Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности торгового предприятия


Работу выполнил студент гр. 02-М-53з

Берёзкин М.Ю.

Семинар 3. Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности торгового предприятия.

Вопросы:

1. Информационные системы в логистике………………………………..…1

2. Виды информационных систем в логистике……………………………..3

3. Информационные технологии………………………………………………5

4. Критерии выбора информационной технологии. Время и деньги…..7

1. Информационные системы в логистике.

В основе управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток – это совокупность циклирующих и логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Значимым элементом любой логической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же как и любая другая система , информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью инегрантивных качеств.
Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по – разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

- техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

- информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

- математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные информационные системы управления логистическим и процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупности средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие.
Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.

И так определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике – задача по управлению материальными потоками).

2. Виды информационных систем в логистике

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны м даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

- плановые;

- диспозитивные (или диспетчерские);

- исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются как функциональными, так и обеспечивающими подсистемами.
Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач.
Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно – постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.

Дизпозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским
(или внутризавоским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ.
Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением помещениями и т.п.

Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся более подробно на характерных особенностях программного обеспечения планов, диспозитивных и исполнительных информационных системах.

Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое , с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфери логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются достаточно совршенные пакеты программ.
Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение в диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже, это вызвано рядом причин, на пример: производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение принимают наиболее часто.

3. Информационные технологии

И так мы рассмотрели понятие «информационная система», а теперь мы рассмотрим еще один элемент информационной логистики, который называется –
Информационные Технологии.

Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя электронную вычислительную технику и средства связи между собой. Основной частью технического обеспечения в этом случаи является ЭВМ.

Одним из основных блоков современной электронной вычислительной машины является процессор – устройство, осуществляющее запрограммированную обработку данных. Развитие эектроники позволило производить процессоры очень небольших размеров, обладающие значительным быстродействием и объемом памяти. ЭВМ, выполненную на базе микропроцессоров, относят к микро ЭВМ. Те из них, которые обладают развитым сервисом обращения с неквалифицированным пользователем, в научно-популярной и научной литературе называются компьютерами.

Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками.
Компьютер стал повседневным элементом оргтехники для работников самых разных специальностей, с ним научились обращаться, ему поверили.
Программное обеспечение компьютеров дает возможность на каждом рабочем месте решать сложные вопросы к обработке информации. Эта способность микропроцессорной позволяет с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, и обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участника логического процесса.

Совершенствование количественных показателей микропроцессорной техники, таких, как быстродействие процессора, объем, памяти, простота общения с компьютером, стоимость вычислительной техники и др., обеспечило качественную возможность интеграции различных участников в единую систему.
При этом следует иметь в виду, что каждый из этих участников оперирует большими объемами информации.

В плановых и частично диспозитивных информационных системах обработка логической информации осуществляется в вычислительных центрах или в отделах на рабочих местах специалистов. Совокупность решаемых здесь задач зависит от роли участника в общем логическом процессе.

В исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. Для этих систем особенно важно фиксировать и обрабатывать информацию в темпе прохождения материального потока. Решение возникающих при этом задач за частую возможно лишь при условии применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени.

4. Критерии выбора информационной технологии. Время и деньги.

Ценовые составляющие, измеряемые конкретными деньгами и сметой работ — это ключевые факторы при расчете вложений в ИТ, тем не менее, практика показывает, что время ожидания отдачи от применения высоких технологий и время реакции со стороны ИТ на изменения бизнеса становятся сегодня решающими критериями успешности внедрения. Более того, в отличие от 70-90-х годов, когда окупаемость инвестиций в ИТ измерялась десятилетиями, неспособность ИТ к адаптации может оказаться фатальной.

В числе факторов, влияющих на совокупную стоимость владения информационными системами управления предприятия, кроме цен обычно упоминают две характеристики: длительность внедрения, обучения и запуска в эксплуатацию и срок модификации системы на последующих этапах эксплуатации в ответ на изменения требований к ней. Если первый показатель рассматривается наряду со стоимостью лицензий, ценой технической поддержки производителя, трудоемкостью проекта обследования, составления технического задания, настройки и внедрения, а также с затратами на сопровождение, то второй фактор чаще всего остается в тени.

Конечно же, все ценовые составляющие, которые можно измерить конкретными деньгами и сметой работ, являются ключевыми при расчете вложений в ИТ, тем не менее практика показывает, что время отдачи от применения ИС и время реакции со стороны ИТ на изменения бизнеса могут стать решающими критериями успешности внедрения. Более того, неспособность
ИТ адаптироваться может оказаться фатальной в современных условиях, в отличие от 70-90-х годов, когда окупаемость инвестиций в ИТ измерялась десятками лет. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих, как рентабельность вложений в ИТ может измеряться временем отклика на изменения окружающей среды функционирования систем.

Всего лишь год-два назад российский рынок начал присматриваться к такому новому страховому продукту как страхование жизни. Его предоставление невозможно без ИТ — обработка массы исходных данных и документов, на основе которых проводится андеррайтинг (т.е. проверка благонадежности клиента перед подписанием договора и уточнение параметров расчета взносов, премий и пр.), а также информации, накапливаемой при ведении многолетней истории клиента, без автоматизации неосуществима. Страховые компании, чьи информационные системы в кратчайшие сроки были доработаны или дополнены соответствующим функционалом, сумели пополнить свой портфель услуг продуктом страхования жизни и выиграть позицию на новом сегменте рынка.

Экстенсивный рост рынка мобильной связи диктует сотовым операторам весьма жесткие условия — требуется каждые два-три месяца вводить новые тарифные планы со сложной системой скидок. При этом под скидками имеются в виду не просто суммы с абонентской платы или проценты от объема сделанных звонков, но и шкала порогов скидок, лимит бесплатного времени, точность округления, соотношение входящего и исходящего трафика, зависимость от времени суток, зон и направлений звонков, понятие «любимого» номера и т.д.
А еще есть дополнительные услуги и их тарификация, например, детализация счета, автоопределитель номера и т.п. И самое последнее — разделение доходов с партнерскими компаниями, например, поставщиками контента
(новости, мелодии и пр.) или прочих услуг, например заказ такси. Ввод нового тарифа фактически означает для оператора мобильной связи возможность всей его ИТ-инфраструктуры обеспечить ввод параметров плана, накопление данных по звонкам и событиям, их тарификация в реальном времени и последующий взаиморасчет с партнерскими организациями. Тут задействованы не только абонентский и межоператорский биллинг, но и многие другие информационные системы, например, аналитический блок в CRM-системе, позволяющий оперативно отслеживать ARPU (средний доход по абоненту), выявлять тенденции по поступлениям от различных тарифов, сегментам клиентов, видам услуг и пр. Иначе невозможно вычислить новое предложение для рынка, способное привлечь новых клиентов, удержать существующих абонентов, увеличить их доходность за счет продажи дополнительных услуг.
Пока один оператор вынужден за каждый новый тариф платить производителю биллинговой системы полную стоимость разработки соответствующего модуля и доработки уже имеющихся, другая сотовая компания, в свое время выложившая огромную по тогдашним меркам сумму за готовое решение, уже эксплуатирующееся многими ведущими мировыми телекоммуникационными корпорациями, теперь только настраивает конфигуратор продуктов и меняет иерархии абонентов, что позволяет вводить новые схемы тарификации без привлечения программистов. И, несмотря на сопоставимость порядков сумм, которые первый оператор платит за разработку новых модулей отечественной фирме-разработчику, а второй — за годовую поддержку зарубежному производителю-поставщику, выигрыш по времени вывода на рынок нового тарифного плана (читай, нового товара с конкурентными преимуществами) у второй компании значительный.

И подобных примеров ограничения возможностей бизнеса негибкостью информационных систем можно привести множество. В той же телекоммуникационной отрасли операторы фиксированной связи спешно обновляют свои системы OSS/BSS, чтобы предоставить новое поколение цифровых услуг и технологически опередить конкурентов.

Один из выводов таков — оба временных фактора (срок внедрения и срок адаптации) во многом зависят от гибкости средств настройки программных решений, возможностей расширения и модификаций имеющегося функционала без ущерба текущей эксплуатации. И даже если все это включено в систему, и она практически представляет собой конструктор, заточенный под отраслевую специфику или особенности предметной области, все это еще не служит гарантией низкой стоимости сопровождения в случае значительных смещений в деятельности объекта автоматизации.

Стоит заметить, что между временем ввода ИС в эксплуатацию и временем последующих модификаций нередко существует обратная зависимость. Быстрый запуск системы «в жизнь» благодаря тем же штатным настройкам под конкретную индустрию или точного соответствия заказной разработки сегодняшним нуждам предприятия (что неплохо, но недостаточно) может обернуться отложенными затратами, если не учесть тенденций рынка, потенциал развития компании, долгосрочные перспективы и т.д.

Обычно после того, как бизнес поставил перед обслуживающей ИТ- платформой некорректную задачу, события развиваются по четырем сценариям.

I. Пользователям приходится смириться с отсутствием новых функций или их несоответствием новым реалиям и делать все либо вручную, либо при помощи подручных инструментов, например Word и Excel. Соответственно возрастает трудоемкость обработки, вероятность ошибок (человеческий фактор), требуется обучение и коррекция мотивации персонала, а главное — теряется драгоценное время.

II. В обход ограничений системы (врожденных или приобретенных в ходе эволюции бизнеса) делаются дополнительные модули или компоненты
(«заплатки», «затычки», «подпорки» и прочие трюки). Здесь к рискам сделать что-то не так добавляются издержки на исследования «обходных путей», их программирование и отладку. И вновь задержки по времени.

III. Если первые два варианта решения неприемлемы, то тогда производитель программного продукта начинает реализовывать изменения на уровне исходных текстов, что требует ресурсов, а главное — времени на завершение полного цикла разработки, тестирование и разворачивание новой версии системы.

IV. Наиболее пессимистичное развитие ситуации, когда критичные для заказчика требования не только не покрываются системой и всеми ее штатными средствами настройки, но и разработчик в силу различных причин не берется реализовать их путем доработок или переработок программного кода. Тут уж речь идет о выброшенных на ветер деньгах, поскольку надо заново осуществлять выбор новой платформы и разрабатывать новое решение. Потеря во времени может привести просто к катастрофе бизнеса.

Просчеты в решении проблемы адаптируемости программного решения лежат на совести не только производителя конкретного приложения, но и на консультантах, системном интеграторе и службе ИТ, которые отвечали за обследование, выбор и проектирование решения. Конечно же, собрать и учесть все текущие требования заказчика невозможно, мало того, они меняются по ходу проекта и по его завершению. Тем не менее, именно в надежде на то, что консультанты, аналитики и проектировщики учтут все аспекты и предложат решение с наибольшей длительностью жизненного цикла, устойчивостью к развитию и переменам благодаря адаптивным свойствам за консалтинг в сфере организации бизнеса и ИТ платят большие деньги.

И еще один наглядный пример того, как действительность выдвигает принципиально новые условия бизнесу и обслуживающему его ИТ — это появление в России так называемых «финансовых супермаркетов», о которых еще совсем недавно аналитики и не помышляли. Финансовые холдинги в результате стремительных поглощений и слияний преобразовались в новую формацию, количественные изменения привели к качественному обновлению бизнеса, породив идею предоставления полного спектра банковских и страховых услуг одним пакетом, включая открытие счетов и пластиковых карточек, кредиты, инвестиции, страхование и др. Пока только две-три лидирующие российские финансовые группы анонсировали стратегическую маркетинговую цель стать
«финансовым супермаркетом». Однако теперь им предстоит радикальная реструктуризация и реорганизация бизнеса в целях интеграции бизнес- процессов на базе интеграции разнородных банковских, инвестиционных и страховых информационных систем. Причем здесь требуется интеграция не просто на уровне технических решений, а на уровне бизнеса. Необходимо обеспечить единый каталог продуктов с пакетированием услуг, предоставлявшихся прежде разными компаниями из разных сфер финансового рынка, необходимо заложить взаимозависимые схемы ценообразования, скидок, оплат, рассрочек, кредитования и пр. Поскольку это предложение ориентировано на розницу и массового потребителя, то всем потребуется создать общий центр автоматизации точек продаж, находящихся в реальных супермаркетах, отделениях банка и т.д. Именно отсюда будет начинаться сквозной процесс оформления договоров на комплексные финансовые услуги и дальнейшее обслуживание клиентов. А уже забота ИТ — обеспечить связанную работу всех этих front-office, middle-office и back-office для выполнения обязательств независимо от того, какие подразделения некогда отдельных компаний с какими информационными системами, доставшимися в наследство, работают.

Если до этого речь шла о сроках и стоимости вывода нового продукта на рынок, то последний пример говорит о времени вывода на рынок бизнеса в целом крупной компании. Здесь ИТ-инфраструктура должна реагировать не только на конъюнктуру рынка, но и на глобальные преобразования, изменения характера и сферы деятельности.

Во всех приведенных примерах на первый план в расчете стоимости информационной системы входила цена потерянного времени, равная потерянным возможностям бизнеса: доли рынка, завоевание новых сегментов на нем и т.п.
Роль ИТ при этом заключается в бесперебойном обеспечении всех бизнес- процессов, как минимум, критически важных, сокращении издержек при усложнении модели бизнеса, способствующем сохранению и улучшению конкурентных преимуществ, и предоставлении возможностей для дальнейшего масштабирования, диверсификации и интеграции бизнеса. Все это звучит многообещающе, однако, в реальности все обстоит одновременно проще и сложнее. Как оценить вес потерянного времени в совокупной стоимости владения при выборе решения?

Попробуем теперь хотя бы с некоторой долей приближения оценить возврат от инвестиций, ориентируясь по вектору времени выхода на рынок. Соотнесем сделанные и предстоящие затраты не только с экономией от автоматизации тех или иных функций, а рассмотрим эффект от внедрения системы в виде увеличения числа клиентов и увеличения доходности с отдельного клиента.
Фактически, все остальные положительные влияния — улучшение качества выпускаемой продукции или предлагаемых услуг, усовершенствование технологии производства или организации работ — можно свести к обозначенным пунктам, особенно, если маркетинг может их конвертировать в конкурентные преимущества, за счет чего компания ускорит экспансию на рынок или сделает дополнительные продажи существующим клиентам.

При такой логике расчет отдачи от вложений нужно вести от данных, используемых отделами маркетинга и сбыта, включая оценку целевой аудитории рынка (количество покупателей, их профиль, доходы и пр.), емкость целевого сегмента рынка в денежном измерении (сколько они готовы заплатить за предлагаемый товар), процент вероятности закрытия продаж (сколько потенциальных сделок будет заключено за заданный период). Графически результат анализа рынка можно изобразить в виде так называемой «воронки продаж». Чем оптимистичней прогноз, тем шире «горлышко воронки» и ее пропускная способность.

Вводим в расчет фактор времени, поскольку опоздание с предложением рынку приводит с сужению воронки, конкурент уводит потенциальных клиентов, меняется конъюктура рынка и т.д. Даже если конкурентов нет и спрос стабилен, эти доходы будут получены не сегодня, не завтра, а в будущем. Еще хуже положение, когда маркетинг начинает рекламную кампанию не дождавшись готовности ИТ-службы, и тогда компания не способна выполнить обязательства с поставками товара или оказания услуг, а это уже чревато прямыми убытками и потерей репутации на рынке.

Построив срезы «воронки продаж» во времени можно увидеть потенциал рынка и потери из-за задержек в обеспечении бизнеса со стороны ИТ.

[pic]

Рис. Сужение целевой аудитории по этапам проведения продажи

Для иллюстрации сделаем простой расчет, взяв актуальный пример из отрасли мобильной связи. Опоздание с продвижением сезонных тарифов типа
«летний», «отпускной», «дачный» со льготами для подмосковных звонков или роуминга в популярные курортные направления грозит миграцией до 10% абонентов к конкурентам. Пусть даже на летнее время в виде покупки карточек предоплаты. Интенсивность пользования сотовым телефоном в летнее время возрастает на 10-20 долл. в месяц. Зная, что число абонентов у ведущих операторов превышает 10 млн, то 10% — это 1 млн, а потери в месяц составят до 10-20 млн долл. Даже при небольшой вероятности удержать клиентов, ввод нового тарифа позволит сохранить несколько миллионов долларов. Как видим, затраты тут не в счет, главное — успеть.

Конечно, в каждом конкретном случае надо делать специфичную оценку гибкости, настраиваемости, адаптируемости, масштабируемости и других подобных характеристик информационной системы, но одно общее правило можно вывести из практики. Сокращение затрат на поддержку и развитие системы состоит в том, чтобы сократить число звеньев между определением новой потребности бизнеса, ее формализацией в виде требований к системе и реализацией со стороны сопровождающего персонала. Чем меньше уровней и задействованных исполнителей, особенно рядовых программистов, тем короче цикл обработки заявок бизнеса на изменения. И дело не в том, что привлечение разработчиков — дорогое удовольствие, а в том, что теряется много времени на организацию ответа ИТ-служб на запросы бизнеса.

Если большинство вопросов бизнес-пользователи могут решить сами с минимальным участием ИТ-специалистов, поставив задачу и смоделировав ее реализацию при помощи высокоуровневых средств, предоставляемых программой
(например, конфигуратор тарифных планов или конструктор страховых продуктов, дизайнер шаблонов договоров или редактор карты маршрутизации клиентского заказа) — то выигрывается то самое время, которое стоит денег, больших денег.
Список литературы:

- Ардадова М.М., Логистика в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби , изд.
Проспект, 2004, - 272 с.

- http://www.osp.ru/os/2004/07/034.htm

Похожие работы:

  1. • Информационные технологии как инструмент повышения ...
  2. • Информационные технологии как инструмент повышения ...
  3. • Конкурентные преимущества предприятия и создание ...
  4. • Информационные технологии, как инструмент ...
  5. • Использование современных информационных технологий с ...
  6. • Планирование инвестиционной стратегии повышения ...
  7. • Автоматизированные информационные технологии как ...
  8. • Конкурентоспособность торговой организации на рынке
  9. • Влияние информационных технологий на отношение к ...
  10. •  ... сущности конкурентоспособности розничного торгового ...
  11. • Новые информационные технологии в документационном ...
  12. • Повышение конкурентоспособности продукции ОАО ...
  13. • Понятие информационных технологий
  14. • Информационные технологии обеспечения ...
  15. • Анализ проблемы повышения конкурентоспособности и ...
  16. • Государственная поддержка как основа повышения ...
  17. • Применение информационных технологий в музыке
  18. • Информационные технологии как средство ...
  19. • Повышение конкурентоспособности предприятия ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com