Международное сотрудничество за мир, решение глобальных проблем безопасности, разоружение и урегулирование конфликтов
Все глобальные проблемы пронизаны идеей географического единства человечества и требуют широкого международного сотрудничества для своего решения. Особенно острой является проблема сохранения мира на Земле
Сточки зрения нового политического мышления, достижения прочного мира на
Земле возможно лишь в условиях установления нового типа отношений между
всеми государствами - отношения всестороннего сотрудничества.
Программа «Международного сотрудничества за мир, решения глобальных проблем безопасности, разоружения и урегулирования конфликтов» предназначена для поддержки и развития отношений международных неправительственных организаций, между властью и обществом в области улучшения международной безопасности. Данная программа будет заниматься такими вопросами, как сокращение оружия массового уничтожения и обычных видов вооружения.
Целью программы является вовремя отреагировать на развитие политического процесса, как в странах СНГ, так и во всём мире. Также в рамках программы будет проводиться анализ современных проблем мира и безопасности.
Программа несёт в себе следующие проекты:
. Структура международной безопасности и сотрудничество с международными институтами и неправительственными международными организациями;
. Проблемы разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения;
. Помощь в совершенствовании законодательства в области военно- гражданских отношениях;
Вопросами безопасности относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных проблем занимаются учёные, политические деятели, неправительственные организации. В ходе работы проводятся международные и региональные конференции, семинары и совещания, издаются доклады и сборники статей.
На данный момент не все имеют представление о существующей опасности, о
возможности и размере катастрофы с применением оружия массового уничтожения
(ОМУ). Человечество не уделяет должного внимания этой проблеме из-за
неосведомлённости и неосознанности всей глубины проблемы. Ни в коем случае
не надо забывать о том, что угроза применения ОМУ, к сожалению,
присутствует повседневной жизни через активную пропаганду насилия. Это
явление происходит во всём мире. Президент России В.В.Путин сказал примерно
следующее: Мы должны осознавать, что нераспространение ОМУ стало одной из
самых важных современных проблем, а то и самой важной. Дело в том, что с
наступлением нового века перед человечеством появились качественно новые
вызовы - новые виды ОМУ, явление международного терроризма, что осложнило
проблему его нераспространения. Нераспространение - это предотвращение и
недопущение появления новых государств, имеющих ОМУ. Понять это можно так:
Россия не может допустить появление новых ядерных держав.
Предотвращение угрозы распространения ОМУ признано Россией, США и другими странами как одна из основных задач обеспечения их национальной безопасности.
Первый раз мировое сообщество задумалось о нераспространение ОМУ в 60-х
годах прошлого века, когда уже появились такие ядерные державы как, СССР,
США, Великобритания, Франция; и Китай был готов к ним присоединиться. В это
время всерьёз задумались о ядерном вооружении и даже занялись его
разработками такие страны, как Израиль, Швеция, Италия и др.
В те же 60-е года Ирландия стала инициатором создания международно- правового документа, который и заложил основы нераспространения ядерного оружия. СССР, США и Англия стали разрабатывать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Они и стали первыми участниками этого договора. Он был подписан 01.07.1968 года, но вступил в силу в марте 1970 года. Франция и Китай вступили в этот договор несколько десятилетий спустя.
Его основные цели - предотвратить дальнейшее распространение ЯО, стимулировать сотрудничество в сфере использования атома в мирных целях при гарантиях сторон-участников, способствовать проведению переговоров о прекращении соперничества в сфере разработки ЯО с конечной целью его полной ликвидации.
По условиям этого Договора ядерные государства берут обязательства не
оказывать содействия безъядерным государствам в приобретении ядерных
взрывных устройств. Безъядерные государства обязуются не производить и не
приобретать такие устройства. Одно из положений Договора предписывает
МАГАТЭ осуществлять меры по обеспечению гарантий, включая инспекцию ядерных
материалов, используемых в мирных проектах безъядерными государствами -
участниками Договора. В ДНЯО (статья 10, пункт 2) говорится, что через 25
лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы
решить, должен он оставаться в силе или нет. Отчёты конференции проводились
согласно условиям Договора каждые пять лет, и в1995 году, когда он подошел
к завершению 25- летнего периода действия, стороны - участники единогласно
выступили за бессрочное его продление. Они также приняли три обязательные
Декларации принципов:
. Подтверждение ранее принятых обязательств в отношении ЯО и прекращение всех ядерных испытаний;
. Усиление процедур контроля за разоружением;
. Создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке и строгое соблюдение условий Договора о нераспространение всеми странами без исключения.
Участниками договора являются 178 государств, включая существующие
ядерные державы (за исключением Северной Кореи), которые выступили за режим
контроля над ракетными технологиями. Также есть четыре страны, проводящие
ядерную деятельность, которые не вступили в Договор: Израиль, Индия,
Пакистан, Куба.
Холодной войне сопутствовали разработка и распространение ядерного
оружия, как основными противниками, так и различными неприсоединившимися
странами. Окончание холодной войны дало возможность странам мирового
сообщества сократить, а затем и ликвидировать ядерное оружие. В противном
случае страны будут неизбежно втянуты в процесс распространения ядерного
оружия, так как каждая религиозная «супердержава» стремится либо укрепить
свою гегемонию, либо сравнять свою ядерную мощь с мощью противника или
агрессора. Угроза распространения ЯО и, не в меньшей степени, ядерных
технологий и ноу-хау значительно возросла с момента распада Советского
Союза. Впервые произошел распад государства обладающего ЯО, государства -
постоянного члена ООН. В результате этого появились еще страны, имеющие
ядерное вооружение. К этой проблеме отнеслись очень серьёзно, и через
некоторое время Россия получила все права и обязанности СССР, связанные с
ДНЯО. Также она получила международно признанное право на вечное обладание
ЯО. Вместе с ООН, ДНЯО фиксирует за Россией статус великой державы на
уровне таких стран как США, Китай, Англия, Франция.
Важным элементом укрепления режима нераспространения стала помощь Запада
в этой области. Эта помощь показывает, что Запад не хочет видеть в странах
СНГ источник распространения угроз. На саммите большой восьмерке в Канаде
в июле 2002 года были приняты важные решения по вопросам международного
терроризма и распространению ЯО.
Важнейшими составными элементами режимов нераспространения ядерного и другого ОМУ являются:
. Система экспортного контроля, включающая отлаженную национальную систему учёта, контроля и физзащиты оружейных материалов. Сюда же входит и недопущение бесконтрольного экспорта неосязаемых технологий, в т. ч. в электронном виде.
. Система предотвращения утечки мозгов.
. Безопасность хранения, складирования, транспортировки ОМУ и материалов, пригодных для его производства.
. Система предотвращения незаконного оборота ядерного и другого ОМУ и материалов.
Что касается химического и биологического оружия (ХО), то главная
проблема состоит в следующем: при изготовлении оно не требует особой
технологической базы, поэтому нельзя создать надёжный механизм контроля ХО.
Но как бы то ни было созданы международно-правовые документы, проводятся
конференции.
Биологическое оружие является эффективным средством достижения целей террористов: оно способно поразить большие массы гражданского населения, а это очень привлекает террористов, может легко спровоцировать панику и хаос.
Терроризм - это очень большая проблема в наше время. Современный терроризм выступает в форме террористических актов, имеющих международный масштаб. Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь-кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные. Для них становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.
Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:
. воссоздание устойчивого блокового мира;
. блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;
. недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п.; развенчание терроризма всеми силами СМИ;
. передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;
. использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;
. никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного террористического акта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей, потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.
Хотелось бы завершить эту статью таким обращением. Важную роль играют вопросы, связанные с просвещением людей, особенно молодежи. Следует выработать единую систему борьбы с терроризмом, где главное место отводится профилактическим мерам. Просвещение и осведомлённость людей в области разоружения и нераспространения ОМУ, а также терроризма одна из задач, которая требует к себе большего внимания.