Введение:
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности.
Основным показателем работы торговых предприятий является розничный
товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения
товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля-
реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля подразделяется по формам собственности на
государственную, коллективную, совместную, частную, смешанную.
Магазин №8 АОЗТ «Рассвет» это Акционерное общество закрытого типа, создано
19.07.1993 года тремя учредителями: ТОО «Сидора», ЗАО «Апачинское», Комитет
по имуществу г. Петропавловска- Камчатского, который с 10.06.96 года на
основании п.3 Гражданского кодекса РФ и статьи 10 п.1 Закона «Об
Акционерных обществах» выведен из состава учредителей.
АОЗТ «Рассвет»- гастроном с обычной формой торговли, с универсальным
ассортиментом продаваемых товаров. Общая площадь магазина- 858 квадратных
метров, торговая площадь- 332 квадратных метров. Уставной капитал
составляет 100000 тысяч рублей. Среднесписочная численность работников на
01 января 1997 года составляет 51 человек. Деятельность АОЗТ «Рассвет»
регламентируется Уставом. Основной вид деятельности - торговая (реализация
товаров населению).
Учет товарных операций этого предприятия регламентируется как общими
нормативными документами по организации бухгалтерского учета, так и
специальными, отражающими особенности сферы торговли: n Правила продажи отдельных видов продовольственных и не продовольственных товаров (утверждены Правительством РФ от 08.10.93 г. №995); n О нормах естественной убыли на продовольственные товары (приказ
Минторга РФ от 21.05.87 г. №085); n Основные положения по учету тары на предприятиях и в организациях
(утверждены МФ СССР от 30.09.85 г. №166); n О защите прав потребителей (закон РФ от 07.02.92 г. №2300-1 с изменениями от 02.06.93 г.); n О формировании свободных (рыночных) розничных цен (утвержден
Госкомцен РФ от 24.09.93 г. № 01-17/1199-23).
Бухгалтерский учет на розничном торговом предприятии должен обеспечить: n контроль за выполнением плана розничного товарооборота, подготовку информации, необходимой для управления всеми службами предприятия; n проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарно- тарных операций, своевременное и полное их отражение в учете; n организацию материальной ответственности за товары и тару; n контроль за правильностью списания товарных потерь; n контроль за соблюдением правил проведения инвентаризаций, своевременное выявление и отражение в учете их результатов.
Основные задачи учета поступления товаров и выполнением договоров поставок: n контроль за выполнением плана поступления товаров в целом, а также по источникам поступления; n контроль выполнения договорных обязательств поставщиками по количеству (объему), ассортименту, качеству, срокам поставок товаров; n контроль за правильным определением количества, качества, цен, стоимости товаров, поступивших в магазин, за своевременным и качественным оформлением документов на поступившие товары. От этого зависит обоснование и своевременное предъявление претензий поставщику или транспортным организациям за недопоставку товаров, за понижение их качества по сравнению с указанным в документах поставщика; n контроль за своевременным и полным оприходованием поступивших товаров материально- ответственными лицами, что является важным условием обеспечения сохранности товарно- материальных ценностей; n контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с поставщиками за поступившие и оприходованные товары.
Основной составной частью розничного товарооборота является продажа товаров
населению за наличный расчет, а объем реализации определяется выручкой за
проданные товары. На предприятии розничной торговли одной из важнейших
частей учета является учет товаров и тары.
1. Учет поступления товаров и тары.
Поступление материальных ценностей от поставщиков производится на основании
заключенных между покупателями и поставщиками хозяйственных договоров
(Прил. 1). В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями,
оговариваются: виды поставляемых товарно- материальных ценностей ,
коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели
товарно- материальных ценностей, сроки исполнения договора, порядок
расчетов (условия платежей), а также ответственность сторон за ненадлежащее
исполнение договора.
Приобретение товарно- материальных ценностей на стороне может
осуществляться двумя вариантами. При первом варианте для приобретения
товарно- материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего
поверенного. Ему выдают подотчет наличные деньги с правами получения
товаров и немедленной оплаты за них, либо доверенность по которой можно
получить товарно- материальные ценности, в счет договоренности, имеющей
место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма
с визой руководителя поставщика (независимо оплачены товарно- материальные
ценности предварительно или нет). Доставка товаров в таких случаях
осуществляется самовывозом, независимо от географического расположения
покупателя и поставщика. При втором варианте (отдаленность поставщика от
получателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник -
транспортное предприятие или непосредственно поставщик.
Каждая хозяйственная операция, в том числе поступление товаров, должна быть
оформлена документально. В соответствии с пунктом 7 Положения о
бухгалтерском учете и отчетности любой документ должен иметь следующие
основные реквизиты: n наименование документа (форма); n код формы; n дата составления; n содержание хозяйственной операции; n измерители (в количественном и стоймостном выражении); n наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления; n личные подписи и их расшифровка.
Также могут быть включены дополнительные реквизиты. Документы составляются
в момент совершения операции, а если это невозможно непосредственно после
окончания операции.
Для получения товаров и тары от поставщиков представителю предприятия
(экспедитору) выдается доверенность (форма № М-2) (прил. 2). Все
доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале.
Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо
с указанием срока действия и наименований ценностей, предполагаемых к
получению. На доверенности необходима роспись экспедитора, которая должна
быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска
печати предприятия. По доверенности представитель предприятия может
получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно
отгрузочных документов.
Основными документами, на основании которых поступают товары, являются
счета- фактуры, товарно-транспортные накладные и торгово - закупочные акты.
Товарно- транспортные накладные выписываются при поставке товаров
автомобильным транспортом (прил.3), в остальных случаях выписываются счета-
фактуры. Счета- фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок .
Счета- фактуры (прил. 4) составляются предприятием поставщиком на имя
предприятия покупателя в двух экземплярах, первый из которых не позднее
десяти дней с даты отгрузки товаров или предоплаты (аванса) представляется
поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм по налогу
на добавленную стоимость. Второй экземпляр счет - фактуры (копия) остается
у поставщика для отражения в книге продаж.
В счет - фактуре должны быть указаны: n порядковый номер счет - фактуры; n наименование и регистрационный номер поставщика товаров; n наименование получателя товаров; n стоимость (цена) товаров; n сумма налога на добавленную стоимость; n дата предоставления счет - фактуры;
Счет- фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером
поставщика, а также лицом ответственным за отпуск товаров и скрепляется
печатью организации.
В счет - фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяют
подписью руководителя и печатью предприятия поставщика с указанием даты
исправления.
Получаемые и выдаваемые счета- фактуры хранятся раздельно в журнале учета
счетов- фактур в течение полных пяти лет с даты их получения. Они должны
быть подшиты и пронумерованы.
Покупатели товаров ведут журнал учета полученных от поставщика счетов- фактур и книгу покупок . Книга покупок предназначена для регистрации счетов- фактур в целях определения сумм налога на добавленную стоимость. Счета- фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретенных товаров. Книга покупок должна быть прошнурована, ее страницы прошнуровывают и скрепляют печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга покупок хранится у покупателя в течение полных пяти лет с даты последней записи.
В зависимости от особенности товаров к товарно- транспортным накладным или счетам- фактурам могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов).
Закупка товаров у на селения оформляется закупочными актами (прил.4). В
АОЗТ «Рассвет» закупка товаров у населения также оформляется товарно-
транспортными накладными и счет- фактурами (прил. 5 ).
Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на
склад своего предприятия. При доставке грузов автотранспортом водитель
автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом передает
материально ответственному лицу один экземпляр товарно- транспортной
накладной.
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную
материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за
невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и
за необоснованный отказ.
При продвижении товаров от поставщиков до покупателей возникают
транспортные расходы и проблема их оплаты. Транспортные расходы могут
оплачиваться: n поставщиком; n покупателем; n часть расходов оплачивает поставщик, часть- покупатель.
Порядок распределения транспортных расходов между поставщиком и
покупателем определяется, по согласованию сторон, в договоре поставки.
Транспортные расходы относятся на издержки обращения.
В зависимости от условий договора поставки товары могут оплачиваться после или до их получения покупателем.
Бухгалтерия торгового предприятия должна контролировать полноту и
своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты. Контроль
должен начинаться с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше
оплаты- с момента их фактического поступления. Сущность контроля
заключается в сопоставлении двух показателей: n Х - сумма, уплаченная поставщику за товары и тару; n У - стоимость по покупной цене товаров и тары, полученной от поставщиков и оприходованной материально ответственным лицом.
Х определяется на основании документов, приложение к выписке банка из
расчетного счета или отчет кассира, а У на основании сопроводительных
документов, приложенных к отчету материально ответственного лица. Это
сопоставление может предусматривать пять ситуаций:
1. Товары получены и полностью оплачены.
2. Переплата денег.
3. Недоплата денег.
4. Товары поступили, но не оплачены.
5. Товары оплачены, но не получены.
Если Х=У, то партия товаров оплачена и оприходована по одинаковой
стоимости, то есть правильно.
Если Х (У, то разница между ними при:
Х>У свидетельствует о переплате денег поставщику.
Х