Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп.
У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный
. Они кри-
тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое стремление к исправ- лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с возрастной нормой, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала , неустойчи- вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических процессов ,сни- жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость , раздражительность или общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость , многократная смена настроения и др.
Психолого- педагогическая коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий , направленных на устранение неблагопри- ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на улучшение общего психического состояния ребенка , на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения , на организацию правильного речево- го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .
Программа психокоррекционного занятия включает в себя несколько групп упражнений и осуществляется на основе данных обследований .
На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное )
дыхание. Тренировка
начинается с приведения ребенка в состояние покоя и
расслабления мышц плеч,
грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений
: стоя ,сидя, лежа.
1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный
и спокой-
ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха
отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в
стороны ; на выдохе они постепенно
занимают свое исходное положение.
2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и
фокусируется в одной точке – на губах . Для достижения , а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не
изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз ) произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы типа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , «
утюг»,«уют», « кто от кого , тот в того», « чужую беду руками
разведу», «дружба дружбой , служба службой», « за труд чтут», « очи
ушей верней», «повинную голову меч не сечет»..
3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную пленку или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что
имитирует психолог своим голосом . Это может быть , например «стук
часов», « крик воро- ны», «жужжание жука» , «писк комара» и др.
4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить , какой одина- вый звук он слышит в словах «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и поднять руку если слышит звук «с». Далее ребенок определяет место звука , например «с» , в словах
«нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку предлагается придумать слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три- четыре звука.
Заключительное упражнение состоит в том , что психолог
произносит слова- квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует
соответству- ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку).
Предлагаются следую- щие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-
рожки», «рак- лак», « пилот-пирог» и.т.п.
5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и
динамической скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-
5) хлопнуть мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от
одного края стола, попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка
просят проскакать поочередно на правой и левой ногах , например от стола к
двери. Упражнение повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в
зависимости от возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или
подражая ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем
расслаблять их , свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя
кисти.
6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу ,
пробует произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в
твердое небо, мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей ,
зажмуривание глаз ), затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба
состояния ребенок пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.
7. Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным и
нтенсивным выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние
отделы грудной клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с
помощью игры
«Спасательный жилет». Во время вдоха- «жилет надувается»- нижние отделы грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь; во время выдо- ха – «вытащили пробку»- брюшные мышцы и грудная клетка медленно втяги- ваются до исходного положения. Далее выполняется это же упражнение , но на выдохе ребенок пытается произносить звук «ф» ( в течение 4-6 с). Для удлине- ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на духовых инструмен- тах: « дует в свисток или рожок », « играет на губной гармошке». Длительность выдоха доводится до 6-8 с.
8. Упражнения на развитие внимания.
№ 1 «Незнайкины небылицы».
Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в
них . Когда он стал рассказывать свои историии друзьям , все громко
смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал
Незнайка.
- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки , теплые сапоги , шу- бы и отправляются кататься на санках.
- Весной все звери готовятся к долгой спячке.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.
№ 2 «Цветик- семицветик »
Взрослый рисует цветок с семью лепестками : красным,
желтым, голубым, розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая.
Ребенку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно
такой же.
№3 « Невнимательный садовник »
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду ,
но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с
семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики , если на них написано:
«Яблоня», «Груша»
«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
№4 « Паровозик с клоунами»
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут
«клоуны». « Клоуны» лю- бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по
сигналу взрослого
( гудок ) останавливается, « вагончики» разъезжаюются в
разные стороны, де- ти падают. Основная задача - при падениии быть
внимательным к окру- жающим детям , стараться их не задеть. После того как
«поезд» отремонти- руюют, игра продолжается.
№5 « Летает - не летает».
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет
предметы. Если
предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у
детей опущены.
Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки
непроизвольно , в силу подражания , будут подниматься. Необходимо
своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван
нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант , который в
конце игры выкупается.
9.Упражнения на развитие мышления.
№1 «Разрезные картинки» ( складывание рисунка из его частей)
Берется любая открытка ( лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части . Ребенка просят составить ее. Другая
на четыре части и так далее. Выполняя задание , ребенок ориентируется на рисунок , изображенный на открытке . Покупные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.
№.2 « Придумаем загадку».
Логика придумывания загадок сложна для дошкольников,
поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих
предметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, а внутри
красный» ( арбуз).Затем добавляются функциональ-
ные признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все дома очищает»
(пылесос).
Далее предлагаются сравнения и литературные загадки .
Например : «Крашено
Коромысло через реку повисло» ( радуга). Непонятные слова
объясняются.
№3 « Что лишнее?»
Взрослый называет три ( позже четыре ) предмета , один из которых не под- ходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор ( овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору- картинки и предметы.
10. Упражнения на развитие памяти.
№1 « Телефон»
В игре участвуют не менее трех игроков .Словесное
сообщение передается друг другу , пока оно не вернется к первому игроку.
Сообщение может состо- ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное
предложение.
№2 « Рассказы по картинкам»
Ребенку предлагается составить рассказ по картинке .
Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.
№3 « Рассказы по памяти»
Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.
№4 « Слова»
Дети по очереди называют слова , где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»
11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
№1 « О рыбаке и рыбке»
Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или кратко перессказы- вает эту сказку . Дети выбирают роли старика , старухи, золотой рыбки.
Остальные дети держатся за руки , изображая море ( поднимают и опускают сцепленные руки).Можно использовать музыкальный фон- морские звуки.
Взрослый может предложить детям продолжить сказку по- своему или пере- делать ее.
№2 «Воробьиная семья»
Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.
«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама,
папа,сын.Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище
веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался
перед своими друзья- ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и
сильный. А с тем кто не соглашался с ним , воробышек ссорился и даже дрался.
Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его
к обеду , но воробы- шек не прилетал. Родители стали волноваться , не съели
не крошки. Папа- воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь
она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек
поссорился с друзьями.
Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям.
И в воробьи- ной семье был серьезный разговор...( дети чирикают,
интонациями передавая чувства мамы , папы, сына). Воробышку пришлось сознаться
в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям , как ему хотелось доказать всем , какой он взрослый. Воробышек объяснял , что очень хотел бы ,чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек
попросил прощения , и родители его простили. Они накормили сына вкусной
едой и, погладив по перышкам , ласково объяснили , что очень любят его , и
для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
№3 « Три поросенка»
Взрослый рассказывает последнюю часть сказки , а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распреде- лить роли между детьми, использовать маски.
№4 «Брыкающаяся лошадка»
Все дети превращаются в «лошадок » и свободно размещаются на ковре
( стоят на коленях, опираясь о пол руками).Взрослый читает текст сказки.
«Жила-была лошадка , которая очень любила брыкаться и капризничать.
Ей мама говорит: «Покушай , доченька, травки
свеженькой». «Не хочу, не буду», - кричит лошадка и брыкается ножками ( дети
выполняют дейст- вия). Папа уговаривает лошадку : « Погуляй , поиграй
на солнышке». Не хочу, не пойду!»- отвечает лошадка и опять
брыкается. Не смогли угово- рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили
ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла
гулять одна. А на- встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке:
« Не уходи, лошад- ка, далеко в лес , ты еще маленькая». Лошадка опять
упрямится: « Я не ма- ленькая , куда хочу, туда и хожу!» А волку это и
надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как
набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой
сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками
вместе так стала брыкаться , что волк убежал и никто его там
больше не видел ( дети выполняют все действия ). Лошадка перестала
упрямиться и капризни- чать, выросла и теперь работает в цирке , брыкается ножками, подбра- сывает высоко мячики на радость зрителям».
12.Упражнения на снятие психофизического напряжения.
№1. Игра « Подснежник» ( релаксационный комплекс)
1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки , чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны ( дети садятся на корточки , обнимая руками плечи, прижимая голову).
2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуж- дают цветок. Он медленно растет , пробираясь сквозь снежный сугроб
( дети медленно приподнимаются и встают).
3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко , а цветочку очень хочется почувствовать тепло ( дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни
). Лепестки стали раскрываться , наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гор- дится своей красотой ( дети медленно опускают руки , плечи , улыбают- ся). «Этоя - первый весенний цветок и зовут меня подснежник »,- кива- ет он всем головой.
5. Но весенняя погода капризна . Подул ветерок , и стал подснежник раска- чиваться в разные стороны( дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину ( дети ложатся на ковер).
6. Побежали ручьи , вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям ( звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путе- шествуют» с закрытыми глазами).
Когда цветок напутешествуется , он приплывет в сказочную страну ( дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радова- лись).
№2 . Игра «Гусли-самогуды» ( релаксационно- танцевальный комплекс).
1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
« Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли- самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора.
2. Звучит ритмичная музыка . Ведущий читает текст. Дети стоят, « танцуют» мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, стоит.
Ой , пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать ,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки , «танцуют» мышцы живота.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох , покрутись.
Лежебока, эй , проснись!
5.Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.
6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм,
«танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
7. Ведущий выбирает ребенка , который старался , был внимательным.
Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка , все танцуют « заказанный» танец , выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию , так, как хочет само тело.
8. Звучит спокойная музыка , дети не сходя с места плавно двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.
А теперь, все отдыхаем .
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. « Гус- ли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают ( по желанию ) о своих образах- мечтах.