ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Формы внешнеэкономической деятельности.
2. Формирование сбытовой политики предприятия в зависимости от спроса.
3. Контракт на импорт товаров.
1. ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда? какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды? какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Понятие международной торговли
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием
НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают
взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации
международной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех
межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно
исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового
производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым
создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле
происходят сбои, замедляется и развитие производствам
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах..
Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.
В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.
Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
Основные этапы в развитии мировой торговли
Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.
Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде
промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного
машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт
сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской
Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно
потребительского назначения.
В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из
них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и
глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания
Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру
международных экономических отношений. В послевоенный период мировая
торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом
колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были
преодолены.
В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.
Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает
«взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В
период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз.. По оценке
западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно
охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так,
среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х
гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта
(т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой
темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.
Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн и в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов.
Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового
экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись
в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное
оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине
90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.
На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:
1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
3) активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
6) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
7) получение политической независимости бывших колониальных стран.
Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность
динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами
на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою
очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы
даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и
других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере
международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала
выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к
ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг,
Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие
позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур,
Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала
первое место.
Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья,
продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой
рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов
роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой
заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его
переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили
рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны,
прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных
сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой
продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля
промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале
90-х годов составила 16.3%.
Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними
Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово- экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.
Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:
Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия,
Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия,
Люксембург, Нидерланды, Греция.
Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок»
являются объединением государств, которые стремятся к политическому и
экономическому единству при частичном отказе от своих национальных
суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих
Соединенных Штатов Европы.
В «Общий рынок» входят:
- Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году).
- Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в
1958 году).
Эти договоры были дополнены и расширены так называемыми Едиными
Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские
Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов «Общего
рынка».
«Общий рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером.
Численность населения стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов
человек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек).
С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:
- Совет министров - законодательный орган;
- Комиссия Европейских сообществ - исполнительный орган. Только
Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты
законов;
- Европейский парламент - контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
- Суд Европейских сообществ - высший судебный орган;
- Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;
- Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе
которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии
ЕС.
В своей работе Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общего рынка»:
- Экономического и социального совета;
- Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.
Существует организация «Общего рынка», насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.
Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.
Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов:
- Свободный торговый обмен (свободная торговля);
- Свободное передвижение граждан стран-членов;
- Свобода выбора места жительства;
- Свобода предоставления услуг;
- Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот
(трансферт капиталов);
Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилось создание
свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных
пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений.
Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к
третьим странам (таможенная уния).
Естественно, что это, уже ставшее походить на государство,
объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она появилась.
Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в
1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ
используется как расчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и
курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и
переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.
Внешнеторговая политика «Общего рынка» призвана в первую очередь
блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите
производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения
«лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые
на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и
«лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с
нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем
введения различных законодательных ограничений.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) -
США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия,
Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -
Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая
Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай,
Канада, США, Мексика, Чили.
5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана,
Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания,
Зимбабве.
7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот- д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК)
- Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово- экономических группировок друг с другом.
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении
препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные
экономические организации. Одна из основных организаций такого рода -
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ
был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря.
1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную
торговую организацию (ВТО).
ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%.
Виды мировой торговли
Оптовая торговля.
Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой
рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с
проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался
собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных
фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных
клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы
поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады.
Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции
фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи
производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы.
Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении
розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании,
при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи
нецелесообразны.
Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» -
когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких
«цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а
самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать
другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм.
Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» - контрактная форма
связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости
участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма
обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении
оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.
Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.
Организационная структура оптовой торговли Японии имеет свои отличия. Ее основу составляют торговые дома, обеспечивающие все стадии не только торговли, но и производства товаров. Они снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров и т.д. В Японии почти нет прямых связей производства с розничной торговлей и конечными потребителями. Преобладающим является обязательное посредничество оптовых фирм, главным образом, специализированных, выступающих торговыми представителями промышленных компаний.
Важный параметр в оптовой торговле - соотношение универсальных и
специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к
специализации (в специализированных фирмах производительность труда
значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет предметному
(товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых
оптовой фирмой) признаку.
Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.
Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.
Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать
товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар
при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой
ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что
разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1%
уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает
0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.
Товарные биржи.
Существует несколько основных видов товарных бирж:
1) Открытые - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны.
Деятельность таких бирж регламентируется слабо.
2) Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.
3) Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом..
В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются как правило одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.
Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.
Фьючерсные биржи
Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной.
Срочные (фьючерсные) биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.
Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу плюс соответствующая прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюктуры.
Основными признаками фьючерсной торговли являются:
- фиктивный характер сделок, то есть осуществление купли-продажи,
при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-
2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке
прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;
- преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование, а не через поставку товара);
- заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких- либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент (в случае поставки товара по фьючерсному контракту продавец имеет право поставить товар любого качества и происхождения, предусмотренных правилами биржи);
- полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара (например, 5 тысяч бушелей пшеницы или 1 тысяча баррелей нефти), места и сроков поставки;
- обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а между ними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой - специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.
Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон только в
отношении цены и ограниченная в выборе срока поставки товара; все же
остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих
в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют «рынком
цен» (то есть меновых стоимостей), в отличие от рынков товаров
(совокупности и единства), например бирж реального товара, где покупатель и
продавец могут согласовать между собой любые условия контракта.
Именно как рынок цен биржа соответствует требованиям, предъявляемым крупным производством на высшей ступени развития капитализма. Превращение биржи из рынка реального товара в своеобразный институт обслуживающий и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошло в результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевых товаров (но при сохранении конкуренции), возникновения и эволюции форм финансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний.
В последние годы по мере развития средств связи и электронной
вычислительной техники создаются электронные биржи. В частности на
Бермудских островах организована такая биржа, на которой кольцо или яму
заменил мощный компьютер, связанный терминальными устройствами брокеров,
находящихся в различных странах. Однако объем операций на этой бирже не
велик и особой популярностью электронная биржа не пользуется, хотя, на мой
взгляд, за ней большое будущее, во многом благодаря функции торговли в
ночное время.
Фондовые биржи
Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных
рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк,
Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами
производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое
время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь
брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это
получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами -
акциями и облигациями - существуют так называемые брокерские фирмы, или
маклерские конторы.
Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций - это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.
Ярмарки
Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретится с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.
Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна.
Так в Германии ярмарки, как правило, проводятся устроительными
обществами, для которых это основная их деятельность. Они принадлежат
государству или коммунам, независимы от участников и владеют территорией,
где проводятся ярмарки. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до
400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также
интенсивное сотрудничество между тремя сторонами - устроителями,
участниками и посетителями.
Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями. Почти все подобные территории и здания в Париже находятся в ведении или принадлежат торгово-промышленной палате, тогда как в провинции многие устроители располагают собственными возможностями для организации ярмарок и выставок. Но подавляющее большинство отраслевых и специализированных ярмарок проводится во французской столице.
В ярмарочном хозяйстве Италии также большое количество устроителей выставок, которые либо принадлежат промышленным объединениям, либо являются частными. Крупнейшей в Италии ярмарочной компании является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов марок. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя.
В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные,
действующие и за пределами страны, компании - «Рид» и «Бленхейм», годовой
оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако
значительная часть своего оборота они получают и за пределами
Великобритании, так что в самой стране ярмарки поводятся преимущественно
многочисленными небольшими частными компаниями. Выставочные территории в
большинстве случаев принадлежат коммунальным организациям.
По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов.
Мадридской ярмарке пророчат очень большое будущее (в масштабе всей
Европы). Эта ярмарка, оставив позади Барселонскую, вышла на первое место в
стране и сейчас располагает наилучшей ярмарочной инфраструктурой.
Руководство Мадридской ярмарки надеется выдвинуть ее на второе место после
ведущих германских ярмарок. Этому должны способствовать 20 зарубежных
представительств. Руководство намерено отбирать лучших участников, делая
упор не на количестве, а на качестве и считая, что в будущем наиболее
перспективными будут небольшие, но «хорошо обозримые» ярмарки.
Ярмарка в Утрехте - крупнейший и наиболее успешно действующий ярмарочный центр в странах Бенилюкса. Расположенный на пересечении важнейших транспортных путей Нидерландов. Он располагает 60 тысячами квадратных метров выставочной площади для ежегодного проведения 40 -50 отраслевых ярмарок, а так же 4 тысячами квадратных метров для торговли непродовольственными и потребительскими товарами. Ежегодно он принимает свыше 2,5 миллионов посетителей.
Копенгагенский выставочный центр Белла-сентрет с ежегодным числом посетителей, превышающим 700 тысяч, и более 30 мероприятиями в год является крупнейшим в Скандинавии выставочным и торговым центром, а также центром по проведению конференций. На площади 24 тысячи квадратных метров из общей площади 95 600 квадратных метров на двух этажах размещена постоянная выставка одежды, мебели, конторского оборудования, в которой представлена продукция ведущих скандинавских фирм. За короткое время посетитель может познакомиться с лучшими образцами того, что может предложить в этой области промышленность скандинавских стран. Есть специальная гостиница, в которой могут быть размещены офисы иностранных фирм.
Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. Среди
европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала
одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была
единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и
Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных
торговых центров Европы, в который производятся особенно большие
капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из
них: вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и
хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.
Мюнхенская ярмарка делает особый акцент на более полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте «смены декорации» на своей не столь большой территории.
Берлинская ярмарка весьма привлекательна для Польши, Венгрии,
Чехии, Словакии, балтийских и скандинавских стран, а также для России и
стран бывшего СССР. Для этих регионов она стала международным торговым
центром. Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. В таких
областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника, Берлинская
ярмарка занимает ведущие позиции на континенте. Быстро растет ее значение и
в таких отраслях ярмарок, как строительная, электротехническая,
автомобильная, авиакосмическая, а также ярмарки санитарной техники,
конторского оборудования, по водоснабжению и охране водоемов. В прошлом
году оборот ярмарки превысил 200 миллионов марок и имеет устойчивую
тенденцию к росту.
Валютные рынки.
Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 миллиардов
долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 миллиардов
долларов. Это означает что 90 процентов всех валютных сделок прямо не
связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками.
Все это происходит в течение суток.
Под торговлей иностранной валютой понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к марке ФРГ. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать.
Кроме банков и крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются всего-навсего посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Их фирмы - важное место для обмена всякого рода информацией. Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой.
Обмен информацией производится через сеть спутниковой и мониторной
связи, покрывающей весь земной шар. Мониторы установлены во всех банках,
участвующих в мировой торговле иностранной валютой. Они имеются также у
маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. Множество банков в
финансовых центрах мира вводят в память этой системы свои действующие курсы
и условия для купли и продажи валют и свои поставки. Каждый участвующий в
ней, набрав соответствующий код другого участника, может узнать его данные.
Помимо указанных, система передает и другие сведения, необходимые для
определения динамики курсов, например, платежный баланс ведущих стран,
мнение президентов девизных банков.
Банки-участники данной системы в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязаны заключать сделку по той информации, которая отображается на экране. Но если другие банки видят, что другой участник не готов с ними торговать, то рано или поздно прерывают с ним связь.
Заключение.
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.
Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.
Место внешней торговли в экономике России
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1995 г. составила около 1,5%, а в импорте - менее 1%.
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных свиней в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой
России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина
экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной
способности рубля к доллару, составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним
и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается
важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет
большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными
товарами.
2. ФОРМИРОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПРОСА
Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности
(спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.
Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, А при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.
Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности.
Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры
спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное
назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на
потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма
точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют
факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и
предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни
статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной
ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на
конкретный товар.
Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.
Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.
При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.
Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное
предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства.
Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:
— цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;
— цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;
— цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.
Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию,
поэтому в первую очередь определяются виды продукции, производство которых
будет пользоваться наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль.
Получение наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с
меньшими издержками. Известно, что значительную часть издержек составляют
затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на
производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции
необходимо выбрать те виды продукции, производство которых будет приносить
наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции. Для
этого предлагается решить задачу о планировании производства. Исходными
данными для решения задачи являются: виды продукции, которое может
выпускать данное производство, виды ресурсов, которыми располагает
предприятие и их запасы, удельный расход каждого вида ресурса на
производство каждого вида продукции, цена от реализации единицы продукции,
а также стоимость единицы каждого вида ресурса. В результате решения задачи
мы получим те виды продукции, которые необходимо производить и в каком
количестве, а также суммарную прибыль от реализации всей выпускаемой
продукции.
КОНТРАКТ на импорт товаров г. Москва дата
Фирма _____________________, Болгария (ВС), действующая в
соответствии с законами Болгарии, именуемая в дальнейшем "ПРОДАВЕЦ" с одной
стороны, и фирма _____________________________________, г.Киев,Украина,
действующая по законам Российской Федерации, именуемая в дальнейшем
"ПОКУПАТЕЛЬ" с другой стороны, заключили настоящий Контракт о
нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА
"ПРОДАВЕЦ" продал, а "ПОКУПАТЕЛЬ" купил на условиях - DDU г.Киев:
- лакоткань на капроне ЛКА (ЛКМ по ГОСТу);
- стеклоткань СА (Л СМ по ГОСТу);
- гетинакс марка Е, тип Нр2001 по ДИН 7735;
- текстолит марка К2, тип НdW 2082 по ДИН 7735; в количестве, ассортименте и по размерам, согласно Приложения №1, являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта.
2. ЦЕНА И ОБЩАЯ СУММА КОНТРАКТА
Цены за поставляемые товары по настоящему Контракту принимаются
-ООН г. Москва и указаны в Приложении №1 к настоящему Контракту в долларах
США (840) и не подлежат изменению на все время действия настоящего
Контракта. Общая сумма Контракта составляет - 50 190 долларов США
(Пятьдесят тысяч сто девяносто долл. США).
3. УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА
Платеж за поставляемый по настоящему Контракту товар производится в
долларах США (840). Оплата - безотзывный, подтвержденный аккредитив банка.
Аккредитив должен быть открыт на полную сумму Контракта в течении 15 дней с
даты извещения "ПРОДАВЦА" о готовности товара к отгрузке на срок - 40
календарных дней. Платеж за товар, по вышеуказанному аккредитиву, должен
быть произведен по получении банком следующих документов:
- счет(инвойс) - 3 экз!.. (1- оригинал, 2 - копия ),
- автонакладная, выписанная на имя грузополучателя: ____________ - 2 экз.
(1-оригинал, 1-копий),
- сертификат "ПРОДАВЦА" о качестве товаров - 2 экз. (копия),
- сертификат происхождения - 2 экз. (копия),
- отгрузочная спецификация - 3 экз. (1 - оригинал, 2 - копия).
Расходы банка "ПОКУПАТЕЛЯ" по открытию и ведению аккредитива несет
"ПОКУПАТЕЛЬ". Расходы банка "ПРОДАВЦА" несет "ПРОДАВЕЦ".
4. УСЛОВИЯПОСТАВКИ.
Поставка проданных по настоящему Контракту товаров должна быть
произведена в течении 30 дней после письменного подтверждения банком об
открытии аккредитива на имя "ПРОДАВЦА". В случае просрочки поставки товаров
"ПРОДАВЕЦ" обязан уплатить "ПОКУПАТЕЛЮ" штраф в размере 0,5 процента, от
контрактной стоимости за каждый день просрочки. Товар, являющийся предметом
настоящего Контракта транспортируется автомобильным транспортом по адресу -
Р.Ф., г. Москва, Севастопольский проспект, д.7 - / склад временного
хранения _________________________________ (лицензия
_______________________ г.) для ________________. В случае если просрочка в
поставке товаров превысит; 10 дней, "ПОКУПАТЕЛЬ" имеет право аннулировать
настоящий Контраст-. "ПРОДАВЕЦ" несет ответственность за убытки, связанные
с повреждением груза и/или отправкой его по неправильному адресу вследствие
неполноценной или неправильной маркировки.
5. КАЧЕСТВО, ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ
Качество поставляемых по настоящему Контракту товаров должно
соответствовать действующим стандартам в стране "ПРОДАВЦА". Товары
считаются сданными, "ПРОДАВЦОМ" и принятыми "ПОКУПАТЕЛЕМ"
- по качеству - в соответствии с сертификатом о качестве;
- по количеству - согласно отгрузочным документам.
Окончательная приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в РФ
по прибытию товаров на место назначения.
6. УПАКОВКА И МАРКИРОВКА
Упаковка должна обеспечить сохранность товара от повреждений при
транспортировке и разгрузке, при условии надлежащего обращения. Каждая
упаковка должна иметь четко нанесенную маркировку, несмываемой краской на
русском языке, включающую:
- Контракт №ВС/11572550/50597 от 08.04.97 г.
- продавец - _____________________
- номер места
- грузополучатель - _______________
- вес брутто/нетто.
7. ИЗВЕЩЕНИЕ ОБ ОТГРУЗКЕ
"ПРОДАВЕЦ" извещает "ПОКУПАТЕЛЯ" факсом о совершенной отгрузке в
течении 48 часов с момента отгрузки. В извещении указываются: номер
Контракта, номер и дата отгрузочного документа, количество мест, вес
брутто/нетто. Извещение об отгрузке высылается в г. Москву по следующему
факсу: (095) ___________.
Отгрузочные документы "ПРОДАВЕЦ" обязан направить "ПОКУПАТЕЛЮ" в течении 5 календарных дней после произведенной отгрузки, но в пределах действия аккредитива.
8.ПРЕТЕНЗИИ
При обнаружении по прибытии товара в пункт назначения
несоответствия его качества условиям настоящего Контракта или в случае
установления недостачи товара "ПОКУПАТЕЛЬ" имеет право предъявить претензию
к "ПРОДАВЦУ". Возможные претензии по отношению качества и количества товара
должны быть предъявлены в письменном виде и подтверждены актом,
составленным в месте назначения товара - г. Москва, Севастопольский
проспект, д.7 - склад временного хранения _____________________________
(лицензия №________________от 22.04.97 г.)- для _________________ или склад
___ с участием представителя "ПРОДАВЦА", или актом официальной контрольной
организации, либо компетентной незаинтересованной организации страны
"ПОКУПАТЕЛЯ". Претензии по количеству могут быть предъявлены в течение
одного месяца, с даты получения товара. Претензии по качеству могут быть
предъявлены в течение трех месяцев, с даты получения товара.
9. ФОРС-МАЖОР
В случае возникновения обстоятельств, вынуждающих одну из сторон
частично приостановить выполнение своих обязательств данному Контракту, а
именно: пожара, стихийных бедствий, войн или военных действий, блокады или
запрещения экспорта или импорта- сроки выполнения Контракта продлеваются
пропорционально времени действия вышеперечисленных обстоятельств. В случае,
если указанные обстоятельства будут действовать более 3-х месяцев, любая из
сторон имеет право отказаться от выполнения своих обязательств по данному
Контракту, и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права требовать
от другой стороны возмещения убытков, которые могут возникнуть. Сторона,
которая не в состоянии выполнить свои обязательства по Контракту должна
немедленно известить другую сторону о времени начала и окончания действия
обстоятельств, препятствующих выполнению Контракта. Надлежащим
доказательством наличия указанных выше обстоятельств будет служить справка,
выдаваемая Торговой Палатой.
10.АРБИТРАЖ
Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего
Контракта или в связи с ним, будут по возможности, разрешаться путем
переговоров. В случае, если стороны не придут к согласию, спор подлежит
рассмотрению в арбитражном суде при Болгарской торгово-промышленной палате.
Решения арбитражного суда окончательны для сторон, и они обязуются
выполнять их добровольно.
11. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
Все изменения и дополнения к настоящему Контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме, за подписями обеих сторон, после чего они становятся его неотъемлемой частью.
После подписания настоящего Контракта все предыдущие договоры и переписка по нему теряют силу.
Настоящий Контракт составлен на русском языке в 2-х экземплярах, по одному для каждой стороны.
Срок действия Контракта - с момента подписания его обеими сторонами до 30.06.97 г.
ПРОДАВЕЦ ПОКУПАТЕЛЬ
______________________________ ___________________________
______________________________ ___________________________
______________________________ ___________________________
______________________________ ___________________________
______________________________ ___________________________
______________________________ ___________________________
______________________________ ___________________________
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОГО ТИПА
_______________
№ _____ от ________ г
Руководителю КЭН 150МА ЕАО г-ну __________________
факс: (8-_______) _________
Обслуживающий наше предприятие банк АКБ "Контакт" г. Киев может
производить расчеты, .в том числе в аккредитивной форме напрямую с
UNITED BULGARIAN BANK INK
Просим направить свое согласие на выставление и подтверждение аккредитива в указанном банке или сделать уточнение по направленным Вами ранее-17.04.97г. реквизитам:
1. Авизующий банк
2. Подтверждающий банк ;
3. Исполняющий банк
4. Банк бенефициара
Данное считать неотъемлемой частью Контракта № ВО/II 572550/50597 от
08.04.97 г.
Заранее благодарю,
Подпись
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ к Контракту № _________________ от ________ между _______________ г. Киев (Украина) и фирмой ___________ г. Руссе (Болгария)
г. Киев «__»___________1999 г.
Стороны решили продлить действие Контракта № ВС/11572550/50597 от
08.04.97 г.:
• Срок действия Контракта - с момента подписания его обеими сторонами до
31.12.97 г.
Данное Соглашение является неотъемлемой частью Контракта |№
ВО/11572550/50597 от 08.04.97 г.
«ПОКУПАТЕЛЬ» «ПРОДАВЕЦ»
Список литературы:
Нуршев, Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике, 1994 г.
Бижнаков. Как заключить контракт с инофирмой.
Хойер. Как делать бизнес в Европе
Аристов Г. Оптовая торговля на Западе. 1993.