Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Коммуникации как связывающий процесс в управлении

Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.

Рынок капитала (инвестиций). Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей.
Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

Основные факторы развития рынка капитала представлены на рис. 3.

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3
- 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской
Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются.
Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной
Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

. Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;

. Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций, один из которых представлен на рис.5. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы.
Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.

Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала
(инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия “инновационная сфера”, определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса.

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:

1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда “проекта еще нет”, до состояния, когда “проекта уже нет”.
Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1).

Создание и реализация проекта включает следующие этапы:

1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);

2. Исследование инвестиционных возможностей;

3. Подготовка контрактной документации;

4. Подготовка проектной документации;

5. Строительно-монтажные работы;

6. Эксплуатация объекта;

7. Мониторинг экономических показателей.

Таблица 1.

Содержание фаз жизненного цикла проекта.

|Прединвестиционная фаза |Инвестиционная фаза |
|Проекта |Проекта |
|Прединвестицио|Разработка |Проведение |Реализация |Завершение |
|н-ные |документации и|торгов и |проекта |проекта |
|исследования и|подготовка к |заключение | | |
|планирование |реализации |контрактов | | |
|проекта | | | | |
|1. Изучение |1. Разработка |1. Заключение|1. Разработка |1. |
|прогнозов |плана |контрактов |плана |Пусконаладоч- |
| |проектно-изыск| |реализации |ные работы |
| |ательских | |проекта | |
| |работ | | | |
|2. Анализ |2. Задание на |2. Договор на|2. Разработка |2. Пуск |
|условий для |разработку ТЭО|поставку |графиков. |объекта. |
|воплощения |и разработка |оборудования.| | |
|первоначальног|ТЭО. | | | |
|о замысла, | | | | |
|разработка | | | | |
|концепции | | | | |
|проекта. | | | | |
|3. |3. |3. Договор на|3. Выполнение |3. |
|Предпроектное |Согласование, |подрядные |работ. |Демобилизация |
|обоснование |экспертиза и |работы. | |ресурсов, |
|инвестиций. |утверждение | | |анализ |
| |ТЭО. | | |результатов. |
|4. Выбор и |4. Выдача |4. Разработка|4. Мониторинг |4. |
|согласование |задания на |планов. |и контроль. |Эксплуатация. |
|места |проектирование| | | |
|размещения. |. | | | |
|5. |5. Разработка,| |5. |5. Ремонт и |
|Экологическое |согласование и| |Корректировка |развитие |
|обоснование. |утверждение. | |плана проекта.|производства. |
|6. Экспертиза.|6. Принятие | |6. Оплата |6. Закрытие |
| |окончательного| |выполненных |проекта, |
| |решения об | |работ. |демонтаж |
| |инвестировании| | |оборудования. |
| |. | | | |
|7. | | | | |
|Предваритель- | | | | |
|ное | | | | |
|инвестицион-но| | | | |
|е решение. | | | | |

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

. Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

. Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа – производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций:

. Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.)

. Земля

. Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью

. Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом

Основным источников инвестиций являются:

. Собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства

. Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов

. Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций

. Различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов

Этап – исследование инвестиционных возможностей – предусматривает:

. Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта

. Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию

(услуги)

. Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников

. Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности

. Подготовку исходно-разрешительной документации

. Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта

. Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей

. Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:

. Проведение полномасштабного маркетингового исследования

. Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)

. Подготовку исходно-разрешительной документации

. Разработку технических решений, в том числе генерального плана

. Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения

. Инженерное обеспечение

. Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне

. Описание организации строительства

. Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве

. Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих

. Формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.

. Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта

. Планирование сроков осуществления проекта

. Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций)

. Формирование условий прекращения реализации проекта

3. Эффективность инновационного проекта

Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта
1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (см.также рис.7):

. Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников

. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов

. Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Рис.7: Показатели эффективности инновационного процесса
-----------------------

Бюджетная

-- учитывает влияние проекта на расходы (доходы) бюджета

Коммерческая

-- учитывает финансовые последствия для участников проекта

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Народнохозяйственная экономическая

- отражает эффективность проекта с точки зрения всего национального хозяйства и для регионов, отраслей

Похожие работы:

  1. • Политическая коммуникация
  2. • История науки об управленческих решениях
  3. • Управленческий контроль, его формы и методы
  4. • Проблема эффективности воздействия телевидения
  5. • Негативные pr-технологии
  6. • Коммуникации в процессе управления
  7. • Анализ влияния непроверенной информации на процессы ...
  8. • Коммуникации в системе государственного управления
  9. • Управленческий процесс
  10. • Коммуникация как профессионально важное качество ...
  11. • Управление процессом коммуникаций на предприятии
  12. • Реклама как вид социальной коммуникаций
  13. • Коммуникационная структура управления
  14. • Теоретический анализ процесса коммуникации между ...
  15. • Коммуникации в управлении. Современные тенденции ...
  16. • Пресс-конференция как коммуникация
  17. • Организация процесса управления проблемами для ...
  18. • Социальные коммуникации
  19. • Коммуникации в управлении
Рефетека ру refoteka@gmail.com