Сирота Григорий, 310 гр.
Что такое менеджмент?
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т.д.). Главная особенность менеджмента СКС заключается в том, что деньги зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
Отличие менеджмента от управления, от организации
Управление – это работа по заданному плану, а организация – это объединение индивидов, единое целое для совместной жизнедеятельности.
Какие отношения у государства по отношению к культуре?
Возможны 4 основные роли государства по отношению к культуре и искусству:
А) “Помощник” – когда государство всё своё внимание концентрирует на
поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном,
так и в любительском творчестве, достигая этого поддержкой культурной
деятельностью в целом. Источники финансирования оказываются разнообразными,
а роль правительства состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами,
прежде всего законодательной и налоговой политикой.
Б) “Патрон” – когда государство концентрирует внимание том, чтобы
обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например,
оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно
участвует в культурной жизни, чем “помощник”.
В) “Архитектор” – когда помощь культуре и искусству со стороны государства
является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе
его политики лежат стандарты общества. Поддержка выражается в долгосрочном
прямом государственном финансировании.
Г) “Инженер” – когда государство владеет и распоряжается средствами
осуществления культурной деятельности и художественного творчества.
Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим
целям и стандартам.
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт
юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за
сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов.
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении
человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом
общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
Какие основные задачи имеет менеджмент в социокультурной сфере?
- Менеджмент в сфере культуры заключается в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
- Создание условий для саморазвития личности.
Виды менеджмента
- производственный
- кадровый
- инновационный
- информационный
- финансовый
- маркетинг (пивговый)
- налоговый
- международный
- торговый
- ситуационный
- стратегический
Какие функции могут быть у менеджмента в социокультурной сфере?
- Функция предвиденья (прогнозирование, расчёт; позволяет просчитать ситуацию вперед)
- Функция организации (совокупность органов; упорядочивание; приведение различных систем в единое целое, реализация принятых решений)
- Функция распорядительства (дифференцирование действий)
- Функция согласованности
- Функция контроля (процесс обеспечения достижения организацией своих целей)
Процессный подход к определению функций менеджмента в социокультурной сфере
Функции это процессное явление, которое показывает, что есть управленческий
цикл (спиралевидный).
- учет состояния объекта (диагностическая функция; просчётная функция)
- принятие решения
- планирование - конкретное выражение принятого решения
- организация выполнения плана
- коррегирование – коррекция для уравновешивания процесса (изменение с
учетом новой ситуации)
- контроль
Производство социокультурного продукта как технологический процесс
Технологический процесс производства социокультурного продукта можно представить в виде трёх условных блоков:
I. Логико-мыслительный блок функций.
Его цель принятие решения, определить направление деятельности
(стратегополагание).
Целеполагание: миссия, политика, тактика, прогнозирование, моделирование
развития фирмы, проектирование, программирование, планирование.
II. Технологический блок функций.
Цель – создание продукта.
Его функции:
А) регулирование (разделение общих действий на частные), координирование
(упорядочивание действия)
Б) мотивирование и стимулирование.
В) контроль (контролируется ход решения)
III. Реализационный блок функций.
Его задача – продвижение товара на рынок (реклама, Pr)
Рычаги управления (механизмы)
- организационно- административный (ОАМ)
- экономический (ЭМ)
- работа с персоналом (П)
- информационный механизм (ИМ)
Схема – соотношение четырёх механизмов
10. Принятие решения
Любой менеджмент это прежде всего принятие решения. Менеджер должен быть
решительным человеком в силу своей должности. Он постоянно должен принимать
решения по различным вопросам: хозяйственным, коммерческим, кадровым и т.д.
Принятые решения должны дополняться контролем их исполнения, т.к. решение и
контроль взаимодополняют и предполагают друг друга. Решения часто связаны с
планированием. Решения в виде приказов, распоряжений, а также планирование,
контроль, учёт и отчётность, напрямую связаны с подготовкой, принятием,
утверждением, с документооборотом. Необходимо контролировать ход принятого
решения.
11. Персональный менеджмент
Ещё недавно люди в управленческом контексте рассматривались в духе
марксистской политэкономии – как часть производительных сил (рабочая сила,
кадровое обеспечение, трудовые резервы и т.п.). В этом плане они выступали
в качестве обезличенных кадров, которые необходимо готовить, подбирать и
стимулировать. СССР – страна с колоссальным экономическим потенциалом
потерпела сокрушительный экономический крах в силу полного пренебрежения
личностным фактором, человеческой жизнью вообще, попытками построить
утопическое общество сугубо административным принуждением. В результате у
нескольких поколений было отбито умение и желание ответственно трудиться.
Современные “персонал – ориентированные технологии” это прежде всего
формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому
поиску нового и совершенствованию качества результатов труда. Для
современного менеджера должно быть важно создание команды единомышленников,
способной к агрессивному поведению на рынке. Только в этом случае фирма
может рассчитывать на успех.
В менеджменте проекты и программы создаются конкретными людьми, на основе
общности их интересов. Если не будет общности интересов, то любой
менеджмент, будь то на уровне малого бизнеса или в масштабах страны, будет
несостоятельным. Поэтому работа с персоналом должна рассматриваться как
самостоятельный механизм менеджмента, действие которого способно приносить
радикальные результаты. Этот механизм можно определить как систему работы
по подготовке, подбору и расстановке компетентных работников и
специалистов, а также учёту, формированию и развитию мотивации к
инициативному и ответственному труду.
12. Экономический механизм
Экономический механизм – система ресурсного обеспечения (прежде всего
материально – технических ресурсов и финансовых), хозяйственного
содержания, хозяйственного расчёта и экономического стимулирования.
Экономическое стимулирование (а это организация заработной платы,
материального поощрения или наказания) является формой хозяйственного
расчёта. Управлять без экономического механизма невозможно.
13. Информационные и административные механизмы в менеджменте социокультурной сферы
Информационный механизм.
Соотношение и взаимосвязь управленческих решений, планирования, контроля, учёта и отчётности, документооборота образует информационный механизм. Его суть заключается в порождении соответствующей информации и документальном её оформлении.
Административный механизм. Это система распределения полномочий (прав и
обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах,
положениях, должностных инструкциях). Административный механизм иногда
понимается как аппарат управления или как бюрократия в безоценочном смысле.
Главное в административном механизме – распределение полномочий,
выраженность этого распределения, то есть кто кому подчиняется, кто кого
контролирует и по каким вопросам и т.д., в организационных документах.
14. Сущность PR
Pr - это такая разновидность социально-психологического менеджмента, в
котором на основе точной и полной информации, полученной в результате
анализа тенденций политического, социально-экономического развития (страны,
региона или отдельных отраслей, предприятий) и соблюдения общепризнанных
этических норм и общественных интересов планомерно и непрерывно
осуществляется комплекс мероприятий по достижению обоюдного доверия,
гармоничных и взаимовыгодных отношений между фирмой (организацией) и
обществом (его отдельными группами), между ними и властью.
(Моисеев)
Функции Pr
1. аналитико-прогностическая (методика изучения партнеров, оценка обществ.
мнения, подготовка массива данных).
2. организационно-технологическая (совокупность мер и действий по
проведению Pr -кампаний, различного уровня деловых встреч, конференций с
использованием техники).
3. информационно - коммуникативная (продуцирование, тиражирование
информации при выполнении пропагандистско-рекламной и разъяснительной
работы, необходимы не только для партнеров, но и поддержания климата внутри
организации, поддержания фирменного стиля)
4. консультативно-методическая (помощь в организации и налаживании связей с
общественностью, разработка концептуальных моделей сотрудничества и
партнерства, программ, акций, кампаний Pr).
(Синяева)
-----------------------
ИМ
П
ЭМ
ОАМ