1. История подоходного налога.
В соответствии с постановлениям Временного
Правительства Роcсии от 12 июня 1917 года, в срочном порядке были сочинены три чрезвычайно важные новеллы в области прямого обложены изменены некоторые основания взимания и повышены ставки подоходного налога, а также налога на прирост прибылей и вознаграждены введен новый
"единовременный " налог.
В связи с введением нового налога и повышением старых наивысшая ставка прямого обложения в совокупности была доведена до 90 процентов общего дохода плательщика.
Подобное обложение стало как бы "нацонализацией
"доходов имущих классов и его следовало рассматривать лишь как временную меру, вызванную крайним истощением финансовых ресурсов государства, хотя эта мера противоречила некоторым положениям современной А.Ф Керенскому теории финансового права.
Следует отметить, что новые законы были приняты в развитие нормативно-правовых актов о государственном подоходном налоге от 6 апреля
1916 года и о временном налоге на прирост прибыли от 13 мая 1916 года.
Понятно, что Временное Правительство существовало недолго, действовало в условие экстремальных, а потому его налоговую политику вряд ли следует считать классическое И все же этот непродолжительный опыт но- ваторства в налогообложении имеет не только познавательное, но и поучительное значение. Хотя бы уже потому, что в России как нигде временные правила обладают способностью становиться перманентными устоям жизни целой огромной страны.
Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 года "О повышении окладов государственного подоходного налога" было установлено, что доход, не превышающий одной тысячи рублей, освобождается от обложения указанным налогом. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из
89 разрядов, включавшая в себя доходы от одной тысячи рублей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1 процент, высшая — 33 процента.
Доход, превышавший четыреста тысяч рублей, облагался в размере ста двадцати тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по три тысячи пятьдесят рублей на каждые полные десять тысяч рублей сверх четырехсот тысяч рублей. И ничего: ананасы ели, да рябчиков жевали.
В 1917 году плательщики обязаны были, не дожидаясь получения окладных листов, внести не позже 1-го августа в территориальные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же окладного листа им предписывалось донести недоплаченную сумму налога не позже 2-го октября. Плательщики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них суммы подоходного налога единовременно и полностью не позже 2-го октября.
Принятием данного нормативного акта Временное
Правительство пыталось адаптировать к финансовой конъюнктуре 1917 гола закон о подоходном налоге, установленный еще царской администрацией в начале 1916 года и получивший одобрение как в
Государственной Думе, так и в Государственном
Совете. Введением подоходного налога царское правительство признало то, что отрицало многократно: война не препятствует финансовым
(как, впрочем, и другим) реформам. Наоборот, в периоды национального подъема преодолевается рутина и ослабевает сопротивление консервативной части общества, препятствующей политическому прогрессу и оздоровлению страны. Подоходный налог призван был стать первым шагом и необходимым условием дальнейших податных реформ.
Как царское, так и Временное Правительство понимали, что реформа реальных налогов, замена их неимущественными немыслима без введения подоходного налога. Увы, законодатели тогдашней
России, как всегда, очень долго "запрягали".
Первые поступления от подоходного налога планировалось получить в 1917 году. Однако если бы он был введен хотя бы в 1914 году, то власти в разгар военных действий имели бы точные данные о размерах всех доходов граждан Российской империи, и указанный налог работал бы с полной нагрузкой.
Этого не произошло. Несмотря на нормотворческие усилия Временного Правительства, подоходный налог в 1917 году не принес в казну государства ни одной копейки поступлений. А произошедшие затем политические события и вовсе сломали худо- бедно действовавшую налоговую систему России.
Тем не менее принципы и методы, которыми руководствовалось Временное Правительство, внося коррективы в существовавшее до него налоговое законодательство, в чем-то сохраняют свою актуальность и применительно к нашему сегодняшнему переходному периоду.