Содержание
Введение 2
Различные взгляды на государство и взаимоотношения государства и народа 2
Особенности политических элит в России 3
Структура политических элит в России 4
Российская провинция и властвующие политические элиты 5
Процесс формирования властвующей политической элиты России 6
Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Во всех обществах существовало, существует и, скорее всего, будет существовать и далее, разделение на два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, использует все преимущества, которые она дает, и управляет вторым классом в форме, которая, в зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.
Прослеживая исторические аналогии, нетрудно заметить, что современные властвующие политические элиты сродни привилегированными кастами. В случаях с кастами, привилегированный правящий класс ограничен числом семейств, и факт рождения в одном из них является единственным критерием приближенности к правящий элите. Правящие классы всегда стремятся стать наследственными, зачастую любыми способами. Это актуально и в наши дни: несмотря на демократический принцип современных выборов можно заметить, что кандидат, добившийся успеха на выборах, обычно, обладает политической силой наследственного свойства. Наиболее четко это наблюдается в итальянском парламенте, где большая часть из заседающих законодателей — политики во втором и даже третьем поколении. Нельзя, также, не упомянуть и об английской Палате Лордов — высшем парламентском органе Великобритании, в котором участвуют политики, получившие титул лорда по наследству, правда, это в значительной мере можно отнести на счет консерватизма в общественных устоях и традициях Соединенного Королевства. В нашей стране наследственность властвующих политических элит тоже не редкость, но об этом будет сказано ниже.
Различные взгляды на государство и взаимоотношения государства и народа
Последние несколько лет России пытаются навязать классическую теорию
либеральной демократии, одним из "отцов-основателей" которой был Дж. Локк.
По Локку государство выступает лишь как инструмент для обслуживания
общества, то есть права человека естественны и из них вытекает, так
называемый, "общественный договор", призванный исправить неопределенность
естественного права. И лишь после учреждения "общественного договора"
основывается государство, для опеки над народом, но в силу естественного
права народ выше учрежденного закона, и, следовательно, имеется закон-
опекун в лице государства и народ, учредивший этот закон через
"общественный договор", являющийся в тоже время и учредителем и подопечным.
Так как народ выше государства, то в первую очередь государства имеются
обязанности, а не права. Это сентенция напрямую касается властвующих
политических элит, которые имеют определенные законом обязательства (в
первую очередь), а не права на власть.
Согласно взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы, если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому что вся власть данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому, ни в чем не будет им противоречить.
Но существуют и другие представления о государстве (на примере
России), берущих начало из обществ, развивающихся и развивавшихся на
коллективных началах и рассматривающих государство как политическое
завершение политических ценностей, своего рода "отца семейства" —
коллектива, общества. В этих координатах государство является не
инструментом, а самостоятельной силой по отношению к составляющим его
гражданам. (Этот тип государства относиться не только к России, но и, в
определенной мере, к Германии, некоторым другим западным странам, а также
очень точно подходит к странам Востока и Азии.)
Нельзя также забывать, что власть государства исторична: она усиливается в зависимости от вида решаемых задач. (Власть — способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета или насилия.) Функции и роль государства в различных сферах общественной жизни изменяются постоянно. Но необходимо заметить, что государство утратило свой сакральный характер, теперь оно должно постоянно подтверждать свой авторитет, свою необходимость и приносимую пользу своими делами, соответствующими его основной функции — защите прав личности. При таком взгляде на государство утверждается приемлемая процедура ответственности за выполнение налагаемых властью обязательств, проявляющаяся в периодических опросах граждан об их отношениях к смене или оставлении опекуна. (Кстати, у Дж. Локка под "сменой опекуна" понималась революция.) В наше время опекуны представляться в виде основных субъектов политического процесса — партий (группами с общими политическими взглядами, целями и интересами), а сменой опекуна обычно являются выборы.
особенности Политических элит в России
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя
основными признаками:
- первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
- второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
- третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и
подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою
полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской
политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее
разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма
(его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а
иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти
маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви
власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из
мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии
между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и
обеспечивает контроль общества над государственной властью.
Структура политических элит в России
Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит из целого
ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих
групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим
флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного
порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их
выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга. Например, по
данным Российского Института Социальных Исследований за 1995 год, около 70%
жителей Саратовской области не имеет представления о различиях между такими
политическими партиями как ЛДПР и "Держава", что достаточно точно отражает
картину по всей стране. Это подтверждают и другие опросы в провинции, где в
последнее время преобладают, хотя еще и не ярко выраженные
"великодержавные" и националистические тенденции во взглядах населения. При
этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место
несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим
фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных
настроений.
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном
из следующих социально-политических групп:
- бывшая партноменклатура (КПСС);
- бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
- бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
- бывшие комсомольские работники;
- работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.
Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом
свойственных ей признаков:
- деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
- обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
- наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
- тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
- обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.
Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.
В целом же, в политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал- патриотических партий, движений и блоков.
российская провинция и властвующие политические элиты
Многие тенденции политического процесса, который развивается на федеральном уровне, берут свое начало в провинции, которая, со своей стороны, неизбежно вносит в политику как позитивные, так и негативные черты. Во многом из-за этого, основная политическая опасность скрывается не в демонстрациях и митингах столичных городов, а в политическом безмолвии деревни. Нищета и одичание российской деревни определяет ущербность современной политической жизни, маргинализация же местной политической элиты ведет к "одичанию" власти и "одичанию" отдельных политиков.
Оторванность народных избранников от масс, отсутствие идеологии и, соответственно, политического лица ведет к консолидации групп депутатов. Их идейные разногласия касаются в основном деятельности президента и правительства, реальная же партийность, связанная с отстаиванием своей идеологической позиции — явление достаточно редкое.
Современную властвующую политическую элиту можно также назвать и номенклатурой, но в силу негативности этого понятия у народных масс (здесь важнейшую роль сыграли средства массовой информации), а также желания самой номенклатуры в настоящее время идентифицировать себя с элитой, понятия элиты (политической) и номенклатуры в настоящее время являются синонимичными. Механизм выборов политической элиты устроен так, что наверх политической жизни выталкивается сама властвующая элита. Особенно это ярко видно на примере провинции.
На местах ветви исполнительной и законодательной власти оппонируют друг к другу, при этом, пытается найти свое место еще и судебная ветвь власти, сильнейшим образом политизированная и, всеми силами, пытающаяся уловить политическую коньюктуру.
Номенклатура или, так называемая политическая элита — это не поименный
список всех бюрократов, это образ жизни. В провинции это видно особенно
ярко, так как на местах очень контрастно воспринимаются социальные
различия. Чем ниже уровень жизни, тем более вопиюще и безобразно
представляются социальные отличия. Не случайно, Дж. Оруэлл сказал, что:
"Кусок конины разделяет людей на тех, у кого она есть и тех, у кого ее нет,
больше чем на целое состояние".
Одной из главнейших причин социального беспредела в провинции является то, что властвующая политическая элита хорошо, и даже слишком хорошо, обозначилась в своих социальных претензиях и клановых интересах на власть и собственность, и абсолютно анонимна в своей ответственности перед законом и беспредметна в полномочиях, функциях и обязанностях.
Процесс Формирования властвующей политической элиты России
Формирование российской властвующей политической элиты происходило по
следующим этапам:
- "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;
- выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;
- вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства);
- отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".
Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.
Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники
управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники,
выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена
руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в
партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой
(порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой
политической элите, а в ее аналитических службах.
Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в Саратовской области содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления.
Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно- семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором.
О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически ни за что не отвечает.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что хотя, на протяжении практически всего текста, разговор шел о политических элитах провинции, все выше сказанное с легкостью можно экстраполировать и на политические элиты столицы. В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем — с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти.
Список литературы
1. Дахин В.Н. Журнал "Свободная мысль", №1, 1996 г.
"Политическая культура и власть"
2. Краснов Б.П. "Социально-политический журнал", № 3 – 4, 1994 г.
"Теория власти и властных отношений"
3. Журнал "Социологические исследования", № 12, 1994 г.
4. Болл Т. "Власть", издательство "Мысль", 1978 г.