Конституционное право
Контрольная работа
Вопрос 1. Определение Конституции. Отличительные черты. Юридические
свойства.
Ответ: Конституция - это основной закон государства, который обладает
высшей юридической силой и регулирует важнейшие общественные отношения
между личностью с одной стороны, государством и обществом, - с другой, а
также определяет основы организации самого государства.
Конституция — политико-правовой акт, определяющий сущность и форму правления государства, закрепляющий полноту прав и свобод человека и гражданина, полновластие народа, формы собственности и т. д.
Конституция принимается на референдуме или соответствующими полновластными органами в определенном порядке. В системе законов конституция занимает первое место.
Конституция - это политико-правовой документ. Политика и право в нем должны находиться в органическом единстве, слиты воедино. Политика не должна противоречить праву. В противном случае право становится ущербным.
В правоведении используются понятия юридической и фактической конституции, либо фиктивной и нефиктивной.
Юридическая конституция - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Фактическая конституция - это реально существующие отношения.
Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; нефиктивна, когда они сходятся.
Конституция, законы, суды, уполномоченные по правам человека, общественно-политические организации составляют единый механизм, стоящий на пути нарушений конституционализма и конституционности, прав и свобод человека и гражданина.
Под функциями конституции понимается ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации.
Функции конституции:
|юридическая |Конституция, прежде всего, основной закон, главный |
| |источник права и регулятор важнейших общественных |
| |отношений |
|политическая |определяет государственный строй, основы отношений |
| |личности с государством, является правовой основой |
| |политической системы, определяет конституционные рамки |
| |избирательной системы |
|экономическая |на переходном этапе эта функция закрепляет плюрализм |
| |форм собственности, а по его завершении безраздельное |
| |господство частной собственности и основанной на ее базе|
| |системы хозяйствования |
|социальная |Конституция провозглашает наше государство социальным, |
| |“политика которого направлена на создание условий, |
| |обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие |
| |человека”. За реализацию данной политики государство |
| |берет на себя повышенную ответственность. |
|идеологическая |Конституция признает идеологическое многообразие. |
| |Никакая идеология, включая религиозную, не может |
| |устанавливаться в качестве государственной или |
| |обязательной. Идеологический плюрализм основан на |
| |уважении закона и признанных общественных |
| |общечеловеческих ценностей, которые имеют громадное |
| |воспитательное значение. |
|учредительная |В соответствии с названной функцией учреждена Российская|
| |Федерация и все органы государственной власти, о которых|
| |идет речь в Конституции. |
|стабилизирующая |эффективность этой функции зависит от качества Основного|
| |Закона, его демократизма, реальности. |
Конституция как основной закон государства отличается от обыкновенных, текущих законов своими юридическими свойствами, основными из которых являются следующие:
1. Конституция - это основной закон государства. Само это наименование говорит о ее особом месте в системе законов. Она закрепляет основные устои государства и общества, важнейшие государственно-правовые институты, принципы их создания и деятельности.
2. Конституция является основополагающим источником всех отраслей права.
Она представляет юридическую базу для всего текущего законодательства.
3. Нормы конституции обладают высшей юридической силой. Текущие законы не могут противоречить конституции, они должны полностью соответствовать ей, а при расхождении такого закона с конституцией действуют ее нормы. Закон, противоречащий конституции, считается не действующим с момента его принятия.
4. Конституции не могут противоречить заключаемые государством международные договоры. Вместе с тем конституция не может противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права.
5. Конституция может быть изменена лишь конституционно правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с конституцией юридической силой.
6. Конституция по сравнению с текущими законами должна обладать большей стабильностью, так как она закрепляет устои государства и общества и регулирует важнейшие общественные отношения, которые не могут каждодневно меняться.
Однако далеко не все конституции отличаются стабильностью. Причины нестабильности:
1) нестабильность часто обусловлена радикальными реформами, которые требуют
внесения в конституцию поправок;
2) политическая нестабильность в стране;
3) несовершенство основного закона.
В нашей стране на нестабильности конституции сказываются все три причины.
Вопрос 2. Понятие и формы правления. Форма правления в РФ. Виды республик.
Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы
организации высших органов государственной власти, территориальной
организации государства и осуществления государственной власти.
Другими словами, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.
Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве.
Существует две основные формы государственного правления — монархия и республика.
Характерные черты государственного правления
|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА |
|Существование единоличного носителя |выборность высших органов |
|верховной государственной власти |государственной власти и их |
| |коллегиальный (коллективный) характер |
|Династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства |
|власти | |
|Пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной |
|монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный|
|предусматривают отстранения монарха от|срок |
|власти на при каких обстоятельствах | |
|власть монарха предстает как |производность государственной власти |
|непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа |
|приобретается “милостью Божией”) | |
|отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы |
|монарха за свои действия как главы |государства |
|государства | |
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее.
Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды
монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
| |МОНАРХИЯ |
| |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) |
| |(неограниченная) | |
| | |дуалистическая |парламентарная |
| |Верховная |исполнительная | представительские |
| |государственная |власть, формирует |функции: формально |
|МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав |
| |законодательная, |ответственное перед |правительства, |
| |исполнительная, |ним |подписывает законы, |
| |судебная | |принятые парламентом |
| | Нет | законодательная |законодательная власть |
|ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | |
| | |монарх налагает вето | |
| | |на законы, принятые | |
| | |парламентом | |
|РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический |
| |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания |
|СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия |
| |до 1906 г. |Кувейт |Дания |
| | |Бахрейн | |
| |В таком |Практически |Сохранения этой |
| |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии |
|Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к |
|я |актов, |государственного |монарху, верностью |
| |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|
| |власть монарха. | |национального мышления. |
Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Современная республика может быть президентской, парламентарной или
“полупрезиденсткой” (смешанного типа).
| |РЕСПУБЛИКА |
| |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА |
| | | | |
| | |Президент |Президент |
|Глава | |- избирается либо |- избирается, как |
|государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих |
|ва |- избирается |специальной |выборах |
| |населением или его|коллегией, образуемой| |
| |представителями на|парламентом | |
| |выборах | | |
| |(выборщиками) | | |
| | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно |
|Глава | |который является |утверждаемый парламентом|
|правитель| |лидером правящей |с представления |
|ства | |партии или партийной |президентом |
| | |коалиции; обычно | |
| | |назначается | |
| | |президентом | |
| |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен |
| |такими |государства |юридически и реально |
| |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: |
| |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее |
|Полномочи|значительной |право роспуска |руководство |
|я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет |
|президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска |
|а |деятельность |является |парламента при |
| |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|
| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно |
| |органа (право |т.д. |при выражении вотума |
| |роспуска | |недоверия |
| |парламента, право | |правительству). |
| |вето и др.), брать| | |
| |на себя в | | |
| |экстренных случаях| | |
| |функции | | |
| |парламента. | | |
| |- формируется |- формируется только |формируется |
| |президентом |парламентским путем |парламентским путем; |
| |самостоятельно (не|из числа депутатов, | |
|Правитель|исключен |принадлежащих к | |
|ство |парламентский |правящей партии | |
| |контроль); |(располагающей | |
| | |большинством голосов | |
| | |в парламенте) или к |политически ответственно|
| | |партийной коалиции; |не только перед |
| |- политически |- политически |президентом, но и перед |
| |ответственно перед|ответственно перед |парламентом |
| |президентом |парламентом | |
| |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается |
|Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: |
|льная | |деле вся |президент и его |
|власть | |исполнительная власть|администрация, с одной |
| | |принадлежит |стороны, и |
| | |правительству |премьер-министр и |
| | | |правительство – с другой|
|Страны |США |Италия |Франция |
| |Аргентина |ФРГ |Финляндия |
| |Бразилия |Греция |Россия |
| |Мексика |Исландия | |
По форме правления Россия является полупрезидентской (президентско- парламентарной) республикой или республикой смешанного типа.
Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,
как глава государства представляет Россию внутри станы и в международных
отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на
всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам;
решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных
сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в
соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные
направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия
Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке,
вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит
из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и
федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на
должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с
конституцией и федеральными законами и указами президента определяет
основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу.
Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае
избрания нового президента.
Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и
законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и
Государственной Думы.
Вопрос 3. Понятие и формы государственного устройства.
Форма государственного устройства в РФ. Характеристика.
Ответ: Форма государственного устройства характеризует способы национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: а) единый властный “центр” — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; в) единая денежная система, одноканальная система налогов; г) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально- территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).
Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной
(федеральной) конституцией или федеральным договором;
- существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
- двухканальная система налогов;
- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно- территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, “дробления” власти и на этой основе - демократизации общества.
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ).
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это
“государственный союз государств”. То есть при всей ее неустойчивости,
конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не
формой международно-правового союза.
Конфедерации свойственны следующие черты:
- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
- у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты
Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США.
В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали
Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848
г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.),
которая затем превратилась в федерацию.
Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованные из независимых государств.
Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).
Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Как уже упоминалось выше, государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.
Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.
Протекторат – это договорный союз двух государств, в котором одно
(более сильное) государство оказывает покровительство другому (более
слабому) государству: представляет его во внешних делах; обеспечивает
вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.
Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:
1. федерации – постоянные государственные образования;
2. конфедерации - временные союзы суверенных государств;
3. монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);
4. империи – сложные государства, созданные насильственным путем
(Римская империя);
5. Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия); инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 году).
Форма государственного устройства России – федерация; в зависимости от
принципа формирования – смешанная национально-территориальная федерация,
которая представляет собой союзное государство, объединяющая 21
республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москву и
Санкт-Петербург, 1 автономную область, 10 автономных округов; а в теории
конституционного права – конституционно-правовая федерация.
Вопрос 4. Понятие политического режима, виды. Политический режим в РФ, его характеристика.
Ответ: Политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе, т.е. это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии политических режимов, чаще всего выделяют демократический и антидемократический.
Характерные признаки политических режимов
|ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ |АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ |
|формирование органов власти выборным |формирование органов власти в |
|путем |результате псевдовыборов, путем |
| |фальсификации выборов либо без выборов|
|политический плюрализм, то есть |Наличие единой государственной |
|свобода деятельности различных |идеологии и отсутствие политического |
|политических партий, движений и союзов|плюрализма |
|государственное существование |Бесправие граждан и произвол властей |
|политических прав и свобод граждан |при формальном провозглашении |
| |законности, прав и свобод граждан |
Формой реализации демократического режима выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства.
Авторитаризм- система власти, характерная для антидемократических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением политических оппозиций. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренного авторитарного режима с формальным охранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм, который характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.
Характер политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Российской Федерации присущ демократический политический режим, так как:
1. Органы государственной власти формируются выборным путем.
(Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого голосовании, также избираются депутаты Государственной Думы, которая образует наряду с Советом Федераций Федеральное Собрание
(парламент).)
2. Конституцией признается политический плюрализм (политическое многообразие и многопартийность).
3. Действующей конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
4. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Вопрос 5. Понятие и виды органов государственной власти.
Ответ: Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти.
Орган государственной власти - специфически обоснованная, организованная составная часть механизма государства, которая действует от его имени в присущих ей организационно-правовых формах и осуществляет в рамках своей компетенции государственные властные полномочия в целях выполнения задач функций государства.
Отличительные специфические признаки органов государственной власти:
|1. |наделены властными |Органы государственной власти |
| |полномочиями |имеют право принимать акты, обязательные для тех, |
| | |кому они адресованы; |
| | |наделены правом применять принуждение в случае |
| | |невыполнения предписаний, изложенных в актах |
|2 |наделены определенной|объем компетенции устанавливается Конституцией, |
| |компетенцией |законами и иными нормативными актами |
|3 |образуются в строго |в Конституции установлен порядок для выборов |
| |установленном порядке|Президента, Государственной Думы, для формирования |
| | |Правительства и т.д. |
|4 |уполномочены |Президент является гарантом Конституции РФ, прав и |
| |государством |свобод человека и гражданина |
| |осуществлять свои |Правительство РФ осуществляет исполнительную власть |
| |задачи и функции |РФ |
|5 |Действуют в |Государственная Дума наделена правом принимать |
| |организационно-правов|законы и постановления |
| |ых формах |Правительство наделено правом принимать |
| | |постановления и распоряжения |
|6 |Являются составными | |
| |частями единой | |
| |системы органов | |
| |государства | |
Единство системы государственных органов РФ построено на
основополагающем принципе разделения властей на законодательную,
исполнительную, судебную.
Все ветви власти должны действовать согласованно, во взаимодействии и
взаимозависимости, как правило, не допускающих противостояния.
Органы государственной власти можно классифицировать
- по принципу разделения властей:
- законодательные,
- исполнительные,
- судебные;
- по субъекту формирования:
- представительные (первичные) - все выборные органы, формируемые государственными органами (производные) ;
- по структуре:
- простые,
- сложные;
- по территории компетенции:
- общей компетенции (Федеральное Собрание),
- специальной компетенции (Министерство финансов);
- по порядку осуществления властных полномочий:
- коллегиальные (Правительство),
- единоначальные (Президент, министерство (министр).
Вопрос 6. Классификация прав и свобод.
Ответ: Права и свободы человека – мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.
Права человека и гражданина классифицируются в зависимости от следующих критериев:
1. исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения:
6. гражданские и политические:
7. право на личную неприкосновенность,
8. право на свободу слова и печати и т.д.;
9. социальные, экономические и культурные:
10. право на труд,
11. право на здравоохранение,
12. право на свободный доступ к достижениям науки и культуры и т.п.;
13. коллективные, или солидарные:
14. право на мир,
15. право на информацию,
16. право на здоровую окружающую среду и проч.
2. в зависимости от содержания на:
17. гражданские или личные:
18. право на жизнь,
19. право на охрану достоинства личночти,
20. право на частную жизнь,
21. право на свободу,
22. право на личную неприкосновенность,
23. право на неприкосновенность жилища,
24. право на выбор места жительства и свободное передвижение,
25. право на пользование родным языком и определение национальности,
26. право на информацию и защиту информации,
27. право на свободу совести и вероисповедания,
28. право на свободу мысли и слова,
29. право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь,
30. тайна переписки, телефонных переговоров и др.;
31. политические:
32. право участвовать в управлении государством,
33. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления,
34. свобода печати и информации,
35. право на равный доступ к государственной службе,
36. право на объединение,
37. право обращений,
38. право участвовать в отправлении правосудия
39. право на проведение мирных собраний, митингов, демонстрации и др.;
40. экономические:
41. право частной собственности,
42. право на свободное предпринимательство,
43. право на труд и защиту от безработицы,
44. право на отдых,
45. право на забастовку,
46. социальные:
47. право на охрану семьи, материнства и детства,
48. право на охрану здоровья,
49. право на медицинское обслуживание,
50. право на жилище,
51. право на социальное обеспечение,
52. право на поддержку старости,
53. право на благоприятную окружающую среду и др.);
54. культурные:
55. право на образование,
56. право на участие в культурной жизни,
57. право на пользование результатами научного и культурного прогресса,
58. право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.
3. в зависимости от соподчиненности на;
59. основные - участвовать в управлении обществом и государством;
60. дополнительные - избирательное право;
4. в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на права:
61. российских граждан;
62. иностранных граждан;
63. лиц с двойным гражданством;
64. лиц без гражданства;
5. в зависимости от степени распространения на:
65. общие - присущие всем гражданам;
66. специальные - зависящие от социального, служебного положения, пола,
возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.;
6. в зависимости от характера субъектов на:
67. индивидуальные - право на жизнь, труд и т.п.;
68. коллективные - право на забастовку, митинги и пр.;
7. в зависимости от роли государства в их осуществлении на:
69. негативные - государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду;
70. позитивные - государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав;
8. в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на:
71. права в сфере личной безопасности и частной жизни;
72. права в области государственной и общественно-политической жизни;
73. права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Вопрос 7. Конституционные гарантии правосудия (перечислить). Запрет обратной силы закона.
Ответ: Права и свободы в области правосудия определяют статус человека как участника уголовного процесса и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве.
Конституция РФ гарантирует человеку и гражданину:
право на государственную защиту своих прав и свобод (п.1 ст. 45),
право на защиту своих прав и свобод всеми способами, незапрещенными законом
(п.2 ст.45),
право на судебную защиту своих прав и свобод (п.1 ст. 46),
право подсудности (ст. 47),
право на получение квалифицированной юридической помощи (п.1 ст. 48),
право на пользование помощью адвоката (п. 2 ст. 48),
презумпция невиновности (ст. 49),
запрет повторного осуждения за одно и тоже преступление (п. 1 ст. 50),
недействительность незаконно полученных доказательств (п. 2 ст. 50),
право на пересмотр приговора вышестоящим судом (п. 3 ст. 50),
право не свидетельствовать против себя самого, своей супруги (супруга) и
близких родственников (ст. 51),
право на компенсацию причиненного ущерба от преступления и злоупотребления
властью (ст. 52,53),
запрет обратной силы закона (п. 1 ст. 54).
Обратная сила закона - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Обратная сила закона является исключением из общего правила, поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие.
Уголовный закон в РФ не имеет обратной силы, это означает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за деяния, совершенные до его принятия, не применяется. И наоборот, закон, который отменяет или смягчает ответственность, действует и имеет обратную силу в отношении преступлений, совершенных до принятия данного закона.
Вопрос 8. Понятие гражданства. Виды приобретения гражданства.
Ответ: Гражданство – устойчивая политическо-правовая связь лица с
конкретным государством. Гражданство выражается в совокупности взаимных
прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод гражданина.
Вопросы гражданства регламентируются:
Конституцией РФ,
Законом о гражданстве РФ от 28.11.91 с ныне действующими изменениями и
дополнениями.
Принципы гражданства РФ: единство (граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами республики); равенство независимо от оснований приобретения (граждане РФ по рождению, лица, приобретшие гражданство по иным основаниям имеют равные права и несут равные обязанности гражданина РФ); запрещение лишения гражданства (государство (РФ) лишается исключительного права решать по своему усмотрению вопросы лишения гражданства).
Государственные органы, которые занимаются делами о гражданстве РФ:
14. Президент РФ,
15. Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ,
16. МВД РФ,
17. МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения
РФ.
Президент РФ - высшая инстанция в решении вопросов о гражданстве.
Основания приобретения гражданства РФ
(ст. 12 Закона о гражданстве):
1. в результате признания,
2. по рождению (филиация),
3. в порядке регистрации,
4. в результате приема в гражданство,
5. в результате восстановления в гражданстве,
6. в порядке оптации (путем выбора),
7. иные основания, предусмотренные законом, например:
79. усыновление,
80. опекунство,
81. соглашение родителей о российском гражданстве ребенка,
82. предоставление почетного гражданства и др. способы
1. Наиболее распространенное основание приобретения гражданства -
возникновение гражданства в результате признания, для этого после распада
СССР в РФ был избран наиболее демократичный “нулевой вариант”. Гражданами
России стали все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие в РФ на день
вступления в силу Закона о гражданстве (06.02.1992 г.) и в течение года не
заявившие о нежелании состоять в гражданстве РФ. Паспорт гражданина СССР с
пропиской на территории РСФСР по состоянию на 06 февраля 1992 года -
автоматически является документом, который подтверждает наличие гражданства
РФ.
2. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Это касается детей, родившихся после 1992 года, и граждан, чьи предки либо они сами родились на территории РСФСР до 1991 года, выехали за пределы РСФСР, но не приняли гражданства других государств. Гражданство приобретается на основе принципов “права крови” или “права почвы”. Чаще всего эти принципы в той или иной степени сочетаются, к таким государствам относится и РФ.
Ребенок считается гражданином РФ, если:
хотя бы один из его родителей является гражданином РФ и ребенок родился на территории РФ; родители являлись гражданами РФ независимо от места рождения ребенка; хотя бы один из родителей являлся гражданином РФ и между родителями достигнуто письменное соглашение о гражданстве ребенка; ребенок родился на территории РФ и его родители не известны.
3. Приобретение российского гражданства в порядке регистрации - новое положение в законодательстве о гражданстве. Это упрощенный порядок получения гражданства РФ. При регистрации лицо подает заявление в органы внутренних дел по месту жительства.
Основания предоставления гражданства:
наличие супруга - гражданина РФ, наличие родственника по прямой восходящей линии - гражданина РФ, гражданство РФ отца или матери в момент рождения ребенка, ели последний принял иное гражданство по рождению, но пожелал принять гражданство РФ в течение 5 лет по достижении им 18-летнего возраста, обращение лиц без гражданства, проживавших в РФ или государствах - республиках бывшего СССР, с заявлением о приобретении гражданства РФ в течение года после принятия Закона о гражданстве ( до 06.02.1993 г.), нахождение лица в прошлом в гражданстве РФ (РСФСР) по рождению или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии - возможно в течение года после принятия закона.
4. Натурализация - принятие в гражданство данного государства иностранца по его заявлению. Гражданство РФ таким способом может получить любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, для этого необходимо подать ходатайство на имя Президента РФ. Ходатайство рассматривается компетентными органами (МВД, ФСБ, дипломатическими и консульскими учреждениями, Комиссией по делам гражданства при Президенте РФ). Прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом (указом) главы государства (Президентом РФ).
Условия приема в гражданство РФ:
подача ходатайства на имя Президента РФ,
проживание на территории РФ в течение 5 лет,
проживание в России в течение 3 лет непрерывно (невыезд из РФ более чем на
3 месяца),
отсутствие оснований отклонения ходатайства.
Сроки проживания и непрерывного пребывания на территории РФ могут быть сокращены, если лицо обладает высокой профессиональной квалификацией или представляет ценность для РФ.
Основания отклонения гражданства:
выступление за насильственное изменение конституционного строя РФ, членство в партиях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ, отбывание наказания в местах лишения свободы за совершение уголовных преступлений.
5. Следующим способом приобретения гражданства РФ, является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам его утратило. Так, лицо, состоявшее в прошлом в гражданстве РФ (РСФСР) может приобрести его вновь. Восстановление гражданства может происходит как в порядке регистрации, так и на общих основаниях - путем подачи ходатайства на имя Президента РФ.
Основания восстановления гражданства в порядке регистрации:
прекращение гражданства РФ в прошлом в связи с усыновлением лица, установлением над ним опеки и попечительства, прекращение в прошлом гражданства РФ в связи с изменением гражданства родителей, если лицо желает восстановить российское гражданство в течение 5 лет по достижении им 18-летнего возраста.
Лица, которые были лишены гражданства России (СССР) против их воли, считаются автоматически восстановленными в гражданстве, а все иные лица, которые имели гражданство РФ в прошлом, могут восстановить его путем подачи ходатайства на имя Президента РФ.
6. Один из способов приобретения и прекращения гражданства - оптация,
которая заключается в выборе гражданства при изменении государственной
принадлежности территории. Жителям такой территории обычно предоставляется
право выбрать гражданство того или иного государства. Различают позитивную
(сохранение прежнего гражданства) и негативную (отказ от бывшего
гражданства и получение нового).
Вопрос 9. Вступление президента в должность.
Ответ: Порядок выборов Президента РФ регламентируется:
83. Конституцией РФ,
84. федеральным законом “О выборах Президента РФ” от 31 декабря 1999 года.
Президент РФ избирается на срок – 4 года (возможно повторное избрание, но не более чем на два срока подряд) путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом избирается гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет.
Выдвигать кандидата на должность Президента имеют право партии, движения, блоки и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. В каждом субъекте их не может быть собрано более семи процентов. выборы проводятся только при условии выдвижения не менее двух кандидатов. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим большее число голосов избирателей. При повторном голосовании не требуется явки 50 процентов избирателей; победитель определяется по простому большинству голосов; победителя не будет, если число проголосовавших “против всех” превышает число проголосовавших за любого из двух кандидатов. Совет Федерации назначает повторные выборы, в случае, если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ.
После проведения процедуры голосования начинается следующая, завершающая стадия - подсчет голосов. Его осуществляют в присутствии наблюдателей члены участковой избирательной комиссии. Затем данные обобщаются на уровне субъектов РФ и Федерации в целом. Участковые избирательные комиссии составляют протоколы о результатах голосования, на основании которых Центризбирком составляет итоговый протокол.
Центральная избирательная комиссия в средствах массовой информации официально публикует результаты выборов Президента РФ не позднее чем через три дня со дня подписания ею протокола о результатах выборов. Не позднее чем через три недели со дня голосования Центризбирком публикует в своем официальном печатном органе полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов РФ об итогах голосования.
Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центризбиркомом общих результатов выборов по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, который был избран на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные.
Исполнение обязанностей Президента начинается с момента
принесенияприсяги, текст которой утвержден в Конституции РФ. Присяга
приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат
Федерального Собрания в присутствии членов Конституционного Суда РФ. С
этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.
Вопрос 10. Понятие Федерального собрания, его структура.
Ответ: “Федеральное Собрание - парламент РФ - является
представительными законодательным органом Российской Федерации” (ст. 94
Конституции РФ).
Признаки Федерального Собрания
1. Федеральное Собрание - парламент России, без него не возможен
парламентаризм как демократическая система руководства государством и
обществом, основанная на принципе разделения властей.
2. Федеральное Собрание, а точнее одна из его палат - Государственная Дума- представительный орган государственной власти, выражает и осуществляет волю и суверенитет многонационального народа России.
3. Представительные органы власти, избираемые народом, наделены исключительным правом принимать законы, в которых находит концентрированное выражение воли народа. Федеральное Собрание посредством законов решает важнейшие вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства, внешних сношений и обороны страны.
4. Характерная черта парламентаризма - демократизм формирования и деятельности парламента.
5. Непременное условие парламентаризма - подотчетность и подконтрольность парламента народу.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
- Совета Федерации
- Государственной Думы.
В состав Совета Федерации входят 178 членов - по два представителя от каждого субъекта федерации: председатель представительного органа государственной власти субъекта федерации и глава исполнительного органа государственной власти, они осуществляют свою деятельность не на профессиональной основе.
Полномочия Совета Федерации:
по утверждению изменения границ между субъектами РФ; по утверждению указов Президента РФ о введении чрезвычайного положения; по назначению выборов Президента РФ и отрешения его от должности; по вопросам формирования органов государства (по предложению Президента):
85. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,
86. назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ,
87. назначение на должность и освобождение от должности заместителя
Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; по решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны; в области законодательства:
88. обладает правом законодательной инициативы,
89. рассматривает принятые Государственной Думой Федеральные законы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов,
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии,
ратификации и денонсации международных договоров РФ,
статуса и защиты государственной границы РФ,
войны и мира.
Основным актом Совета Федерации являются постановления, принимаемые большинством голосов от общего числа его членов, также Совет Федераций принимает заявления и обращения.
Совет Федерации в законодательной деятельности участвует не активно,
так как все федеральные законы принимаются Государственной Думой и
передаются Совету Федерации лишь на рассмотрение, таким образом интересы
субъектов федерации не находят должного отражения в деятельности
Федерального собрания. Ввиду этого, Совет Федерации несомненно нуждается в
радикальной реформе.
В состав Государственной Думы входят 450 депутатов (225 депутатов
избираются на основе относительного большинства по одномандатным округам,
225 депутатов - на основе пропорционального представительства от партий,
движений и блоков по федеральному округу, избираемых на четыре года. Совет
Федерации и Государственная Дума избирают тайным голосованием из своего
состава соответственно Председателя каждой палаты и три его заместителя,
которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.
Полномочия Государственной Думы:
дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности:
90. Председателя ЦБ РФ,
91. Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом,
92. Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения от должности.
Принятие законов - главное полномочие Государственной Думы.
Заседания палат Федерального Собрания происходят раздельно. Совместно заслушиваются послания Президента РФ, послания Конституционного Суда РФ и выступления руководителей иностранных государств.
Палаты Федерального Собрания избирают из своего состава постоянные комитеты и комиссии (вспомогательные, подготовительно-законопроектные, организационные, контрольные органы, которые призваны оказывать палатам необходимую помощь), проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания; осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.
Комитеты Совета Федерации:
36. по вопросам федерации, Федеративному договору и региональной политики;
37. по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
38. по делам СНГ;
39. по международным делам;
40. по вопросам безопасности и обороны;
41. по социальным вопросам;
42. по аграрной политике;
43. по вопросам науки, культуры и образования;
44. по бюджету, налоговой политике, финансовому и таможенному регулированию, банковской деятельности;
45. по вопросам экономической политики;
46. по делам Севера и малочисленных народов.
Совет Федерации вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком или конкретной задачей.
Комитеты Государственной Думы:
47. по законодательству и судебно-правовой реформе;
48. по труду и социальной политике;
49. по делам ветеранов;
50. по образованию и науке;
51. по охране здоровья;
52. по делам женщин, семьи и молодежи;
53. по бюджету, налогам, банкам и финансам;
54. по экономической политике;
55. по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
56. по аграрным вопросам;
57. по промышленности, транспорту, строительству и энергетике;
58. по природным ресурсам и природопользованию;
59. по экологии;
60. по безопасности;
61. по международным делам;
62. по делам СНГ и связям с соотечественниками;
63. по делам национальностей;
64. по делам Федерации и региональной политике;
65. по вопросам местного самоуправления;
66. по делам общественных объединений и религиозных организаций;
67. по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
68. по информационной политике и связи;
69. по вопросам геополитики;
70. по конверсии и наукоемким технологиям;
71. по культуре;
72. по туризму и спорту;
73. по проблемам Севера.
Комиссии Государственной Думы:
74. Мандатная комиссия;
75. Комиссия для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;
76. Комиссия для подсчета результатов тайного голосования;
77. Комиссия для дачи заключения о выдвижении обвинения против Президента
РФ.
Вопрос 11. Право законодательной инициативы и его субъекты.
Ответ: Прежде чем законопроект станет законом, он должен пройти соответствующие стадии законодательного процесса. Законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в Конституции и регламенте соответствующего представительного органа.
Особенности законодательного процесса:
78. законопроект предварительно рассматривается на заседании соответствующего комитета;
79. далее законопроект рассматривается и принимается в четырех чтениях;
80. принятый Государственной Думой закон направляется в Совет Федерации в течение 5 дней и рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок;
81. Совет Федерации либо отклоняет закон, било принимает его (большинством голосов) и направляет его на подпись Президенту;
82. Президент РФ либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет
(налагает вето) в 14-дневный срок;
83. в случае наложения Президентом РФ вето оно может быть преодолено
Государственной Думой, если последняя вновь примет закон, но квалифицированным большинством (2/3 от общего числа депутатов).
Первой стадией законодательного процесса является законодательная
инициатива - это право на внесение предложения о принятии нового закона,
изменении или отмене действующего правомочными на то органами или лицами,
законопроекты которых подлежат обязательному рассмотрению Государственной
Думой.
В России субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются:
84. Президент РФ,
85. Совет Федерации в целом,
86. члены Совета Федерации,
87. Государственная Дума в целом,
88. депутаты Государственной Думы,
89. Правительство РФ,
90. законодательные (представительные) органы субъектов РФ,
91. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты о ведении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.