Содержание
Введение
1.«Синтетические» учения об управлении.
2. Теоретические положения Питера Дракера.
3. Ситуационные теории.
4. Теория «7-S»
Заключение
Список литературы
Введение
В данном реферате мы рассмотрим «синтетические» учения об управлении
Актуальность данной темы сегодня имеет большое значение, так как мы увидим
из данной работы, потому что в развитии управления «синтетические» учения
занимают не последнее место.
Представление о роли менеджмента и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевал существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально – политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность.
Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все больше развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Цель реферата как можно лучше раскрыть понятие «синтетические» учения, рассмотреть теоретиков которые развивали данный вид учений и сделать выводы по данной теме.
1. «Синтетические» учения об управлении
В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи или
человека, или администрирование (управленческую деятельность), для
«синтетических» подходов характерен взгляд на управление как на
многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством
связей с внутренним и внешним окружением организации. Основой для
большинства этих учений в самом общем смысле является так называемый
системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое
явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы
протекающие в организации и вне ее. Для отдельных учений об управлении
характерно наличие упора на какое-то ключевое с точки зрения данного учения
направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.). Однако их
принципиальное отличие от «одномерных» учений состоит в том, что все они
исходят из многомерности организации и управления ею и из необходимости
учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества
факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих
прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Другой важной
особенностью управленческих учений данного направления является то, что они
все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого
системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно
отлично от простой суммы составляющих его частей
2. Теоретические положения Питера Дракера.
Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления, несомненно, является Питер Дракер, автор многих книг по управлению, консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета на протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г.— профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии. Питер Ф. Дракер родился в 1909 г. в Австрии в семье крупного государственного чиновника, получил образование в Германии и в 1937 г. переехал на жительство в США. Центром идей Дракера об управлении является учение, о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Дракер приписывал себе первенство в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях. Имя Дракера связывается со спасением умиравшей автомобильной компании «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.
Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Дракером, является его концепция управления по целям (МВО). Это явилось революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х гг., когда он выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию? функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.
Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений и к идеям Мэйо в честности. Бихевиористские идеи он называл
«психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента – делать людей производительными. Дракер считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на работе должны строиться на базе взаимного уважения.
Более того, в начале 50 – х гг. он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что на фирме создается выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой деятельности, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал в последствии, что это была его самая оригинальная, и важная идея относительно он рассматривал как свое крупнейшее поражение.
Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента.
Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества.
3. Ситуационные теории.
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действия в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во – первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во – вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, которой бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, все охватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление — это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления/носящим обобщающий и универсальный характер.
4. Теория «7-S».
Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций
менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами
исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКин-зи». Первую
пару составили Томас Питере и Роберт Уотерман — авторы известной книги «В
поисках эффективного управления», а вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони
Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского
управления: пособие для американских управляющих».
Исследования данных специалистов в области управления привели их к
выводу, что эффективная организация формируется на базе семи
взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью
требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски
название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила
название «7-S».
Ключевыми составляющими являются следующие:
• стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
• структура—внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.
• штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
• стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;
• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации.
• разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут
эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут
содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи
составляющих.
Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате
неопределенности, существующей в окружении организации, множественности
возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций,
нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще,
попытки найти общие характеристики любого управления никогда не
прекращались. Идея единого для всех организаций, универсального управления
в 50—60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической
модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента,
считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако
практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не
является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим.
Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с
японским.
Заключение.
Таким образом, мы может сделать выводы, что учения об управлении
условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические».
«Одномерные» учения концентрируют внимание на решений одной из проблем
управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее
известными «одномерными» концепциями являются «научное управление»,
разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации,
основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.
Из данного реферата мы видим что «Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S».
В работе мы так же рассмотрели теоретические положения Питера Дракера, которые помогли нам понять суть «синтетических» учений в целом.
Список литературы.
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, - 3 –е изд. –
М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. – М.: Дело, 1997. – 704 с.