Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Белгородская Государственная Технологическая Академия
Строительных Материалов
кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Экономическая теория» на тему:
«Налоговая система России и пути её совершенствования»
Выполнил: Пашнев Владислав Александрович студент 1 курса ФЭМ гр. ЭК - 11
Руководитель: Агарков Петр Данилович к.э.н., доцент
- Белгород 1997 г. -
[pic]
План.
Введение.
Сущность понятия «налог» и объективная необходимость его существования. а) определение понятия «налог»; б) роль налогов в экономике.
3. Развитие, роль и функции налогов.
4. Некоторые трудности при сборе налогов.
Структура налоговой системы РФ. Службы - Налоговая инспекция и Департамент
налоговой полиции.
Принципы и механизм налогообложения. а) современные принципы налогообложения; б) принцип получения благ; в) принцип платежеспособности.
Виды налогов, их классификация.
9. Усовершенствование налоговой системы в 1997г.
10. Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ.
С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.
Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой
системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень
идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,
определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
В новом налоговом законодательстве много нововведений, соответствующих современной рыночной экономике. Впервые юридические и физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры будут платить налоги. Взимается сбор со сделок, производимых на товарных биржах и при продаже и скупке валюты. Суммы сделки местными органами власти устанавливаются путём приобретения разового талона или временного платежа и полностью зачисляются в местный бюджет. Ещё один важный налог - на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию и услуги.
Законом установлено, что система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия специального решения налоговой реформы об изменении перечня налогового объекта налогообложения и методов их взимания.
2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАЛОГ» И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Что такое налог ? Налог - это то, что мы привыкли платить за всё. За
всё, что потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только для
того чтобы заработать деньги на буханку хлеба и купить её мы уже платим
налоги с зарплаты, налоги которые входят в потребительскую стоимость товара
- хлеба и др. И с учётом налогов, установленных государством выходит, что
мы фактически должны заработать в 2 и более раз больше потребительной
стоимости хлеба.
Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.
Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, флота, чиновников и других нужд.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справедливо подчёркивал К. Маркс.[1]
Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Основные элементы налога:
1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.)
2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность)
3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %)
4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли, лошад. сила)
5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения)
6. Налоговые льготы.
За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается
преобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основная
форма доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
3. РАЗВИТИЕ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие
функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,
обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в
формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно,
так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный
бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических
нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране
ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в
экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.
Эта функция налогов - РЕГУЛИРУЮЩАЯ.
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая
экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать,
беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную
экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.
Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д.
Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и
методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит
налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных
направлениях:
. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на
предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система
экономического принуждения в сочетании с материальной
заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег.
В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не
получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то
свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово- экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее
время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского
хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской
Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая
рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если доля
доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе
менее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %, то
прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем
порядке.
Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.
Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую
рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса.
Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные
предприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с
такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к
конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов.
Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно- строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги.
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде
всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров
народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и
ряда других освобождается от налогообложения.
Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах
этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-
констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанные
затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически
освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или
частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма
была предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемая
прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведение
наyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы
целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от
налога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и
ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.
Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20 %.
Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно- технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная
налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную
направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.
Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,
направления значительной части бюджета средств на социальные нужды
населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры
- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения
должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие
учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее
система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель:
он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект
осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,
финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства.
Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень
риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной
конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные
изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной
памяти перестройки и самих принципов налогообложения.
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,
ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда.
"Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система
налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики
страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия
населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По
мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает
отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с
объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в
налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.)
вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы
достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением
устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы
(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких
лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним
планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить
преимущества наших пятилеток перед французскими, например,
четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять
равным 5 годам.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
Например, налог на перепродажу вычислительной техники и
персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в
области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся
к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти
три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них
выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения
наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются
существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается
от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых
в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с
1 января 1993 года остались лишь несущественные различия.
Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.
Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и
выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Если
экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют
внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно,
должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.
За последние годы система взаимоотношений предприятий с
государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения.
Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно
утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это
утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было
шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной
самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966
гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было
разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического
стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрынх
мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По
сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в
распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые
подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности
предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную,
так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались
установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли",
то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим
органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало,
что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал
предпочтение государственному бюджету.
Следующим существенным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.
Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо еденных требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективных условий и требований.
Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.
Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.
Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.
Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных.
Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
4. НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ СБОРЕ НАЛОГОВ.
Известно, что при сборе налогов у налоговой инспекции возникают некоторые трудности. Так, например, наиболее легко осуществлять сбор налогов с заработной платы и с жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится и к остальным социальным взносам ( социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует при этом возможность искусственного материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.
При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьёзными проблемами.
Наибольшие трудности возникают при взимании налогов с корпораций ( фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счёт искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.
Существуют проблемы объективной оценки земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.
Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наёмного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошлый год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, фактически же эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты частит налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции.
5. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. СЛУЖБЫ - НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ И
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ.
Налоговая система - это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм, методов их проведения и принципы построения.
В России создана организационная структура системы взимания налогов -
Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству
РФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций в республиках,
краях, областях, автономных областях, городах, районах.
Налоговая система России базируется на следующих основных принципах:
. полное равенство существующих форм собственности;
. учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов, независимо от вида и характера деятельности;
. единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок;
. однократность налогообложения;
. обеспечение учёта специфики объектов налогообложения.
Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую центральную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои уровни и специфику.
Органом (субъектом) управления системой налогообложения в РФ является
Государственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений,
осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением
по видам (отраслям) налогов.
К областному уровню относятся государственные налоговые инспекции, входящих в состав РФ республик, краёв, областей, городов республиканского подчинения.
Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.
Главной задачей налоговых служб РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и республик в её составе, органами государственной власти краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в городах в пределах их компетенции.
Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определённых функций.
Основные функции государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах являются:
1) осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
2) обеспечение своевременного, правильного и полного учёта исчисления налогов и платежей в бюджет, а также возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и др. платежей в бюджет;
3) взаимодействие с соответственными органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и др. распорядительных документов;
4) получение от предприятий, банков и др. документов, на основании которых ведут оперативно бухгалтерский учёт сумм налогов и других платежей в бюджет, финансовых санкций и административных штрафов, а также приостановление операций предприятий, организаций и граждан по расчётным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в противном случае;
5) осмотр, фиксация и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли
(дохода) или иных налогов от налогообложения;
6) учёт, оценка и реализация конфискованного и бесхозного имущества, а также кладов и имущества переходящего по праву наследования к государству;
7) предоставление отчёта о ежемесячных фактически поступивших сумм налогов и других платежей в бюджет - вышестоящим государственным налоговым органам;
8) рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий и организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действия должностных лиц государственной налоговой инспекции.
Налоговые органы имеют следующие права: а) возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью; б) предъявлять в суд или арбитражный суд иски:
. о ликвидации предприятия по основаниям, установленным законодательством РФ;
. о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
. о взыскании неосновательно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий;
. о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием; в) другие права, предусмотренные законодательством.
Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные законом Российской Федерации «О государственной налоговой службе Российской Федерации».
Ущерб (включая упущенную выгоду), причинённый налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке.
Налоговые органами совместно с финансовыми органами осуществляют контроль за исполнением доходной части бюджета.
Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства осуществляется в судебном прядке.
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несёт ответственность в виде: а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтённый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли); б) штрафа за каждое из следующих нарушений:
. за отсутствие учёта объектов налогообложения и за введение учёта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере
10 процентов доначисленных сумм налога;
. за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога - в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога; в) взыскании пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана специальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников.
Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:
. проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;
. исполнять принятые судами решения;
. налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.
Согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных
доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов
превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть
наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от
300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.
6. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Современные принципы налогообложения:
1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже).
2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.
6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого
ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот:
. необлагаемый минимум объекта налога;
. изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;
. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
. понижение налоговых ставок;
. вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
. налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину).
Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим
законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих
индивидуальных характер, если иное не установлено законодательными актами
Российской Федерации.
Часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой ( нормой налогообложения). Существуют минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.
Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике как принцип получения благ и концепция платежеспособности.
ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ.
Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Тем не менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, то возникнут следующие проблемы:
1) Как определить количество получаемых благ, которые отдельные предприниматели или хозяйства получают от системы образования, национальной безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д.
2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага от государства должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и безработным.
КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.
Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет более скромные доходы.
Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная
денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь
за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в
силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного
дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой
необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а
каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги.
Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет
иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом.
Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в
соответствии с получаемым доходом.
Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - во сколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую ?
Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.
6. ВИДЫ НАЛОГОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды налогов:
1. По объекту обложения:
. налоги с дохода (прибыли);
. с имущества;
. при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;
. при экспорте и импорте товаров.
7. По субъекту обложения:
. с юридических лиц;
. с физических лиц.
10. По механизму формирования:
. прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;
. косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем.
13. По источникам обложения:
. с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий);
. с дивидендов и процентов по вкладам;
. ресурсные платежи (на землю, недра и т.п).
17. По характеру и моменту обложения:
. в момент выплаты или получения дохода;
. после получения дохода;
. при расходовании доходов;
. по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
. таможенные пошлины: а) фискальные; б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных; в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка; г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство).
23. По органам взимания:
. федеральные (общегосударственные);
. региональные (областные, краевые и т.п.);
. муниципальные (местные - городские, районные).
27. По использованию:
. общего назначения;
. целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).
В Российской Федерации взимаются:
. Федеральные налоги;
. Налоги субъектов федерации;
. Местные налоги.
К Федеральным относятся следующие налоги:
. Подоходный налог с физических лиц
. Платежи за пользование природными ресурсами
. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
. Налог на добавленную стоимость
. Налог на прибыль предприятий
. Акцизы на отдельные группы и виды товаров
. Налог на операции с ценными бумагами
. Таможенная пошлина
. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»...
. Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти
. Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва
. Сбор за регистрацию банков и их филиалов
. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
. Транспортный налог
. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
. Государственная пошлина
. Гербовый сбор
. Платежи во внебюджетные фонды РФ
К налогам Субъектов Федерации относятся:
. Налог на имущество предприятий
. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
. Сбор за регистрацию предприятий
. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
. Лесной доход
К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:
. Налог на имущество физических лиц
. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
. Земельный налог
К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:
. Налог на рекламу (до 5 %)
. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров
(до 10 %)
. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
. Сбор за открытие игорного бизнеса
. Сбор за участие в бегах
. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10
% стоимости товаров)
. Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды образования и др.
. Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты)
. Сбор за уборку территории
. Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты)
. Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %)
. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
(до 1,5 %)
. Сбор за право торговли
. Сбор за право использования местной символики (0,5 %)
. Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %)
. Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)
. Сбор за проведение кино- и телесъёмок
. Сбор за парковку автотранспорта
. Гостиничный сбор
К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны относятся:
. Курортный сбор
. Налог на промышленной строительство в курортной зоне
Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми, потому что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.
Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными, потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.
Особенности прямых и косвенных налогов.
|№ |Объект |Прямые налоги |Косвенные налоги |
|1 |Объект обложения |Доход и имущество |Потребительские товары |
|2 |Адресный характер |Да |Нет |
|3 |Путь изымания |Часть дохода или стоимости |Включение в цену товара |
| | |имущества | |
|4 |Учитывается ли | | |
| |величина дохода и |Да |Нет |
| |семейное положение| | |
|Прямые налоги бывают: |Косвенные налоги бывают: |
|Реальные налоги |Акцизы |
|(поземельный, промысловый, на ц/б) |(на товары и услуги частных |
| |предприятий) и НДС |
|Личные налоги |Фискальные и монопольные |
|(подоходный, на прибыль, с наследства |(на товары массового потребления |
|и др.) |производимые государством) |
| | |
Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными.
Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой прогрессии.
Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу и не зависит от его величины.
Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.
Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога растёт в убывающей прогрессии.
Пример.
|№ |Доход |Прогрессивный |Пропорциональный |Регрессивный |Дигрессивный |
| | |Норма|Прирост|Норма |Прирост |Норма |Прирост|Норма|Прирост|
|1 |50 |2 % |- |2 % |- |4 % |- |2 % |- |
|2 |100 |4 % |2 % |2 % |0 |3,5 % |- 0,5 %|3 % |1 % |
|3 |200 |6 % |2 % |2 % |0 |3,2 % |- 0,3 %|3,5 %|0,5 % |
9. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В 1997г.
Из Указа Президента РФ:
«Ключевым элементом в создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа.
При подготовке нормативных актов, относящихся к налоговой системе,
необходимо предусмотреть следующие направления ее реформирования:
— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа
налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых
допустимо на территории Российской Федерации:
— выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа
налоговых льгот;
— расширение базы налогообложения за счет распространения реального
налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение
от налогов;
— выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и
других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
— снижение ставок штрафов и пеней;
— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и
налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового
законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.
Для реализации этих принципов поручаю правительству в марте текущего года внести в Государственную Думу проект Налогового кодекса. Настоятельно рекомендую депутатам принять его в этом году, чтобы как можно скорее дать российским предприятиям долгосрочные налоговые ориентиры.
После принятия Налогового кодекса любые изменения в систему налогообложения будут вноситься не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий год.»[2]
Некоторыми примерами совершенствования налоговой системы Российской
Федерации может служить следующее:
Президент издал указ № 1214 от 18.08.1996г «О признании утратившим силу
пункта 7 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2268 «О формировании
республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в
1994г.», согласно которому органы власти субъектов РФ и местные органы
власти имели полномочия вводить произвольные налоги и сборы, которые
юридические лица должны уплачивать из и так уже многократно обложенной
прибыли. Теперь, с 1.01.1997г. указанные органы должны привести принятые
ими решения в соответствие с перечнем местных налогов, сборов и ограничений
по размеру отдельных налогов и сборов. В результате выполнения Указа
Президента РФ № 1214 налогообложение в РФ станет более предсказуемым,
несколько облегчится положение предпринимателей.
Из Указа Президента РФ:
«... Считать основными направлениями государственной политики в
области налоговой реформы в Российской Федерации: построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации,
обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность финансового года
системы налогов и неналоговых платежей; сокращение с 1 января 1997г. числа налогов (обязательных платежей)
путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных
поступлений; консолидацию в федеральном бюджете начиная с 1997г. государственных
внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования
денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части
бюджета; облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг)
и недопущение двойного налогообложения путём четкого определения
налогооблагаемой базы с одновременным ведением механизмов, повышающих
уровень собираемости налогов; развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января
1997г. минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в
бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут
устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не
ниже минимальных значений, указанных в приложении к настоящему Указу; сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных
устанавливаемой законодательством Российской Федерации минимальной величине
месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в
натуральном измерении; замену акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными
платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных
платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения
добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным
ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком
Российской Федерации на дату платежа; увеличение роли экологических налогов и штрафов...»[3]
Приложение.
Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней [4]
|Вид налога |Распределение налоговых поступлений в бюджеты |
| |разных уровней ( в процентах) |
| |федеральный |бюджет субъекта |местный бюджет |
| | |Российской Федерации | |
| |бюджет | | |
|Н Д С |30 |20 |5 |
|Акцизы на спирт, водку и |30 |30 |5 |
|ликеро-водочные изделия | | | |
|Акцизы на минеральные виды| | | |
|сырья, бензин, автомобили,|100 |- |- |
|импортные подакцизные | | | |
|товары | | | |
|Акцизы на остальные виды |- |60 |10 |
|подакцизных товаров | | | |
|Налог на прибыль |10 |15 |5 |
|предприятий (по ставке) | | | |
|Подоходный налог с |10 |30 |5 |
|физических лиц | | | |
|Ресурсные налоги |30 |30 |5 |
|Экологические налоги |30 |30 |10 |
|Федеральные лицензионные |100 |- |- |
|сборы | | | |
|Сбор за использование |100 |- |- |
|государственной символики | | | |
|РФ | | | |
|Налог на землю (с учётом |100 |20 |30 |
|центра лизации) | | | |
|Налог а имущество |10 |40 |40 |
|предприятий и организаций | | | |
|Транспортный налог |- |10 |40 |
Глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры.
Я придерживаюсь такой точки зрения, что именно это необходимо России на нынешнем этапе экономического положения. А что происходит ? Происходит задавливание юридических и физических лиц всё новыми и новыми налогами. А ведь действий или предметов на которые можно ввести налог существует бесконечное множество. Так уже появляются шутки о введении налога на вход в здание и др.
Распространены действия по сокрытию доходов, неуплаты налогов. Часто создаются предприятия, через которые обналичивается н-ное количество денег и потом следует их закрытие, - деньги ушедшие на регистрацию в несколько, а может и в десятки раз меньшие, чем сумма налога, которую пришлось бы уплатить.
А если бы государство снизило налоги, предпринимателям незачем было бы
искать пути к сокрытию доходов, отпала бы нужда в теневых организациях
обналичивания, сотни, а может быть и тысячи людей занятые в этом тёмном
бизнесе начали б «работать». Конечно при уменьшении ставок налогов люди
стали бы платить их, но возможно немного уменьшился бы бюджет государства.
Поэтому необходимо закрыть возможность кражи бюджетных денег (когда деньги
куда-то посылаются и не приходят по назначению) - но я считаю, что это
невыгодно ответственным лицам в Правительстве. Наверное поэтому Дума не
спешит сильно думать на эту тему. Наверняка среди депутатов есть такие,
которые ходят только отмечаться в Думу, а между тем пользуются всеми
депутатскими привилегиями, т.е. даром проедают деньги, которые где-то очень
нужны - такие люди находятся (в смысле «есть») везде. Депутатские кресла
всё больше заводняются представителями теневых структур. Они, получив
депутатскую неприкосновенность чувствуют себя превосходно. Им выгодна была
война в Чечне и другие «мероприятия», куда могут уходить деньги, полученные
с наших налогов.
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как я уже упоминал, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются.
Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность.
Налоги вводятся и тyтже отменяются, не проработав и года.
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному
положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис.
Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо как
можно скорее наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать
в нормальных условиях.
Список использованной литературы :
1. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.
2. «Все налоги России». Второй тематический выпуск. Издание 2-е дополненное. Практическое пособие. М.: «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ» совместно с ИИФ «Триада», 1996.
3. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1995.
4. В.В. Коровкин, Г.В. Кузнецова. Налоговая проверка предприятий. - М.:
«ПРИОР», 1995.
5. Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.
6. Налоги "Э. и Ж." №36,1992 г.
7. Сборник законодательных актов РФ о налогах. 1991,1992,1993 гг.
8. Новое налоговое законодательство России. Сборник законодательных актов ВСРФ. Москва 1993 г.
9. Закон "Об изменениях в налоговой системе России".
10. Белялов А.З. Рекомендации: как избежать больших российских налогов»,
Москва: МВЦ "АЙТОЛАН», 1992.
11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В
2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1992.
12. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР".
13. Указ Президента РФ "О Госyдарственной налоговой службе
Российской Федерации" (с приложениями).
14. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1992 год.
15. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" приложение к журналу "Финансы", N 8,9,10 за 1992 год.
16. Еженедельник «Экономика и жизнь» № 11 март 1997г. и другие материалы...
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.308.
[2] Еженедельник «Экономика и жизнь», стр. 1, № 11, март 1997г .
[3] Указ Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в
РФ и мерах по укреплению налоговой и платёжной дисциплины» от 08.05.1996г:
[4] Приложение к Указу Президента РФ № 685 «Об основных направлениях
налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платёжной
дисциплины» от 08.05.1996г.