МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОЛВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РЕФЕРАТ
по курсу «Экологический менеджмент»
Вариант №20
Студент: Серикова Ю.С. гр. ЭМ-17
Преподаватель: Гришков И.О.
Екатеринбург 2003
Содержание
Глава 1. Рассмотрение и разъяснение статей Закона РФ об охране
окружающей и природоохранной среды………………………… 3
1. статья 33 об «Экологической экспертизе»…………………… 3
2. статья 42 «Требование в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения»…………………………………………………….. 5
3. статья 81 о «Принципах международного сотрудничества в области охраны окружающей среды»………………………… 7
Глава 2. Органы экологической сертификации.
Структура. Задачи. Принципы. …………………………………. .10
Глава 3.
3.1. Рыночные методы оценки природных ресурсов………………. 14
3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых ресурсов России………………………………………………… 16
3.2.1. ресурсный потенциал…………………………………………… 16
3.2.2. природопользование в условиях перехода к устойчивому развитию………………………………………... 18
3.2.3. программа действий на национальном уровне………………… 18
Список литературы ……………………………………………………………. 22
-2-
Глава 1:
1.1.
Статья 33. Экологическая экспертиза
1. Экологическая экспертиза проводятся вцелях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно этому Закону, экологическая экспертиза основывается на принципе
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью
заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия
намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости
этого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по
защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства
экологической безопасности намечаемой деятельности. Зарубежный опыт
свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической
экспертизы. Агентство по охране среды в США осуществило выборочный анализ
заключений о воздействии на среду. В половине исследованных случаев
отмечено снижение общей стоимости проектов за счет осуществления
конструктивных природоохранных мероприятий.
Т.о. экологическая экспертиза призвана решать проблемы управления охраной
природы, сочетание отраслевого и территориальных принципов. Экологической
экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной
деятельности, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую
среду. Эти проекты должны содержать материалы по оценке воздействия на
окружающую среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта.
Промышленно развитые страны, раньше столкнувшиеся с проблемой ухудшения
состояния природной среды, были вынуждены начать разработку методик и
систем экспертиз. Они начали проводится с 1965 года – в США, с 1973г. –
Канаде, с 1976г – во Франции и Испании, с 1977г – в Нидерландах, с 1979г –
в Китае и т.д. В нашей стране экспертные комиссии при Госкомприроде были
созданы лишь в 1988 г. В настоящее время для оценки воздействия на
окружающую среду используется 6 специальных методов:
1) групповой экспертизы;
2) контрольного списка;
3) картографического положения;
4) блок-схемы;
5) матричный метод;
6) моделирование.
Последние 2 метода широко используются при экологических экспертизах в
зарубежных странах. Так при матричном методе в матрицу включают
-3-
информацию:
- по компонентам природной среды (климатические параметры – t0, влажность,
ветер, земельные ресурсы, водные объекты и т.п.);
- по видам хозяйственной деятельности (шахты, обогатительные фабрики и
т.д.)
с указанием индикаторов техногенного воздействия.
Например, в США, при проведении экспертизы различных проектов хозяйственных
сооружений используют матрицы, в которые вводят более 80 компонентов
окружающей среды с учетом типов воздействий (шум, вибраций, отвалы,
лесоразработки и т.д.)
Т.о. задачами экологической экспертизы являются:
1. Определение уровня экологической опасности намечаемой деятельности;
2. Проверка соответствия проектируемой деятельности требованиям
природоохранного законодательства
3. Определение степени обоснованности предусмотренных проектом мер по
охране природы.
В законе установлено, что «Порядок проведения экологической экспертизы
устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе»
Экспертиза проводится органами Госкомэкологии на основе принципов
законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием
общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-
либо образом в ее исходе. Для оценки процедуры экспертизы и законности
составления проекта полезно участие квалифицированных юристов. Следует
обязательно включать в состав комиссии экономистов. Экологическую
экспертизу должны проходить также по инициативе органов местного
самоуправления и ранее принятые программы. Главный принцип: реализация
проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного
заключения государственной экологической экспертизы, запрещается и не
подлежит финансированию.
Выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи
природопользования – эксплуатацию природных ресурсов в интересах
предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в
основном экологов, учитывает мнение лиц, проживающих на данной территории.
Это территориальный фактор, стремящийся к экологическому благополучию.
Решение экологических споров во многом зависит от объективности и научности
подходов. Закон об экологической экспертизе определяет официально
уполномоченные органы в области экологической экспертизы. Это Комитет по
охране окружающей среды и его территориальные органы. Эти организации
имеют исключительное право на проведение государственной экологической
экспертизы. Не следует смешивать государственную экологическую экспертизу с
иными смежными мероприятиями, не обладающими правовыми статусами:
экологическими исследованиями, научными оценками, экологическими прогнозами
и т.п., имеющими нередко те же цели, но не обеспеченными соответствующими
-4-
нормами права.
1.2.
Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации
объектов сельскохозяйственного назначения
1. При эксплуатации объектов и сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного действия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
2. Сельскохозяйственные организации осуществляющие производство заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды
3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
В отношении этого закона можно сказать, что никакая другая отрасль
общественного производства не связана так с использованием природных
ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животноводства –
это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды
для удовлетворения потребностей человека. Поэтому, сельское хозяйство
необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм
охраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к нему
следует еще под одним углом зрения – охраны окружающей среды. Поэтому в
условиях аграрного производства использование природных ресурсов и прежде
всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Плоды
труда человека на земле – это самая необходимая предпосылка жизни каждого
общества, на какой бы ступени развития оно не находилось. В сельском
хозяйстве земля выступает не только местом деятельности и территориальной
операционной базой, но и, прежде всего, служит в качестве орудия и главного
средства производства. Тысячелетиями считалось, что сельское хозяйство
является другом природы. Оно ближе к природе по своей сущности, широко
использует силы природы непосредственно в производственном процессе и,
казалось бы, более других отраслей экономики заинтересовано в том, чтобы
природа была чистой, живой, плодотворной. Но в прошедшем столетии за
короткий срок положение изменилось коренным образом. В результате внедрения
в сельское хозяйство индустриальных методов производства изменилось
соотношение сил между природой и сельскохозяйственной отраслью экономики.
Применение сложной и тяжелой машинной техники, химизация и мелиорация
земель, концентрация производства, особенно в животноводстве, сделали
природу весьма уязвимой перед лицом современного
-5-
сельскохозяйственного производителя. В современных условиях развития
сельского хозяйства его отрицательное воздействие на природу во многих
случаях становится более серьезным, чем влияние других отраслей
общественного производства. Именно с развитием сельского хозяйства связаны
рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны,
уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление,
заболачивание и истощение почв, накопление в почве и воде ряда особо
стойких и опасных загрязнителей природной среды. Традиционно считалось, что
основными нарушителями природного равновесия являются промышленность и
транспорт, а возможное вредное влияние сельского хозяйства на окружающую
среду недооценивалось. Однако еще в 60-х годах на первое место по
загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумя
обстоятельствами. Первое – это строительство животноводческих ферм и
отсутствие какой-либо очистки образующихся навозосодержащих отходов и их
утилизации. Крупные животноводческие комплексы и птицефабрики в современных
условиях остаются самыми вредными загрязнителями окружающей среды. Общий
объем отбросов животноводства в крупных странах измеряется миллиардами
тонн. На скотооткормочной площадке, где, например, 10 тыс. голов скота,
ежедневно накапливается до 200 тонн навоза. Например, один только
свиноводческий комплекс на 100 тыс. голов или комплекс крупного рогатого
скота на 35 тыс. голов могут дать загрязнение, равное загрязнению
окружающей среды, производимому крупным промышленным центром с населением
400-500 тыс. человек. В зоне животноводческих комплексов и птицефабрик
атмосферный воздух загрязнен микроорганизмами, пылью, аммиаком и другими
продуктами жизнедеятельности животных, часто обладающими неприятными
запахами (свыше 45 различных веществ). Эти запахи могут распространяться на
значительное расстояние (до 10 км), особенно от свинокомплексов. Второе –
нарушение норм и правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов,
которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и
озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности. Применение минеральных удобрений и
химических средств защиты растений в целях повышения урожайности
сельскохозяйственных культур заострили экологическую проблему.
Агрохимизация, в отличие от загрязнения природы отходами промышленного
производства, является целенаправленной деятельностью. Удобрения и
пестициды через почву загрязняют продукты питания, что сказывается на
здоровье человека. Это в конечном итоге сказывается на состоянии окружающей
среды в целом и представляет потенциальную опасность для здоровья людей.
Сокращение поставок и объемов применения пестицидов в последние годы
привело к существенному снижению загрязнения ими водоисточников, почв и
растениеводческой продукции.
Однако потенциальную угрозу для окружающей среды представляют
-6-
запрещенные, непригодные для дальнейшего использования пестициды, объекты
хранения и применения ядохимикатов. Складские помещения, используемые для
хранения ядохимикатов, в том числе и запрещенных к применению, зачастую
находятся в аварийном состоянии либо не приспособлены для этих целей. Свыше
30% хозяйств в Российской Федерации не располагают специализированными
площадками для заправки техники, протравливания семян и мойки транспортных
средств. Особую опасность представляет загрязнение окружающей среды в
результате нарушения правил хранения, транспортировки и применения
минеральных удобрений пестицидов.
Поэтому в сфере общественного производства серьезным источником загрязнения
окружающей среды, наряду с промышленностью и транспортом, становится и
сельское хозяйство. На мой взгляд, соблюдение требований этого закона
необходимо, ведь речь, по существу, идет о здоровье людей и о бережном
подходе к национальному богатству страны. Более того, это вопросы и
будущего. От их решения зависят условия, в которых будут жить последующие
поколения. Игнорирование требований экологического законодательства при
организации и ведении современного сельскохозяйственного производства
может привести как к огромным потерям для самого сельского хозяйства, так и
причинить трудновосполнимый ущерб окружающей среде.
1.3.
Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации в области охраны окружающей среды.
По моему мнению Р.Ф. должна осуществлять международное сотрудничество, так
как основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна
страна самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная среда
является составной частью планетарной экологической системы, и решение
таких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, борьба с
трансграничным переносом загрязняющих веществ, предотвращение
антропогенного изменения климата, сохранение биоразнообразия,
лесовосстановление и других, в государственном масштабе нереально без
объединения усилий всего мирового сообщества. В основе глобальных
экологических проблем лежат процессы и явления планетарного масштаба,
затрагивающие основы существования человеческой цивилизации, поэтому их
решение требует участия всего мирового сообщества.
На необходимость общечеловеческих усилий для предотвращения разрушения
экосистемы планеты указывал еще в начале 20 в. В.И.Вернадский в контексте
своей концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделирования
глобального развития подтвердили вывод о том,
-7-
что страна мира должны более ответственно подходить к решению экологических
проблем на основе международного сотрудничества. В наши дни государства
добровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которые
от их общего имени вводят рациональные нормы природопользования. В этом
процессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений,
«верховенство общечеловеческой идеи», что в значительной степени
содействует и оздоровлению международного политического климата.
Современная система международного экологического сотрудничества объединяет
следующие основные направления:
1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных
(рекомендательных) законов в сфере экологии;
2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических проблем под эгидой ООН;
3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;
4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно- технической информации, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;
5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.
Р.Ф. участвует в деятельности международных природоохранных органов и
организаций: Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО); Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Всемирный
метеорологической организации (ВМО); Европейской экономической комиссии ООН
(ЕЭК); Международном союзе охраны природы (МСОП); Продовольственной и
сельскохозяйственной организации ООН (ФАО); Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ); Международного агентства по атомной энергии
(МАГАТЭ); Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО);
Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
Контроль природной среды осуществляется в соответствии с национальными и
международными природоохранными программами. Наиболее известны программы
ЮНЕСКО –Международная научная программа «Человек и биосфера» (МАБ),
принятая в 1970 г. в Стокгольме, Международная гидрологическая программа
(МГП). Наша страна участвует и в совместной программе ЮНЕСКО и ЮНЕП по
образованию в области охраны окружающей среды, в программе Международного
комитета по
-8-
окружающей среде (СКОПЕ).
В решении проблем охраны окружающей среды принимают активное участие
специальные организации ООН, Международная организация труда (МОТ),
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС), Комиссия международного права (КМП),
региональные экологические комиссии для Европы, Азии, Африки и Латинской
Америки.
Большую роль в деле охраны природы играют и межправительственные
региональные организации, работающие вне системы ООН: Евратом, Европейский
совет, Европейское экономическое общество, Азиатско-Африканский
юридический совет. В природоохранную деятельность включилось 545
неправительственных международных организаций: Всемирный Совет Мира,
Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация по охране животных,
Международный туристический союз, Международный союз архитекторов,
Международное общество почвоведов, Всемирный фонд охраны живой природы,
Международная юридическая организация и др.
Важные вопросы международного сотрудничества в области охраны природы
решаются и благодаря многосторонним и двусторонним программам.
Двусторонний характер носят большинство проектов ЮНЕП, а многосторонний –
МАБ, ГСМОС, ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВМО, МАГАТЭ, Программа исследований
глобальных атмосферных процессов (ПИГАП), Объединенная глобальная система
океанских станций (ОГСОС).
-9-
Глава 2. Органы экологической сертификации. Структура.
Задачи. Принципы.
Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию
государственной политики в области сертификации, установление общих правил
и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является
согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России.
Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях
осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны
окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по
охране окружающей среды.
С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управление
экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в
Госстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в
работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области
регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и
экологической безопасности продукции и технологических процессов.
Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г., предусматривает
его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:
- разработку и пересмотр нормативных документов, подготовку законопроектов
и предложений о пересмотре действующих законодательных актов по вопросам
стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей
среды;
- обеспечение функционирования системы государственного метрологического
контроля и надзора в области охраны окружающей среды;
- организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды,
природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров
(работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по
экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.
Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации,
включающая:
- органы по экологической сертификации
- испытательно-аналитические лаборатории (центры).
Возглавляет систему органов Государственный комитет РФ по охране окружающей
среды, который:
- определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации,
а также нормативные документы, на соответствие которым проводится
экосертификация;
- аккредитует органы по экосертификации и испытателньно-аналитические
лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и
осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;
-10-
- ведет Реестр системы экологической сертификации;
- устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации и
правила его применения;
- устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;
- рассматривает апелляции по результатам экосертификации и аккредитации;
- обеспечивает участников системы экологической сертификации и
заинтересованные организации информацией по экосертификации;
- взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросам
экосертификации, принимает решения о присоединении к международным системам
и соглашениям по экосертификации;
- обеспечивает принятие в установленном порядке решений о признании
экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;
- осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;
- осуществляет координацию работ в системе экологической сертификации и по
ее взаимодействию с другими системами сертификации.
Для выполнения названных функций Госкомэкология России создает ряд
специальных подразделений: Руководящий комитет по экосертификации, Научно-
техническую комиссию по экосертификации, Научно-методический центр системы
экологической сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координации их
работы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другие
исследовательские и испытательные организации. При этом Руководящий комитет
по экосертификации призван вырабатывать общую политику по развитию и
совершенствованию системы экологической сертификации в стране и
подготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целей
сертификации.
Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемая из
представителей соответствующих подразделений Госкомэкологии России и
органов государственного контроля и надзора, других организаций в
соответствии с их специализацией, аккредитованных органов по
экосертификации, выполняет следующие функции:
- обоснование выбора и организация разработки проектов нормативных
документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная
экосертификация;
- рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов,
устанавливающих экологические требования и правила процедур этой
сертификации для отдельных групп объектов;
- взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации при
Госстандарте России;
- участие в проведении экосертификации отдельных групп объектов;
- участие в рассмотрение материалов аккредитации органно по экосертификации
и испытательно-аналитических лабораторий.
Научно-методический центр системы экологической сертификации отвечает за:
-11-
- подготовку предложений по совершенствованию и развитию системы
экологической сертификации;
- разработку проектов правил и процедур в системе экосертификации;
- аккредитацию органов по экосертификации (по поручению федерального
органа);
- аккредитацию испытательно-аналитических лабораторий (центров);
- подготовку и заключение (по поручению федерального органа) лицензионных
соглашений с аккредитованными органами по экосертификации и испытательно-
аналитическими лабораториями (центрами);
- выполнение иных функций.
Непосредственную деятельность по сертификации ведут органы по экологической
сертификации. Они осуществляют в частности, следующие функции:
- формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативных документов;
- разрабатывают организационно-методическую документацию, необходимую для
осуществления их деятельности;
- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;
- готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;
- определяют в каждом конкретном случае испытательно-аналитическую
лабораторию (центр) и орган по проверке (если она необходима) производства,
организуют испытания и проверку производства;
- сертифицируют объекты в закрепленной за органами по экосертификации сфере
деятельности, выдают экосертификаты;
- приостанавливают либо отменяют действие выданных заявителями
экосертификатов;
- предоставляют заявителю (по его требованию) необходимую информацию в
пределах своей компетенции;
- ведут перечень сертифицированных объектов и представляют соответствующие
данные для включения в Реестр системы экологической сертификации;
- осуществляют инспекционный контроль за экосертифицированными объектами;
- участвуют в аттестации экоаудиторов и осуществляют инспекционный контроль
за их деятельностью, если это предусмотрено при аккредитации.
Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы и
испытания и результаты оформляют протоколом.
Работа по экологической сертификации организуется путем создания систем
сертификации однородной продукции, в которых устанавливаются правила
сертификации с учетом особенностей ее производства (то же самое – для
технологических процессов объектов и природных ресурсов). Госкомэкология
делегирует свои полномочия органам по сертификации и испытательным
лабораториям на основе их аккредитации. Если в системе
-12-
экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификации
одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом
из них.
Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-
аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного
договора, заключенного с Госкомэкологией России.
Органами по экосертификации и испытательно-аналитическими центрами,
аккредитуемыми в системе экологической сертификации, могут быть
территориальные подразделения Госкомэкологии России и подведомственные ему
организации или другие независимые организации, имеющие статус юридического
лица. Процедура аккредитации испытательно-аналитической лаборатории
(центра) может быть заменена решением Госкомэкологии о признании
результатов аккредитации этой лаборатории (центра)
-13-
Глава 3
3.1. Рыночные методы оценки природных ресурсов
В рыночной экономике цена всегда используется как индикатор полезности того
или иного товара. Однако с подобным подходом возникают сложности, если
рынок товара с учетом всех имеющихся полезных свойств отсутствует. Кроме
того, цены на товары могут быть искажены посредством государственного
регулирования цен или субсидирования производства товаров и услуг.
Следовательно, для того чтобы оценить природные ресурсы, мы должны
скорректировать существующие цены на природные ресурсы для более точного
отражения социальных ценностей, а также оценить неоцененные потребительные
свойства природных ресурсов.
Подобный подход позволяет оценить так называемую общую экономическую
стоимость природного ресурса, которая оказывается значительно больше, чем
прямая рентная оценка природного ресурса, даже скорректированная с учетом
несовершенства рынка. На рис.1 приведена классификация потребительных
стоимостей природного ресурса, которые включаются в его общую экономическую
стоимость. Данная схема демонстрирует, что общая ценность природного
ресурса существует как ценность для каждого конкретного потребителя и как
потребительская стоимость, когда индивиды не получают прямой выгоды от
использования ресурса, но ценят его с точки зрения важности для будущих
поколений или из моральных убеждений, что без этого ресурса жизнь на Земле
станет беднее. Частные ценности делятся на прямые (от непосредственного
производственного или непроизводственного потребления ресурсов) и косвенные
(выполнение природным ресурсом средозащитных функций). Отдельно существует
ценность отложенной альтернативы, когда потребитель ценит возможность
использования ресурсов в будущем. Важно учитывать, что частные
потребительные стоимости ресурсов оцениваются прежде всего на основе
оценивания ценности их использования Непотребительные стоимости
оцениваются как аппроксимация желания потребителя платить за консервацию
природных ресурсов для себя или для будущих поколений. Двигаясь слева
направо вдоль схемы, потребитель утрачивает ощущение стоимости ресурса,
ресурс дематериализуется. Это и определяет подходы к методам оценки
природных ресурсов. Прямые потребительные стоимости могут оцениваться с
помощью любых методов, включая методы рентной оценки. Однако наличие
неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса обуславливает
заниженные цифры рентной оценки. Косвенные потребительные стоимости тоже
могут оцениваться с помощью методов рентной оценки, а также посредством
опросов населения с целью определения готовности платить. Стоимость
отложенной альтернативы, стоимость наследия и стоимость существования могут
быть оценены только на основе опросов населения с целью выявления их
готовности платить за эти ценности. Стоимостные оценки природных ресурсов
бывают двух видов:
-14- затратные и ценовые. При освоении конкретного вида ресурса рассчитывают
и оценивают суммарные и удельные затраты на его освоение и добычу.
Стоимостные оценки могут быть фактические и прогнозные, рассчитанные для
предполагаемых к освоению природных ресурсов. Например, всегда
рассчитываются капитальные затраты на строительство отдельного рудника,
шахты, нефтедобывающей установки и т.д., и текущие затраты на их
функционирование, например на один год. Общие приведенные затраты,
отнесенные к одному году и суммарной добыче ресурсов за этот период, а
также удельные затраты на добычу единицы ресурса являются важнейшим
показателем экономической эффективности добычи природных ресурсов.
Природные ресурсы могут оцениваться по рыночным ценам – внутренним или
мировым – на конкретные виды ресурсов и сырья, например лес, рыбу, металлы,
нефть, газ. В качестве стоимостных используются рентные оценки природных
ресурсов, например в виде дифференциального дополнительного рентного дохода
на единицу природного ресурса, когда, имеется несколько месторождений
одного ресурса, но эти месторождения находятся в разных условиях освоения.
При этом за счет одного и того же объема затрат могут быть получены разные
объемы природных ресурсов. Следовательно, при единой рыночной цене
извлекается дифференциальный доход, т.е. рента. Рентные оценки необходимы
при расчете ренты для однородных природных ресурсов страны, например угля,
нефти и т.п.
3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых ресурсов в России
3.2.1. Ресурсный потенциал
В последние десятилетия загрязнение воздуха, воды и почвы показало, что
окружающую среду нельзя, как предполагалось все время в течение столетий,
использовать безгранично. Никогда еще ущерб, нанесенный окружающей среде,
не принимал таких больших масштабов, и никогда еще региональные отклонения
не были столь малы. Характер современного производства, который
рассматривает лишь самые первые непосредственные успехи и постоянно не
обращают внимание на последующие результаты, долгое время игнорировал
проблему истощения ресурсов. Природа все еще используется как бесплатный
ресурс. При этом среди используемых природных ресурсов необходимо различать
истощаемые (например, железная руда, нефть) и возобновимые (например, лес,
животный мир). То, что ресурсы окружающей среды небесконечны, также
показывает ее использование в качестве «мусорного ведра» при ее
ограниченной способности принимать отходы, вредные вещества и т.д. Но
страна не обделена природными ресурсами. По территории, площади лесов,
запасам пресной воды, древесины, природного газа, железных руд и алмазов
Россия – первая в мире; по запасам нефти и газового конденсата, угля,
никеля, калийных солей, площади биосферных заповедников – вторая. Это
определяет особую роль России в мире. Но есть острая проблема истощения
-16-
сырьевых ресурсов России. Минерально-сырьевые ресурсы – полезные
ископаемые, доступные для промышленного использования. Они относятся к
невозобновимым природным ресурсам и служат фундаментом материального
производства и благополучия страны. Это основная статья российского
экспорта – 67-70% валютных поступлений (половина – нефть и газ). В стране
разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых (разрабатываются
37%). Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70%
запасов и обеспечивают 50% добычи. В России свыше 10% мировых запасов
нефти, треть – газа, 11% - угля, 26% - полиметаллических руд. По
разведанным запасам золота, платины и платиновых металлов мы вторые в мире,
алмазов и серебра – первые. В стране много апатитов, калийных солей,
плавикового
шпата и других неметаллических полезных ископаемых. В России есть
практически все полезные ископаемые в количестве, достаточным для
экономической независимости. Особенно велики запасы полезных ископаемых для
получения тепла, энергии и конструкционных материалов. По многим полезным
ископаемым Россия богаче любого континента или части света. Запасы на душу
населения у нас выше среднемировых по нефти – в 5,5 раз, газу – в 13,5,
углю – в 4,6, железной руде – 10,7. Богата страна также золотом, алмазами,
цветными и редкими металлами.
В то же время в минерально-сырьевой базе страны накопилось немало проблем:
- качество добываемого сырья падает из-за сложностей разработки многих
месторождений и суровых условий их освоения;
- эти условия ухудшаются в связи с выработкой лучших месторождений и
переходам в отдаленные и неосвоенные районы;
- слабо освоены шельф, дно океана, а также коренные месторождения золота;
- разведочный задел прошлых лет исчерпан, и запасы уменьшаются;
- мало примеров комплексного освоения ресурсов;
- нет стимулов к рациональному использованию ресурсов и развитию новых
технологий;
- намечается дефицит отдельных минералов (марганец, хром, титан, цирконий,
самородная сера);
- в ряде промышленных районов ощущается нехватка местного сырья (скажем,
для металлургии на Южном Урале);
- мощности горных предприятий снижаются, а многие из них нерентабельны.
Решать эти проблемы начали с пересмотра выданных лицензий. В результате
выяснилось: все сколько-нибудь значимые запасы уже поделены, причем у ряда
компаний запасы избыточны. Это ведет к появлению «неестественных» монополий
в основных нефтегазодобывающих и рудных районах на базе гигантских
площадей, розданных по лицензиям в 1990-х годах. Чтобы изменить ситуацию,
надо управлять ресурсами страны по единой государственной программе,
руководствуясь единой государственной политикой.
-17-
3.2.2. Природопользование в условиях перехода к устойчивому развитию
При переходе к устойчивому развитию стратегия природопользования должна
быть направлена на:
- снижение загрязнения окружающей среды;
- сокращение потребления природных ресурсов;
- неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов;
- формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
- эффективное использование первичного природного сырья;
- создание экономических условий для предпринимателей;
- ликвидацию почвы для экономических преступлений;
- международное сотрудничество.
3.2.3. Программа действий на национальном уровне
Экономическая оценка природных ресурсов. Эффективно управлять природными
ресурсами невозможно без их экономической оценки. Она, в частности,
необходимо для:
- планирования развития страны и регионов;
- учета стоимости ресурсов в экономических активах страны и при
лицензировании;
- решения любых вопросов, связанных с рациональным природопользованием.
В связи с отсутствием такой оценки государство в процессе приватизации
потеряло десятки миллиардов долларов и несет серьезные потери и поныне.
Изменения налоговой политики. Переход к устойчивому развитию требует
коренного изменения налоговой политики. Нынешняя имеет чисто фискальный
характер, стимулирующей роли не играет, создает условия для вывоза капитала
(природной ренты) за рубеж, для сокрытия налогов, других экономических
преступлений. Россия первой в мире может перейти на более совершенные
социально-экономические отношения, реализуя право каждого члена общества на
природные ресурсы всей страны и равную долю благ, получаемых от них. Для
этого надо дать предпринимателю возможность использовать землю и природные
ресурсы на правах долгосрочной программы в обмен на уплату обществу
природной ренты (дополнительный доход, получаемы без затрат труда за счет
лучших природных условий производства). Она должна стать основой роста
общественного благосостояния. Выплаты ренты, соответствующей местоположению
и качеству используемых природных ресурсов, сделает конкуренцию на рынке
честной – ни у кого не будет никаких преимуществ, кроме добытых собственным
трудом и способностями. При новом налогообложении зарплата и прибыль
целиком останутся рабочим капиталом. Это будет «заработанный доход», и на
него не вправе покушаться государство, у которого появится новый источник
пополнения бюджета – природная рента. Эти условия будут также
способствовать:
- формированию отношений к природным ресурсам страны как к собственному
богатству;
-18-
- превращению природной ренты в основу доходной части бюджета;
- росту поступлений в бюджет (за счет невозможности уклонения от уплаты
налогов) и благосостояния общества;
- заинтересованности в результатах труда, ибо заработанное не будет
облагаться налогом;
- прекращению «утечки» природной ренты за рубеж;
- переходу на ресурсосберегающие технологии (жизнь заставит экономить).
От сырьевой экономики – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал
таит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазн
повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного
на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в
перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития
Россия обречена на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже
сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. В
России сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый – ее уникальные
природные ресурсы, второй – транжирящее их хозяйство (только
энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая
ситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная
структура экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда
в промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов,
достигший на многих предприятиях критической величины. Вот почему у нас
столько аварий. Так что без структурной перестройки экономики и ее
технического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению с
развитыми странами Россия запоздала с техническим перевооружением
промышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное – не упустить
возможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехнологическим,
наукоемким производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством при
меньших затратах труда, энергии, сырья и давления на окружающую среду. Для
этого потребуется:
Государственное кредитование технического перевооружения предприятий
(размер кредита определяет количество сэкономленного сырья и разница
мировой и внутренний цен на него; возврат произойдет за счет роста экспорта
сырья, так что государство ничего не теряет;
Прогрессивный налог на перерасход ресурсов (нормы определяются лучшими
мировыми достижениями; экономически налог обоснован – допустившие
перерасход возместили бы обществу упущенную выгоду в результате удорожания
первичного природного сырья);
Совершенствование экологических платежей (экологические платежи должны
определяться исходя из затрат на устранение ущерба окружающей среде; пока
же предприятиям выгоднее платить штрафы, чем вкладывать средства в охрану
природы).
Центр высоких технологий займется:
- организацией исследований, проведением конкурсов и выделение грантов
-19-
победителям на выполнение работ;
- созданием банка данных по высоким технологиям;
- сертификация технологий
- разработкой пилотных проектов;
- организацией конкурсов инвесторов на реализацию высокотехнологических
проектов.
Такой центр для разработки и внедрения высоких технологий в
природопользовании можно создать в системе МПР на базе его научных
подразделений.
Формирование резерва полезных ископаемых. Как уже отмечалось, уровень
использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов во многом
определяет экономический рост и эффективность производства в стране.
Поэтому для перехода России к устойчивому развитию прежде всего необходимо
обеспечить сбережение, охрану и воспроизводство природных ресурсов, а также
прирост запасов полезных ископаемых, чему в ФЦП уделено особое внимание.
Экологические ограничения. Природа наша прекрасная и щедрая, но нежная и
хрупкая – нельзя переступать определенную черту, чтобы не допустить гибели
природных систем и избежать экологической катастрофы. Кое-где мы уже
подошли к ней вплотную. Поэтому при переходе к новой модели развития так
важно ввести систему экологических ограничений на хозяйственную
деятельность, с учетом которых должно осуществляться развитие и размещение
производительных сил.
Система подготовки и принятия решений призвана свести к минимуму
неблагоприятные последствия принятых мер при непременном соблюдении
следующих требований:
- приоритет охране природы;
- соответствие мировому уровню используемых техники и технологий;
- учет интересов органов государственной власти, инициатора хозяйственной
деятельности, инвестора и жителей;
- неотъемлимый элемент системы – оценка воздействия на окружающую среду той
или иной деятельности, намечаемой в соответствии с принимаемым решением.
Сибирь и Дальний Восток занимают 75% территории России и по площади
превосходят любую страну мира. Здесь сосредоточены огромные богатства,
освоение которых с привлечением дополнительных трудовых ресурсов (прежде
всего – русскоязычного населения стран СНГ и Балтии) имеет важное
стратегическое и геополитическое значение. Этот регион мало заселен, и его
население с каждым годом сокращается. Смертность здесь превышает
рождаемость, идет отток населения в Европейскую часть страны. По оценкам
демографов, численность населения на территории Урала до Сахалина за 15-20
лет может сократиться с 32 до 8-10 млн человек. Между тем в граничащем с
этим регионом Китае с его гигантским населением (1,3 млрд) уже давно
ощущается дефицит пригодных для освоения площадей.
-20-
Китай вскоре превратиться в супердержаву с огромным промышленным
потенциалом и военным потенциалом, в сферу жизненных интересов которой
неизбежно попадут Сибирь и Дальний Восток. Уже сейчас все больше китайцев
правдами и неправдами оседают там, и, если не обращать на это внимание,
экспансия возрастет. Не исключено, что и США, Япония и Корея объявят регион
зоной своих интересов, мотивируя это противодействием Китаю. С учетом этого
Сибирь и Дальний Восток должны иметь бесспорные приоритеты в освоении и
заселении. В первую очередь это относится к зоне Байкало-Амурской
магистрали (БАМ). Эта магистраль, построенная в стратегических целях, ныне
мало загружена. Она имеет прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона с бурно развивающейся экономикой и устойчивым ростом потребления
природного сырья. В зоне БАМа располагаются крупные месторождения: Южно-
якутский угольный бассейн, Удоканское месторождение редких металлов и др.
Вдоль БАМа сосредоточены значительные запасы древесины, которые пока
практически не используются, но на основе концессий могут быть вовлечены в
хозяйственный оборот. БАМ вполне мог бы стать плацдармом интенсивного
освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая богатейшие
нефтегазовые месторождения дальневосточного шельфа. Особая роль в развитии
данного региона принадлежит Байкалу, где сосредоточено около 20 % мировых
запасов пресной воды. Байкальская вода с глубин 400-1000 м служит эталоном
чистоты. Она имеет постоянный состав и слабую минерализацию (около 0,1
г/л). Состав ионов обеспечивает ее высокие вкусовые качества. Добавляя
микроэлементы, ее можно с успехом использовать и в лечебных целях. Воду
Байкала можно не только бутилировать, но и по трубопроводам
транспортировать на большее расстояние (скажем, в Азиатско-Тихоокеанский
регион, где пресной воды не хватает). Это сулит значительный экономический
эффект. Особое внимание следует уделить развитию транспорта в регионе.
Начать можно было бы с реконструкции Транссибирской магистрали и
превращения ее в основную транспортную артерию между Европой и Азией.
Перспективны железнодорожные перевозки через Сибирь и Дальний Восток по
следующим направлениям:
Европа – Россия – Китай и страны Индокитая;
Европа – Россия – Япония и страны Тихоокеанского бассейна;
Европа – Россия –Аляска – Канада – США.
Рассматривается также создание Северосибирской железнодорожной магистрали и
круглогодичное использование Северного морского пути на базе создаваемых
тяжелых экранопланов НВА-1000. Проблемы Сибири и Дальнего Востока не
решить, не создав условий, которые привлекли бы сюда людей (бесплатный
переезд, выделение субсидий на жилье и обустройство, достойная зарплата,
опережающее развитие инфраструктуры, налоговые льготы и другие виды
государственной поддержки). Освоению здешних богатств способствовало бы и
привлечение иностранных инвестиций на основе концессий, соглашений о
разделе продукции и т.п.
Список литературы:
1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): уч-к
М.:Юрист, 1998 – 688 с.
2. Дерябин В.А. Общий экологический менеджмент. Курс лекций. Изд. УМЦ-
УПИ. Ек., 2000 г.
3. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.
Учебное и справочное пособие – М: Финансы и статистика, 1999-672 с.:ил.
4. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник- Мн.: БГЭУ, 2001 -368 с
5. Варламов А.А., Хабаров А.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов. – М.: Колос, 1999. – 159 с.: ил
6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов М.: Аспект
Пресс, 1998 – 319 с
7. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления
/ П.Я. Бакланов, П.Ф.Бровко, Т.Ф. Воробьева и др.: Под ред. П.Я.
Бакланова, В.П.Каракина: Учебное пособие. –М.: Логос, 2002 -160с.: ил.
8. Чернышов В.И. Системные основы экологического менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Ю.П.Козлова. –М.: Изд-во РУДК 2001 -314 с.:ил.
-22-