Прокопенко Ю.П.
"Трудный возраст" подростков доставляет множество хлопот и родителям, и воспитателям. Еще вчера послушное дитя в 14 - 15 лет попросту отбивается от рук, пропадает в подозрительных компаниях, кажется, покуривает и даже крутит романы! Ни ремень, ни разговоры по душам не помогают. Между тем, непосредственное начало происходящих изменений надо искать в более младшем возрасте. Половое созревание - превращение ребенка во взрослого,- в современных условиях жизни начинается в 11 - 13 лет. Чуть раньше у девочек, чуть позже у мальчиков. Именно в этом возрасте резко возрастает выработка половых гормонов, которые призваны обеспечить продолжение рода, а потому перестраивают и тело, и душу, создавая как бы инструмент для размножения и навыки использования этого инструмента.
Более заметны и известны физические изменения: фигура мальчика становится более мускулистой, девочки - более округлой, появляется оволосение у мальчиков на лице, у обоих полов под мышками и на лобке, у девочек начинаются менструации, у мальчиков увеличиваются половые органы, а кожа на них становится более тонкой и темной, начинаются поллюции (непроизвольные ночные семяизвержения). Не столь заметны, но не менее важны изменения психологические, которые проходят определенные этапы, формируя и важнейшие стороны характера, и взгляды на жизнь (в том числе и семейную), и сексуальность.
В начале периода полового созревания формируется платоническое либидо - одна из составляющих частей полового влечения. Ребенок влюбляется во всех и ни в кого, фантазирует на героические или романтические темы, нередко чувствует себя несчастным при малейших разногласиях с родителями или друзьями.
Девочки, как правило, впервые влюбляются примерно за год до начала менструаций - в актеров, героев, учителя физкультуры или отличника из класса,- выбор совершенно непредсказуем. Первая влюбленность мальчика не столь жестко привязана к возрасту, но к 13 годам хоть по разу влюблялись подавляющее большинство мальчиков. Внешне платонические переживания нередко проявляются в собирании портретов "героя" или предметов, принадлежащих ему. Если обьект влюбленности достижим, совершаются нелепые, внезапные выходки с целью обратить на себя внимание. Любовные записки и нежные письма бывают очень наивными и, в то же время, чрезмерно откровенными, просто по незнанию правил приличия взрослых. Кстати, в большинстве своем эти произведения никому не отправляются, а либо уничтожаются, либо накапливаются в укромном месте.
Однако, платоническая влюбленность - расплывчатая, невнятная, аморфная, - довольно быстро сменяется следующим этапом, этапом становления эротического влечения. Эротическое влечение, как стремление к романтическому, душевному контакту, телесной б л и з о с т и, прикосновению, но не физическому обладанию, отличается от сексуальной потребности, как, например, чтение приключенческого романа от личного участия в боевых действиях. Желание быть ближе к избраннику, ловить его взгляд, мечтать о прекрасных и романтических событиях постепенно сменяется стремлением к прикосновению, совместному времяпрепровождению.
В этом периоде, несмотря на мощное эмоциональное напряжение, сопровождающее первые шаги в мир близких отношений, еще нет сексуального оттенка, как стремления к половой близости. Наоборот, нередко даже намек на тесное общение обнаженных тел с участием половых органов способен разрушить страну романтических грез подростка, сделать его взгляды циничными.
Для подростков обоих полов в возрасте 13 - 16 лет постоянно сменяющие друг друга влюбленности - норма. В это время "отрабатываются" манера поведения, вкус к определенным представителям противоположного пола, умение знакомиться, поддерживать отношения.
Ученые подсчитали, что в среднем одна юношеская влюбленность продолжается 12 - 14 дней. Но в этот краткий срок вмещается множество событий: подросток выбирает, в кого влюбиться, отыскивает привлекательные черты в избраннике, находит пути для знакомства и сближения, поддерживает отношения, демонстрируя свои положительные качества, наконец, переживает окончание отношений. Ведь это целая жизнь! И очень хорошо, что такое происходит - человек в легких условиях набирается опыта, который очень пригодится ему, когда все станет очень серьезно.
Попытки некоторых родителей пресекать "романчики" своего ребенка-подростка ("пусть лучше учится!") способны нанести ему вред, превратить в будущем в женоненавистника (или мужененавистницу) или, наоборот, человека, неразборчивого в связях просто потому, что он не научился разбираться в людях. Так что не надо лишать подростка радостей общения со сверстниками, иначе из одиночки может вырасти необщительный, угрюмый, инфантильный человек. Родителям и педагогам следует лишь направлять и сдерживать поступки подростка, чтобы они не выходили за общественно примелимые рамки.
К сожалению, нередко это задача весьма затруднена психологическим отчуждением младшего поколения. Это процесс закономерный. Первый удар авторитет родителей получает, когда ребенок идет в школу: его горизонты значительно расширяются и мнение учительницы, а то и соученика зачастую приобретают больший вес, чем родительское. Если отношение родителей к новым авторитетам не слишком ревнивое, то воздействие семьи, школы, друзей взаимно уравновешиваются, и в сознание ребенка, а затем подростка для всего находится свое, законное место.
Однако, в возрасте 11 - 15 лет наступает второй острый период для взаимоотношений родителей и детей. Осознание себя не только как члена семьи, но и самостоятельной личности, обращает подростка к новому пристальному изучению окружающего мира, отысканию в нем места для себя, своей семьи, своих ровесников. С одной стороны, это приводит к определенному отстранению подростка от семьи. Он выходит из-под контроля, который привычно принимал с детства, становится более независимым, а в связи с небольшим социальным опытом общения - и дерзким, вспыльчивым, взрывчатым. Вновь на первый план выходит авторитет компании, в которой подросток может проводить все свободное время.
Поскольку компании образуются самопроизвольно, по интересам, то в ней все чувствуют себя комфортно, удобно, легко понимают друг друга, перенимают привычки и образ жизни, особенно лидеров. Авторитет компании может быть непререкаемым, поскольку она нередко является романтизированным противопоставлением скучному родительскому быту.
Модные пристрастия в одежде, прическе, косметике, манере поведения - только внешняя сторона очень важных психологических процессов, происходящих во время нового общения. Главное, что подросток научается искать свое место в обществе, каким бы оно не было. Он занимает определенное положение в компании, возможно, борется за более высокий статус, поддерживает социальные нормы поведения именно этой компании, защищает ее от посягательств извне - со стороны других компаний, милиции или родителей. Все это в достаточной степени имитирует поведение взрослого человека в обществе, и всему этому подросток учится.
Конечно, если компания состоит из "положительных" ребят, если их поведение не выходит за приемлемые рамки, то родители гораздо легче мирятся с отходом подростка от семьи, чем если компания с блатным душком. Но нередко и дети из благополучных семей входят в "плохую" компанию и чувствуют себя в ней вполне комфортно. Вполне возможно, что у них вызывает протест сам дух родительской семьи.
Ведь наряду с отчуждением, отходом от родителей подросток более напряженно вглядывается в порядки, царящие в семье. Сознательному и бессознательному анализу подвергаются отношения между родителями, между родителями и детьми, между родителями и прародителями, отношения с окружающими и личные качества каждого члена семьи. Этот анализ беспощаден и, нередко, несправедлив, он способен из малейшего недостатка или даже случайной ошибки построить отрицательный образ члена семьи. Поскольку подростки чувствуют определенную дискриминацию по отношению к себе со стороны общества (я уже взрослый, но этого никто не признает), то особенный интерес у них вызывают проявления двойной морали. "Правильный" на работе отец дома бьет жену; строгая мать приносит что-то с работы и не считает воровством; гости, которых провожали с улыбками, оговаются родителями при последующем обсуждении.
Подобная двойственность отношений, которую взрослые, как правило, воспринимают естественно, с точки зрения юношеского максимализма может принимать вид мирового катаклизма, в котором рушатся не только авторитет родителей, но и моральные устои самого подростка. Конечно, менять систему семейных контактов только для того, чтобы "понравиться" подрастающему отпрыску, было бы странно, да и невозможно. Но взрослые должны понимать, что мир ребенка - только отражение их собственного мира, пусть даже и в кривом зеркале.
Таким образом, в возрасте 11 - 14 лет в сознании под- ростка происходят два взаимосвязанных процесса - с одной стороны отчуждение от родителей, выход в свет, расширение горизонтов жизни, а с другой - более пристальное вглядывание во внутренний мир семьи, по образу и подобию которой, скорее всего, будет строиться своя собственная.
В сочетании с чисто биологическими проблемами периода полового созревания, эти психологические переживания создают взрывчатую смесь, с которой трудно справиться и родителям, и подростку. В подростковом возрасте уже невозможно завязать доверительные отношения, если с детства запросы ребенка подавлялись, жестко направлялись родителями, если у ребенка нет доверия к тем, кто хочет ему добра (даже если эти понятия не совпадают у старших и младших). Поэтому лучший способ избежать проблем отчуждения - быть достойным доверия подростка, быть его опорой в жизни, а не только властной направляющей рукой.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.exler.ru/