Министерство образования РФ
Коми Республиканская Академия Государственной Службы и
Управления
при Главе РК
Факультет “ Государственное и муниципальное управление “
Кафедра государственного управления и государственной службы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
МОНАРХИЯХ
Исполнитель :
Чаланов Роман Борисович
Научный руководитель :
Ластунов Игорь Иванович
Сыктывкар
2001 г
Содержание :
Введение -
3
Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики государственного
управления - 4
Глава 2. Государственное управление в современных монархиях ( Япония ,
Великобритания ) ; сравнительная характеристика систем государственного
управления этих стран . - 8
Глава 3. Роль монарха в государственном управлении - 25
Заключение -
30
Список литературы -
32
Введение .
Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире , приблизительно пятая часть государства является монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их форм , считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .
По общему правилу , монарх занимает свой пост по наследству .Исключения очень редки. Лишь при прекращении династии происходят выборы нового монарха
Цель данного исследования изучить систему государственного управления в
современных монархиях , на примере Японии и Великобритании .Для этого в
работе поставлены следующие задачи :
. рассмотреть и изучить , что представляет собой система государственного управления ;
. какие бывают типы систем государственного управления ;
. изучит государственное управление в Японии и Великобритании и сравнить их системы ;
. рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны ;
Актуальность темы заключается в том , что без государственного
управления невозможно нормального функционирования государство , т.к.
государственное управление является деятельностью исполнительно -
распорядительного характера , направленную на исполнение указов , приказов
, которые достигаются с помощью юридически властных полномочий .
Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики государственного управления .
Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч лет
назад . Система государственного управления - это целое , состоящее из
следующих подсистем : муниципального уровня , регионального уровня и
центрального уровня управления .
Итак , государственное управление - это конкретный вид деятельности по
осуществлению единой государственной власти имеющую функциональную
специфику управления . Это исполнительная деятельность , осуществляемая в
процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственными ,
социально - культурными делами .
Государственное управление имеет специфические признаки :
0. линейность ;
0. субординацию ;
0. включенность в механизм .
В современном мире существует три типа системы государственного
управления :
- монократическое , которое имеет высокоцентрированный характер ,
находящийся в руках одного органа . Самоуправление в таких системах не
допускается . .
- сигментарная , при сигментарой форме нет развитой системы взаимных
здержек и противовесов между ветвями власти .
- монотеократическая , сосредоточение в одних руках государственной и
духовной власти ( Ватикан , Иран ) .
Для государственного управления , системное представление его компонентов ,
элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и
методологическое значение . от того , что понимается под системой
государственного управления , какие и в каком порядке включаются в нее
управленческие проявления , как они соотносятся между собой и приводятся в
реальное взаимодействие , зависит почти все , что ассоциируется с
государственным управлением . Следует выделить три логические схемы ,
посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственного
управления .
Прежде всего имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного
управления ( государства ) с управляемой общественной системой (
управляемыми объектами ) . Однозначно можно сказать , что субъект
государственного управления не может существовать без соответствующих
управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему
государственного управления . Последняя призвана обязательно охватывать :
1) организацию и функционирование субъекта управления - управляющую систему
; 2) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой -
управляемыми объектами ; 3) компоненты общественной системы или их
отдельные проявления , которые создают во взаимосвязи структуру управляемой
системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие
воздействия либо участвуют в их формировании .[1]
Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и
объектами государственного управления , из -за чего система субъективно -
объективных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова . В
широком смысле : субъект управления ( государство как управляющая
подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых и обратных связей ) -
общественная система ( подсистема компонентов общества , подверженных
государственному управлению ) В такой системе субъект управления (
государство ) определяет государственно - властный характер и
преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих
сторон .
В узком смысле , как уже непосредственно реализуемое , практически
осуществляемое управление ,система субъективно - объективных зависимостей
включает в себя : субъект управления - воздействия - управляемые объекты ,
где преимущество находится на стороне субъекта управления , а управляемые
объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе
собственного функционирования . В данной схеме воздействия вычленяются из
взаимодействий и берутся в “ готовом “ , сформированном виде ; в
общественной системе также выделяются только те ее стороны , проявления ,
которые подлежат государственно управляющим воздействиям .
Система субъективно - объективных зависимостей проявляет себя не только
при формировании и реализации управления как определенной целостности : в
каждом управленческом акте , действии , отношении она объективно
обуславливает и предполагает присутствие трех элементов : субъекта
управления или его отдельного управляющего компонента ; создаваемого и
реализуемого им управляющего воздействия ; объектов воздействия в виде ,
главным образом , деятельности организаций , учреждений , предприятий ,
отдельных граждан .
При описании системных связей государственного управления надо учитывать
, что перечисленные элементы сами обладают сложной , многоуровневой и
иерархической организацией , проявляют себя в виде определенных подсистем :
подсистема целей , функциональная структура , организационная структура ,
подсистема управленческой деятельности и , конечно , подсистема принципов .
Поэтому во всем многообразии ее трудно изобразить схематически , но каждый
, кто теоретически или практически связан с управлением , должен отчетливо
представлять , что с какими бы единичным элементом управления он ни имел
дело - компетенцией государственного органа , формами и методами его
деятельности , его решениями или организационными мероприятиями - этот
элемент вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических
элементов государственного управления .
Государственное управление - это явление субъективное . Значит , “
погружаясь “ в объективное , стремясь своими возможностями способствовать
его развитию , субъект управления использует для этого множество элементов
, которые являются продуктом сознания людей .
Системное “ видение “ государственного управления предполагает четкое
усвоение той истины , что среди элементов нет ни одного , который мог бы
сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую
-либо управленческую задачу . Чтобы понять управленческий смыл любого
элемента государственного управления следует изучить , с одной стороны , те
элементы , которые ему предшествуют , на него влияют и которые он как бы “
вбирает “ в себя и передает по цепи элементов , а с другой стороны , те ,
которые идут следом за ним и в которые он “ вкладывает “ свои возможности .
[2]
Глава 2. Государственное управление в современных монархиях ( в Японии и
Великобритании ) ; сравнительная характеристика систем государственного управления этих стран .
Государственное управление в Великобритании .
Британская конституция - конституция не писанная . акт который был
официально провозглашен основным законом , в Великобритании не существует .
Не писанная же конституция Великобритании состоит из трех категорий : 1.
норм статутного права ; 2. норм case Law ( прецедентного права ) ; 3. норм
, представляющих собой не что иное , как конституционные обычаи .
Британское государство , официально именуемое Соединенным Королевством
Великобритании и Северной Ирландии ,- государство унитарное В состав этого
государства входят 4 историко - географических района , имеющих некоторые
особенности в системе управления ,- Англия , Уэльс , Шотландия и Северная
Ирландия .
Великобритания - конституционная монархия , главой государства является
король ( королева ) . Королевский трон в Великобритании переходит по
наследству от отца к старшему сыну , но если у короля нет сыновей , то
трон наследует старшая дочь короля . Муж царствующей королевы не
приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта .
В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II ,
коронованная в 1952г.
Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически
его личная власть ограничена , и притом не столько законодательными актами
, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . Каждый
билль ( закон ) , после того как завершено рассмотрение его в палатах
парламента , передается на подпись монарху . Но последний случай отказа
биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу , с того
времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все поступающие к
нему билли .[3]
Король ( королева ) созывает и распускает парламент , назначает и
освобождает от должности министров и других высших должностных лиц ,
является главой исполнительной власти ,верховным главнокомандующим
вооруженными силами , главой английской церкви , заключает и ратифицирует
международные договоры , осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять
все полномочия монарха нелегко , в частности потому , что только часть их
основывается на нормах статутного права , тогда как другая часть считается
непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую
прерогативу ( прерогативными полномочиями являются , например , право
объявления войны , право роспуска парламента и др. ) .Король также является
главой государства бывших британских доминионов - Канады , Австралии и
Новой Зеландии .
Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные ,
ни прерогативные полномочия . Ныне управление государством осуществляется
от имени королевы правительством Ее Величества . В прецедентном праве
Великобритании есть норма , согласно которой “ король не может быть не прав
“. Практически это означает , что монарх не несет ответственности за акты ,
изданные от его имени ,- ответственными считаются министры , скрепившие их
своими подписями . Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не
иначе , как по “ совету “ ( предложению ) соответствующих министров . Она
не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров , но получает
регулярную информацию о принятых им решениях . Королеве оказывает
содействие Тайный Совет , с которым она консультируется . В его состав
входят все министры кабинета , некоторые министры вне кабинета ,
специальные советники .
Это не значит ,что королева не играет никакой роли в осуществлении
государственной власти . Хотя она сама не решает почти никаких
государственных дел , она может влиять и действительно на решения ,
принимаемые должностными лицами британского государства .
Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом ,
состоящих из министров ,- правительством Ее Величества во главе с премьер -
министром . Фактически главную роль в управлении государством играют
правительство и премьер министр .
Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют
следующие основные нормативные акты : Акты о министрах Короны 1937 ,
1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о
дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных
документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 .[4]
Порядке формирования правительства основывается главным образом на
конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых
парламентских выборов . Королева назначает премьер - министром лидера
партии , получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин .
Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера , никакого другого
на этот пост королева назначить не может . Если же ни одна из партий не
получила абсолютного большинства , королева проводит консультации с
лидерами парий и , выслушав их советы и предложения , сама принимает
решения . После назначения премьер - министр королева по его предложению
назначает остальных членов кабинета и всего правительства .
Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими
выборами , его приемник назначается королевой после того , как партия ,
располагающая большинством голосов в палате общин , изберет нового
официального лидера . Новый премьер - министр , даже если он принадлежит к
той же партии , что и его предшественник , формирует новый кабинет .
Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства . Что
касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра , то с 1783
г. монархи ею не пользовались .
Должность премьер - министра возникла как результат конституционного соглашения . До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом , а также зависят от политических обстоятельств .
Согласно обычаю , премьер - министр носит титул первого лорда
казначейства , а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы
. В исключительных случаях на премьер - министра возлагается
непосредственное руководство каким - либо крупным министерством . Например
, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г.
совместно с соответствующим государственным секретарем .
Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве , осуществляет руководство их деятельностью , а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами . Он является главным советником королевы , представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь , служащую программой правительства , выполняет представительские функции в международных отношениях . Премьер- министр устанавливает круг вопросов , подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством , определяет их общую политическую стратегию , руководит работой комитетов , дает рекомендации монарху относительно состава кабинета , решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства , направляет правотворческую деятельность кабинета . Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер - министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета . Безусловно признается , что вправе вмешиваться в любую область правления . Практика свидетельствует , что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних сношений , экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни .
Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени : назначает высших чиновников государства , созывает и распускает парламент , объявляет войну и заключает мир . Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра . Лицо , претендующее на эту должность ,должно быть совершеннолетним , британским подданным , членом парламента .
Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер - министра , который не имеет постоянного состава . Премьер - министр может создавать в структуре этого органа новые звенья . Секретариат премьер - министра включает лиц , являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга . В его функции входит ведение переписки , поддержание связи с членом кабинета , с отдельными министерствами и ведомствами , подготовка информационных и аналитических материалов.
В отличие от других стран , внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом . Таким образом , термины “ правительство “ и “ кабинет “ не равнозначны . В правительство входят все министры , тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства , играющая особо важную роль .
Что касается состава кабинета , то он определяется лично премьер - министром , и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек , считая и самого премьера .Премьер - министр группирует вокруг себя несколько министров , занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств .
Работа кабинета организуется аппаратом , в который входят ряд органов : секретариат , центральная статистическая служба и др . Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер - министра , имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения .
В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти : от совета графства до советов приходов и сельских островных советов . В течении 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения ; некоторые советы были упразднены , появились новые .
По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия , Уэльс,
Шотландия и Северная Ирландия , а также британская столица при некоторых
общих чертах управляются по разному .
Так , Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов . Графства в
свою очередь делятся на округа ( 296 ) . Округа в графствах состоят из
более чем10тысяч сельских приходов . Уэльс поделен на 8 графств ,
состоящих из 37 округов , низовые территориальные единицы называются
общинами . В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г. ,
согласно которому создано 9 регионов , 53 округа ,3 островных территории и
1343 общины . В Северной Ирландии существует 6 графств , разделенных на 26
округа .
Все административные территории управляются советами , являющимися
юридическими лицами . Приходы и общины без советов управляются собраниями
избирателей . Советы графств , округов и городских округов избираются на 4
года .
Главой исполнительной власти является председатель совета , избираемый
советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих
муниципалитета .
К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят :
полицию , пожарную охрану , землепользование ,дороги , социальные службы .
В компетенцию советов округов и городских округов входят : налогообложение
, городское и сельское землепользование , заводы и учреждения и.т.д.
Государственное управление в Японии
После капитуляции Японии второй мировой войне верховную власть в стране ,
по соглашению с союзниками , осуществляла американская военная
администрация , одной из главных задач которой стала демилитаризация и
демократизация страны . В рамках этого процесса в Японии была разработана
новая конституция , принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая
1947 года .
Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального
суверенитета и основные демократические свободы , ввела всеобщее
избирательное право . В качестве основополагающей концепции
государственного управления была принята концепция правового государства и
провазглашен один из фундаментальных принципов классической демократии -
принцип разделения властей : законодательной , исполнительной и судебной .
[5]
Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха . Из
персоны “ священной и неприкосновенной “ он превратился в “ символ
государства и единства народа “ . Однако в конституции нет формулировки о
том , какова форма правления в стране , хотя императорский трон переходит
по наследству от отца к старшему сыну . По этому поводу среди японских и
зарубежных правоведов существует несколько суждений . Одни считают , что
Япония является парламентарной монархией , так как имеется наследственный
монарх с титулом императора ( тэнно ) . Другие заявляют , что монархии
уже не существует , а Япония является республикой с монархическими
атрибутами , имеющими лишь внешнее , формальное значение .
Не содержит конституция положений и главе государства . В следствии
этого возникли некоторые концепции , затрагивающие вопрос о том , является
главой государства император . Согласно одним теориям , именно император
есть глава государства , согласно другим , таковым является премьер -
министр . Широко распространены также теории , в которых утверждается , что
Япония существует специфический тип парламентарной монархии , при которой
император не является главой государства , а служит лишь символом монархии
. В целом можно сказать , что по форме правления Япония представляет собой
уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального
республиканского содержания принципов формирования и функционирования
государственных институтов и положения личности .
Согласно конституции , император “ от имени народа “ созывает парламент
, может объявить о роспуске нижней палаты ; промульгирует поправки к
конституции , законы , договоры , правительственные указы ; назначает
премьер - министра по рекомендации парламента ; Награждает орденами ,
принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других
, главным образом полномочиями носит лишь формальный характер , поскольку
его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .
Таким образом , император не обладает полномочиями , связанными с
осуществлением государственной власти , и может предпринимать действия ,
относящиеся к делам государства , лишь по совету и одобрению кабинета
министров , который несет за них ответственность .
Высшим органом исполнительной власти является правительство , которое в
Японии называется кабинетом министров . Его деятельность осуществляется на
основе конституции , Закона о кабинете министров ( 1947 г.) и Закона об
организации государственного управления ( 1948 г ) .[6]
В состав кабинета , который возглавляет премьер - министр , входят заместители премьера , министры и государственные министры , генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро .
Кабинет образуется следующим образом . Сначала палаты на раздельных
заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер - министры .
Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер
министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета .
Большинство министров должны быть депутатами парламента . В период
нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной
ответственности без согласия премьер -министра .
Согласно конституции , кабинет министров , наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности : проведение в жизнь законов , ведение государственных дел ; руководство внешней политикой ; заключение договоров ; организация гражданской службы и руководство ею ; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента ; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов ; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях , смягчении и отсрочке наказаний , восстановлении в правах .
Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий : дает императору советы в отношении всех его действий , касающихся государственных дел , и несет ответственность за эти действия ; назначает судей Верховного суда ( кроме Главного судьи ) , а также всех судей судов низших инстанций ; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента , несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом . кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах ; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того , он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов .
Премьер - министру предоставлены широкие права , что делает его самым высоким в государственном аппарате страны . Выступая в парламенте от имени кабинета , он вносит на его рассмотрение проекты бюджета , законопроекты и иные документы , требующие утверждения законодательным органом страны . Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях . Основываясь на решениях кабинета , он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу . Премьер - министр председательствует на заседаниях кабинета , и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с определением компетенции любого министра .
У всех министров кабинета , стоящих во главе министерств , имеется по
одному парламентскому вице - министру . Парламентские вице - министры
назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров . Они теряют
свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или
соответствующих министров . Парламентские вице - министры помогают
министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в решении
административных дел , а также исполняют обязанности министров в их
отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему
вице - министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех
звеньев аппарата министерства .
При кабинете министров имеется секретариат , который регулирует дела ,
связанные с заседаниями кабинета , подготавливает и согласовывает вопросы ,
выносимые на них . повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным
секретарем , возглавляющим секретариат .
Совещательным органом при премьер министре является совет национальной
обороны .
Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных
административных учреждений : канцелярия премьер - министра , министерства
, комитеты и управления . В функции канцелярии премьер - министра , которая
равнозначна министерству , входят решение государственных административных
вопросов общего порядка , имеющих отношения ко всем министерствам или к
значительной части , а также вопросов специального характера , не входящих
в компетенцию какого - либо министерства .
Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями . Некоторые из этих учреждений , например , государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции , управление обороны , управление экономического планирования , выполняют фактически функции министерств .
Все министерства Японии построены в общем по одному принципу . Каждое
из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции . особое место в системе японской администрации занимает финансовый
ревизионный совет , который не подчинен ни кабинету министров , ни какому
- либо министерству . Совет занимается финансовым инспектированием всех
административных учреждений страны .Этот орган возглавляется советом
ревизоров .
Местное самоуправление в Японии
В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально -
административных образований : верхнее звено образуют префектуры , нижнее -
муниципалитеты , к которым относятся города , поселки , сельские общины . В
стране 47 префектур , три города ( Токио , Осака , Киото ) выделены в
особые городские префектуры , а остров Хоккайдо образует провинцию ,
разделенную на округа . Муниципалитетов более 3200 .
Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные ,
городские , поселковые и деревенские собрания . Их количественный состав
зависит от численности населения соответствующих административных единиц .
Собрания возглавляются председателями .
Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и деревнях - старосты . [7]
Сравним системы государственного управления в
Японии и Великобритании
| Великобритания | Япония |
|1 Великобритания |1. В ступлением в силу |
|конституционная монрахия |Конституции 1947 года Япония |
|,главой государства является |превратилась из диуалистической|
|король ( королева ) . Формально|в конституционную монархию . |
|монрах обладает весьма |Сейчас японский император |
|обширными полномочиями , но |выполняет те же функции , что и|
|фактически его личная власть |британский монрах ( правит , но|
|ограничена , и притом не |не управляет ) . К основным |
|столько заонодательными актами |полномочиям императора в сфере |
|, сколько нормами прецедентного|государственного управления |
|права и конституционными |Конституция относит : |
|обычаями . По своему усмотрению|назначение премьер - министра в|
|монрах не может осуществлять ни|соотвествии с решения |
|статутные , ни прерогативные |парлдамента ( ст.6 ) ; |
|полномочия . Это значит , что в|промульгация правительственных |
|настоящее время королева не |указов и договоров ; |
|играет ни какой роли в |подтверждение назначений и |
|осуществлении государственной |отставок государственных |
|власти . Хотя она сама не |министров и других должностных |
|решает почти никаких |лиц ( ст.7) . При осуществлении|
|государственных дел , она может|этих полномочий император |
|влиять и действительно влияет |лишается личной власти . |
|на решения , принимаемые |Соврешая государственные акты ,|
|должностными лицами британского|он должен руководствоваться “ |
|государства . |советами “ и получать |
|2. Центральная исполнительная |предворительное “одобрение “ |
|власть представлена органом |кабинета , который несет |
|состоящим из министров ,- |ответственность за |
|правительством ее Величества во|государственные решения |
|главе с премьер - министром . |императора . |
|Однако главную роль в |2. Оценивая место императора в |
|управлении государством играют |механизме государственного |
|правительство и прмеьер - |управления , нельзя |
|министр . Порядок формирования |ограничиться только формальной |
|правительства основывается |юридической стороной дела . |
|главным образом на |Традиционное преклонение |
|конституционных соглашениях . |японцев перед особой императора|
|Новое правительство формируется|предопределяет отношение |
|после каждых парламенских |политиков и государственных |
|выборов . Королева назначает |деятелей к императорскому дому.|
|премьер - министра лидера |Монрах по прежнему оказывает |
|партии , получивший абсолютное |сильное влияние на политическую|
|большинство мандавтов в палате |и идеологическую жизнь страны .|
|общин . На сегодняшний день |К тому же и сама Конституция не|
|премьер -министром |лишает главу государства |
|Великобритании является Тони |возможности активно влиять на |
|Блеер . И подводя итоги по |политические процессы . |
|системе госуправления |Исполнительная власть в Японии |
|Великобритании , можно сказать |, как и Великобритании |
|, что Великобритания является -|осуществляется кабинетом |
|конституционной монрахией ; |министров . В состав кабинета (|
|монрах царствует , но не правит|найкаку) входят премьер - |
|. |министр и государственные |
| |министры ( кокуму дадзин ) . |
| |Государственные министры , |
| |руководят работой |
| |соответствующих министров . |
| |Глава кабинета премьер - |
| |министр , как и Великобритании |
| |назначается императором по |
| |представлению парламента . По |
| |сложившейся конституционной |
| |практике главой кабинета |
| |становится лидер партии |
| |парламентского большинства . |
| |Пост премьер - министра - |
| |высшая должность в Японии |
| |.Однако многие исследователи |
| |считают по разному .Одни |
| |сравнивают статус японского |
| |премьер - министра с положением|
| |британского главы правительства|
| |. Другие же напротив , считают |
| |главу японского кабинета |
| |политической слабой фигурой . |
Глава 3. Роль монарха в государственном управлении
Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от форм , считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .
В отличие от других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное .
Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности ,
против него не может быть обращен гражданский иск . За действия монарха по
управлению государственными делами ответственность несут его министры . На
практике , однако , во время английской и французской буржуазных революций
казнили королей Карла I и Людовика шестнадцатого , в Центральноафриканской
Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г.
императора Бокассу , приговорили его к смертной казни , но затем он был
помилован после длительного заключения . Расправы с монархами со стороны
своих родственников были нередки в мусульманских странах. Монарх обладает
государственными регалиями ( трон , скимптер , корона и .т.д.) , имеет
свой двор - лиц , занятых обслуживанием короля , но оплачиваемых из
государственной казны . Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент
, он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны -
принимает так называемый - цивильный лист . В некоторых странах по
цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха (
например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен,т.е. 3,24млн.долларов США в год )
. , но обычно монархи жалуются на необходимость экономии ( королева
Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете , а не на
специальном ) , хотя многие монархи очень богатые люди . Они имеют акции ,
земельные владения , другую собственность Вместе с тем определенное
имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются
коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей ( продать ,
подарить ) монарх не может . В абсолютных монархиях султан ( король )
фактически законодательствуют . В других монархиях он издает указы ,
имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам
, принятым парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по
традиции вето совсем не использует или почти не использует . Новые
конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето ( Испания ,
Швеция , Япония ) . Свои акты в парламентарных монархиях монарх может
издавать только с согласия правительства ( на деле , он с такой инициативой
практически не выступает и подписывает все документы , представляемые ему
премьер - министром ).
В соответствии с конституцией монарх назначает правительство . В
абсолютных и дуалистических монархиях он делает это по своему усмотрению ,
хотя фактически учитывает ситуацию в стране . А в абсолютных монархиях и
сейчас большинство министров - близкие родственники монарха ( Кувейт ) , но
уже в состав правительства включаются представители крупного капитала (
Саудовская Аравия ) . В дуалистических монархиях представители крупного
капитала и даже технократы в правительствах представлены шире . Они тоже
подбираются монархом часто по советам его окружения .
В парламентской монархии король не определяет состава правительства .
Его формирует партия ( коалиция ) , обладающая большинством мест в нижней
палате парламента . Монарх лишь подписывает соответствующий документ о
назначении правительства , который предоставляет ему лидер партии
большинства . Только в крайне редких ситуациях ,когда в парламенте нет
явного партийного большинства , существует раскол , разногласия в партии
большинство относительно кандидатуры премьер - министра , король сам
назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так было в
Великобритании . В парламентской монархии глава государства царствует , но
не правит . Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская
прерогатива ( права монарха , не зависящие от парламента ) , их на деле
осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются ( право вето по
отношению к законам) [8]
По традиции монарх рассматривается как лицо , стоящее над борьбой
классовой партии , как арбитр , и поэтому он всегда является беспартийным .
Но в ряде стран ( Великобритания , Швеция ) он должен принадлежать к
государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в таких странах он
назначает высших священнослужителей .
Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь . В странах Азии
, Африки его влияние очень велико , часто имеет определяющий характер , но
оно негативно . Монарх там выступает с реакционных позиций , особенно
внутри страны . В развитых странах король фактически не участвует в
политической жизни , часто сложно говорить о каком - то его влиянии . Оно
может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда бывает
негативным .
Во многих странах институт монархии присущи индивидуальные особенности .
Во - первых , в ОАЭ существует не единоличный , а “ коллективный монарх “ .
Это Высший совет эмиров , состоящий из эмиров семи эмиратов , входящих в
ОАЭ. Этот орган - “ абсолютный монарх “ . Он обладает законодательной
властью и коллективно осуществляет полномочия главы государства .
Национальное собрание , назначаемое эмирами , имеет совещательный характер
. Правительство тоже назначается Советом эмиров . Во - вторых , во многих
государствах власть монарха связана с сильнейшим воздействием религии. Во
всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной
религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо
сильнее светской роли монарха . особое значение такая власть имеет в
странах мусульманского фундаментализма.( Оман , Катар , Саудовская Аравия и
др ) . В Бутане , небольшом горном королевстве в Гималаях , король
возглавляет несколько иную систему управления , но тоже основанную на
принципах религии . Это - территориально - региональная система .
Территориальный округ составляет определенный монастырь с прилегающими к
нему окресностями , а главу монастырского округа назначает король . Округа
группируются в губернии , губернаторов тоже назначает король . Второе лицо
в государстве после короля - это главный аббат , который избирается
монастырской верхушкой на три года . Поскольку религия и государственность
в Бутане практически слитны воедино , главный аббат выполняет также
некоторые функции государственного должностного лица . В - третьих , в
отдельных монархиях в Африке королевская власть теснейшим образом связана
с общинными структурами и с иерархией различных родовых и племенных вождей
. Важнейшие решения принимаются королем совместно со съездом вождей ( в
Свазиленде их около 400 ) , наследника престола определяет малый совет
вождей ( 17 человек ) и.т.д.
Заключение .
Проводимое исследование позволило сделать следующие выводы.
Система государственного управления - это конкретный вид деятельности по
осуществлению единой государственной власти и имеющую функциональную
специфику . Система госуправления это - целое состоящее из следующих
подсистем : муниципального уровня , регионального и центрального уровня
управления . Государственное управление имеет специфические признаки : это
линейность , включенность в механизм и субординацию .
Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их форм , считается что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .
В своей работе я рассмотрел и сравнил систему государственного управления Великобритании и Японии ,где существует парламентская монархия .
Великобритания - парламентская монархия , главой государства является
король ( королева ) . Формально монарх обладает весьма обширными
полномочиями , но фактически его личная власть ограничена ,и притом не
столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и
конституционными обычаями .В настоящее время королевой Великобритании
является Елизавета II , которая является символом британской монархии .
Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и
премьер - министр .Премьер - министра назначает королева лидера партии ,
получившее абсолютное большинство мандатов в палате общин .
В Японии с вступлением в силу Конституции 1947 года она превратилась из
дуалистической в конституционную монархию . Сейчас японский император
выполняет приблизительно те же государственные функции , что и британский
монарх. Совершая государственные акты , император должен руководствоваться
советами и получать предварительное одобрение кабинета , который несет
ответственность за государственные решения императора . Исполнительную
власть в Японии осуществляется кабинетом министров , в состав которого
входят премьер - министр и государственные министры .
Из этого следует , что современных монархиях ( например Великобритания ,
Япония ) формально главой государства является монарх , но исполнительная
центральная власть принадлежит премьер министру и министрам , т.е «. МОНАРХ
ПРАВИТ , НО НЕ УПРАВЛЯЕТ »
Список литературы :
1.Абрамов . В.С. Статус монарха // государство и право .1999 .№
2. Василенко . И.А. Институт госуправления в Великобритании // проблемы теории и практики управления .1997 . № 6.
3. Гуревич . Е.А. Исполнительная власть в Великобритании // госслужба .
Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпуск 5.М : РАГС ,1996 .
4. Ершин .В.Н. Политическая система современного японского общества // государство и право .1999 . № 5.
5. Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Яплнии // Государство и право .1999
.№ 11.
6. Чиркин .В.е. Учебник : Государствоведение .М.,- 1999 г.С.321
7. Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // вестник госсулужбы .
1997 .№ 8
-----------------------
[1]Чибкин .В.Е. Учебник : государствовоедение .М.-1999.-С.41.
[2] Чибкин .В.ЕУчебник : государствоведение .М.- 1999.-С.44
[3] Василенко .И.А. Институт государственного управления в Великобритании
// Проблемы теории и практики управления .1997 .- № 6.С.38
[4] Гуревич.Е.А. Исплнительная власть в Великобритании // Госслужба
.Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпю5 .М .- : РАГС ,1996 .С.95
[5] Ермин.В.Н. Политическая система современного японского общества //
Государство и право .-1999.-№ 5.С.15
[6] Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Японии // Государство и право
.1999 .- №11.С.18
[7] Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // Вестник госслужбы .-
1997.№8. С. 29
[8] Абров.В.С. Статус монраха // Государство и право .1999 .№ 2 - С.32