Новые инициативы Президента РФ по укреплению единства страны
Ужасные события в Беслане выявили неспособность наших спецслужб
противостоять новой угрозе – международному терроризму. Президент РФ указал
на недостатки, допущенные спецслужбами, и предложил ряд мер, направленных
на противостояние международному терроризму:
1. Укрепление единства страны
2. Содействие граждан РФ в работе спецслужб
3. Создание общественного совета, который будет следить за работой правоохранительных органов.
4. Выработку единой методики согласованных действий правоохранительных органов в борьбе с терроризмом.
5. Совет безопасности ООН одобрил резолюцию, предложенную РФ, направленную на борьбу с терроризмом без учета границ разных стран.
Данные меры необходимы и способствуют спецслужбам в борьбе с
терроризмом, но в данную концепцию не вписываются нововведения Президента
РФ относительно укрепления страны путем: избрания глав субъектов Федераций
представительными органами субъекта Федерации по представлению Президента
РФ.
Во-первых, с правовой точки зрения, данное положение противоречит
Конституции РФ:
Статья 5 Конституции РФ гласит, что федеративное устройство Российской
Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы
государственной власти, но единство системы заключается в функциональном
единстве государственных органов РФ.
В ст. 1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Россия является федерацией - состоит из субъектов.
Так, статья 5 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.
Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный
округ имеет свой устав и законодательство.
Жители субъекта Федерации, принимая свою местную Конституцию (Устав), непосредственно определяют структуру высших органов государственной власти субъекта Федерации и порядок их избрания. Так, ст.77 Конституции РФ гласит, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Право народа на распоряжение своей политической властью закреплено в ст.
3 Конституции РФ, которая гласит, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный
народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В результате предложенных нововведений народ потеряет свое право осуществлять свою власть непосредственно на уровне субъекта Федерации.
Более того, в главе 4 Конституции РФ не закреплено право Президента РФ на внесение кандидатуры на пост главы субъекта Федерации.
Предложенные Президентом РФ нововведения обязательно потребуют изменения Конституции РФ, но нельзя забывать, что в ст.135 Конституции РФ указано, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены.
Во-вторых, с политологической точки зрения, данные нововведения скрывают опасность для демократии, которая только начала свои первые шаги.
В нашей стране с огромной президентской властью кандидатура, предложенная на пост главы субъекта Федерации, обязательно будет утверждена местным представительным органом, что с необходимостью приведет к тому, что во главе всех субъектов Федерации будут стоять «свои», т.е. лояльные Кремлю люди.
Президент РФ и только Президент РФ будет оценивать деловые качества и отбирать кандидатов на пост главы субъекта Федерации. Учитывая, что процедура снятия Презента РФ с должности не разработана, Президент РФ выпадает из системы сдержек и противовесов, обладая при этом неограниченной властью.
Вся политическая система страны превращается в пирамиду, на вершине
которой располагается Президент РФ, т.е. вся система власти замыкается на
Президенте РФ.
История России неоднократно показывала, что власть в России получали и
мудрые, честные, добросовестные люди – Петр 1, Андропов, и
слабохарактерные, неспособные на серьезные шаги – Горбачев, либо тираны –
Иван Грозный, Сталин.
Страна либо делала прорыв, либо падала в пропасть.
Политическая история западных стран учит, что руководство страной нельзя отдавать в одни руки, необходимо иметь политическую систему, которая обеспечит необходимую стабильность и убережет от необдуманных решений, ибо только в споре рождается истина.
В-третьих, с экономической точки зрения, Россия находится в тесных экономических отношениях с другими странами и состоит в ряде международных организаций (ООН, «большая восьмерка», и т.д.), поэтому к России предъявляется ряд требований относительно ее демократического развития.
Данные нововведения, направленные на укрепление единства страны уже
вызвали беспокойство Европейского союза и США, которые являются основными
покупателями нефти, экспортируемой из России. Более того, вопрос вступления
России во Всемирную торговую организацию остается нерешенным, и данные
нововведения сыграют негативную роль в диалоге с Евросоюзом.
Вывод: Международный терроризм - очень опасное явление, с которым необходимо бороться сообща: как государству с народом, так и в союзе с другими государствами. Но средства борьбы, как и лекарства от болезни, не должны вредить здоровью организма, т.е. не должны разрушать демократию – условие развития общества и государства.
10.10.2004 г.
Щербаков М.Г., юрист.