Группа: 4 – 10 – 98
БУБ студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес: г. Запорожье, ул. Мира д. 10, кв.
18 телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: менеджмент кризисных ситуаций факультет: дистанционное обучение специальность: БУБ отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Соломенчук А. А.
МАУП 2000.
Вариант 5
5. Основные организационные характеристики менеджмента кризисных ситуаций.
12. Факторы и признаки кризисных ситуаций в экономике (с учетом специфики народного хозяйства Украины).
19. Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.
5. Основные организационные характеристики менеджмента кризисных ситуаций.
Менеджмент кризисных ситуаций осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности и большого дефицита времени на принятие и реализацию решений. Принятие управленческим аппаратом решений, которые бы позволили достигнуть желаемого результата при минимальных негативных последствиях, возможно на основе системы менеджмента кризисных ситуаций.
Организационная характеристика и особенности системы менеджмента кризисных ситуаций.
1. Когда возникает стратегически неожиданная ситуация, начинает работать коммуникационная сеть для кризисных ситуаций. Эта сеть действует, пересекая границы организационных подразделений, фильтрует информацию и быстро передает её во все звенья фирмы.
2. На время преодоления кризисной ситуации необходимо перераспределить обязанности высшего руководства: а) одна группа посвящает своё внимание контролю и сохранению здорового психологического климата на фирме; б) другая группа ведет обычную работу с минимальным уровнем срывов; в) третья группа занимается принятием кризисных мер.
3. Для выработки этих мер вводится в действие сеть оперативных кризисных групп:
- менеджеры и члены оперативных групп, невзирая на сложившиеся каналы внутриорганизационных взаимосвязей, создают подразделения или группы стратегического действия, а не просто планирования;
- связь между кризисными группами и группой управляющих высшего звена строится по схеме «звезды», напрямую;
- группа управляющих высшего звена и менеджер кризиса в целом формулируют общую стратегию, распределяют ответственность между исполнителями и координируют управление;
- низовые оперативные группы выполняют работу на своих участках общей стратегии преодоления кризиса.
4. Кризисные группы и связь между ними организуется заранее, и проходят испытание:
- может быть заранее организовано несколько систем связи различного назначения: одна – для решения кризисных проблем в области сбыта, другая – в области технологий, третья – в области социальной политики и т.д.;
- кризисные группы обучаются быстро реагировать на принципиально новые проблемы, сочетая точные методы анализа с творческим подходом.
5. Связи проходят испытания в некризисных условиях, причем решаются реальные стратегические задачи, как если бы они возникли неожиданно.
В соответствии с этим подходом менеджмент кризисных ситуаций включает следующие этапы:
- диагностику, направленную на локализацию и оценку параметров кризисной области;
- разработку концепции преодоления кризиса, нацеленную на выработку стратегических и оперативных мероприятий;
- реализацию этой концепции для устранения кризиса и его последствий, а также для выхода на намеченные цели нормального функционирования организации.
В свою очередь, каждый из этих трех этапов предполагает выполнение более детальных задач.
12. Факторы и признаки кризисных ситуаций в экономике (с учетом специфики народного хозяйства Украины).
К факторам кризисных ситуаций можно отнести источники их возникновения, причины и уровни организационной принадлежности участников вовлеченных в кризис.
В обобщенном виде среди источников кризисных ситуаций можно выделять:
- природные;
- экологические;
- производственно-технические;
- финансово-экономические;
- социально-психологические.
К причинам возникновения кризисных ситуаций можно относить:
- недостаточный уровень (границы) наших знаний о возможностях предсказания кризиса;
- определенный уровень отчуждения или дисфункций в функционировании социально-политических, хозяйственно-экономических, культурно- психологических механизмов;
- случайные отклонения, просчеты иили ошибки (инженерные, управленческие, политические, исторические и т.п.);
- преступные действия в отношении личности, организации или общества и т.п.
Кроме этих типологических причин следует различать и смешанные, или комплексные, причины, а также их сложные взаимосвязи.
Кризисные ситуации могу разворачиваться на различных уровнях,
включающие: личности; группы; организации (предприятия, фирмы); отрасли
(регионы); нации (государства) и т.д.
Признаки кризисной ситуации: наличие соответствующих отклонений от нормальной ситуации; наличие угрозы высокоприоритетным целям и ценностям; острый дефицит времени для реагирования на угрозу.
Относительно кризисной ситуации в экономике Украины можно сказать следующее:
- признаки кризисной ситуации в экономике Украины: значительный спад производства; нарушение сложившихся производственных связей; банкротство предприятий; рост безработицы; снижение жизненного уровня, благосостояния населения.
- факторы кризисной ситуации в экономике Украины:
- к основным источникам кризисной ситуации можно отнести: производственно-технический (высокий уровень износа основных производственных фондов, устаревшие технологии); природный
(неблагоприятные погодные условия обусловили низкую урожайность зерновых и других культур в аграрном секторе экономики); финансово- экономический (отсутствие оборотных фондов у предприятий; неблагоприятные условия кредитования и инвестирования промышленного сектора экономики).
- причины возникновения кризисной ситуации в экономике Украины: недостаточный уровень (границы) знаний о возможностях предсказания кризиса – ошибки и просчеты в деятельности руководителей государства (госслужащие: «верхушка» законодательной и исполнительной власти), из-за их недостаточной компетенции или отсутствия четкой системы управления; преступные действия в отношении общества и государства, указанных выше лиц – заангажированность, лоббирование из корыстных побуждений, удовлетворение личных материальных потребностей в ущерб обществу и государству в целом и т.д.; случайные отклонения, просчеты и ошибки – инженерные, управленческие, политические, которые нельзя сбрасывать со счетов (Чернобыльская катастрофа, выход неожиданных законов и постановлений и т.д.)
19. Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.
Главной целью антикризисного управления предприятием является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Также следует заметить, что основной целью менеджмента кризисных ситуаций является недопущение или определенное смягчение этапа шока от наступления кризиса, всемерное сокращение продолжительности этапа отката назад и ускоренная адаптация, и стабилизация ситуации.
В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в условиях экономики Украины, наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении других текущих проблем предприятия.
Главное в антикризисном управлении предприятием – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной тайны альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.
В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.
Антикризисное управление предприятием нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (скажем на грани банкротства) можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.
Список использованной литературы
1. Крутько В.Н. Введение в менеджмент кризисных ситуаций: Практические рекомендации. – К.: МЗУУП, 1994. – 52 с.
2. Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учебник. – М., 1997. – 399 с.
3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. Под редакцией
А.П. Градова. – СПб., 1996.
4. Ансофф И. Стратегическое управление Под редакцией Л.И. Евенко. – М.,
1989.