность, активность, обмен знаниями,
эффективность обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
. метод погружения
. мозговой шторм (применяется начиная с подросткового возраста, спонтанно!)
. деловые игры (большие по объему, требуют огромной подготовки, имеет цель, сценарий, комплект ролей)
. ролевые игры
. нейро-лингвистическое программирование (влияет на подсознание).
3 вида мышления:
1. Активное
2. Самостоятельное
3. Творческое
Для развития всех уровней мышления характерно проблемное обучение.
3 вида проблемного обучения:
1. учитель указывает на проблему, формирует ее, помогает ученикам решать ее.
2. учитель только указывает на проблему.
3. учитель только подбрасывает идею.
Самое сложное(способы усложнения):
варьировать условия заданий, лишние данные, несформулированный вопрос,
проблема между житейскими и научными понятиями, теорией и практикой.
Критерии оценки
1. Методика должна быть развивающей.
2. Опора на зону ближайшего развития, а не на актуального.
3. Должны обеспечиваться функции высших психических процессов.
4. Должна происходить развитие личности (обогащение опыта).
5. Учебное сотрудничество (диалог, а не монолог).
6. Должен активизироваться познавательный интерес.
7. Должно развиваться творчество.
8. Процесс должен опираться на мышление, а не на память.
9. Должен учитываться возраст учеников.
Индивидуальный подход - подбор заданий, которые соответствуют каждому
ученику.
Дифференцированный подход - выделение групп учеников со сходными
психическими особенностями: устные, письменные, у доски, групповые, и т.д.)
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Сильные и слабые стороны учебной деятельности.
. Успеваемость.
. Уровень развития.
. Характер мышления.
. Интересы.
. Кругозор.
. Отношение к предмету.
. Межличностные отношения в классе.
Возможные формы урока:
. Традиционная (объяснение, домашнее задание).
. Дискуссия.
. Лабораторные работы.
Факторы, влияющие на форму урока:
1. Уровень развития психики учеников.
2. Особенности интересов.
3. Микроклимат в классе.
4. Ведущая деятельность.
=================ПРОПУЩЕНО==============
МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Подражание - самый первый метод. Только для самых маленьких. Высокие требования к поведения взрослого человека(обучающего).
2. Внушение - второй метод. Направлен на подсознание. Некритическое восприятие. Авторитет -> эффективность. Неэффективно в подростковом и юношеском возрастах. Огромная ответственность.
3. Заражение - ситуативный, эмоциональный метод. Успешность завысит от веры заразителя в то, что говорит. Очень важны: Настроение, энтузиазм, актерское мастерство.
4. Убеждение - направлен на мышление, осознание. Цель - доказать что- то(взгляды, истинность, ложность). Только если человек истинно принял чью- нибудь точку зрения, то только тогда убеждающий достиг цели.
Условия:
. Объективность должен сам верить в то, что говорит.
. Полнота раскрытия вопроса.
. Необходимо использовать общие положения, конкретные факты.
. Достаточный уровень эмоциональности.
. Речь должна быть доступной.
. Необходимо анализировать факты, известные собеседнику.
. Логичность речи.
. Учитывание индивидуальных особенностей человека.
. Устранить все возможные сомнения и возражения.
ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ
. Созидающие. Направлены на активизацию положительных эмоций. Поощрение
(доброта, внимание, показать превосходство в знаниях, активизация чувств, планковый подход, доверие, поддержка, и т. д.)
. Тормозящие. (ориентированы на отрицательные эмоции, приказание, ласковый упрек, мнимое безразличие, недоверие, ирония, развенчание, возмущение, осуждение, наказание, пренебрежение).
. Взрыв - эмоциональная реакция. Безотказен.
Приемы взаимодействия:
. предоставление свободы выбора
. смена социальной позиции
. развитие идентификации
ВЛИЯНИЕ:
. Целенаправленное (учитель ставит цель, разрабатывает программу)
. Нецеленаправленное (учитель не ставит целей, но все равно влияет)
Планы влияния:
. рулевой (урокодатель)
. личностный (знание - не цель, а средство, учитель - личность)
. Аспекты личностного влияния:
. учитель - представитель науки, которую он преподает
. учитель - посредник (теория - практика)
. владение средствами общения (общение - воспитание)
. учитель - социальный эталон.
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО ВЛИЯНИЯ (моменты):
1. Социально - психологический (доверие к учителю) а) учитель - представитель учебного заведения б) доверие на конкретном уроке (ситуативное) в) доверие стабильное (длительное взаимодействие).
. Познавательно - педагогический (передача знаний)
. Конструирующе - педагогический (учитель воздействует как личность)
. Варианты межличностных отношений:
. Конъюнктивный (объединяющий) «МЫ»
. Дизъюктивный (разъединяющий) противопоставление учитель - ученики
«ВЫ» и «Я»
. хаотический (учитель - человек настроения)
Предпосылки успешного личностного взаимодействия:
1. Личностные (качества: профессиональная направленность, владение темпераментом, благоприятные черты характера, способности)
2. Ситуативные (непредсказуемые. Основное качество учителя - гибкость.)
=================ПРОПУЩЕНО==============
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учениками
на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и
направленное на создание благоприятного психологического климата и
оптимизацию отношений.
Выделяют 3 стороны педагогического общения:
1. обмен информацией
2. межличностное взаимодействие
3. восприятие и понимание людьми дуг друга.
Педагогическое общение - творческий процесс:
. творчество в организации учебной информации
. умение познать личность учеников
. творчество в выстраивании взаимоотношений
Качества учителей, требуемые учениками:
. Конкретность
. демократичность
. личностные качества (терпеливость, эрудированность, разнообразие интересов, современность, чуткость, понимание)
. Умение влиять на учеников (подобрать подходящий метод воздействия)
. Объективная оценка, отметки.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Подготовка к педагогическому общению дома.
2. Первые минуты урока (постановка цели, задач).
3. Управление вниманием на уроке: способы привлечения внимания:
. голосовой (немонотонность)
. речевой (умышленные оговорки, ошибки, вставлять в рассказ фамилию или имя отвлекающегося, шутки, термины из другого предмета и т. д.)
. мимика и пантомимика
. организационные.
8. Обратная связь (проверка усвоенного)
9. Выбор форм поощрения и наказания.
Виды критики(25):
1. подбодрение
2. упрек
3. надежда
4. аналогия
5. похвала
6. озабоченность
7. безличная критика
8. сопереживание
9. сожаление
10. удивление
11. ирония
12. намек
13. смягчение
14. укоризна
15. замечание
16. предупреждение
17. требование
18. вызов
19. совет
20. конструктивная критика
21. опасение
22. окрик
23. обида
24. покровительство
25. угроза
26. Подведение итогов.
Педагогическое общение имеет свою структуру:
Позиции делят на внешние и внутренние:
Внешние (поведение, как учитель ведет себя на уроке
. позиция превосходства
. позиция равенства
. позиция подчинения
Внешние (установки учителя на определенное общение)
. Установка (позиция) ребенка ( решение проблем перекладывается на других)
. Установка взрослого человека (сам обдумывает ситуацию)
. Позиция родителя (воспитателя)
КОНФЛИКТ
2 группы:
1. внутриличностные (с самим собой, между разными мотивами, между хочу и могу)
2. межличностные (между людьми)
Этапы разрешения внутриличностных конфликтов:
. Помочь человеку осознать, какие тенденции вступили в противоречие
. Человек приходит к выводу, что ситуация требует разрешения
. Вернуть человеку эмоциональное равновесие
. Человек должен пересмотреть самооценку (прийти к адекватной)
. Изменить уровень притязания, заняться самоконтролем
. Дальнейшее оберегание человека от межличностных конфликтов
Межличностные конфликты:
1. Мотивационные (конфликт лидерства между учениками)
2. Организационные (недостатки в организации школьной жизни)
. 1-ый конфликтный период - адаптация к школе
. 2-ой конфликтный период - переход в среднюю школу
. 3-ий конфликтный период - 9 класс (остаться или уходить)
. 4-ый конфликтный период - 11 класс (самоопределение)
7. Конфликт взаимодействия (чисто личностный, когда не могут договориться два человека).
Структура конфликта включает в себя внешние, внутренние позиции и объект.
Сфера конфликта
1. деловая (обсуждается поступки, действия учеников)
2. личная (обсуждаются личные качества)
Динамика конфликта
1. Нарастание
2. Реализация
3. Затухание (характерно чувство вины).
Два варианта:
1. постараться лучше понять собеседника (поставить себя на его место, логически обдумать, и т.д.)
2. Управление своим эмоциональным состоянием.
Выход из конфликтов:
1. тип - конфликт учителя и ученика. (диалог)
. задавая вопрос - подождать ответа
. делать паузы, не занимать все коммуникативное пространство
. вопросы должны быть развернутыми
. высказав свою точку зрения, не бояться критики со стороны ученика
. поощрять ученика высказывать свое мнение (Как ты считаешь?...)
7. тип - конфликт между учениками
Методика посредничества (посредник - взрослый) в четыре шага:
1. найдите время, чтобы поговорить (никуда не спешить, желательно отдельное посещение)
2. оговорить два правила: если начались переговоры, то их нельзя прерывать нельзя использовать силовые приемы посредник сохраняет нейтралитет
3. взаимные претензии
4. соглашение (оговаривается проведение каждой стороны, наказание за нарушение соглашения, докум. Фикс.)
5. Конфликт учителя с родителями
Установки, с которыми родители приходят в школу:
оборонительная
наступательная
растерянная
Три фазы общения:
1. сопротивление эмоциональному воздействию
2. установление равноправного общения (доброжелательность, начинать необходимо с хорошего, подчеркивать значимость родителей в воспитании, предложить подумать вместе)
3. Отыскание форм сотрудничества
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА
Правила:
. Главное- диалог, отношения, а не правота учителя
. Обсуждать проблемы
. По возможности учитывать интересы собеседника
. Искать варианты решения
. Не верить генетике
. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга
Варианты исхода конфликта:
1. сотрудничество (выход для каждого)
2. соперничество
3. компромисс
4. избегание
5. приспособление (полная уступка)
SEEMS TO END HERE...