Экономика и социология труда
Кадровый менеджмент
1. Система управления персоналом в организации.
2. Методы, традиции и стратегии кадрового менеджмента.
3. Практика кадрового менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике.
4. Диагностика стратегии кадрового менеджмента в трудовых организациях.
5. Технология оценок управленческого персонала.
Выполнил: Ахмедзянов С.М., ЭиУ-385
25/11/00
Реализация курса на проведение радикальной экономической реформы, активной социальной политики, на всестороннюю демократизацию общества в период перехода к рыночным отношениям связана с повышением роли человеческого фактора. Особую важность в настоящих условиях приобретают вопросы работы с кадрами, которые и составляют человеческий фактор развития общественного производства. Это предъявляет качественно новые требования к теории управления персоналом как науке, использованию результатов социально- экономических и психолого-педагогических исследований в практике кадровой работы, обусловливает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.
В практику кадровых служб необходимо внедрять научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов социологических и психологических исследований, что в итоге повысит эффективность использования человеческого фактора на производстве.
Современные требования к работе с персоналом обусловливают повышение роли кадровых служб в использовании творческого потенциала личности каждого работника, превращению их в научно-практические центры работы по активизации человеческого фактора. Исходя из этого представляется особенно актуальной разработка нового научно-практического направления "Основы кадрового менеджмента", обеспечивающего комплексный подход к решению проблем оптимального использования персонала в различных отраслях общественного производства, поскольку современные условия требуют коренного улучшения всей деятельности по управлению человеческими ресурсами, суть которых заключается в отходе от привычных представлений о статистико- документальных формах кадровой работы и переходе к комплексному, системному формированию и проведению эффективной кадровой политики в масштабе предприятия, организации, отрасли, региона.
Названные условия обусловливают появление в сфере управленческого труда новой профессии — менеджера по кадрам, то есть профессионального управляющего, высококвалифицированного специалиста по работе с персоналом, профессиональная подготовка которого и обеспечение его непрерывного образования встала сегодня со всей остротой.
1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
СОВРЕМЕННУЮ
| | | | |ДИРЕКТОР | | | | |
| | | | | | | | | |
|ГЛАВНЫЙ | |ЗАМ.ДИРЕКТОРА| |ЗАМ.ДИРЕКТОРА | |ЗАМ.ДИРЕКТОРА| |ЮРИДИЧЕС- |
|ИНЖЕНЕР | |ПО ЭКОНОМИКЕ | |ПО КАДРАМ | |ПО БЫТУ | |1 КИЙ ОТДЕЛ|
| | | | | | | | | |
|2 | |5 | |4 | |5 | | |
|ОТДЕЛ ТЕХНИКИ| |ОТДЕЛ ТРУДА| | | |АДМИНИСТРАТ| | |
|БЕЗОПАСНОСТИ | |И | |ОТДЕЛ | |. | | |
| | |ЗАРАБОТНОЙ | |КАДРОВ | |ХОЗЯЙСТВЕНН| | |
| | |ПЛАТЫ | | | |ЫЙ ОТДЕЛ | | |
| | | | | | | | | |
|1 | |3 | |1 | |2 | | |
|ОТДЕЛ ОХРАНЫ | |ОТДЕЛ | |ОТДЕЛ | |ЖИЛИЩНО | | |
|ОКРУЖАЮЩЕЙ | |НАУЧНОЙ | |ПОДГОТОВКИ | |КОМУНАЛЬНЫЙ| | |
|СРЕДЫ | |ОРГАНИЗАЦИИ| |КАДРОВ | |ОТДЕЛ | | |
| | |ТРУДА | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|3 | | | | | |1 | | |
|ОТДЕЛ НАУЧНО | | | | | |ОТДЕЛ | | |
|ТЕХНИЧЕСКОЙ | | | | | |СОЦИАЛЬНОГО| | |
|ИНФОРМАЦИИ | | | | | |РАЗВИТИЯ | | |
| | | | | | | | | |
|2 | | | |4 | |2 | | |
|ПАТЕНТНО | | | | | | | | |
|ЛИЦЕНЗИОННЫЙ | | | |ОБЩЕПИТ | |БАЗА ОТДЫХА| | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|1 | | | |1 | |1 | | |
|БЮРО | | | | | | | | |
|РАЗРАБОТКИ И | | | |СПОРТ | |МЕДПУНКТ | | |
|ИЗОБРЕТАТЕЛЬС| | | | | | | | |
|ТВА | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | |4 | |1 | | |
| | | | | | | | | |
| | | | |ДЕТ. САД | |МАГАЗИН | | |
Рис. 1. Традиционная организационная структура управления персоналом с указанием количества сотрудников работающих в каждом отделе.
|ДИРЕКТОР |
| | |
|ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ | |
| | | |
| |1 | |1 |
| |ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ | |ОТДЕЛ НАЙМА И УВОЛЬНЕНИЙ |
| | | | |
| |0 | |5 |
| |ОТДЕЛ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | |ОТДЕЛ УСЛОВИЙ ТРУДА |
| | | | |
| |5 | |5 |
| |ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ | |ОТДЕЛ МОТИВАЦИИ ТРУДА |
| | | | |
| |21 | |2 |
| |ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | |ОТДЕЛ ОРГ. СТРУКТУР |
| | | | |
| |1 | |3 |
| |ОТДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ | |ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ |
Рис. 2. Современная организационная структура управления персоналом с указанием приблизительной численности сотрудников в каждом новом подразделении (численность получена исходя из численности старой орг. структуры и выполняемых функций).
Таблица 1. Необходимая численность каждого нового подразделения
определенная исходя из статистических данных по соотношению трудоемкости в
подразделениях ведущих зарубежных фирм.
|Наименование подразделения |Приблизи-те|% |Необходи-м|Переме-щени|
| |льная |соотно-шени|ая |е |
| |численность|е |числен-нос|персонала, |
| |, человек |трудоемкост|ть |человек |
| | |и. | | |
| | |подразд-ний| | |
|ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ |1 |2 % |1 | |
|ОТДЕЛ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ |0 | +1 |4 % |2 |1 из отд. |
| | |+1 | | |развития |
| | | | | |1 из отд. |
| | | | | |условий |
| | | | | |труда |
|ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ |5 -1 |9 % |4 | |
|ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ |21 |50 % |21 | |
|ОТДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ |1 |2 % |1 | |
|ОТДЕЛ НАЙМА И УВОЛЬНЕНИЙ |1 +1 |5 % |2 |1 из отд. |
| | | | |мотивации |
| | | | |труда |
|ОТДЕЛ УСЛОВИЙ ТРУДА |5 -1 |9 % |4 | |
|ОТДЕЛ МОТИВАЦИИ ТРУДА |5 -1 |8 % |4 | |
|ОТДЕЛ ОРГ. СТРУКТУР |2 -1 |3 % |1 | |
|ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ |3 +1 |8 % |4 |1 из отдела|
| | | | |о р г. |
| | | | |структур |
|ИТОГО |44 |100 % |44 | |
|ДИРЕКТОР |
| | |
|ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ | |
| | | |
| |1 | |2 |
| |ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ | |ОТДЕЛ НАЙМА И УВОЛЬНЕНИЙ |
| | | | |
| |2 | |4 |
| |ОТДЕЛ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | |ОТДЕЛ УСЛОВИЙ ТРУДА |
| | | | |
| |4 | |4 |
| |ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ | |ОТДЕЛ МОТИВАЦИИ ТРУДА |
| | | | |
| |21 | |1 |
| |ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | |ОТДЕЛ ОРГ. СТРУКТУР |
| | | | |
| |1 | |4 |
| |ОТДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ | |ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ |
Рис. 3. Современная организационная структура управления персоналом с указанием необходимой численности каждого нового подразделения
Приложение 1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ООО « САНА »
_________ В. В. Иванов
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделе ремонта ПЭВМ и порядке технического обслуживания средств ВТ подразделений ООО « САНА ».
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ОТДЕЛА РЕМОНТА ПЭВМ
1.1. Отдел ремонта ВТ создан в соответствии с приказом директора ООО
«САНА» № 224 от 1.02.99 г. с целью обеспечения технического обслуживания и
ремонта ПЭВМ, применяемых подразделениями ООО «САНА». Отдел выступает в
качестве исполнителя, а держатели вычислительной техники заказчиками работ
по обслуживанию.
1.2. Отдел ремонта принимает на обслуживание все ПЭВМ и соответствующие им периферийное оборудование.
1.3. На обслуживание принимается также вся новая техника, приобретенная с согласия отдела ремонта ПЭВМ, с гарантийными обязательствами со стороны поставщика.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛА РЕМОНТА.
В функции отдела ремонта ПЭВМ входит следующее:
2.1. Организация регламентных работ ПЭВМ по техническому и профилактическому обслуживанию ПЭВМ и комплектующего оборудования.
В профилактическое обслуживание входят следующие виды работ:
. общая тестовая проверка работоспособности ПЭВМ и основных блоков
(память, процессор, видеоконтроллер, НМД и НГМД);
. внешний осмотр ПЭВМ и периферийного оборудования с целью выявления видимых неисправностей и условий эксплуатации (отсутствие посторонних шумов, перегрева, проверка вентиляционных отверстий и т.д.);
. протирка, продувка блоков и узлов ПЭВМ, удаление пыли и грязи;
. чистка контактов разъемов спиртом;
. проверка контактных соединений, разъемов, силовых и сигнальных кабелей, проверка креплений плат, панелей, щитков, надежности заземления и т.д.);
. визуальная оценка качества изображения монитора ПЭВМ, регулировка уровней яркости, контрастности и фокусировки;
. чистка головок НГМД;
. проверка работоспособности отдельных устройств ПЭВМ (клавиатура,
НГМД, мышь);
. проверка качества печати принтера, чистка, смазка направляющих печатающего механизма, замена красящей ленты, тонера.
. проверка работоспособности отремонтированных ранее блоков, и устранение дефектов, выявленных в предыдущий период эксплуатации, но не потребовавших немедленного ремонта.
. производство сложного ремонта ПЭВМ на базе Исполнителя.
К числу ремонтных (технических) работ относятся:
. разборка ПЭВМ или другого оборудования с последующей заменой плат и съемных блоков;
. замена вышедших из строя радиокомпонентов электронных схем
(микросхемы, транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы, дроссели, элементы индикации и т.д.);
. пропайка неконтактов печатного монтажа до получения надежного соединения;
. точная регулировка и настройка параметров электронных схем с применением приборов;
. тестовый прогон плат и блоков на стенде или на работающей ПЭВМ;
. замена, юстировка головок НГМД для достижения совместимости дисководов;
2.2. Осуществление контроля за соблюдением инструкций по эксплуатации;
2.3. Обеспечение Заказчика расходными материалами для печатающих устройств;
2.4. Разработка планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта устройств ПЭВМ и согласование их с Заказчиком;
2.5. Составление заявки на оборудование и запасные части, техническую документацию;
2.6. Внедрение новых методов организации ремонта и обслуживания с применением современной диагностической аппаратуры и проверочных стендов;
2.7. Изучение возможности подключения дополнительных внешних устройств к ПЭВМ с целью расширения технических возможностей.
3. ПОРЯДОК ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН.
3.1. Для оперативного решения возникающих вопросов и связи с отделом ремонта в каждом подразделение назначается ответственный за эксплуатацию средств ВТ.
3.2. Представитель отдела ремонта проверяет работу вышеуказанного оборудования и производит регламентные работы по плану-графику с периодичностью и в сроки, согласованные сторонами. Продолжительность регламентных работ (текущих, недельных, месячных, полугодовых) зависит от технического состояния оборудования и может уточняться в процессе эксплуатации.
3.3. Все виды работ, проводимых Исполнителем, в обязательном порядке фиксируются в журнале учета с указанием объема выполненных работ, сроков, возможных замен и росписью ответственного представителя Заказчика.
3.4. В случае возникновения неисправности или неполадок в работе ПЭВМ
ответственный за эксплуатацию вычислительной техники представитель
Заказчика подает в отдел ремонта заявку по телефону на ремонт с краткой
характеристикой неисправности. Исполнитель обязан прислать специалистов по
ремонту ПЭВМ не позже следующих суток после получения заявки и дать
заключение о состоянии техники.
3.5. Простейшие неисправности устраняются на месте Заказчика. Если
неисправность оборудования не удается устранить оперативно, то ПЭВМ
подлежит транспортировке в стационарную мастерскую отдела ремонта, о чем
Заказчик ставится в известность и составляется сохранная расписка.
3.6. Сроки окончания работ по ремонту и наладке оборудования
согласуются с Заказчиком с учетом реального объема работ и загруженности
Исполнителя.
3.7. В случае, если по каким-либо причинам ремонт ПЭВМ не может быть произведен силами Исполнителя, для устранения неисправности подыскивается сторонняя организация, с которой заключается соответствующий договор на проведение ремонта.
3.8. По завершении ремонтных и наладочных работ Исполнитель предъявляет
Заказчику его оборудование с выполнением тестовой проверки. Заказчик
принимает отремонтированную технику, о чем производится соответствующая
запись в журнале учета работ. В случае мотивированных претензий Заказчика к
качеству предъявленных работ Исполнитель устраняет недоработки вне очереди.
4. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН.
4.1. Исполнитель обязан информировать Заказчика пользователя ПЭВМ об условиях нормальной работы средств ВТ и рекомендует обеспечить эти условия:
. стабильное энергоснабжение;
. наличие заземления
. постоянство температуры, влажности, кондиционирование воздуха;
. отсутствие шумов и вибраций;
. отсутствие электромагнитных излучений и радиопомех;
. поддержка чистоты в помещении и на рабочих местах;
. отсутствие пыли и загрязнении воздуха (дым и др. примеси);
Эксплуатация ПЭВМ в недопустимых условиях, отсутствие надлежащего присмотра за оборудованием и возникновение вследствие этого частых неисправностей дает право Исполнителю снять с обслуживания ПЭВМ Заказчика.
Исполнитель несет материальную ответственность за сохранность и комплектацию принятого к ремонту в мастерской оборудования Заказчика.
5. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
5.1. Отдел ремонта ПЭВМ является структурным подразделением ООО «САНА»,
оплата работ п 2. по техническому обслуживанию ПЭВМ и связанных с ними
расходов, оплата вышедших из строя и замененных радиокомпонентов, плат,
блоков, узлов (НГМД, НГМЛ, БП, мониторов и вентиляторов) и прочих покупных
изделий в результате выполненного ремонта производится из средств ООО
«САНА», с учетом реальных цен и расходов Исполнителя.
6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ.
6.1. Транспортировка ПЭВМ с территории Заказчика к месту стационарной мастерской Исполнителя и обратно производится по договоренности сторон.
6.2. Для контроля качества ремонтных работ и учета произведенных замен устройств не реже 1 раза в полугодие назначается экспертная комиссия из числа специалистов в области эксплуатации ПЭВМ.
Директор ООО «САНА» _______________ В.В. Иванов
Начальник отдела ремонта ПЭВМ _______________ С. П. Семенов
Приложение 2.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ООО « САНА »
_________ В. В. Иванов
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СЕКРЕТАРЯ-РЕФЕРЕНТА.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Секретарь–референт относится к категории специалистов, принимаемых и увольняемых директором организации.
1.2. Основной задачей секретаря–референта является организация и совершенствование документационного обеспечения управленческой деятельности организации.
1.3. Секретарь–референт непосредственно подчиняется директору организации.
1.4. В своей деятельности секретарь–референт руководствуется:
– законодательными актами государства Украины;
– Уставом организации;
– Положением о службе документационного обеспечения;
– Положением о персонале организации;
– приказами (указаниями) руководства организации;
– нормативно–методическими материалами в области документационного обеспечения управления;
– настоящей должностной инструкцией.
1.5. На должность секретаря–референта назначается лицо с высшим образованием или со средним специальным образованием и стажем работы по специальности в коммерческих структурах не менее одного года.
1.6 Секретарь–референт должен владеть вопросами:
– перспектив развития организации, ее финансово–хозяйственной деятельности, основных технологических процессов;
– организации работы с документами в фирме, составления установленной отчетности и документации;
– культуры труда и служебной этики;
– применение средств вычислительной и организационной техники;
– охраны труда и техники безопасности.
1.7. На время отсутствия секретаря–референта (нахождение в отпуске,
командировке, в случае болезни или по другим причинам) установленные
Должностной инструкцией обязанности возлагаются на офис-менеджера в
соответствии с распределением обязанностей между сотрудниками организации.
2. ФУНКЦИИ
2.1. Руководство секретариатом
2.2. Информационно–справочное обслуживание по документам организации.
2.3. Обеспечение документирования совещательных органов организации.
2.4. Оперативное обслуживание руководства организации.
2.5. Ведение делопроизводства и его совершенствование.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Секретарь–референт должен:
3.1. Определять порядок работы с документами в фирме, разрабатывать сводную номенклатуру дел.
3.2. Организовывать по поручению руководства организации подготовку проектов документов, обеспечивать их оформление и выпуск.
3.3. Организовывать и обеспечивать документационное и организационно–техническое обслуживание работы совещательных органов организации.
3.4. Обеспечивать прием, регистрацию, учет, поиск и хранение документов организации.
3.5. Контролировать выполнение заданий руководства организации по документам, обеспечивающим основную деятельность организации.
3.6. Обеспечивать единый порядок отбора, учета, сохранности, обработки и использования документов, образующихся в деятельности организации для передачи дел на хранение.
3.7. Совершенствовать формы и методы работы с документами в фирме, ее функциональных службах на основе применения организационной и вычислительной техники.
3.8. Организовывать обучение работников организации по вопросам совершенствования документационного обеспечения ее основной деятельности.
3.9. Контролировать качество подготовки, правильность составления, согласования и утверждения документов, представляемых на подпись руководству организации.
3.10. Вести прием посетителей.
4. ПРАВА
Секретарь–референт имеет право:
4.1. Требовать выполнения установленных правил работы с документами в функциональных службах организации.
4.2. Привлекать специалистов функциональных служб к подготовке проектов документов по поручениям руководства организации.
4.3. Давать рекомендации по сокращению промежуточной документации и оптимизации работы с документами в фирме.
4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.5. Возвращать исполнителям документы и требовать их соответствующей доработки в случае некачественного их исполнения.
4.6. Давать рекомендации функциональным службам по вопросам внедрения новых информационных технологий.
4.7. Разрабатывать и подписывать Положение о секретариате и должностные инструкции секретариата.
4.8. Запрашивать от функциональных служб необходимые материалы, а также объяснения о причинах задержки выполнения отдельных заданий и поручений руководства организации.
4.9 Требовать от руководства организации создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов организации.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На секретаря–референта возлагается ответственность за:
5.1. Не обеспечение установленного порядка работы с документами в фирме.
5.2. Невыполнение указаний и поручений руководства организации, плана работ и несоблюдение условий труда работников находящихся в его подчинении.
5.3. Нечеткое и несвоевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
5.4. Несоблюдение трудовой и производственной дисциплины.
6. СЛУЖЕБНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Секретарь–референт в процессе своей работы взаимодействует с:
6.1. Руководителями функциональных служб организации — по вопросам работы с документами, контроля и проверки исполнения документов, работы совещательных органов, подготовки и представления необходимых руководству организации материалов. б.2. Службой кадров — по вопросам расстановки кадров, повышения квалификации сотрудников в области работы с документами. б.3. Службами хозяйственного и технического обслуживания организации — по вопросам обеспечения средствами организационной и вычислительной техник, бланками, бумагой, канцелярскими принадлежностями.
6.4. С другими коммерческими и государственными структурами по вопросам согласования и утверждения документов, совместного выполнения работ, архивного хранения и использования документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования персонала предприятий и фирм всех форм собственности.
Кадровый менеджмент становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Порой минимальные вложения и максимальное использование "человеческих ресурсов" позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.
Центры управления персоналом необходимы на каждом более или менее крупном предприятии, а роль руководителя этой службы возрастает. Он становится одним из основных руководителей современного предприятия или фирмы.
Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия. Развитие производства все в большей степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения.
Эффективному использованию "человеческих ресурсов" предшествуют отбор и подбор персонала предприятия. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее внимание в работе центров управления персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в работе фирмы, связанных с возможным перемещением, а иногда и увольнением сотрудника.
В условиях рыночной экономики все большую значимость приобретает проблема выхода из кризиса трудовой активности работников многих предприятий страны. Разработка и совершенствование стимулов и мотивов к труду выходят за рамки научных и познавательных проблем и все больше ставятся в практическую плоскость как средство в борьбе с конкурентами и выживания в условиях рынка.
Специалисты по управлению "человеческими ресурсами" должны иметь комплексную систему знаний в области социологии, психологии и права. Только в этих условиях кадровик из простого статиста может перейти в разряд управленца в подлинном смысле этого слова.