Ревизионизм (“пересмотр”) - обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории, концепции или учения («Всемирная история»).
Ревизионизм, антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма; оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории.
Различают ревизионизм справа, который заменяет марксистские положения
буржуазно-реформистскими взглядами, и ревизионизм «слева», подменяющий их
анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему
происхождению ревизионизм — результат мелкобуржуазного и буржуазного
воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе —
одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних
слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей
природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии.
По своей социальной функции ревизионизм выступает как проводник влияния
буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу
ревизионизм составляют эклектическая смесь субъективизма, догматизма,
механистического материализма, а также схематизм и односторонность.
Ревизионизм возник в конце 70-х гг. 19 в. в германской социал-
демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э.
Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений
революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме,
адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное
письмо»), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как
направление ревизионизм оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в
90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал
имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-
демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др.
стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С.
Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В конце 19 — начале 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных
частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали
научности диалектического материализма, пытались соединить научный
социализм с кантианством, берклианством и махизмом. В экономической теории,
ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто
вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве
не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить
кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны,
т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политической
области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни,
ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её
цели — свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса,
диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли,
что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право
уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения
ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма. «...“Конечная
цель — ничто, движение — всё”, это крылатое словечко Бернштейна, — писал
Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений»
(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым
ревизионизм в революционном рабочем движении проявил себя и ревизионизм
«слева», который в то время распространился в романских странах как
«революционный синдикализм» и который, как отмечал В. И. Ленин, «... тоже
приспособляется к марксизму, “исправляя” его ...».
Научно обоснованную, глубокую критику ревизионизм дал В. И. Ленин.
Обстоятельная критика ревизионизм содержится также в ряде работ Г. В.
Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма,
рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и
левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное
коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической
революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20—40-е гг.
проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и «левый» («левый
коммунизм») ревизионизм. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-
ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 50-х гг.
Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё
научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития
коммунистического движения, в конце 50-х гг. широко распространился
ревизионизм справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на
социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А.
Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л.
Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла
ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь
контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.
«Современный ревизионизм, — говорилось в Декларации 1957 Совещания
представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, —
пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его
“устаревшим” и якобы утратившим ныне значение для общественного развития.
Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать
веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против
исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата
при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль
марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского
интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов
партийного строительства и прежде всего от демократического централизма,
требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной
организации в некое подобие дискуссионного клуба» («Программные документы
борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Международное
коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность,
подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от
активных поборников ревизионизма.
На протяжении 60 — начала 70-х гг. в коммунистическом движении проявил
себя ревизионизм «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию
использует маоизм — мелкобуржуазное шовинистическое антисоветское учение. В
теоретическом плане маоизм осуществляет пересмотр всех составных частей
марксизма-ленинизма; он представляет собой беспринципное эклектическое
сочетание ряда вульгаризированных марксистских положений с троцкизмом и
национализмом. С праворевизионистских позиций в конце 60 — начале 70-х гг.
выступали О. Шик, Н. Свитак и др. (Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э.
Фишер, Ф. Марек (Австрия) и др.
Современный правый ревизионизм в методологическом плане выступает
против марксистско-ленинского учения по всей линии, по существу отвергает
необходимость революции и стоит на позициях реформирования капитализма,
утверждая, что современная научно-техническая революция полностью
преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это
приводит якобы к гуманистическому перерождению капитализма, интеграции
рабочего класса в капиталистическую систему, к утрате им своих
революционных традиций и ведущей роли, которая переходит к интеллигенции.
Правый ревизионизм утверждает, что произошла «стагнация завоеваний
социализма», выдвигает требования его «гуманизации», установления
«социализма с человеческим лицом». Реальное выражение подобные лозунги
получили в призывах к ослаблению государственного руководства экономикой,
допущению «свободной игры политических сил», «чередования партий у власти»,
т. е. возврату на деле к буржуазной демократии. Правый ревизионизм ратует
за многообразие принципиально отличающихся «моделей социализма», за
плюрализм марксизма.
Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.
(«Циркулярное письмо») от 17—18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин
В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же,
Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20; его ж е.
Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Крах II
Интернационала, там же, т. 26; его же, Детская болезнь «левизны» в
коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир, демократию
и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих
партий. Документы и материалы, М., 1969; Против современного ревизионизма,
М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты современного ревизионизма, М.,
1959; его же. Реформизм и правооппортунистический ревизионизм, в кн.:
Идеология современного реформизма, М., 1970; Марксизм-ленинизм — единое
интернациональное учение, т. 1—3, М., 1968—69; Мазур В. Н., Ревизионизм
вчера и сегодня. К., 1973; Современный правый ревизионизм, М. — Прага,
1973; Всемирная история.