Иркутский Государственный Педагогический Колледж №1
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Психолог в школе и
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
ШК. ВОЗРАСТА.
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка
2’’З’’
Харченко
Анастасия
Геннадьевна
ИРКУТСК 2002г
СОДЕРЖАНИЕ
1) Введение……………………………………….3
2) Какой психолог нужен школе………………...4
3) Организация работы школьного психолога…8
4) Понятие, функции и структура семьи……….10
5) Кодекс родителей…………………………….14
6) Общая схема диагностического процесса, в работе с семьёй………………………………...15
7) Диагностика взаимодействия родителей с детьми………………………………………….. 19
8) Групповая работа с родителями ………………23
9) Основная коррекционная работа с семьёй
(коррекционные родительские группы)…….32
10) Тренинг взаимодействия родителей с детьми………………………………………...35
11) Заключение…………………………………….38
12) Приложение……………………………………39
13) Список литературы……………………………41
-ВВЕДЕНИЕ-
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не
только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с
окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели
поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В
каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и
взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы,
определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет
преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не
только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с
новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров
или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится
сталкиваться современным родителям.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной псих. грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и инф.
В данном реферате, я представляю вашему вниманию наиболее распространённые формы работы психолога с родителями как у нас в России, так и за рубежом.
-Какой психолог нужен школе?-
С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. психолога должны венчать
‘‘Л‘‘,‘‘ИНДИВ-ОСТЬ‘‘, а каждый его
Практический шаг—определяться её интересами.
Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения
Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных
родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные
часы, вместо учителей — уроки, тем более что являются специалистами по
какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора
профессии. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя,
который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом,
директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит
разочарование в психологе, недовольство им: «не понимает», «не умеет».
Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, наиболее рациональными
представляются такие пути:
а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с
правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога,
стратегией психологической службы (гуманизация школы);
б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и
воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию
партнерства и опору на положительное в личности;
в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций,
школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов
деятельности.
В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация
психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с
администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог
оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или
родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице
администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с
педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное
взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах
педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным
коллективом и отдельными его представителями.
Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают
на административную или педагогическую должность и догружают половиной
ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную
работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы
поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения.
Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает
возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. Он
ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой
и подготовкой административных мероприятий.
Вернемся все-таки к объективным требованиям к личности и деятельности
психолога. К сожалению, наша теория и практика не имеют четких рекомендаций
на этот счет. Думается, что сотрудники специальных факультетов по
подготовке практических психологов, объединив свои усилия, могли бы на
основе многих исследований представить эталонный профиль психолога. Пока
нам придется ограничиться лишь собственными наблюдениями.
Какой же психолог нужен современной школе?
Мы попытались путем опроса педагогов и диагностирования слушателей
спецфакультета вычленить наиболее повторяющиеся социально желаемые
характеристики школьного психолога. На основе личностного опросника
Р.Кэттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу
идеального психолога.
В каких личностных характеристиках это выразилось?
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть
проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком,
экспериментатором.
2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется
социальному признанию (одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это
общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные
группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в
общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым
интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и
ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро
решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает
обстановку, устойчив к стрессу.
Сегодня в школу пришли два основных типа психологов: интеллектуальный и
социабельный. К первому типу относятся рассудочные, аналитичные,
независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности.
Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с
научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не особенно стремятся
снизойти до практических забот школы, к учителям и руководителям,
'прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае
снисходительно. Социабельный тип психолога — это люди, стремящиеся поучать
и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в
контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться,
обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще встречается
среди педагогов, закончивших факультет практических психологов. Мотивами их
переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже —
неудовлетворенность педагогической деятельностью.
Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:
1. Значимостью психолого-педагогического изучения школьников на протяжении
всего периода обучения! в целях обеспечения к ним индивидуального подхода.
2. Важностью полноценного личностного развития учащихся на каждом
возрастном этапе, успешной адаптации к школе.
3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии,
поведении и деятельности учащихся.
Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики
развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его
нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.
Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются
диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная
работа.
-Организация работы школьного психолога-
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее
время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы,
согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.
Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая,
коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических
условий.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на
12—15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для
хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно
представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного
коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон
мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для
физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура,
автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом
психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки
данных, составления справок и заключения психологической экспертизы.
Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой
шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м.
циклограмма работы кабинета циклограмма работы кабинета
|День|Часы|Учителя |Учащиеся |Родители |
| | | | | |
| |9-12| |П с и ходи а| |
| | | |гности ка | |
| | | |(обработка | |
| | | |результа- | |
|а | | |тов) | |
|я | | | | |
|я |12-1|Индивидуальн| | |
| |4 |ое | | |
|ч | |консультиров| | |
| | |ание | | |
|5Г |15-1| |Психологичес| |
|X |6 | |кая | |
|о | | |гимнастика | |
|с |18-1| | |Школа для |
| |9 | | |родите- |
| | | | |лей учащихся|
| | | | |I— IV |
| | | | |классов |
| |9-12| |Психодиагнос| |
| | | |тика | |
| | | |(обработка | |
| | | |результа- | |
|X |2-14| |тов) | |
| | | | | |
|и1 | |Психодиагаос|Факультатив | |
| | |тика |для де- | |
|1 |15-1| |вушек | |
| |6 | |(тренинг) | |
|и | | |Телефон | |
| | | |доверия, | |
| |18—1| |I смена |Школа для |
| |9 | | |родите- |
| | | | |лей V— VIII |
| | | | |классов |
| |9—12| | |Индивидуальн|
| | | | |ые |
|§ | | | |консультации|
| | | | | |
|5} |12-1|Модульные |Факультатив | |
|Ръ |4 |курсы |для | |
|0 | | |юношей | |
| | | |(тренинг) | |
| |15-1| |Психологичес| |
| |6 | |кая | |
| | | |гимнастика | |
|С-| |9-12| |Телефон | |
| | | |доверия, | |
|8- |12-1| |II смена | |
| |4 | | | |
|