ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ
УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
Кафедра социологии и политологии
Биологическое и социальное в человеке
Контрольная работа
Студентки заочного факультета группа ГУЗ 01-40 Бурениной Г.И.. шифр 2399 – 303
Проверил: зам. декана кафедры социологии и политологии
Шарипов А.Р.
г.Салават, 1999 г.
Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения
было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится
в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой, по-гречески - псюхэ.
Платон (427-347) путём чисто философского размышления сделал величайшее
научное открытие. Он установил, что психика (душа) человека состоит из трёх
частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духовный мир человека рождается именно
его Разумом, его Чувствами и его Волей. Не смотря на неисчислимое
разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет
ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых
элементов.
Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень
духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа.
Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и
Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум, оторвавшись от земного, слишком
забирается в небесные высоты, то Воля осаждает его, возвращая к реальности;
когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное,
похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь
человека) движется в том направление, которое ей указывает воля.
Структура природы человека.
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении
длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых
водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил
в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад.
От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные
обезьяны и люди.
В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь,
такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет
тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) -
синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец
(100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) -
человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что
наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время
выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно
установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ...
охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом -
съедал своего ближайшего сородича, предка.
За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".
В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на
которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый
человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его
биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек
принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид
Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.
Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит
стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека
происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать
изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы
приобретать природу социальную.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества.
Общество - это объединение людей для совместного производства,
распределения и потребления материальных и духовных благ; для
воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение
осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах)
индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как
биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как
существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе
себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В
процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека
превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным
элементов общественной жизни называется социализацией человека.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...
Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля, общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые ученые, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной природе в определении сущности человека.
Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая
природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в
человека, биологического индивида - в личность. Существует множество
определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность -
это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его
биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность
- это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и
несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности
человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает
мировоззрение.
Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.
Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или
иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между
собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли
наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что
думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония...
идиота. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно
существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим
составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же
разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем,
другое чувствуем а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад
духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как
бы балансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности.
Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд
говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении
заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не
подозревают об этом".
Природа человека диктует ему смысл его жизни.
Человек - единственное в мире существо, которое мучится вопросами
смысла жизни и ищет его. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил:
"Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его
смысла жизни - и вы увидите, каким жалким он будет".
Вопрос смысла жизни касается каждого человека. Мы как бы приходим в
мир, что бы найти ответ на этот вопрос и прожить осмысленную жизнь. Найти и
прожить! Но не только осмысленная жизнь, но и сам ответ на вопрос об
осмысленной жизни зависит не только от того или иного конкретного человека.
Он решается и осуществляется под влиянием необозримого количества
материальных и духовных факторов как объективного, так и субъективного
характера. И никто, кроме самого человека, не может за него решить этой
"проклятой" проблемы... Могут помочь, способствовать, мешать, лишать, но
решение - всегда лично за человеком, последствия его личных решений ложатся
лично на данного человека. Но вопрос о смысле жизни не является таким,
который полностью отдано на субъективное рассуждение и вкусы каждой
отдельной личности. Без личности вопрос о смысле жизни не решается, но и
сама личность его не решает, не всё в этой области зависит от личности.
Такова ситуация с проблемой смысла жизни, решение которой ложится на плечи
конкретного человека. Но возлагать эту проблему только на отдельную
личность человека... нельзя.
Значительная, хоть не вся, часть теоретических и практических ответов на вопрос о смысле жизни стихийно задаётся человеку его природой, структурными элементами этой природы. Рассмотрим всё это по порядку.
Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А
биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует,
чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы
воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается,
приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род,
родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы
быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность
своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род.
Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен
получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста,
возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка.
Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они
детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не
испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания,
общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в
свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других.
Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это
естественный конец биологического существования любого биологического
индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения
биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков,
родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того,
чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-
однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после
оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего
возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения
после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у
человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически
трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается
преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что
биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А
поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если
человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему
становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки
зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении
нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к
безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом,
биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании
своего существования для воспроизводства рода человеческого для
воспроизводства Homo Sapiens.
Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.
Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве
от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни
тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести
потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими
только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека
и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом
прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и
всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является
единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo
Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим
поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования.
Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо
сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого
отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее
значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне
биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы
беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том
случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо
пожертвовать своей личной жизнью.
Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт
каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ.
Так, как уже отмечено выше, только в обществе новорождённый биологический
кандидат на человека становиться настоящим человеком. В следующей теме мы
более подробно рассмотрим особенности общества и его роль в жизни каждого
отдельного человека. Здесь же, в заключение, необходимо сказать, что
социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного
человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до
самопожертвования на благо общества, других людей.
Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и
онтогенезу произрастает сначала на основе биологической, а затем и
социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека
вторична по отношению к его, человека, природе социальной и уже третья - по
отношению к природе биологической. Но только на духовно-нравственном уровне
начинает функционировать высший продукт эволюции природы - появляется дух.
После того, как человеку обеспечено согласно естественным потребностям все
необходимое для нормального свершения его биологического цикла, а также
состоялась социализация личности в результате усвоения ею достаточных
материальных и духовных богатства своего общества, только после этого
начинает проявлять себя духовно-нравственная природа человека. Человек
становится личностью в полном смысле этого слова. Отныне он имеет только
ему присуще мировоззрение, чётко видит себя в мире, осознаёт свою
уникальность и неповторимость. На таком самом высоком уровне своего
очеловечивания, созревания, человек в состоянии поставить перед собой, и
неизбежно начинает ставить вопрос о смысле своего собственного
существования.
Если биологическая природа человека диктует смысл жизни человека своими зоологическими факторами, а его социальна природа диктует ему смысл жизнь самим местом человека в обществе, то духовно-нравственная природа уже не имеет каких-либо внешних факторов, принудительно диктующих человеку ответ на вопрос о смысле его жизни. Здесь действуют факторы духовного содержания. А дух, "плоти и костей не имеет", то есть не имеют материального содержания. Это, во-первых. А во-вторых. Они действуют не изо вне личности человека, а из самого духовного мира человека, - исходят и действуют из его собственного внутреннего мира.
Дух - это свобода. В мечтах (то есть - в духе) человек, будучи рабом,
может видеть осуществление смысла своей жизни в том, чтобы быть царём;
будучи малограмотным, - стать великим учёным; будучи калекой - олимпийским
чемпионом по легкой атлетике; будучи уродом, - видеть себя Василисой
Прекрасной; безбожником - мечтать о чине епископа, папы римского или, даже,
стать самим Господом Богом. На красивую мечту про себя запрета нет. Вообще,
в процессе поиска смысла своей жизни человек, как правило, хочет стать не
тем, чем он есть в данный момент. В поисках смысла жизни мы всегда тянемся
всё вперед и выше. Всегда - вперёд, всегда - выше...
Формирование мировоззрения и смысл жизни человека.
Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять его.
По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:
1. Естественно-биологического;
2. Социального;
3. Личностного.
Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, прежде всего, - фактора социального.
Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде
всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с
элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в
обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во
всем его многообразии является главным фактором формирования и типа
мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным
мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином,
рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине,
Белоруссии - православным.
На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.
Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование
мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно
осуществляется системой семейного, общественного и государственного
воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские
(пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы
общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла
жизни, идеал героизма, самопожертвования.
Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения
оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего,
бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера,
военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника,
агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные
интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе.
На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные
вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает
социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На
стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные
элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его
истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный
социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда
принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним
положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение.
Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению
мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только
перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя,
крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального
положения человека.
Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и
национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей
21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода
средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена
тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные
черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются
ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается
определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и
оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего,
в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка.
Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего
народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты
человек", В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь
нации, народа.
Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.
Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.