Московский Государственный Технический Университет имени Баумана
факультет Фундаментальные науки.
Реферат по истории отечества студента группы
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
пилотируемые полеты и исследования других планет
[pic]
Вступление
Зачем люди устремились в космос? Зачем мы тратим столько сил и средств для достижения других планет , многомесячную работу людей в космосе , дорогостоящие аппараты и носители? Для людей ,которые называют себя мыслящими практически придуманы отговорки : мол , видите , сколько пользы уже приносят нам спутники - спутниковое телевидение , навигация , предсказание погоды , поиск полезных ископаемых и т. д. и т. п. .
На самом деле тех людей , которые создавали и создают эту
технику вдохновляют в первую очередь не существующие и грядущие блага
, которые несет человечеству освоение космоса и даже не решение многих наших земных проблем за счет этого , а простое человеческое любопытство
. Желание взглянуть на обратную сторону Луны , заглянуть под
облачный слой Венеры , выяснить есть ли жизнь на Европе (спутник
Юпитера). И еще одно , самое главное - желание удостоверится , что мы
не одиноки во Вселенной . Есть много косвенных свидетельств , что это
так , но мы до сих пор не обнаружили в Космосе не только следы других
цивилизаций , но и вообще следы органической жизни , несмотря на все наши попытки . Поиски продолжаются.
Наша страна была пионером в области исследования космоса .
Космическая отрасль долгое время была у нас символом прогресса
,предметом законной гордости нашей страны . Космонавтика была частью
политики - наши космические достижения должны были "еще раз
продемонстрировать преимущество социалистического строя" . Поэтому в
официальных отчетах и монографиях с большой помпой описывались наши
достижения и скромно умалчивалось о неудачах , а главное об
успехах наших главных оппонентов - американцев. Сейчас появились,
наконец , публикации правдиво , без лишней помпезности и с изрядной
долей самокритики рассказывающие о том как проходило у нас
исследование межпланетного пространства и мы видим , что не все шло
легко и гладко. Это ничуть не умаляет достижений нашей космической отрасли - напротив свидетельствует о твердости и духе людей ,
несмотря на неудачи шедших к цели.
Первые шаги
Основоположником современной космонавтики по праву считается
великий русский ученый-самоучка К.Э.Циолковский ,который еще в конце
XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоения
человеком космического пространства . Первоначально эти мысли были
опубликованы им в виде научно - фантастических повестей , а затем ,
в 1903 г. была опубликована знаменитая работа "Исследование мировых
пространств реактивными приборами" ,в которой он показал
возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с
помощью ракеты на жидком топливе. Впоследствии Циолковский
опубликовал еще ряд работ посвященных ракетной технике и освоению космоса.
У Циолковского появились последователи и популяризаторы как в
нашей стране , так и за рубежом. В Америке - профессор Годдард ,
который в 1926 г. - построил и испытал в полете первую в мире
ракету на жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер . В нашей
стране популяризатором идей Циолковского стал в ,частности,
Я.И.Перельман (автор "Занимательной физики" и др. книг занимательного
жанра ).Некоторые инженеры и ученые взялись за дальнейшее развитее
его идей.
В 1918 г. в Новосибирске вышла книга Ю.В.Кондратюка "Тем кто будет читать чтобы строить" , в которой автор дает оригинальный вывод формулы Циолковского , предлагает схему трехступенчатой кислородно-водородной ракеты , орбитального космического корабля , аэродинамическое торможение в атмосфере , гравитационный маневр , схему полета на Луну (именно по этой схеме летели американцы т.к. она оказалась оптимальной). Жаль что этот талантливый инженер не смог принять участие в создании ракетной техники - в 30-ых его посадили в тюрьму "за вредительство" (он занимался тогда строительством элеваторов) затем выпустили , но он погиб во время войны.
В 1924 г. появилась работа другого инженера , увлеченного идеей
межпланетных сообщений - Ф.А. Цандера "Перелеты на другие планеты" в
которой он предложил комбинацию самолета с ракетой . В 1931 г. были
организованы две общественные группы изучения реактивного движения
(ГИРД) - в Москве - под председательством Цандера и в Ленинграде под
председательством В.В.Разумова . Первоначально они предназначались
только для ведения пропагандистской и просветительской деятельности.
Еще в 1929г. в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ)
(финансировавшейся государством ) было образовано подразделение Глушко
по разработке электрических и жидкостных ракет (еще раньше Глушко предлагал проект "Гелиоракетоплана" - дископлана , снабженного
электроракетным двигателем питающимся от солнечных батарей -
довольно смелый для 20-ых годов проект ) . В 1932 г. московскому
ГИРДу государством была предоставлена экспериментальная база для
постройки и испытания ракет , а его начальником назначается молодой
выпускник МВТУ, активный участник создания ГИРДа С.П.Королев. В
следующем году на базе этой группы и на базе ГДЛ был создан
Реактивный научно - исследовательский институт (РНИИ). Государство
поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход
человечества в мировое пространство , а из "оборонных " соображений -
уже тогда было ясно ,что ракета это грозное оружие , а другие
страны , особенно Германия , вели активные исследования в этом
направлении . Вызывала интерес военных и возможность применения
ракетных ускорителей на боевых самолетах , от которых недалеко
было и до реактивной авиации .
Вновь созданный институт активно взялся за работу. В 1933г. был
произведен запуск первой советской ракеты на гибридном топливе
(твердое и жидкое) ГИРД-09 , конструкции М. К. Тихонраваова. В том же
году состоялся пуск первой отечественной ракеты на жидком топливе
ГИРД - Х , конструкции Цандера . В конце 30-ых годов под
руководством Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1
с двигателем конструкции Глушко. Тогда же была испытана первая
автоматическая крылатая ракета 212 конструкции Королева также с
двигателем Глушко. В 1939 -1941 г.г. в РНИИ были построены под
руководством Ю.А.Победоносцева ракетные установки залпового огня -
"катюши" . Как мы видим , РНИИ работал в основном на военных ,
в других странах сложилась тогда похожая ситуация - реактивные
аппараты , которые вознесут позднее человека на небеса , изначально
создавались для уничтожения себе подобных.
Нельзя не упомянуть также о таком важном событии , как
создание у нас в стране пожалуй первого учебного заведения , по
подготовке специалистов для ракетно-космической отрасли - в 1932 г.
в Москве по инициативе ГИРДа были организованы инженерно -
конструкторские курсы. На курсах читали лекции видные советские
ученые , в частности , создатель теории воздушно-реактивных
двигателей Б.С.Стечкин , один из основателей авиационной медицины
Н.М.Добротворский (уже тогда там читали курс физиологии высотного
полета). Выпускником этих курсов был , в частности , И.А.Меркулов -
создатель прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). В 1939 г.
была испытана первая в мире двухступенчатая ракета с ПВРД его
конструкции . Хотя ни в авиации , ни в космонавтике эти двигатели
применения не нашли , в последнее время интерес к ним возобновился в связи с созданием многоразовых транспортных космических систем , т.к. ПВРД ,черпающий кислород из окружающей среды , позволит
резко уменьшить необходимое количество горючего на борту.
От ФАУ-2 до первого спутника
Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная
техника была создана в фашистской Германии - это прежде всего
построенная к 1942 г. одноступенчатая баллистическая ракета с ЖРД
Фау-2 , конструкции Вернера фон Брауна . С их помощью фашисты
обстреливали Лондон , запуская ракеты с побережья оккупированной
Франции . В 1943 г. были проведены испытания истребителя с ЖРД
Мессершмитд-163В с двигателем Вальтера , однако в авиации более
перспективными представлялись ВРД , которые немецкие конструкторы
так и не успели достаточно усовершенствовать до поражения Германии
в войне.
К 1943 г. вон Браун разработал проект двухступенчатой
межконтинентальной (!) баллистической ракеты А9/А10 (Фау-3) ,
взлетной массой около 100 т. (!) . В этом году Фау-3 совершила
18 стартов , 16 из которых окончились взрывом . В следующем году
было произведено около 30 стартов , сведений о которых пока не
найдено . Фау-3 предназначалась для обстрела Нью-Йорка . Наводить ее на цель должен был пилот - предполагалось что после наведения он покинет ракету на парашюте и его подберет подводная лодка. Для
этого был набран первый в истории отряд космонавтов , однако
данными о том , были ли люди на борту стартовавших ракет мы не
располагаем . Немецким конструкторам удалось сделать то , США и СССР смогут сделать более чем через 10 лет спустя - ведь такой
ракете вполне по силам вывести на орбиту искусственный спутник
. Есть мнение , что на этой ракете немцы еще во время войны
вывели человека в космос - я считаю это вымыслом т.к. , во-
первых , для орбитального полета Фау-3 была все же слабовата (а
суборбитальные полеты без выхода на орбиту могут быть отнесены к
космическим с большой долей условности) , а во-вторых , в 1944 г. у
Германии были уже другие проблемы , нежели космические полеты .
Поражение Германии прекратило дальнейшее развитее этой ракетной
техники (возможно к большому счастью для всего человечества) , а ее потенциал в этой области был буквально растащен союзниками .
Основные трофеи достались американцам , наступавшим с запада и
захватившим находившееся там заводы , полигоны и КБ. В плен к ним
попало и большинство немецких конструкторов во главе с фон Брауном ,
которые впоследствии плодотворно работали над американской ракетной
техникой. Нам трофеев почти не досталось , однако наши конструкторы
все же сумели добыть чертежи и основательно изучить немецкую
технику. Таким образом ракетно-космическая техника в обоих
"космических" державах начала развиваться на основе немецкого
опыта . Первые баллистические ракеты в СССР и США были по сути
копиями Фау-2.
В 1946 г. (а фактически уже сразу после разгрома Германии) началось острое противоборство СССР и США во всех отраслях экономики , науки и техники , на грани вооруженного конфликта , получившее с подачи У. Черчилля название "холодной войны", и вызванное стремлением обоих держав к мировому господству.
В 1945 г. у США появилось атомное оружие и появляются планы нанесения ядерных ударов по СССР. Однако в 1949 г. атомная бомба появилась и в Советском Союзе , а в 1953 у нас была взорвана первая термоядерная бомба. Теперь ядерное оружие имелось у каждой из противоборствующих сторон , и большое внимание стало уделяться средствам его доставки. Т. к. Бомбардировщик был слишком уязвим и медлителен , начинаются работы по созданию межконтинентальных баллистических ракет.
В 1946 г. С.П.Королев был назначен главным конструктором ОКБ ,
которое должно было проектировать многоступенчатые баллистические
ракеты. В 1948 г. состоялся полет первой отечественной
баллистической ракеты Р-1 (бывшей , правда, почти точной копией Фау-2). В
1951 г. была принята на вооружение ракета Р-2 , с дальность полета
600 км , а в 1956г. - ракета Р-5М , с дальность полета 1200км . В
1954г. было образовано ОКБ М.К. Янгеля , которое занялось разработкой
боевых баллистических ракет долговременного хранения.
Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярно
запускались научно исследовательские ракеты В-1Е , В-2А , В-1А
(созданные на базе баллистических ракет) и др., с помощью которых
исследовались верхние слои атмосферы , космические лучи , а также
поведение подопытных животных (собак) во время полета . Таким
образом закладывался фундамент для будущего полета в космос
человека..
Одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных - им
требовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета , способная
доставить "груз" в любую точку земного шара . Разработка такой
ракеты велась в ОКБ Королева , но для ее запуска старый полигон
Капустин Яр уже не годился и в 1955г. в Казахской степи , недалеко
от железнодорожной станции Тюра -Там началось строительство нового
полигона , который до сих пор именуется космодромом Байконур , хотя
до селения Байконур от космодрома довольно далеко. Такое название
выбрали , видимо , из соображений запутывания "вражеских
шпионов"."Вражеские диверсанты" наверное по ночам снились партийным
чиновникам , поскольку они отклонили первоначальный проект , где
старт размещался на возвышенности , сочтя , что стартующая ракета в
этом случае будет слишком уязвима и перенесли пуск в другое место.
Геологоразведку там произвести не успели , и когда начали рыть
котлован , строителей поджидал "сюрприз" - в безводной степи они
обнаружили подземный резервуар с водой , сильно затруднивший
строительство. Если бы не изобретательность и героический труд
строителей ,то старт не успели бы закончить к сроку и тогда еще
неизвестно , чей спутник был бы первым.
В 1957 г. строительство космодрома завершилось , и начались
летные испытания новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 .
После трех неудачных попыток удалось наконец добиться устойчивого полета ракеты. Р-7 была сомой большой и мощной ракетой того
времени - ее взлетная масса составляла около 300 т. а в длину она
имела около 30м. "Семерка " была построена в ОКБ Королева , двигатели создавались под руководством Глушко , а система управления - под
руководством Пилюгина . Эта конструкция оказалась чемпионом долголетия в такой новой и быстро развивающейся отрасли , как космонавтика
- ракета "Союз" , по сей день доставляющая космонавтов на орбиту
, есть ни что иное , как усовершенствованная "семерка" с
добавленной третьей ступенью.
Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на лидирующие позиции в исследовании космоса . 4 октября 1957г. Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это был алюминиевый шар диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженный радиопередатчиком . Впервые созданный человеком аппарат достиг первой космической скорости . Это событие принято считать началом космической эры - эры практической космонавтики. Связь с первым спутником продолжалась 20 суток (на столько хватило заряда батарей) , после чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над землей , пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого эксперимента изучалась ионосфера земли и возможность установления связи с космическим аппаратом , а также (в ходе наблюдения за движением спутника) верхние слои атмосферы.
Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй ( трехступенчатым вариантом ракеты ), массой 508кг. (!) , запущенный к тому же на довольно высокую орбиту . На этом спутнике находился первый "космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность животного в космических условиях . Третий спутник имел массу 1327 кг. и был предназначен для исследования космического пространства и геофизических исследований . На спутнике впервые были установлены солнечные батареи.
Запуски первых спутников преследовали не только научные цели ,
но и призваны были продемонстрировать мощь наших баллистических
ракет .Возможности американских ракет в то время оставляли желать
лучшего - запущенный ракетой "Юпитер-С" в феврале 1958 г. спутник
"Эксплорер" имел массу всего лишь 14 кг.
В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7 , дополненная еще двумя
ступенями) впервые достигла второй космической скорости , и вывела
в космос станцию "Луна-1" , массой 1472кг. "Луна-1" , пройдя в 6
тыс. км. от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокруг
солнца . Связь со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км.
(рекорд для того времени). В сентябре того же года станция "Луна-2" достигла поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный человеком аппарат достиг поверхности иного небесного тела . Кстати ,
Годдард еще в 20-ых г.г. собирался "послать снаряд на Луну" , но
тогда этот проект справедливо вызвал скептические замечания ученых.
Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке и носили скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако в октябре того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась станция "Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луны и передала на землю снимки лунной поверхности , в том числе ее обратной стороны , невидимой с Земли.
Пилотируемые полеты
Запуски первых спутников и "лунников" , безусловно , произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектным событием , и наши космические "фирмы " приступили к проектированию первого пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже работали над подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил перегнать Америку во всем.
Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором человек мог несколько суток находится в космосе , а затем благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет отдавался скорости разработки и надежности , а не совершенству технических решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительно просто , но надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" не потерпел аварии).
Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем теплоизоляции (с большим запасом ) , к которому при помощи двух металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шара была выбрана потому , что его поведение при входе в атмосферу было хорошо изучено , а на аэродинамические исследования других форм не было времени . Система посадки была также довольно проста - сопло тормозного двигателя наводилось строго на Солнце , двигатель включался и аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал один единственный пиропатрон , разрывавший металлические ленты и отделявшие приборный отсек , и "шарик" совершал аэродинамическое торможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было , и поэтому на высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобы тормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска выбирался так , чтобы солнце занимало в это время соответствующее положение относительно корабля. Запасного двигателя не было , и поэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту , чтобы через неделю - две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы.
Первые корабли этой серии были беспилотными . На них
отрабатывался сход с орбиты , а также изучалось поведение
подопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слетали
Белка и Стрелка . Два других "собачьих " экипажа , вследствие
неисправностей систем посадки , на землю вернуть не удалось.
Корабли следующей серии предназначались уже для человека , но в
первых двух полетах их пассажирами был манекен и подопытные
собаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего
с орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Эти
радиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей , что дало повод
для слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос
, предпринятых в СССР еще до полета Гагарина.
В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погибли десятки человек , в том числе члены государственной комиссии во главе с маршалом Неделиным (официально было объявлено , что он погиб в автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцы обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный полет , но первым человеком в космосе стал бы все же американец).
Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток"
Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно
вернулся на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , как
сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , и
если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через
10 дней , как предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системы
жизнеобеспечения рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигатель
сработал нормально и корабль устремился к Земле , но один из
разъемов , соединявших спускаемый аппарат с приборным отсеком не
разошелся , и отсек волочился за спускаемым аппаратом пока
злосчастный провод не сгорел в атмосфере.
На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , что пилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться до приземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , если космонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - об этом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся на спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда от того , что по правилам Международной авиационной федерации рекорд фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был , безусловно , рекордным), когда пилот в момент посадки находился в летательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно сказано что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.
Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя
почти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.
Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в
Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет
Г.С.Титова , который продолжался более суток. В ходе этого полета
выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой
болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас известно , что эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости , но тогда это вызвало
большие опасения и были разработаны специальные методы тренировки
вестибулярного аппарата космонавтов.
В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля
"Восток-3" , пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже
"Восток-4" пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшом
удалении так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение
космонавта в кабине во время полета было передано по центральному
телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток
соответственно.
В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждая
кухарка у нас не только умеет управлять государством , но и
космическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов были
набраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет
бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель
В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским ,
находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5".
После трехдневного группового полета космонавты благополучно
приземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной-
космонавтом.
В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф.
Кеннеди объявил национальную программу , целью которой была высадка астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой цели
должен был стать проект "Джеммини" , предусматривавший запуск
кораблей с экипажами из двух человек , и отработку ими таких
мероприятий , как выход в открытый космос , стыковка и расстыковка ,
14-суточное пребывание людей в космосе , необходимых для лунных
миссий.
Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующие позиции в освоении космоса ( или хотя бы видимость лидерства) , необходимо было также разрабатывать принципиально новый многоместный корабль . Но полеты "Джеммини" предполагались уже в !965г . и наш новый корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогда в полет решено было отправить модернизированный "Восток" , рассчитанный на экипаж из трех человек.
В октябре !964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на базе все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход" , на
котором впервые в мире находилось сразу три космонавта : командир
В.М.Комаров , космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров.
Впервые космонавты летели без скафандров (иначе , наверное , и не
поместились бы в тесную кабину) , на корабле появился резервный
тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих было бы проблематично ) Пробыв в космосе сутки корабль
благополучно приземлился . Примечательно, что в тот год наблюдалось
некое затишье - это был единственный пилотируемый полет (с обоих
сторон ).
В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим и
А.А.Леоновым на борту . На корабле была оборудована раздвижная
шлюзовая камера для выхода в открытый космос , который и был
успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12
мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. При
возвращении в корабль , правда , возникли проблемы - скафандр
раздуло от внутреннего давления о он не пролезал в люк , к
счастью космонавт догадался сбросить давление и благополучно
вернулся в корабль. При возвращении на Землю также возникла
непредвиденная ситуация - вышла из строя автоматическая система
управления посадкой и космонавты впервые на ручном управлении.
Спуск прошел успешно , но корабль опустился не в заданном районе
, и экипаж долго не могли найти . Таким образом с выходом в
открытый космос мы опередили амереканцев , но затем американцы в
1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по программе
"Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой космонавтике
(в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около 500 ч. ,
в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в открытом
космосе , все эксперименты , планировавшиеся программой "Джеммини" были успешно выполнены ) .
Наш ответ последовал лишь в !967г. - 23 апреля в космос
отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению , старта нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев -
в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет.
"Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков
: приборного , в котором находился двигатель и запас горючего для
маневрирования и посадки ; спускаемого аппарата , в котором экипаж
находился при старте , и в котором возвращался на землю ; и
орбитального отсек , который был предназначен для поведения
различных экспериментов в космосе и при необходимости мог служить
шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабжен
системой стыковки , которая позволяла составлять из двух "Союзов"
орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоении
космоса должно было стать создание долговременной пилотируемой
орбитальной станции . Для исследований в этом направлении и были
предназначены корабли серии "Союз".
Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией -
во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и
спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о
землю . Комаров стал первым космонавтом , погибшем в полете .
Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся
лишь полтора года спустя . Своеобразным утешение для нас могло
служить то , что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не
клеелись - в том же году во время наземных испытаний возник пожар на корабле и погибло трое астронавтов :В.Гриссом ,Э.Уайт , Р.Чаффи .
После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущен ряд беспилотных кораблей , а затем беспилотный "Союз - 2" , а трое суток спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым . (Следует отметить , что с тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в беспилотном варианте.) . На орбите космонавт осуществлял сближение с беспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое суток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился , а два дня спустя благополучно сел и Береговой .
В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома
Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и
"Союз-5"(Б.В.Волынов , А.С. Елисеев , Е.В. Хрунов). На орбите корабли
состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз
будущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих пор
удерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершили
переход из корабля в корабль , правда довольно странным образом -
через открытый космос . В официальных документах сказано , что так и планировалось , но у меня по этому поводу большие сомнения ,
возможно такое решение было принято из-за того , что не была
обеспечена герметичность перехода .
В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех
кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и
"Союз-8" , которые совершили совместный полет , взаимные
маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены
эксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе.
Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток , а для серьезной работы на орбитальных станциях ( и , в перспективе , для
межпланетных полетов ), требовалось гораздо больше . Работы по
продлению сроков полета уже велись , так , был запущен биоспутник
с двумя собаками на борту , которые провели в космосе 22 дня ,
проводилась серия наземных экспериментов по моделированию
невесомости . В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет -
А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и
благополучно вернулись на землю . Сейчас это звучит смешно , но
тогда их называли "космическими долгожителями" , ведь влияние
невесомости на организм человека было еще плохо изучено и такой
полет требовал изрядной доли мужества.
Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемой космонавтики , приведших в скором времени к созданию первых орбитальных станций ( о них позже) , а посмотрим на один малоизвестный ( до последнего времени ) , но интереснейший эпизод нашей космической истории.
Лунная гонка
Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых
г.г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене.
Сначала приступили к проектированию облетного корабля , которое
велось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект
"королевцев" предусматривал вывод частей корабля на околоземную
орбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и
полетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чего
необходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель
"Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проект
облета Луны , а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднее
руководство обеими программами сосредоточили в ОКБ Королева .
Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон" и разгонного блока , которые выводили на облетную траекторию
корабль , сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для
уменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системы
сближения и стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будут
находится в спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в
сидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителей
Луны .
Корабли предназначенные для высадки должны были выводится на орбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей ракеты составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделать минимальным - 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек понадобилась система , массой 135 т.).Это было довольно рискованно т.к. на Луну высаживался всего один космонавт , и в случае возникновения "нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут смертельно опасным могло стать даже случайное падение на спину - в громоздком скафандре человек не мог подняться без посторонней помощи ) . Лунный корабль , получивший обозначение Л3 , предполагалось построить на базе "Союза" .
Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различные
проекты , американцы уже приступили к изготовлению и испытанию
опытных образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадки
на Луну была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате
мы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на максимальное использование уже существующих агрегатов , это
конечно ускоряло сроки постройки и испытаний , но и утежеляло
носитель и корабль . Так , двигателей нужной мощности у нас тогда
выпускать не могли , а технологическое переоснащение производства
заняло бы слишком много времени . В результате в первой ступени Н-
1 было помещено 30 двигателей , что не способствовало ни снижению массы системы . Из-за подобных издержек Н-1 , имел почти такую же
стартовую массу , как американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750
и 2800 т. соответственно) , имея грузоподъемность 97 т. против 135 т. у "Сатурна". (Кстати , ракета "Сатурна-5" была построена под
руководством ... Вернера фон Брауна - создателя Фау-2 ).
Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,
возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным
"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считал
необходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород и
водород , дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал ,
что необходимо использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водород
имеет слишком маленькую плотность , и потребует слишком больших
топливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты , и такая система могла нанести огромный урон окружающей
среде. В результате всех этих споров Глушко отказался делать
двигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова ,
разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели . В
результате двигатели были сделаны , но потеряно много времени (не
будем забывать , что шла настоящая гонка) . В самый разгар работ
по лунному носителю и кораблям умер С.П.Королев , что также не
могло не сказаться на ходе работ.
Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании
"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника
кораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-
8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны
и программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был
потерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев с
высадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту не
сворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников.
Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и
были неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5
месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула на
стартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На ее
восстановление понадобилось много времени , и следующий старт
состоялся только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре
1972г. - запуск наконец состоялся но на 107 секунде из-за
неисправности полет пришлось прекратить.
К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадка на Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена и наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными . Но после неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегося катастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалось оправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работы были заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Три готовые ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отряд космонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытым музеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основная часть техдокументации к проекту.
Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторон
рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская
экспедиция , а как своего рода спортивное мероприятие , призванное
еще раз продемонстрировать высокий научно-технический потенциал
державы. Почему нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась и
недооценка соперника : после наших громких достижений (первый спутник
, первый человек в космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наши
ракетно-космические "фирмы" позволили себе долго раскачиваться и
спорить друг с другом , тогда как американцы резко "пошли в отрыв"
и опередили нас. К концу 60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику
- реформа Косыгина благополучно заглохла и экономика страны
фактически уже тогда находилась в кризисе ( который ярко проявился
во время перестройки) , и существовала в основном за счет продажи
за границу нефти , газа , леса и других природных ресурсов. Экспедиция на Луну оказалась слишком дорогим удовольствием (американцы
потратили на свою программу более 25 млрд.$) ,которое наша страна
уже не могла потянуть ( если вспомнить проходившие в то время
дорогостоящие "стройки века").
После высадки на Луну американцев официально было объявлено , что у нас другая программа исследования космоса - с помощью автоматических аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли наши автоматы в исследовании других планет.
Автоматы исследуют планеты
Луна
После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны
космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы
были брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-
ых годов начались работы по созданию аппарата , способного совершить мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна
за другой пять станций , но осуществить посадку не удалось -
аппараты разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно
осуществить т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется
ювелирной работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну наконец осуществила станция
"Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности
. Вопреки ожиданиям ученых , считавших , что Луна покрыта пылью ,
грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять
месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,
гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в
области полетов автоматов. В том же году был запущен первый
искусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из
которых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну.
В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб грунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их американских коллег они появились после успешных полетов астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24" также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и морского района соответственно. В 1974г. были запущены также два искусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые провели длительные исследования Луны и околоземного пространства.
Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны
безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов.
В ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только
без возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны
шестиколесный "Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый
оператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км .
Он передал на землю отличные телеизображения и результаты
изучения физических свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией
"Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", который
провел аналогичные исследования в другом районе Луны .
Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были созданы в КБ , которым руководил талантливый конструктор и организатор Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин , не подвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых..
Марс
Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в.
когда были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о
существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили
, что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего
столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении
спутников Марса , поскольку особенности их движения и расчеты
показывали , что марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты ,
как оказалось позднее , были ошибочными) .
Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в
1962г. - это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195
тыс.км. от планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до
этого).Но планомерные исследования красной планеты начались только в
70-ые г.г. , когда появились достаточно мощные ракеты носители и
совершенная автоматика.
В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции
"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных
спутников планеты . К этому моменту там уже кружился американский
аппарат "Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса .
Дело в том что наш аппарат , который должен был стать
искусственным спутником марса , и который "Маринер" не смог бы
обогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на
траекторию полета к планете , и более легкий американский аппарат
обогнал по дороге наши станции.
"Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-
3" отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории
посадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать
"картинку" с поверхности , но , по до сих пор невыясненной
причине , сигнал с поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом
наших исследователей преследовало просто фатальное невезение .
Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и
передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них
ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К
тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из
строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато
наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты
в инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне
радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в
200 раз меньше земного ) у поверхности планеты.
В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу были хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли из-за ограничений по массе. Тогда было принято решение использовать две станции вместо одной - "чистый" спутник и станцию , которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и летела бы дальше не тормозясь у планеты . Для надежности таких пар следовало запустить две.
Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти
невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну
целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется ,
что в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций
чрез год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя
.Да , подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было
нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать
американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить
изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -
ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и
успеют передать на Землю ценную информацию.
В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и
"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая
космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель
и станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше
расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу
планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и
определил ее химический состав. Незадолго до посадки связь с
аппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от
станции но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким образом программа полета в основном выполнена не была.
После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу
наступил длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем ,
что велась интенсивная разработка проекта доставки на землю
марсианского грунта.
Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а
нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на
разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных"
КБ. Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка в работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли к выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне
развития техники практически нереально , и его закрыли.
В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу -
программа "Фобос". Аппараты должны были исследовать с
околомарсианской орбиты планету и ее спутники. Впервые предполагалась доставка исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была
бы не просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка
на астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению ,
этот проект стал продолжением наших марсианских неудач.
Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа
, которая должна была включить один научный прибор . Но в
составлявший ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на
станции была отключена система ориентации . Солнечные батареи
отвернулись от Солнца , аккумуляторы разрядились и связь с
аппаратом была потеряна. Вторая станция успешно дошла до цели и
вышла на орбиту спутника Марса . Путем хитроумных баллистических
маневров станция подошла к Фобосу и по его фотографиям начали
выбирать район сближения . Неожиданно станция не вышла на
очередной сеанс связи , после напряженной работы удалось поймать
сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что послужило причиной
потери связи со станцией буквально "на ровном месте " , остается загадкой.
Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка запуска станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не вышла на траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.
Венера
При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился
полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования
Венеры , сведения о которых до полетов космических станций вообще
были очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом
облаков , под которое не могут заглянуть никакие телескопы.
Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в
начале 1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции
входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г.
возле Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая
планету , а станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый
аппарат , который разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-
4" доставила к планете спускаемый аппарат , рассчитанный на давление в 10 атм.. Он спускался до высоты , где давление достигало 18 атм.
, а затем разрушился . Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и
"Венера 6" также не достигли поверхности планеты , будучи
раздавлены в атмосфере , хотя были рассчитаны на 25 атм.
В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23 мин. Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а температура - около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая посадка в плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений но трудности по обеспечению работы аппаратов в поистине адских условиях делают исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что если бы конструкторы с самого начала знали , с какими условиями они столкнутся , то они не взялись бы за это дело.
В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность
планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты
станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР
М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить
изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить
условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.
спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на
Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской
поверхности .
Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные
изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к
утренней звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" ,
спускаемые аппараты благополучно достигли поверхности , но
произвести съемку не удалось - не сбросились защитные крышки
фотокамер . Не удалось произвести и анализ грунта - не сработал
грунтозаборник . Конструкцию усовершенствовали и в 1981г. станции
"Венера - 13" и "Венера -14" успешно выполнили программу - исследовали образцы грунта и передали на землю цветные фотографии Венеры.
В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера
-15" и "Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование ,
что позволило создать довольно подробные карты северного полушария
планеты .
В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором
приняли участие , помимо советских ученых , ученые из франции и
других стран . В следующем году посадочные аппараты станций
осуществили исследование атмосферы планеты и взяли пробы грунта.
Помимо спускаемых аппаратов на Венеру были впервые доставлены
аэростаты , которые дрейфовали в атмосфере на высоте около 50км и
изучали атмосферу планеты . Изготовить эти воздушные шары было
непросто , если учесть , что облака Венеры состоят из
концентрированной серной кислоты !
После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1" и "Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с кометой Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли на расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и передали на землю его цветное изображение - оно оказалось бесформенным куском льда , и провели исследования в различных диопазонах длин волн.
Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с
Марсом . Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень
преуспели в исследовании этой планеты - они ограничились в основном исследованиями с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому
соревнования у нас с ними здесь не было и политики не
вмешивались в осуществление программ , которые строились в основном
следуя запросам ученых , желавших исследовать утреннюю звезду чтобы
лучше понять механизмы формирования и эволюции нашей Земли и всей
Солнечной системы.
Орбитальные станции
Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути освоения космоса должно было стать создание на орбите большого орбитального комплекса , на котором можно било бы проводить различные долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав , но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь.
В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире
долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный
аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон"
.Через несколько суток была произведена стыковка со станций
корабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались
- этот полет был испытательным для проверки систем сближения и
стыковки и продлился всего сутки.
Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со
станцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и
В.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . После
расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на
станции и провели различные эксперименты ( в основном биологические).
На станции находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма
- телескоп "Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1".
Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгого
пребывания в невесомости космонавты каждый день занимались
физическими упражнениями на специальных тренажерах . Одним словом ,
первая экспедиция на "Салют" стала прообразом современных (и
будущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе.
К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано
в сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила
экипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была
самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики
. Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого
аппарата - тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и
космонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофы
старт , стыковка и расстыковка со станцией , посадка выполняются
космонавтами только в аварийных скафандрах .
Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его борту было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня
. В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из
космоса . В том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и биологические эксперименты , начатые на станции "Салют".
В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций -
через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция
"Салют-3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался
"Союз-14" с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту .
Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико-
биологические эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных
диапазонах длин волн.
Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте " был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили научные исследования , а также ели , спали и занимались физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека , соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из- за малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще вернутся.
Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС скромно умолчал.
Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны были ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном в конце 1974г.
Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г.
Экипаж "Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в
космосе более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В
ходе полета изучалось воздействие невесомости на организм
человека . Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы
, не дающие ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр ,
позволяющий "держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо
этого изучались рост и развитие в невесомости простейших организмов
, многострадальных дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были проведены также исследования вселенной в рентгеновском и
инфракрасном диапазонах , невозможные с земли , исследования солнца с помощью специального телескопа и спектрометров , а также
зондирование верхних слоев земной атмосферы.
В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и
В.И .Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был
фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во
время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты ,
так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а
также астрофизические исследования . О достижениях нашей космической
медицины красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий
день после полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда
как за 5 лет до этого возвращение на землю после 18 суточного
полета Севастьянов и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких пресс-конференциях не могло быть и речи ). Космическая медицина до
сего дня остается одной из передовых областей науки , в которой
наша страна "впереди планеты всей".
Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная
в июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49
суточная - Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная -
В.В.Горбатко и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были
продолжены биологические , астро- и геофизические исследования ,
начатые в предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также
большую работу по съемке из космоса поверхности земли ( одно из
наиболее "доходных" практических применений космонавтики в наше
время) и эксперименты по выращиванию кристаллов в невесомости (
сулящее большие доходы).На станции "Салют-5" впервые была применена
гироскопическая система управления ориентацией станции .
На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что человек без ущерба для здоровья может длительное время находится в космосе. В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная станция нового поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных узла , что позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции посещения , а также пристыковывать к станции транспортные корабли . Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим - порядка нескольких лет( станции первого поколения летали максимум год ) .
На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5
основных экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода
), 74 суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35"
(Л.И.Попов , В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз
причаливал транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на базе "Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения (
продолжительностью от 3 до 12 суток).В том числе были
осуществлены полеты по программе "Интеркосмос" космонавтов из
Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии ,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В
ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на орбите был собран комплекс
, состоящий из орбитальной станции и двух кораблей , и пилотируемый
четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в новом скафандре "Орлан" , перестыковка кораблей с одного узла на другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов и В.В.Рюмин после почти
полугодового пребывания в космосе возвратились на другом корабле -
"Союзе-34" , прибывшем с Земли в автоматическом режиме. В ходе
полета советско-болгарского экипажа (Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов)
стыковку со станцией выполнить не удалось из-за отказа главного
двигателя корабля. Космонавтам , однако , удалось благополучно сесть
используя запасной двигатель , чем еще раз подтвердилась высокая
надежность корабля "Союз". Из научных экспериментов следует отметить
работу первого космического радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на
станцию "Прогрессом-7" . Использование космических радиотелескопов
сулит астрономам много открытий но до сих пор эти исследования
ведутся не очень активно : из крупных инструментов мне известен
помимо КРТ-10 лишь спутник "Астрон" (работавший в 80-ых гг.) .
В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" - модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех
человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может
показаться странным , что в то время , как американцы работали над гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли
усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на
одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого -
ведь корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно
надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все
экипажи благополучно достигали родной планеты. ( действительно ,
система "Союз" является пожалуй самой безопасной из когда-либо
созданных пилотируемых систем - это показал его двадцатипятилетний
опыт "безаварийной " эксплуатации , недаром , в качестве аварийного
спасательного средства для новой станции "Альфа" предусмотрен именно
"Союз-ТМ").
"Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией.
"Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом
варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со
станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной
экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза-
Т3" (Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили
ремонтные работы в космосе , позволившие продлить срок работы
станции и провести на ней еще одну длительную экспедицию.
В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по
конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4
длительные экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые полеты уже стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том
числе советско-французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на
солнце и ее аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и
В.Савиных , причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью
реанимировать комплекс - эта операция по вводу в строй практически полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет
аналогов.
В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил корабль "Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких месяцев работы на "Мире " космонавты совершили межорбитальный перелет и причалили к "Салюту-7", где продолжили исследования , не завершенные из-за болезни командира предыдущего экипажа , после чего возвратились на "Мир" . После этого "Салют-7" был законсервирован , и переведен на более высокую орбиту , на которой должен был находится до 2000г. , однако вследствие увеличения активности Солнца воздух в верхних слоях атмосферы поднялся выше и стал тормозить движение станции сильнее , чем предполагалось , вследствие чего уже в 1992г. станция упала на Землю в районе Анд (причем она не полностью разрушилась в атмосфере и ее обломок был найден в нескольких десятках километрах от Буэнос-Айреса ) .
В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но эта история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом остановится и подвести кое-какие итоги.
Эпилог
Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой
стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом
развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это
понятие не относится. Именно в это время были проведены
крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные
орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила
уникальный опыт , который будет использоваться и в следующем
веке . Именно в это время были заложены основы для практического
применения космонавтики : космические снимки широко используют ныне
метеорологи , геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о военных) , нет нужды доказывать необходимость спутников связи ,
навигационных спутников , очень перспективным остается выращивание в
космосе сверхчистых кристаллов для электроники .
Помимо этих очевидных практических выгод исследования ,
проводимые на спутниках и орбитальных комплексах , исследования
других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной
, о Солнечной системе , о нашей собственной планете , понять наше
место в этом мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение
Космоса для наших чисто практических нужд , но и фундаментальные
исследования на космических обсерваториях , и исследования планет
нашей Солнечной системы .
Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться силами только одного , даже очень экономически мощного
государства , поэтому международное сотрудничество в них просто
необходимо. Я намеренно не написал в этой работе о программах
"Союз" - "Аполлон" , "Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного
разговора . Это история уже не просто советской космонавтики , а
космонавтики Земной , ставшей общенациональной.
Литература
“Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва
“Известия” 1981г.
“Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” (
хроника) , Москва “Известия” 1981г.
С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль”
1988г.
Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение”
1989г.
“Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” (
творческий портрет по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987
г.
И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва
“Детская Литература” , 1957г.
Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская
Литература” , 1990г.
а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia”
Журнальные статьи :
Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2
В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”,
1990г. - 8
С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” ,
1993г.- 5
С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника
молодежи” , 1993г.- 4
И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне”
//“Техника молодежи” , 1992г.-8
ё
[pic]