Рефетека.ру / Психология

Реферат: Звуковосприятие

[pic]

"Мы видим звук"

"Я взвесил звук,

измерил и расчислил,

В загадку слова хитростью проник.

И умное злодейство я замыслил -

Предать железу свой живой язык..."

(А. Журавлёв)

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:

А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;

О - синий : тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,
Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.

Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?

На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.

Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия.

Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.
Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?

Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?

Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного",
"самого синего" и до "наименее синего" и т.п.

Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных -
А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной
, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.

Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?

Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию: красный, синий.

Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым.

Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.

А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая.

Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.

Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.

Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква
Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не учитывать.

Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.

Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям

|Звукобукв|Цвета |
|ы | |
|А |густо-красный |
|Я |ярко-красный |
|О |светло-жёлтый или белый |
|Е |зелёный |
|Ё |жёлто-зелёный |
|И |синий |
|Й |синеватый |
|У |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, |
| |тёмно-лиловый |
|Ю |голубоватый |
|Ы |мрачный тёмно-коричневый или чёрный |

Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как- то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.
Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.

Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.

Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами.

У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облечённых...

......

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

........

И вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли?

Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе.
Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.

В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N).

Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения ([pic]) и единицы размаха колебаний для данного текста:

[pic]

Полученные частности сопоставляются с нормальными
(среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

[pic]

Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"

|Звукобуквы |n |[pic] |[pic] |[pic] |Z |Цвет |
|О+0.5Ё |28 |0.089 |0.126 |0.019 |-1.95 | |
|А+Я |50 |0.159 |0.116 |0.018 |2.39 |красный |
|Е+0.5Ё |31 |0.098 |0.102 |0.017 |-0.24 | |
|И+0.5Й |20.5 |0.065 |0.077 |0.015 |-0.80 | |
|У+Ю |16 |0.051 |0.040 |0.011 |1.00 |тёмный |
| | | | | | |сине-зелён|
| | | | | | |ый |
|Ы |11 |0.035 |0.024 |0.009 |1.22 |чёрный, |
| | | | | | |коричневый|
| | | | | | | |
|Всего звукобукв в стихотворении 315 | | | | | | |
| | | | | | | |

[pic]

Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше ([pic]). При [pic] такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.

Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое- где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова.
Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.

Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.

Звукоцвет в поэзии

|Стихотворения |Звукобуквы и величины | | | | | |Цвет |
| | | | | | | | |
| |О+0.5|А+Я |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю |Ы | |
| |Ё | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Александр Блок| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|"Гамаюн, птица |-1.95|2.39 |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,|
|вещая" | | | | | | |тёмный |
| | | | | | | |сине-зелёный |
| | | | | | | | |
|Сергей Есенин | | | | | | | |
|"Отговорила |1.00 |-0.33 |0.82 |0.20 |-1.00|-0.17|желтый, |
|роща | | | | | | |зелёный |
|золотая..." | | | | | | | |
|"Выткался не |-0.75|1.56 |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный, |
|озере алый свет| | | | | | |тёмный |
|зари..." | | | | | | |сине-зелёный |
|"Воздух |-2.57|0.69 |-0.23 |1.18 |0.00 |0.00 |синий |
|прозрачный и | | | | | | | |
|синий" | | | | | | | |
|"Зелёная |-0.56|-2.00 |1.36 |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный, |
|причёска, | | | | | | |тёмный |
|девическая | | | | | | |сине-зелёный |
|грудь..." | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Арсений | | | | | | | |
|Тарковский | | | | | | | |
|"Перед |3.47 |1.93 |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый, |
|листопадом" | | | | | | |красный |
|I строфа |2.80 |1.21 |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый |
| | | | | | | | |
|II строфа |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88 |-0.28|2.71 |тёмно-синий |
| | | | | | | | |
|III строфа |0.45 |2.27 |0.43 |-1.84 |-1.72|-0.43|красный |
| | | | | | | | |
|"Синицы" |-0.68|0.17 |0.29 |1.33 |-0.55|0.11 |синий |
| | | | | | | | |
|"Сирени вы, |0.29 |-1.94 |0.40 |0.08 |0.40 |-0.12|сине-зелёный |
|сирени" | | | | | | | |
|"Дождь" |0.27 |-1.80 |0.36 |0.50 |1.78 |1.57 |тёмный |
| | | | | | | |сине-зелёный |
|"Петровские |-0.21|0.50 |-1.47 |0.13 |0.45 |2.33 |чёрный, |
|казни" | | | | | | |багровый |
|"Пускай простит|1.93 |0.14 |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый, |
|меня Винсент | | | | | | |тёмно-синий |
|Ван Гог" | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|А. Вознесенский| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|"Васильки |-1.50|-1.13 |1.38 |4.14 |-0.60|0.25 |синий, |
|Шагала" | | | | | | |зеленоватый |
|"Пожар в |0.17 |2.08 |-4.36 |1.80 |-0.29|0.33 |красный, синий|
|архитектурном" | | | | | | | |
|"Сирень "Москва|-3.09|-0.08 |2.50 |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный |
|- Варшава" | | | | | | | |
|"Очищение" |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий, |
| | | | | | | |бело-жёлтый |

Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..."
- доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.

Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.

По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.


Похожие работы:

  1. • История болезни - Оториноларингология (острый двусторонний ...
  2. • Заболевания уха
  3. • Очаговая нижнедолевая пневмония справа, средней степени ...
  4. • Е. Д. Поливанов и обучение русскому языку в национальной ...
  5. • Лингвистическое наследие Е. Д. Поливанова (1891-1938)
  6. • Понятие фонема
  7. • Заболевания носа, горла, уха. ЛОР-болезни
  8. • История болезни, острая тугоухость
  9. • АТЭС в лечении тугоухости
  10. • Литература - Отоларингология (заболевания звукопроводящего ...
  11. • Эффективные решения мерчандайзинга
  12. • Двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость I степени
  13. • История болезни - Оториноларингология (рецидивирующие носовые ...
  14. • Методика адаптивной физической культуры ...
  15. • Коррекция речи детей
  16. • Наружный и средний отиты: симптомы, прогноз и лечение
  17. • Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в ...
  18. • Анатомия и физиология органа слуха
  19. • Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com