Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный университет эконометрики, статистики, информатики, финансов и права
Право ЕС.
Тема: Европейская комиссия
Выполнил
Студент группы
ВЮ-9
Царь Сергей
2003
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС
Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в
политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после
разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры
пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим
способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс
начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел
Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии.
Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором,
установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами:
Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора
воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.
В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.
В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в
результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с
такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и
Суд.
Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал
Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского
Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это
межправительственное сотрудничество в международной политике и в области
безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того,
Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей
политической интеграции.
Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции,
которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием
Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет
расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из
Центральной и Восточной Европы.
Хронология расширения Сообщества
Европейское Сообщество развивалось поэтапно. Важным критерием членства в Сообществе является наличие в стране демократического правительства, деятельность которого построена на принципе плюрализма.
1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе
(ЕЭС) и Евратоме вступают в действие.
Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном членстве.
Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с Турцией.
Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
Число членов Сообщества выросло до 9.
Январь 1981 г.: Вступление Греции.
Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь
насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с
Кипром и Мальтой.
Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве
(ЕЭП) вступает в силу, распространяя многие преимущества единого рынка ЕС
на страны ЕАСТ.
Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или
соглашения об ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения
признают за подписавшими их государствами право стать полноправными членами
Союза, как только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым
к членам ЕС.
Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о вступлении.
Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к
Европейскому Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были
подтверждены на национальных референдумах. Таким образом, EС довел число
своих членов до 15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах,
решила не вступать в ЕС ввиду отрицательных результатов национального
референдума в ноябре 1994 г.
Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и
Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.
Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале
1998 года к переговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей,
Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза.
Двадцать членов Комиссии (по два представителя от каждой из 5 крупных стран-
членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании и по одному от
каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга,
Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначаются на пять
лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении
своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. С
января 2000 г. Председателем Европейской Комиссии является Романо Проди.
Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и
возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат). На данный момент их 26.
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности
ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с
законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их
претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет
право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
Комиссия обладает значительными автономными правами в различных
областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной,
транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а
также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского
Союза, в частности программой Тасис.
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Все официальные документы переводятся и публикуются на 11 европейских языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.
Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20
представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые
назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей
деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из
членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2
представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.
Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-
квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на
другие департаменты.
Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:
Инициировать выработку политики
Выполнять решения
Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.
Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС.
Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её
двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных
правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по два
представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии,
Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран
- Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии,
Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять
лет, утверждается Европейским Парламентом. С января 1995 г. Председателем
Европейской Комиссии является Жак Сантер.
Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и
возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности
ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с
законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их
претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет
право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
Комиссия обладает значительными автономными правами в различных
областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной,
транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а
также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского
Союза, в частности программой Тасис.
Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском.
Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.
ЖАК САНТЕР
Председатель Европейской Комиссии (1995 - 2000 гг.)
Дата и место рождения: 18 мая 1937 года, Вассербиллиг, Люксембург.
Члены Комиссии (1995-2000)
Жак Сантер, председатель: Генеральный секретариат; Объединение
перспективных исследований; Генеральная инспекция; Правовая служба; вопросы
валютной политики (совместно с г-ном де Силги); Пресс-служба; Объединенная
служба устных переводов и подготовки конференций, служба безопасности,
общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с г-ном ван ден
Бруком); организационные вопросы.
Мануэль Марин, заместитель председателя: внешние сношения со
Средиземноморьем (южным), Ближним и Средним Востоком, Латинской Америкой и
Азией (кроме Японии, Китая, Южной Кореи, Гонконга, Макао, Тайваня).
Сэр Леон Бриттэн, заместитель председателя: внешние сношения с
Северной Америкой, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Китаем, Южной
Кореей, Гонконгом, Макао, Тайванем; общая торговая политика; отношения с
ВТО (Всемирная организация торговли) и ОЭСР.
Мартин Бангеманн: промышленность, информационные технологии и елекоммуникации.
Карел ван Миерт: политика в области конкуренции.
Ханс ван ден Брук: внешние сношения со странами Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ) и странами бывшего Советского Союза, Турцией,
Кипром, Мальтой и другими европейскими странами; общая внешняя политика и
политика безопасности (совместно с г-ном Сантером), зарубежные
представительства Европейской Комиссии.
Жуан ди Деуш Пиньеру: внешние сношения со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, Южной Африкой; Ломейская конвенция.
Патрик Флинн: вопросы социальной политики и занятости; связи с
Экономическим и социальным комитетом.
Марселино Орьеха: отношения с Европейским Парламентом; связи с государствами-членами по вопросам гласности, коммуникации и информации; культура и аудиовизуальные средства; Служба официальных публикаций.
Эдит Крессон: наука, исследования и развитие; Центр совместных исследований; людские ресурсы, образование, профессиональное обучение и молодежь.
Ритт Бьеррегор: охрана окружающей среды и проблема ядерной безопасности.
Моника Вольф-Матис: региональная политика; отношения с Комитетом
регионов; управление Фондом сплочения (совместно с г-ном Кинноком и г-жой
Бьеррегор).
Нил Киннок: транспорт (включая трансевропейские железнодорожные сети).
Марио Монти: внутренний рынок, финансовые службы; таможенная политика и косвенное налогообложение, прямое налогообложение.
Эмма Бонино: политика в области потребления; Управление гуманитарной помощи Европейского Союза; рыболовство.
Ив-Тибо де Силги: экономические и финансовые вопросы; вопросы валютной политики (совместно с г-ном Сантером); кредиты и инвестиции; управление статистики.
Кристос Папуцис: энергетика и агентство по поставкам ядерного сырья в государства-члены Евратома; мелкие и средние предприятия; туризм.
Анита Градин: вопросы иммиграции, внутренних дел и юстиции; отношения с омбудсманом; финансовый контроль; борьба с мошенничеством и финансовыми злоупотреблениями.
Франц Фишлер: сельское хозяйство и развитие сельских районов.
Эркки Лииканен: бюджет, кадровые вопросы и администрация; служба письменного перевода и информатики.
Роль Представительства
Представительства Европейской Комиссии работают в 128 странах мира и при 5
международных организациях (таких как ООН, ВТО, ОЭСР и др.)
Они аккредитованы как дипломатические миссии, представляющие Европейскую
Комиссию - исполнительный орган Европейского Союза.
Таким образом, главная задача Представительства Европейской Комиссии в
России – представлять Европейскую Комиссию в Российской Федерации.
Представительство отслеживает и анализирует ход российской политики и
следит за двусторонними отношениями в политической, экономической, торговой
и финансовой областях, а также в сфере технического сотрудничества. В то же
время Представительство ведет переговоры от имени ЕС в соответствии с
утвержденными полномочиями.
Главным образом это относится к единой торговой политике ЕС, а также
политике в области сельского хозяйства, рыболовства, защиты окружающей
среды, транспорта, энергетики, науки и технологии. Определенная работа
ведется в таких областях, как правосудие и внутренние дела, в которых
Европейская Комиссия не имеет исключительных полномочий.
Представительство играет все возрастающую роль в проведении Общей внешней
политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ), регулярно представляя
Европейской Комиссии анализ политических и внешнеполитических событий, а
также проводя их оценку совместно с посольствами стран-членов ЕС.
Представительство вносит свой вклад в процесс выработки политического курса
ЕС.
Проводя мониторинг и анализ происходящего в России, Представительство
следует политической линии ЕС во всех секторах.
С 1 февраля 2002 года Представительство несет ответственность за
руководство программами технического сотрудничества ЕС, включая оперативное
управление, заключение контрактов и финансовые вопросы (программа Тасис,
Европейская инициатива в области демократии и прав человека).
Представительство обеспечивает руководство проектами и программами через
механизм децентрализации в рамках текущей реформы управления программ
внешнего содействия. Недавно в Санкт-Петербурге был открыт офис
Представительства, который содействует подготовке и реализации проектов
сотрудничества на северо-западе России.
Представительство Европейской Комиссии также оказывает содействие другим
институтам ЕС, включая Верховного Представителя ЕС по ОВПБ/Генерального
Секретаря Совета ЕС, Европейский Парламент и другие органы Европейского
Союза, которые могут рассчитывать на организационно-техническую поддержку
Представительства. Представительство работает в тесном сотрудничестве с
посольством страны-председателя ЕС, который сменяется каждые полгода. Оно
участвует в демаршах Тройки ЕС и иными способами содействует стране-
председателю.
Во всех этих сферах Представительство выполняет важную информационную
функцию, предоставляя Правительству РФ, федеральным и региональным органам
власти, СМИ, деловым и академическим кругам, а также гражданскому обществу
общие сведения и последние новости о процессе европейской интеграции,
политике ЕС, а также программе технического сотрудничества с Россией.
Все должностные лица Представительства являются сотрудниками Генерального
Директората по внешним связям Европейской Комиссии и, как правило, работают
в Москве четыре года.
Европейский Союз сегодня
В ЕС входят 15 госудаств-членов с общей численностью населения 370
миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной
Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.
1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.
Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).
ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.
Список литературы:
-«Европейский союз – ваш сосед» Брюссель-Люксембург. 1995 г.
- Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва.
1994 г.
- Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.
- Арах Метка «Европейский Союз: видение политического объединения». -
Москва. 1998 г.
- Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты»-
Москва.1992г.
- Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия»
МЭМО №9 М. 1998 г.
- Куранов А. «Новички спешат в Евросоюз» Новое время. Приложение
–Политэкономия №10. 26 мая 1998 г.
- Поздняков Э. Ганжа С. «Новые страны на пороге Европейского союза»
МНИМО М. 3 1999
- http://www.ced.bsu.by/eu/eu_ec.asp