МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: Исследование религиоведческой концепции
З. Фрейда - психоаналитического метода в целом
Выполнил: аспирант Кузин
А.В.
В реферате рассмотрены
Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность поставленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности к сложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осознаваемый им, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теоретическое и практическое значение
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге. В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма.
В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению материалистической теории нейронов. Пройдя стажировку в Венской народной больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов.
Фрейд искал таинственную причину певрозов.
Применении в качестве "терапии" гипноза в целях лечения больных. Смысл предложенного состоял в том, чтобы "разрядить" патогенный заряд психической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям
Фрейда.
Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное.
Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как основы психологической динамики, Фрейд довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самым невольно показал абсурдность любых попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.
Стороникм психоанализа нередко утверждают, что, введя понятие бессознательного, Фрейд революционизировал религию.
В работе “Тотем и табу” Фрейд считал, по собственному определению, попытался “разработать с помощью психоанализа проблему народов которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кровосмесительства и веления совести”.
В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной психологии.
Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое наследие прошлого не остается бездейственным.
Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство.
Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь.
Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале первобытной табуации.
Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз.
Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религией и, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний и запретов. Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется не доминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вызвавшими к жизни эту форму социальной регуляции.
Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о его понимании психологической природы атеизма. В своих работах он исходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития.