ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда, человеку нужна основа в жизни, которая позволит человеку сохранить человеческие качества, став инженером, врачом или президентом. Если у человека нет такой основы, то, приобретя огромные интеллектуальные знания, его громадный потенциал начинает работать против людей. Вы задумывались, почему все люди рождаются, неся в себе какие-то человеческие ценности, а затем многие готовы уничтожить все вокруг ради денег и власти? Человек даже сам не замечает, как происходит "падение" ценностей в его сознании. Если нет твердого "фундамента" нравственной основы, то человек становиться потенциальным разрушителем всего живого. Для того чтобы у человека был хороший "фундамент" необходимо сначала "посеять" зернышко.
ИСТОРИЯ СЕМЬИ
В древнем, так называемом "диком" обществе половые связи строилось без разбора степеней родства. Они допускались между родителями и детьми, братьями и сестрами. Не было ни семьи, ни брака, было племя - как единственная и неразделенная ячейка первобытного общества.
Из этого первобытного состояния развились первичные формы семьи и брака. Так называемый групповой брак: кровно-родственные семьи, когда брачные связи допускались по поколениям (дети и родители образуют своего рода брачное кольцо): сестра одновременно могла быть и женой (родители составляли одно кольцо, дети - другое).
Семья пуналуа стала более прогрессивным шагом. В такой семье исключались кровно-родственные связи (родных братьев и сестер), т. е. формировались связи между семьями, но пришлые муж- жена на имущество семьи прав не имели. Происхождение детей же здесь определялось только по материнской линии - "безотцовская семья". Внутри этого материнского рода запрещались брачные связи. Период известен под названием матриархат.
Материальной основой такого группового брака было домашнее хозяйство.
Последующее развитие семьи состояло в том, что круг, внутри которого допускались брачные связи, начинает все более сужаться. Из этого круга исключались полнородные и неполнородные родственники.
Вот почему семья пуналуа неизбежно сменилась парным браком. Заслуга в этом женщины, так как в силу своего особого биологического строения ей присуще большее чувство привязанности. Однако пока еще эта семья не являлась хозяйственной единицей, только брачной, а хозяйственной единицей является род в целом.
Моногамия - четвертая историческая форма семьи и брака. В отличие от парного брака - это единобрачие более прочное, устойчивое. В это время муж занимает господствующее имущественное положение и семья становится уже самостоятельной хозяйственной ячейкой рода.
В этой ситуации единобрачие - это еще не союз добровольный и равноправный между мужчиной и женщиной, а порабощение и зависимость одного пола над другим. Это не союз сердец, а союз имущества.
До 1917 года в России официальной формой заключения брака было венчание. Форма, условия брака (брачный возраст, запреты брака) были установлены под воздействием церкви и отражены в своде законов Российской империи. Так, указом синода в 1904 году было отмечено осуждение на безбрачие лиц, виновных в нарушении супружеской верности. Последующее постановление синода запретило венчать после развода этих лиц в течение 2 лет безусловно, а в течение последующих 5 лет венчание могло состояться лишь при условии удостоверенного церковью раскаяния.
Родителям принадлежала неограниченная власть на детей любого возраста
- для венчания требовалось согласие родителей обязательно (дочери для
повторного брака требовалось согласие родителей в любом возрасте).
Свобода вступления в брак была ограничена и для лиц, состоявших на службе как военной, так и гражданской. Им запрещалось заключать брак без письменного дозволения начальства.
С 1917 года функции регулирования семейно-брачных отношений были переданы государству, а церковный брак стал частным делом.
Первым законодательным актом, отменившим порядок церковного заключения
брака, был декрет от 18 декабря 1917 года "О гражданском браке, о детях и о
ведении книг актов гражданского состояния". Так появились первые органы
ЗАГС.
ДВЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЮБОВЬ
Семья - это самое важное, что есть у человека. В семье мы рождаемся и,
рано или поздно, мы вырастаем и создаем семью. Задумаемся, что больше всего
волнует каждого из нас? Это проблемы, которые нас окружают. Чтобы понять
что-то более глобальное нужно посмотреть, откуда все начинается. Наше
государство - это проекция наших семей. На самом деле, в семье можно найти
составные элементы большого государства. В семье есть экономика - это
зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика - это отношения внутри
семьи и с соседями, также культурная сторона жизни. Однако, самое главное в
семье - это любовь между мужем и женой. С этого начинается создание семьи.
С этого начинается и разрушение семьи. Таким образом, в обществе главные
проблемы - не экономика, не политика и т.д., а проблема взаимоотношений
между мужчиной и женщиной.
1960-е годы принято считать началом сексуальной революции. Многие
молодые люди слепо бросаются в водоворот так называемой "свободной любви".
Однако с этого же времени наблюдается резкий всплеск числа разводов,
преступлений, болезней, передаваемых половым путем, рождаемости детей вне
брака. Семью по праву можно называть школой истинной любви, где мы
усваиваем основные уроки человечности. В некоторых странах 1/3 всех детей
рождаются вне такой школы, что, в свою очередь приводит к преступности.
Психологи и социологи сошлись во мнениях, что корни преступности кроются в
проблемах взаимоотношений в семье. История складывалась таким образом, что
страны, в которых были крепкие моральные и семейные устои процветали даже
экономически. И наоборот, когда рушились эти взаимоотношения, в этом народе
происходило какое-либо несчастье. Одна трагедия, которая преследует тех,
кто вступил на путь "свободной любви" уже становится угрозой самому
выживанию человечества - это эпидемия СПИДа. СПИД - это айсберг. Нам
известна пока лишь его видимая часть. На Украине на учете уже свыше 10 000
ВИЧ - инфицированных. Разводы, преступность, внебрачные дети, СПИД - вот
лишь некоторые из проблем, которые, словно тени, "свободная любовь" бросает
на наше общество. До сих пор мы пытались бороться лишь с тенью, но мы так и
не сумели разглядеть самую главную проблему, от которой тянуться все эти
тени. Каждый человек стремиться к любви, так как без нее невозможно
человеческое счастье и рождение жизни. Сама идея любви, как гармония между
мужским и женским началом, отражена во всей вселенной. В царстве растений
или в царстве животных отношения "супругов" направлены исключительно на
воспроизводство жизни, и только лишь люди обладают неограниченной свободой
проявлять свои чувства в любви. Подлинная свобода, однако, немыслима без
ответственности. Если человек был создан для любви, свободной от
ответственности, то сколько еще "теней", всевозможных проблем и хаоса эта
любовь бросит на наше общество? Эту ответственность можно понять в двух
аспектах.
Во-первых, нам необходимо стать обладателем, или "носителем" истинной
любви, благодарным за свободу проявления чувств и умеющим владеть собой.
Что подразумевается под истинной любовью? Это отнюдь не та физическая
страсть, которая требует немедленного удовлетворения. Эмоциональное
увлечение нельзя назвать любовью. Истинную любовь можно определить как
невидимую силу, объединяющую двух или более людей в гармоничное единство.
Она проявляется в мыслях, словах и делах человека, направленных на благо
других, даже ценой собственного "я". Истинную любовь, однако, нельзя понять
из слов, из книг или в учебном заведении. Её можно понять только на основе
жизненного опыта. Родители вдохнули в нас жизнь и любовь. Так, обретая опыт
сердца детей, мы формируем свою способность воспринимать и отдавать
истинную любовь. Из сердца ребенка постепенно развиваются отношения с
братьями и сестрами, и, в конце концов, из этих отношений в любви должны
вырасти зрелые личности, способные стать истинными супругами и истинными
родителями. Успешно завершая каждую из этих стадий, требующих от нас
перехода на новый уровень самоотдачи и служения, мы накапливаем свою
зрелость, иными словами, развиваем в себе способность любить других людей,
заботиться о них, выходя за рамки собственных нужд и желаний.
Поскольку любовь - это сила, объединяющая людей, то отправная точка любви - это единство внутри человека. Мы отчетливо признаем в себе две стороны нашего существования. С одной стороны это наше тело, имеющее свои физические желания, и, с другой стороны - совесть, наши духовные качества и желания, составляющие основу нашего характера. Наши лучшие качества проявляются тогда, когда мы владеем нашими физическими желаниями.
Талант музыканта проявляется уникальным образом, когда он владеет
инструментом. Инструмент не является источником таланта, но только
средством его выражения. Подобно этому, тело человека не является
источником любви, но лишь средством проявить свои лучшие качества.
Настоящий мужчина - это тот, кто обладает качествами мужчины, а не только
телом и мышцами. То же самое и в отношении женщины. Когда наши действия
идут в разрез с нашей совестью, можем ли мы уважать и любить себя? Тем
более, когда совесть и тело не едины в человеке, он не может по-настоящему
уважать и любить другого человека. Ответственность за взаимоотношения в
любви не может восприниматься только как закон или общепринятые нормы.
Напротив, человек должен выработать в себе ответственность посредством
самоконтроля и самостоятельного решения в наших отношениях со своей
совестью.
В нашем движении высшей ценностью и гордостью считается абсолютная
чистота любви до брака, а в браке - абсолютная супружеская верность. В
таких семьях дети рождаются в чистоте незапятнанных чувств родителей.
Поэтому второй аспект ответственности касается детей. Родительская любовь -
основа счастья и гордости детей. Это корень их жизни. Поэтому, если
родители разводятся, то дети чувствуют себя так, будто корень, или
основание их жизни было сломано и разбито на части. Они также чувствуют
себя сломанными и разбитыми внутренне. Самой важной ответственностью
родителей является не столько внешняя забота о детях, их здоровье, питании,
одежде и т.д. Самое главное - это не столько экономическая среда, в которой
растут дети, а какие отношения любви лежат в основе воспитания ребенка.
Родителям необходимо воспитывать свое дитя истинным сыном или дочерью,
братом или сестрой, истинными супругами и истинными родителями, образцовыми
и ответственными гражданами своего общества. Поэтому, семья - это школа,
где учителя - это родители, а предмет - 4 сферы любви, или, как мы их
называем, сферы сердца (дети, братья-сестры, муж-жена, родители). Как
родители могут учить этим вещам? Только своим примером. Поэтому, желание
быть родителями ставит человека в положение учителя и обязывает его быть
образцовой личностью, образцовым супругом и образцовым родителем.
В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения,
составляющие основу взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, и
т.д. Этими нормами мы, естественно, будем руководствоваться в обществе.
Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша
жизнь в обществе в качестве юриста, педагога, министра, президента и т.д.
Таким образом, семейная этика образует своего рода фундамент для социальной
этики, этики бизнеса и этики межгосударственного общения. Проблема
экономики - это проблема не денег и не рыночного механизма, а тех людей,
которые считают эти деньги. Проблема образования - это проблема не зарплаты
преподавателей, а людей, задействованных в сфере образования. Проблема
законодательства - это проблема людей, составляющих законы. Даже самые
глобальные мировые и общественные проблемы невозможно решить, рассматривая
лишь симптомы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее?
Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали
действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все
вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь
иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.
Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации 1993.
2. Кодекс о браке и семье. (Действующая редакция).
3. Нечаева. А. М. Брак. Семья. Закон М., 1984
4. Советское семейное право: Учебник / Под ред. Рисенцева. А. В. М., 1982.