Введение
За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуалов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т.д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.
Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством
других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера)
– уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать,
принимать стратегические решения.
Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел
и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности
сосредоточится на самом главном. Выход очевиден – необходимо научится
распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу.
Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от
того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может
сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы
правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.
В теории управления общепризнанным является "золотое правило": самое
важное умение руководителя - это получение нужных ему результатов через
своих подчиненных. В той мере, в какой он умело передает свои полномочия
исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще передается работа
вместе с частью ответственности, тем выше результаты организации в целом.
Задачей руководителя является организовать процесс (сценарий, игру), при
котором люди хотели бы работать с максимальной отдачей, т.к. желание
работать в группе и достигать собственной реализации - естественное
состояние нормального человека.
Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
1. раскрыть понятие и методы делегирования полномочий
2. проанализировать основные способы делегирования полномочий на примере
ООО «Адиз»
3. показать, какие аргументы предъявляют противники метода делегирования полномочий и на чем они основы, а также какой эффект достигается при применении данного метода в управлении.
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента.
1. Понятие и сущность делегирования полномочий.
Полномочия и их виды.
Идеи личной ответственности и делегирования полномочий, конечно же, не новы. Концепции соучастия в управлении и самоуправления появились более 30- ти лет назад. Чем же делегирование полномочий отличается от этих более ранних концепций? Почему столь многие организации сегодня пытаются внедрить этот подход?
Различие, как это часто бывает, не в самих концепциях, а в их обосновании. Сегодня целью делегирования полномочий не является стремление к наибольшей удовлетворенности служащих, как средству повышения производительности их труда. Так считали в 1960-х годах, когда была популярной теория Y и идеи самоуправления (теории X и Y разработаны и описаны Дугласом Мак-Грегором: теория X в менеджменте – стимулирование работников через тотальный контроль и наказания; теория Y в менеджменте – стимулирование работников через вовлечение, участие и вклад).
Сегодня к делегированию полномочий подталкивают потребности компаний.
Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные
межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость
использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что
требует решительной децентрализации процессов принятия решений.
Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями, т.е. имеет место делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Суть делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю ответственность, как правило, продолжает нести этот руководитель.
Рис. 1 Цели делегирования
Цели делегирования
|Разгрузить вышестоящих |Повысить дееспособность |Активизировать |
|руководителей, освободить|нижестоящих звеньев. |«человеческий фактор», |
|их от текучки и создать | |увеличить вовлеченность и|
|наилучшие условия для | |заинтересованность |
|решения стратегических и | |работников. |
|перспективных задач | | |
|управления. | | |
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.
Достоинство делегирования полномочий заключается, прежде всего, в том,
что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда.
Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает
самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е.
на него возлагается определенная ответственность), что само по себе
является мобилизующим фактором.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Рис. 2 Процесс делегирования полномочий.
Процесс делегирования полномочий.
|I этап - |Поручение работникам индивидуальных |
| |конкретных заданий |
| | |
|II этап - |Предоставление соответствующих |
| |полномочий и ресурсов подчиненным. |
| | |
|III этап - |Формулирование обязательств |
| |подчиненных выполнить порученные им |
| |задания. |
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов: а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов. б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта. в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.
Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение
конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в
организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на
выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного
вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за
результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на линии сборки
фирмы «Сони» поступающему назначается (делегируется) задача монтажа
печатных плат в телевизорах. Принимая эту работу и вознаграждение за нее,
рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом,
удовлетворительным для фирмы «Сони». Беря на себя эту ответственность,
работай должен разобрать и заново собрать телевизор в случае своей ошибки.
Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи,
начальник имеет право требовать, объяснений или исправления плохо сделанной
работы.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия
полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована.
Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному.
Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо
задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за
удовлетворительное завершение работы. Например, руководитель хирургической
бригады делегирует многие важные обязанности медицинским сестрам. Но, если
пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для
переливания, ответственным за это будет оперирующий хирург и его привлекут
к суду за преступную небрежность. Аналогичным образом, если торговый агент
не выполнит своих плановых заданий на год и в результате отдел сбыта также
не выполнит свой план, руководитель отдела сбыта, а не тортовый агент,
должен держать ответ перед коммерческим директором.
В крупных организациях руководителя высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных. Бывший президент США Гарри С. Трумэн, ныне всем известней надписью на своем столе, которая гласила: «Больше ответственность сваливать не на кого», продемонстрировал понимание своей конечной ответственности за деятельность правительства.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.
Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.
Различают два вида полномочий:
. Линейные полномочия
. Штабные полномочия
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Рис. 3. Цепь команд.
Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Рис. 4. Классификация штабных полномочий.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Сосредоточим внимание на определение того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.
Линейная деятельность в настоящем смысле слова — это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией. Аппарат помогает выполнению основных функций, как квалифицированная медицинская сестра помогает хирургу во время операции. Хирург, вероятно, смог бы спасти жизнь пациента в экстренном случае без помощи медсестры, но риск уменьшается и работа выполняется более ровно благодаря ее помощи. С другой стороны, медсестра не может успешно выполнить операцию - достичь цели организации — без хирурга.
Естественно, что определение того, какие конкретно виды деятельности
следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии
организации. По словам специалиста по вопросам управления Альфреда
Чандлера: «Структура соответствует стратегии». Различия в целях приводят к
фундаментальным различиям в структуре. Например, в большинстве организаций
юридические службы безусловно относятся к аппаратной деятельности. Однако в
юридической фирме юристы составляют хребет организации. Аналогичным
образом, обучение обычно является либо аппаратной деятельностью, либо
просто одной из обязанностей линейного руководителя. Но в колледже
преподавание — основной вид деятельности организации, финансы представляют
собой ключевой вид деятельности почти в любой организации и поэтому
относятся к линейной деятельности. Однако ведение финансовых документов,
бухгалтерский учет можно рассматривать в качестве аппаратной деятельности,
потому что это вспомогательное средство для руководства финансовой
деятельностью.
2. Централизация и децентрализация управления.
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.
Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию
управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления
слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий
нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются
лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации.
Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация -
разделение задач по определенным признакам.
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией
становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем
больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые
незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.
Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными
пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии
решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей
низшего звена руководителей.
Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя
следующее:
. восприимчивость к новым идеям;
. готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
. готовность доверять низшему звену управления;
. стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они
могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на
верхних или на нижних ее "этажах".
Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих
полномочий, а во втором их децентрализация. При этом нужно иметь в виду,
что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы.
Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными
ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь
определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации. Полная
децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет
управляемость и попадет в состояние хаоса.
Это неизбежно приводит к тому, что централизация в одном отношении
требует одновременно обратного процесса в другом. Так, излишнее
сосредоточение решения тех или иных проблем в вышестоящей управленческой
структуре обусловит то, что большинство из них неизбежно будет приниматься
на ее нижних этажах, что отнюдь не прибавит им качества, зато снизит
оперативность и усилит бюрократизацию управления.
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь,
так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных
данному субъекту проблем; во втором — об их более обстоятельной и
детализированной проработке, которая в противном случае могла бы
осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими
обстоятельствами:
. Издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться.
. Размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения.
. Особенности исторического развития и традиции;
. Характер и мировоззрение высших руководителей;
. Наличие необходимых кадров;
. Характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;
. Динамику бизнеса — чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность;
. Внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.
В условиях существования гигантских предприятий с массовым выпуском
однородной продукции тенденция к централизации управления была
преобладающей, поскольку условия производства создавали для нее наиболее
благоприятную почву и давали возможность реализовывать ее преимущества,
заключавшиеся в следующем:
Во-первых, в усилении стратегической направленности управленческого
процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых
направлениях деятельности организации. Во-вторых, в устранении
неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии
соответствующих затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении
в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников). В-
третьих, в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше
знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт.
Однако централизация полномочий имеет свою оборотную сторону:
затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего
значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения
принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе
конкретную ситуацию, в то время как исполнители, которым ситуация хорошо
знакома, от выработки и принятия решений устранены, и те навязываются им в
принудительном порядке. В результате решения оказываются не достаточно
качественными и неэффективно реализуются на практике.
Сегодня в условиях значительного усложнения производственных и
информационных процессов, увеличения числа и степени хозяйственной
самостоятельности субъектов, входящих в организации, их территориальной
разбросанности, быстрого изменения конъюнктуры, роста в геометрической
прогрессии числа принимаемых решений и т.п. возникла реальная потребность
децентрализации процесса управления.
Она позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать решения, в том
числе при участии непосредственных исполнителей; во-вторых, более
определенно отражать в этих решениях объективную ситуацию; в-третьих,
отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его
перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.
Однако децентрализация управления сопровождается рядом негативных
последствий, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Прежде всего, вследствие обособленности процесса принятия решений и
концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо
учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и
организации в целом, в результате чего решения часто носят тактический
характер, оказываются мелкими, малоэффективными.
Из-за отсутствия общих правил и процедур выработки и принятия решений
"утряска" занимает много времени и далеко не всегда оказывается успешной.
Наконец, децентрализация может привести к сепаратизму, наносящему огромный
вред организации.
Крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие,
что имеет место в так называемых множественных структурах — организациях
конгломератного типа, в которых отсутствуют какие бы то ни было связи
(информационные, технологические, организационные и даже финансовые),
посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд
денежных средств — они заменяются финансовым контролем.
Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения
самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом —
централизацией. Таким образом возникают своего рода "маятниковые
колебания", придающие системе управления дополнительную гибкость и
устойчивость.
Другим способом обуздания излишней самостоятельности подразделений является так называемая выборочная централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.
Таблица 1. Преимущества централизации и децентрализации.
| |
|Преимущества централизации |
|1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных |
|независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, |
|принимаемых менее опытными руководителями. |
| |
|2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при |
|которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или |
|организации в целом. |
| |
|3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко |
|использовать опыт и знания персонала центрального административного |
|органа. |
| |
|Преимущества децентрализации |
|1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно |
|из-за огромного количества требующейся дли этого информации и, как |
|следствие этого, сложности процесса принятия решений. |
| |
|2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, |
|который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше |
|всех ее знает. |
| |
|3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности |
|отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое |
|крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем |
|небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью |
|контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой |
|руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, |
|как независимый предприниматель во всем своем бизнесе. |
| |
|4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более |
|высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения|
|в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию |
|талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми |
|руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. |
|Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей |
|становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и |
|напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней. |
Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.
Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации. Среди них можно выделить следующие:
. величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);
. степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;
. размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;
. философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
. наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
. использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
. характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
. влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие- либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы.
3. Основные принципы делегирования полномочий.
Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий являются основополагающими для правильного делегирования полномочий. Несоблюдение их на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.
1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов.
Поскольку смысл полномочий заключается в предоставлении управляющему
некоего инструмента для внесения соответствующего вклада в дело достижения
целей предприятия, то полномочия, делегируемые индивидуальному
управляющему, должны быть достаточными для обеспечения возможности
достижения ожидаемых результатов. Слишком много управляющих стремится
разделить и дефинировать полномочия по объему делегируемых или
приобретаемых прав, вместо того чтобы вначале понять те цели, которые
необходимо достигнуть, а только затем определить свободу действий,
необходимую для этого. Только так управляющий способен делегировать
полномочия в четком соответствии с предъявляемыми им потом требованиями к
подчиненному. Часто руководитель имеет представление о том, что необходимо
сделать, но не задумывается над тем, располагает ли подчиненный
необходимыми для этого полномочиями. Порой он просто не хочет признать, что
выполнение задачи требует предоставления большей свободы действий
подчиненному, также нечетко представляет себе ожидаемые результаты. Поэтому
нет ничего удивительного, что на предприятиях получило распространение
ошибочное представление о делегировании "ответственности".
Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что
цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения
подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые
будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип
делегирования указывает на то, что планирование является необходимой
предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что
на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.
2. Принцип функциональной дефиниции.
Структурное деление — это группировка видов деятельности, обеспечивающая
достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений
должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого
подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип
функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от
управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее
определены направления их деятельности и делегированные организационные
полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с
другими управляющими и подразделениями, тем больший вклад способны внести
эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия.
Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в
вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип
(который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи
концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое
определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения
полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и
ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать
определение содержания работы, если у руководителя нет четкого
представления о том, какие результаты он хочет получить.
3. Скалярный принцип.
Скалярный принцип относится к цепочке прямых должностных отношений
руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть
лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия
должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем
эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.
Данная шкала описывается Файолом как:
«...цепочка руководителей от высшего управляющего до низших. Линия
полномочий — это путь, по которому проходят (через каждое звено в цепочке)
все коммуникации от высшего управляющего к низшим и наоборот. Это
обусловливается как потребностями в поддержании связи, так и принципом
единоначалия, однако он не всегда является кратчайшим. В крупных концернах,
и особенно в правительственных, он порой угрожающе длинен».
Ясное понимание скалярного принципа — есть необходимое условие для
нормального функционирования организации. Подчиненные должны знать, во-
первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они
должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя
командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи
только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению
системы принятия решений и подрыву самой системы управления.
4. Принцип уровня полномочий.
Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа
функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном
уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции
предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение
эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий
отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие
организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие
должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на
усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые
выходят за рамки их компетенции. Часто высшие управляющие, утверждая, что
прекрасно понимают всю важность делегирования полномочий вниз дают понять,
что гораздо большую тревогу они испытывают в связи с распространением
среди подчиненных практики делегирования "вверх". Иначе говоря, как указал
в беседе с авторами один из управляющих высокого звена, часто случается,
что, поручив решение той или иной проблемы своим подчиненным, высшие
управляющие через несколько дней или недоль обнаруживают, что вопрос вновь
передан на их усмотрение. Очевидно, что во избежание этого необходимо не
допускать повторной переадресации проблем вверх. Если право принятия
решения делегировано должным образом, то руководителю нe следует
поддаваться искушению принять решение самому. Подчиненные обычно быстро
уясняют, кто из руководителей охотно принимает решения за них.
Если исходить из принципа уровня полномочий, то становится ясным, что,
если управляющие хотят добиться эффективности делегирования и тем самым
снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны
быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.
5. Принцип единоначалия.
Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия,
который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения
подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им
противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за
результаты работы. При рассмотрении вопроса делегирования полномочий
предполагалось, что (за исключением случаев обязательного разделения
полномочий) право свободы действия в определенной области деятельности
передается подчиненному только одним руководителем. Несмотря на то, что
подчиненный может в принципе получить полномочия от двух или более
руководителей и соответственно быть подотчетен им всем, существенные
трудности, с которыми сопряжена работа в подчинении двух или более
руководителей, очевидны. Поскольку принимаемое обязательство по существу
носит персональный характер, делегирование несколькими руководителями
полномочий одному человеку часто приводит к противоречиям как в
полномочиях, так и в ответственности. Принцип единоначалия весьма полезен
для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность.
Так, президент фирмы обычно не распределяет сбытовую деятельность между
подразделениями сбыта, производства, по связям с общественностью, финансов,
бухгалтерского учета и кадров, если ими не руководит одни человек. Вместо
этого, поскольку сбыт является своего рода связующим видом деятельности,
руководство этой работой поручается управляющему по сбыту. Если же для
руководства сбытовым подразделением президент вместо одного управляющего
назначает некий исполнительный комитет, то единоначалия уже не будет.
Заставить каждого ответственного работника сбытового подразделения
подчиняться не одному управляющему, а каждому из членов комитета — значит
вызвать неразбериху и нарушить эффективность работы.
6. Принцип безусловной ответственности.
Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.
7. Принцип соответствия полномочий и ответственности.
Поскольку полномочия есть право выполнять порученную работу, а
ответственность — это обязательство выполнить ее, то отсюда логически
вытекает, что полномочия должны соответствовать ответственности. Из этого
очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за те
или иные действия не может превышать предполагавшуюся объемом
делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное
соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-
временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются
выполнения одной и той же задачи. Например, президент фирмы может поручить
закупку сырья и оборудования, а также наем работников вице-президенту по
производству. Последний может осуществлять эту работу лишь в случае
предоставления ему достаточной для выполнения этих задач свободы действий.
Вместе с тем не следует наделять подчиненных и большими, чем того требуют
их обязанности, полномочиями. Зачастую управляющие спрашивают с подчиненных
за работу, для осуществления которой те не имеют необходимых полномочий,
что, конечно, в корне неправильно. Бывает и так, что подчиненному
делегируются достаточные для тех или иных действий полномочия, но контроль
за их правильным использованием отсутствует. Однако в данном случае имеет
место лишь неэффективное руководство, что не имеет никакого отношения к
принципу соответствия полномочий и ответственности.
Говорят, что управляющие порой получают полномочия на осуществление таких
действий, за которые они не могут нести ответственности; так, управляющий
по сбыту наделен полномочиями продавать товары, но не может заставлять
людей приобретать их. Вместе с тем управляющий по сбыту имеет полномочия по
использованию определенных материальных и людских ресурсов для максимально
широкого сбыта товаров, поэтому в соответствии здесь должны быть его
ответственность как руководителя за правильное управление персоналом и
материальными ресурсами и имеющиеся у него полномочия по сбыту.
Глава 2. Анализ состояния менеджмента в ООО «Адиз».
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Адиз».
Основная информация о предприятии представлена в таблице 2.
Краткая схема управления предприятия (с указанием объектов и субъектов управления) в графическом виде представлена в приложении № 1.
Таблица 2.Основные показатели компании «Адиз»
|№ |Параметр |Показатель |
|п/п | | |
|1. |Форма собственности. |Общество с |
| | |ограниченной |
| | |ответственностью. |
|2. |Вид деятельности. |Производство, |
| | |торговля. |
|3. |Сфера деятельности. |Высокотехнологическое|
| | |оборудование. |
|4. |Денежный оборот (за 2001 г.) |Около 12 млн. руб. |
|5. |Денежный оборот (за 2000 г.) |Около 15 млн. руб. |
|6. |Доля рынка (по Украине) в соответствующей |Около 20% |
| |сфере (по заключению независимых экспертов). | |
|7. |Списочная численность работников |74 чел. |
| |(на 01.01.2002 г.) | |
|8. |Списочная численность работников |62 |
| |(на 01.01.2001 г.) | |
|9. |Среднесписочная численность работников |( 68 чел. |
| |(за 2001 г.) | |
|10. |Среднеявочная численность |( 64 чел |
| |(за 2001 г.) | |
|11. |Средний возраст персонала. |32 года. |
|12. |Среднестатистический уровень образования. |Преобладает высшее |
| | |образование (55 к 19)|
|13. |Относительный оборот рабочей силы: |1,72/1,54 (с высоким |
| |принятые/уволенные (коэффициенты; за 2001 г.) |преобладанием |
| | |излишнего оборота) |
|14. |Производительность труда за 2001 г. |( 176 470 руб./чел. |
|15. |Количество подразделений |18 (+ 13 должностей |
| | |персональн. |
| | |подчинения) |
|16. |Максимальное количество уровней управления |2 |
|17. |Среднее количество уровней управления |1 (т.е. |
| | |непосредственное |
| | |управление). |
Как видно и таблицы 2 на предприятии не все в порядке с трудовой дисциплиной (относительно низкая среднеявочная численность), присутствует сверхвысокая текучесть кадров (105 уволенных за 2001 г.), наличие малого количества уровней управления и высокого количества непосредственных подчиненных на одного директора).
Следует особо отметить значительное падение оборота предприятия в 2001 г. по сравнению с 2000 г. (на 20%).
В то же время следует заметить, что производительность труда на одного работника достаточно высокая (более 176 тыс. руб.). Однако такая производительность труда связана не только с непосредственной работой всего персонала. Относительно высокий доход предприятия связан, в первую очередь, с обширными связями директоров в соответствующих кругах и большими стабильными (пока) закупками товаров бюджетными структурами. Но, как видно из таблицы, эти связи уже дают сбои, что напрямую отражается на объеме оборота предприятия. Т.е. руководство предприятия все еще пытается использовать т.н. административный ресурс, вместо того, чтобы развиваться в современное конкурентоспособное рыночное предприятие, с высокоэффективным менеджментом и квалифицированным мотивированным персоналом.
Как видно из таблицы, средний возраст работников предприятия равен 32 годам, что определяет основную (отрицательную) позицию руководства предприятия в сфере обучения и развития персонала.
В настоящее время на предприятии есть ряд серьезных недостатков в
организации работы (см. выше), как отдельных сотрудников, так и предприятия
в целом, которые ведут к:
1) значительному уменьшению эффективности управления предприятием;
2) ненужному дублированию работы;
3) сильной «раздутости» штата сотрудников и, соответственно, лишним затратам на управление и содержание дополнительного обслуживающего персонала (затратам как материальным, так, что особенно важно, затратам рабочего времени);
4) нарушению нормального психологического климата в коллективе;
5) систематическому нарушению сотрудниками Правил внутреннего трудового распорядка;
6) сверхвысокой текучести кадров;
7) значительному общему снижению производительности труда.
Причины вышеуказанных проблем:
1) Нет четко описанной структуры предприятия (по существу, нет вообще никакой!). Это не дает возможности руководителям Отделов адекватно оценить работу предприятия в целом и, соответственно, разработать необходимые планы работы, развития и бюджеты своих отделов. Относительно полная структура предприятия есть только в голове у ее директоров. Но информация о какой-либо штатной или внештатной структуре присутствует обычно не в виде конкретного отдела или его руководителя, а персонифицирована. Т.е. при решении любой проблемы или планировании работы директор мыслит категориями, типа: «Чтобы подготовить необходимые материалы на выставку нужно сказать Наташе (в данном случае сотрудница
Общего отдела), чтобы она заказала бумагу в той, как её там, фирме… ну, она сама догадается, и дать ее в фирму «Полиграф»; фирма «Полиграф», на основании тех макетов, которые им два дня назад должна была отдать
Марианна (в данном случае, сотрудница Рекламного отдела), должна сделать до такого-то числа столько-то экземпляров рекламных буклетов и передать их Сан Санычу (в данном случае, руководителю Рекламного отдела), который, в свою очередь, должен вовремя доставить их на выставочный стенд нашей фирмы и передать Диме (в данном случае, руководителю одного из Отделов продаж); а вот уж Дима точно знает, куда что положить, какому менеджеру по продаже и сколько дать экземпляров нашего рекламного буклета. За это я спокоен!». Самое неправильное не то, что директор, в данном случае, мыслит исключительно персонифицировано, самое плохое то, что свой склад мышления он активно (чуть ли не в приказном порядке) навязывает всем без исключения сотрудникам предприятия. И если для сотрудников, которые проработали на предприятии не один год и знают всех его «старожилов», подобное персонифицированное мышление не доставляет особых неудобств, то для новых сотрудников подобный фактор оказывает исключительно отрицательное действие, т.к. определенные должностные обязанности привязаны к определенному человеку (а то и вовсе «размазаны» между ними в причудливой «мозаике»), а не к какой-то определенной должности. Все это приводит, как минимум, к значительному (в масштабе предприятия) затягиванию процесса выполнения всей работы и к серьезным стрессам новых сотрудников.
2) Отсутствует четкий упорядоченный перечень обязанностей, полномочий и ответственности, как отдельных подразделений предприятия, так и каждого из сотрудников. Это ведет:
V к неразберихе и путанице между полномочиями и обязанностями, как Отделов, так и отдельных сотрудников;
V к ненужному дублированию работы;
V к «размытости» ответственности за результаты работы:
V дополнительным расходам на персонал, управление и т.д.
V к дополнительному, тотальному контролю результатов работы директором;
V в конечном итоге это ведет к замедлению работы всей фирмы, к искажению и несовершенству конечных результатов.
3) Кадровый учет ведется недостаточно квалифицированно. В личных делах отсутствуют: карточка учета П-2; автобиография; результаты наблюдений, психологического тестирования, аттестаций; другая полезная информация.
Отсутствие этой информации ведет к недостаточно качественной работе с персоналом, делает невозможным адекватное изучение потенциала имеющихся человеческих ресурсов для их качественной мотивации, оптимизации работы и профессионального роста.
4) Порядок и форма начисления, размер заработной платы сотрудников предприятия не соответствует современному уровню развития предприятия, задачам повышения ответственности сотрудников перед предприятием (не говоря уже о ближайшем будущем), и не может в достаточной мере мотивировать их к повышению производительности труда, заинтересованности в конечном результате труда и благосостоянии предприятия, долговременному закреплению их на работе (особенно высококвалифицированных специалистов) и повышения своего профессионального уровня.
5) Слабая техническая оснащенность и плохая организация рабочих мест, недостаток удобной мебели, ее разнородность и неправильное размещение, недостаточная освещенность приводит к быстрой утомляемости (что приводит к частым перекурам и чаепитиям) и повышенной раздражительности сотрудников (особенно новых). Сюда же необходимо добавить полное несоответствие минимальным санитарным нормам подавляющего большинства мониторов и видеоплат, установленных на компьютерах предприятия. Все это ведет к тому, что ряд сотрудников работает при недопустимой скученности
(по 3-4 человека на 5-6 квадратных метров), предельной загруженности каждого полезного метра рабочей площади (что, при необходимости, делает невозможным даже незначительное расширение предприятия). По моим подсчётам, только из-за причин, указанных в этом пункте (т.е. за счет не целевого использования рабочего времени), предприятие теряет не менее 10
% от своего денежного оборота (и это только то, что можно отразить в чистом денежном выражении).
6) Правила внутреннего трудового распорядка отличаются своей недостаточной продуманностью и чрезмерной строгостью, что резко снижает энтузиазм сотрудников и, соответственно, их производительность труда. Необходимо сказать, что вышеуказанные правила, не являются официально утвержденным документом и поэтому не могут быть документом, официально регламентирующим общие правила работы сотрудников предприятия.
2.2. Основные пути решения проблем ООО «Адиз».
Пути решения вышеуказанных проблем:
1) Составить (в письменной или печатной форме) максимально четкую структуру предприятия: цели деятельности (миссия), состав, функции, схема взаимодействия и т.д. На основании этого, а также желаемого уровня развития предприятия на данный момент и ближайшее будущее, составить т.н.
«Идеальную модель» предприятия, где указать план мероприятий для достижения этого. Поручить выполнение данного пункта руководителю отдела
Персонала (мероприятия указаны ниже – п.2-8; краткая «Идеальная модель» управления - см. приложение №2) .
2) Разработать все необходимые Положения об отделах и службах, должностные инструкции и т.д. На основании этого разработать абсолютно четкую систему линейного менеджмента, где директор непосредственно руководит только руководителями отделов, и, без крайней необходимости, не тратит время на детали деятельности отдельно взятого сотрудника (что полноценно, при данном количестве персонала, невозможно делать в принципе). При этом (при чётком выполнении своих должностных обязанностей каждым руководителем) директор будет иметь исчерпывающую информацию о работе каждого отдела и, соответственно, о работе предприятия в целом. Поручить выполнение этого пункта руководителю отдела Персонала (краткая система «Идеального» линейного менеджмента в приложении № 2).
3) В настоящее время наибольшие «заторы» и «торможения» при выполнении распоряжений директора наблюдаются там, где руководители отделов (или отдельные сотрудники) не наделены полномочиями принимать решения разной степени ответственности (например, Общий отдел, Компьютерный отдел,
Рекламный отдел). Необходимо разграничить сферу компетентности и полномочия отделов вообще, и руководителей отделов в частности, т.к. дополнительно ко всем вышеуказанным проблемам дополняется еще одна – ненужное дублирование работы (например, Компьютерным и Общим отделом в процессе оценки возможных затрат для ремонта или усовершенствования компьютерной техники). Это необходимо для максимально чёткого выполнения ими своей работы. Рекомендую данную ситуацию решить следующим образом: при помощи тех же должностных инструкций наделить необходимыми полномочиями каждого из руководителей отделов в пределах их компетенции, а отдельным сотрудникам делегировать необходимые полномочия для быстрого решения текущих проблем. Поручить разработку плана мероприятий по выполнению этого пункта руководителю отдела Персонала (см. приложение №
2).
Конкретный пример решения проблемы. Руководитель Компьютерного отдела будет решать все вопросы, связанные только с планированием, порядком переоборудования, технического обслуживания и ремонта компьютерной техники, а, например, инженер компьютерного отдела, пользуясь необходимыми полномочиями, которые ему будут делегированы руководителем, будет на месте решать оперативные вопросы (например, какую деталь компьютера необходимо отремонтировать или заменить и т.п.), не обращаясь каждый раз к руководителю компьютерного отдела (а то и непосредственно к директору!) за разрешением на замену какой-либо детали, стоимостью несколько рублей, не отвлекая последнего от решения более важных стратегических задач.
Конкретный пример решения проблемы. Все хозяйственные, технические (кроме
работы ПК и периферийного оборудования), вопросы документооборота и прочие
общие вопросы сотрудники должны направлять не к отдельным сотрудникам
Общего отдела, а непосредственно его руководителю. Руководитель общего
отдела, т.к. он лучше разбирается в обязанностях и возможностях своих
подчиненных, сам будет давать распоряжения и делегировать им, если
необходимо, необходимые полномочия (например, одному сотруднику он поручит
организовать ремонт сломавшейся мебели, а другому доверит произвести
закупку необходимых хозяйственных или канцелярских товаров). Директору
предприятия необходимо доверить (делегировать полномочия) руководителю
Общего отдела решать все материальные вопросы, входящие в его компетенцию,
хотя бы в пределах какой либо фиксированной суммы. И только при
планировании использования крупных сумм руководитель Общего отдела должен
обращаться непосредственно к директору. Это необходимо для того, чтобы
руководитель Общего отдела не обращался каждый раз к директору (что бывает
по несколько раз в день) для получения разрешения взять из кассы
предприятия необходимую сумму для произведения, например, незначительного
ремонта мебели, покупки канцелярских мелочей и т.п.
Конкретный пример решения проблемы. Руководитель Рекламного отдела должен
иметь необходимые четкие полномочия для самостоятельного принятия решения
по вопросам, входящим в сферу его непосредственной компетенции, а не
обращаться по несколько раз в день (а при подготовке, например, к различным
выставкам и презентациям и того чаще) к директору для решения вопросов.
Например: какая плотность – 80 или 85 г/мІ, - должен быть у бумаги для
печати на офисном копировальном аппарате раздаточного материала (прайс-
листов), какого цвета должна быть каждая «завитушка» на определенной букве
пригласительного билета на выставку и т.п.
4) Кадровая политика предприятия должна быть направлена на поиск, отбор и закрепление на предприятии только лучших кадров. Т.е. предприятие должно превратиться из «кузницы» квалифицированных кадров (коим, в какой-то степени, оно сейчас и является) в их активного потребителя. Дополнительно к этому, слишком широкий (массовый) поиск персонала приводит к отрицательным результатам:
. менеджер по подбору персонала вместе с психологом из-за сложного
(напряженного) психологического климата в коллективе чересчур загружены поиском, проведением большого количества собеседований и тестирований;
. кадровые агентства и, тем более, солидные рекрутинговые фирмы из-за малого процента принимаемых и большого отсева, и того, что их услуги не оплачиваются уже почти не рассматривают заявки предприятия или направляя к нам недостаточно квалифицированных, неопытных специалистов или уже заранее предупреждают их о плохих условиях работы на предприятии. В этом плане необходимо особенно учитывать то, что на рынке трудовых ресурсов кадровые и рекрутинговые фирмы обладают значительной частью информации по поиску и трудоустройству персонала (особенно высококвалифицированного и узкоспециализированного);
. большое количество уволившихся сотрудников (несколько сотен за последние несколько лет) распространяют исключительно негативную информацию о предприятии (со всеми вытекающими из этого последствиями).
Существующая в настоящий момент очень высокая текучесть кадров
(относительно среднесписочного количества работников в 2001 г.) крайне
отрицательно влияет на все составляющие работы предприятия, не говоря уже о
чистом материальном ущербе, связанным с оплатой труда новых сотрудников в
первые месяцы их работы на предприятии, когда они только входили в курс дел
и не давали еще полноценной отдачи от своего труда.
Большая часть вновь принимаемых сотрудников до своего увольнения из
предприятия не только не проявляет свои лучшие качества, но даже и не
успевает полноценно войти в курс дел, определиться со своими обязанностями
и взаимоотношениями в коллективе. Большой поток новых сотрудников
отрицательно сказывается и на тех, кто работает давно и должен был бы
чувствовать себя на предприятии относительно уверенно. У них складывается
(или, скоре всего, уже сложилась) подсознательная мысль, что это место
временное и необходимо, на всякий случай, заниматься поиском новой работы.
При высокой (в данном случае сверхвысокой) текучести кадров нельзя
полноценно планировать карьеру сотрудников, «растить» кадры для занятия
руководящих должностей. Эта работа предполагает стабильность кадров,
наличие времени для их изучения (тестирования, наблюдения), обучения,
составления кадрового резерва и продвижения. Необходимо учитывать то, что
квалифицированных сотрудников руководящего звена нужно «выращивать» на
самом предприятии. И только в случае крайней необходимости или отсутствии
на предприятии какого-либо узкоспециализированного специалиста брать людей
со стороны. Специалист, кто прошел на предприятии весь путь, от обычного
специалиста до руководящей должности, более успешно управляет
подразделением (т.к. сам хорошо знает все тонкости работы, как предприятия
в целом, так и своего подразделения в частности), имеет высокий уровень
лояльности предприятию и, соответственно, оказывает исключительно
положительное воздействие на остальных (в особенности новых) сотрудников,
как в плане стабильности и надежности предприятия, так и в плане
возможностей для карьерного роста.
5) Наладить на предприятии нормальный кадровый учет, с применением всех новейших технологий по изучению персонала (сбор второстепенной информации, тестирование, наблюдение в процессе работы и мн. другое.).
Это позволит поставить систему развития персонала на качественно новый уровень. Сделает возможным долговременное изучение потенциала имеющихся человеческих ресурсов для их лучшей мотивации, оптимизации работы и профессионального роста. Поручить разработать план необходимых мероприятий руководителю отдела Персонала.
6) Для улучшения настоящего положения вещей в сфере оплаты труда необходимо кардинально изменить структуру и размер оплаты труда на предприятии.
Система оплаты должна быть максимально «прозрачной» (в особенности для сотрудников, непосредственно связанных с реализацией товаров). Любой сотрудник должен иметь возможность самостоятельно высчитывать размер своей заработной платы за каждый месяц. В тоже время з/п должна стимулировать работу в течение рабочего дня, качественное и быстрое выполнение заданий, отсутствие нарушений Правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины, порядка ведения документации и пр.
В дополнение к этому могу добавить следующее. Необходимо, вкупе с материальным стимулом, как можно шире использовать на предприятии принцип морального поощрения (а не только наказания, как применяется на предприятии сплошь и рядом). Так, любая, хорошо выполненная работа, в особенности, если она связана с персональной ответственностью, должно быть замечена и отмечена похвалой руководителя (а иногда и премией!).
Ситуация, когда при хорошо выполненной работе руководитель отмечает только недостатки, даже имевшие место в ходе работы, исключительно сильно расхолаживает исполнителя (особенно, если это повторяется постоянно), у него пропадает удовлетворение от работы, резко снижается мотивация.
Поручить спланировать максимально четкую структуру и размеры з/п
сотрудников предприятия Главному бухгалтеру и руководителю отдела
Персонала.
7) Провести полное техническое переоборудование парка компьютерной и, частично, офисной техники.
. Всю устаревшую (как физически, так и морально) технику заменить на ПК, полностью отвечающие минимальным требованиям, выполняемых на них задач. Замену ПК необходимо проводить с обязательной заменой ВСЕХ, не отвечающих минимальным требованиям, мониторов и видеоплат. Поручить спланировать этот процесс руководителю Компьютерного отдела.
. В особо загруженных точках купить и поставить более мощные и «быстрые» принтеры (отдел Продаж 1, Компьютерный отдел, Центральный офис). Уже имеющуюся технику, для ускорения процесса работы, переставить в менее загруженные точки (отдел Контроля, отдел Учета, отдел Персонала).
Поручить спланировать этот процесс руководителю Компьютерного отдела.
. Для всего «сидячего» персонала предприятия приобрести нормальные офисные кресла со спинками – это позволит сотрудникам значительно меньше отвлекаться на разминки, маскируемые «перекурами», чаепитиями и пр. Поручить спланировать этот процесс руководителю Общего отдела.
. Где необходимо – поставить специальные настольные лампы (на струбцинах или прищепах) – это позволит ускорить процесс работы с документами и значительно понизить количество ошибок при работе с ними. Поручить спланировать этот процесс руководителю Общего отдела.
. На все рабочие места, где ведется одновременная работа с бумажными и электронными документами установить копихолдеры (держатели бумаг). Это позволит значительно сократить время набора на ПК необходимой документации и т.п. Поручить спланировать этот процесс руководителю
Общего отдела.
8) Незамедлительно переработать Правила внутреннего трудового распорядка.
Привести их в соответствие с ТК РФ и другими специализированными
законодательными актами о труде. Утвердить их на общем собрании работников
предприятия и на Совете директоров. Поручить переработку Правил внутреннего
трудового распорядка руководителю отдела Персонала.
В заключении хочу добавить следующее. Для наиболее качественного и быстрого эффекта все вышеуказанные рекомендации (раздел 5) необходимо применять только в комплексе и одновременно, а не частями и/или в разное время.
По моим расчетам, максимальный эффект от внедрения вышеуказанных рекомендаций будет достигнут не позднее, чем через полгода. Этот эффект будет заключаться не только в кардинальном улучшении менеджмента и психологического климата на предприятии ООО «Адиз», но и значительном увеличении его доходов (по крайней мере на 25% в первый год реализации вышеуказанных рекомендаций). Будет достигнуто колоссальное снижение расходов (не менее, чем на 50%), связанных с не эффективным менеджментом и организацией труда сотрудников, высокой текучестью кадров.
Глава 3. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий и эффект при их ликвидации.
3.1. Причины низкой эффективности делегирования.
Факторы, повышающие эффективность делегирования.
Делегирование тесно связано с мотивацией, влиянием и лидерством.
Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи.
Как во всех процессах обмена информацией и оказания влияния, обе стороны
имеют существенное значение для достижения успеха. Учитывая это, составим
таблицу ряда причин, по которым руководители могут с неохотой делегировать
полномочия, а подчиненные – уклоняться от дополнительной ответственности.
Таблица 3. Причины низкой эффективности делегирования.
|Нежелание руководителей делегировать |Нежелание подчиненных брать |
|полномочия |ответственность |
|Отсутствие доверия к подчиненным. |Удобнее спросить начальство, что |
|Боязнь риска. |делать, чем самому решать |
|Трудности осуществления контроля. |проблему. |
|«Сильные» личности представляют |Боязнь критики за совершенные |
|угрозу. |ошибки. |
|Процесс принятия решений становится |Отсутствие информации и ресурсов,|
|сложным. |необходимых для успешного |
|Требуются более развитые связи с |выполнения задания. |
|подчиненными. |Перегруженность работой. |
| |Отсутствие уверенности в себе. |
| |Отсутствие стимулов для |
| |дополнительной ответственности. |
Таблица 4. Основные факторы повышения эффективности делегирования.
|Факторы (условия)|Содержание |
|Оценка риска |Риск должен быть оценен и минимизирован. Следует |
| |загружать подчиненных, но не до предела и развивать |
| |свои навыки управлять процессом передачи полномочий. |
|Дозирование |Расширение индивидуальных способностей требует времени,|
|передачи |поэтому необходимо выбрать подходящий темп возрастания |
|полномочий |ответственности. Слишком большие требования могут |
| |вызвать стресс и привести к общей неудаче, но |
| |недостаточные требования расточительны и деморализующи.|
|Общее ясное |Квалификационная передача полномочий требует четкой |
|понимание целей |структуризации целей и общего согласия с ними. Если |
| |цели не установлены, задача остается неясной, а оценка |
| |становится практически невозможной. |
|Регулярное |Передача полномочий представляет собой форму |
|консультирование |управленческого развития. Таким образом, становится |
| |возможным использование заданий для развития других |
| |людей. Поэтому процесс консультирования помогает как |
| |подчиненным, так и руководителям. |
Для повышения эффективности делегирования руководители могут:
V Создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным.
V Определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства и оказания влияния.
V Оказывать больше доверия, тем самым устранить большую часть неуверенности подчиненных. Не следует во весь голос критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.
V Решить проблему коммуникации. Четкий обмен информацией, принцип соответствия и положительные стимулы. Когда подчиненный не выполняет свои задачи так, как требует руководство, причиной может быть неправильная передача информации. В спешке руководители могут бегло изложить, что хотят. Подчиненный может не решиться задать вопросы из- за боязни выглядеть глупым. Или, что случается чаще, подчиненный тоже торопится приняться за работу. Вследствие этого обе стороны могут думать, что понимают, каково было задание и каков должен быть результат. Позднее, чаще всего слишком поздно для исправления, работа оказывается сделанной неправильно и обе стороны разочарованы. Понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий имеет существенное значение для эффективного делегирования.
V Делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность, то есть необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью. Это известно как принцип соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. К сожалению, на практике принцип соответствия часто нарушается. Если вы оказались в ситуации, когда на вас возложена ответственность за задания, которые нельзя выполнить удовлетворительно из-за отсутствия достаточных полномочии, необходимо по возможности быстрее поставить в известность своего начальника и попросить провести совещание для решения этой проблемы.
Большая ответственность означает больше работы и больше риска для лица, принимающего ее. Многое, если не большинство, не находят привлекательными эти дополнительные обязанности. Средний человек ожидает, достаточно обоснованно, какого-то вознаграждения. Но, к сожалению, во многих организациях четко выраженное желание расширить ответственность подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие этого бремени. Недавние исследования выявили доказательства того, что работники имеют меньшую мотивацию к работе, если считают, что дают организации больше, чем получают от нее. Вследствие этого, отсутствие положительных стимулов к принятию дополнительной ответственности может заблокировать разумные попытки распределить полномочия.
Эти вознаграждения могут выступать почти в любой форме. Дополнительная оплата, повышение по службе, необычное звание, благодарность, особый статус и более комфортабельные условия работы — все это доказало свою эффективность. Необходимость применения вознаграждений обоснована тем, что подчиненный видит четкую связь между принятием дополнительной ответственности и удовлетворением личных потребностей. Так же важно для высшего руководства создать систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации.
В практике менеджмента России часто бывает так, когда руководители стараются затереть своих помощников и заместителей, если они с широким кругозором, эрудицией. Такие работники могут представлять опасность конкуренции. То ли дело на фоне бездарностей казаться незаменимым.
В развитых западных странах считается хорошим тоном, когда начальник
готовит себе преемника. В этом случае он безбоязненно болеет, уходит в
отпуск и вообще по каким-либо причинам оставляет временно организацию. Он
спокоен - управление в надежных руках доверенного лица.
Полномочия на высшем уровне управления организацией, как правило,
распределяются приказом, в котором указано, кто и какие подразделения
курирует и несет за их работу ответственность. На более низких уровнях
управления полномочия распределяются несколькими способами.
Один из них заключается в следующем: приглашают в отдел кадров
специалиста, проработавшего в определенной должности несколько лет, и
просят его написать перечень вопросов, которые, по его мнению, он должен
решать самостоятельно на своем участке работы. Такие перечни составляются
от нескольких позиций до нескольких сотен. Познакомившись с такими
перечнями, руководство определяет загруженность работников и делает выводы.
Либо сокращается объем работ, либо происходит перераспределение функций,
либо за ненадобностью сокращается должность. Оптимальный перечень вопросов
утверждается высшим руководителем, и кандидатам на определенную должность в
отделе кадров вручается перечень вопросов, которые в обязательном порядке
решает данный работник. Одновременно работнику выдается перечень вопросов,
который решает его подчиненный или подчиненные и перечень вопросов, которые
решает непосредственный начальник. В этом случае попытка отфутболить
решение вопроса на другой уровень управления будет рассматриваться как
грубое нарушение внутреннего распорядка в организации.
В другом случае может быть использован метод исключения. Этот метод
заключается в том, что руководитель любого ранга берет общую тетрадь и
проводит самофотографию рабочего дня в определенном отрезке времени - это
может быть от пяти до двадцати дней (чем больше дней, тем лучше и точнее
результат). После проведенной работы тетрадь рассматривается на досуге и
проводится анализ, показывающий, по каким вопросам принимаются решения.
Если решения повторяются по одинаковому вопросу несколько раз в день или
ежедневно - это первый сигнал к тому, чтобы передать функцию по решению
повторяющегося вопроса на уровень ниже. Решение подобных вопросов - это
рутина, а вот для решения творческих вопросов времени у руководителей
практически нет.
Рационально использовать рабочее время помогут несколько правил:
1. Проранжируйте текущие проблемы и отдайте предпочтение для решения
наиболее важных.
2. Оставьте резерв времени для решения непредвиденных проблем.
3. Не выжимайте из времени больше возможного в ущерб качеству работы.
4. Остерегайтесь людей, не жалеющих вашего времени.
5. Старайтесь менее важные дела решать к концу рабочего дня, либо
передавайте решение этих вопросов подчиненным.
6. Не откладывайте работу на потом, не бойтесь ее, принимайтесь за работу
смелее.
7. Начинайте работу, не раздумывая над тем, хватит ли времени?
8. Делайте паузы в работе, обращайтесь с мыслями к личным делам, просто
отдохните, соберитесь с мыслями.
Третий метод зависит от стоимости решения. Решение о приобретении веника
принимает уборщица - она знает лучше данный вопрос. Кстати, если подключить
высокое руководство к решению вопроса о приобретении веника, то веник
станет золотым. Решение об улучшении оргоснастки рабочих мест принимает
старший мастер, либо начальник цеха. А вот, если требуется приобрести
дорогостоящее оборудование, то это прерогатива высокого руководства.
3.2. Делегирование полномочий: единство доверия и требовательности.
В теории и практике управления существуют два подхода к реализации
управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных
результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба
подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных
результатов добиваться оказывается легче. Если же доминирует первый подход,
то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется
мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является
делегирование полномочий работникам.
Однако его трудно внедрить в практику управления. Постоянная нацеленность
руководителя на достижение конечных результатов мешает ему «поднять
голову», осмотреться по сторонам, заглянуть вперед. Но удаленность от
эпицентра событий не дает возможности глубоко чувствовать рабочую
обстановку во всех задействованных управленческих циклах. И все же
руководитель-профессионал не только тянет на себе воз, погружаясь в
«текучку», но и «заплывает» вдаль, чтобы ощутить свободу своих собственных
действий.
Метод делегирования полномочий формирует организационный диапазон
исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного
коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных попутчиков.
Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен
стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения.
Таблица 5. Организационные рамки руководителя.
|№ |Узкие организационные рамки |Широкие организационные рамки |
|п/п|руководителя |руководителя |
|1 | Выдача заданий в пределах |Выдача заданий в расширенных |
| |обязанностей работников |пределах обязанностей |
|2 |Повседневная передача поручений |Разовая передача поручений |
|3 |Принятие мелких управленческих |Право работников на свободу маневра|
| |решений на ходу | |
|4 |Передача дополнительных |Отладка постоянной «обратной связи»|
| |разъяснений |с работниками |
|5 |Дополнение уже принятых решений |Право работников решать на месте. |
| |новыми | |
|6 |Торможение тех решений, которые |Самоувязка управленческих решений в|
| |перестали исполняться |новые звенья |
|7 |Принятие на себя ролей |Принятие на себя ролей советчика, |
| |приказчика, распорядителя, |консультанта, арбитра, наблюдателя |
| |«погонялы», надсмотрщика | |
|8 |Организационная среда наполнена |Организационная среда наполняется |
| |некачественными решениями и |теми решениями, которые работают на|
| |перегружена управленческими |самореализацию управленческих |
| |циклами |циклов |
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только
определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные
результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию
управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и
представить результаты, а также о том, как эти результаты будут
вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право
на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения
результата. Он только оговаривает, какой денежный фонд можно тратить,
советуется, с кем вступать в контакт, проясняет для себя право подписи
необходимой документации, процедуру согласований, подготовки документов,
ведения переговоров, выхода к вышестоящему руководителю с инициативами или
за разрешениями. Если все эти полномочия ему так или иначе делегируются, то
работник (или низовой менеджер) получает свободу организационного,
финансового, юридического и психологического маневра, освобождая
руководителя от детального «досмотра» этого управленческого цикла.
Руководитель также получает свободу маневра в решении перспективных и
стратегических проблем. Но наибольшую свободу получает тот руководитель,
который может так организовать реализацию решений и в других управленческих
циклах. Он же и достигает наибольшего эффекта в управлении.
Однако это происходит не со всеми, не всегда и не сразу. Требуется определенное время для того, чтобы наладить такое управленческое взаимодействие. Это значит, что руководителю необходимо преодолев противоречие, которое можно сформулировать так: принимая управленческие решения за подчиненных, он должен принимать его вместе с ними, чтобы творчески вовлечь их в реализацию еще одного замысла.
Метод делегирования полномочий основан, с одной стороны, на преодолении негативной зависимости работников от руководителя, вынужденных подчиняться его требованиям, а с другой — на преодолении зависимости руководителя от работников, вынужденного отвечать за качество, объемы и сроки исполнения работ. Приходя работать в фирму, работники как бы заранее соглашаются, что будут выполнять управленческие решения руководителя. Но находясь в зависимом от него положении, они могут психологически компенсировать это неудобство:
- во-первых, доверием к нему,
- во-вторых, договоренностью о пределах своих обязанностей,
- в-третьих, возможностью встречных предложений идущих к нему от них самих,
- в-четвертых, требованием обеспечивать необходимую помощь в тех или иных рабочих ситуациях.
Только при таких «смягчающих обстоятельствах» руководитель имеет моральное право принимать решения за других. Такие решения становятся управленческими именно потому, что основаны на компенсаторной «обратной связи» со стороны исполнителей.
Опытный руководитель, принимая те или иные управленческие решения, формирует и компенсаторные «обратные связи» с работниками. Они ему необходимы, так как он берет на себя всю ответственность за реализацию управленческих решений, которую трудно выдерживать в одиночку. Он не может переложить эту ответственность на подчиненных, но он может смягчить ее переживание их доверием, добровольным расширением сферы обязанностей, инициативностью и удовлетворением их потребности в поддержке и помощи с его стороны, особенно в критических ситуациях.
В случаях, когда руководитель переживает ответственность за принятые решения в одиночку, он может допускать в результате этого ошибки в управленческом цикле из-за сильного стрессового состояния: груз ответственности оказывается тяжел. Но тогда, когда он чувствует сопереживание этой ответственности своими сотрудниками, ее груз значительно облегчается. Работники помогают ему и психологически, и реально выполнять работу, заданную его управленческим решением.
Это очень важные рассуждения, так как существует мнение, что руководитель, «запуская» решения, делегирует работникам и свою ответственность. Это не так. Он наделяет работников ответственностью, формируя ее у них, но ни в коем случае не «сбрасывает» им свою. Если он так поступает, то перестает быть полноценным руководителем, ибо в случае неудач всю вину перекладывает на работников. Руководитель-профессионал поступает наоборот: в случае неудач работников он всю ответственность берет на себя. И защищает работников перед вышестоящим руководством, если есть претензии к ним с «верхов». Тот же, кто снимает с себя ответственность за работу своих подчиненных, по существу, подставляет их, делая это в силу своей управленческой некомпетентности. Принятие на себя ответственности за работников морально оправдывает принятие управленческих решений за них.
Однако в практике реализации управленческих решений социально- психологический феномен взаимокомпенсаций постоянно колеблется, а при авторитарных управленческих отношениях этот межличностный ресурс исчезает вообще. Ответственность руководителя усиливается, ее величина возрастает, а переживания ответственности становятся все более напряженными. Это бывает тогда, когда предпринимательские ориентации руководителя подавляют его менеджерские функции.
В теории управления общепризнанным является «золотое правило»
руководства, суть которого такова: самой важной способностью руководителя
является получение результатов через своих работников (Л.Аллен). В той
мере, в какой он умело передает свои полномочия исполнителям, он эффективно
руководит. Чем больше и чаще руководитель применяет этот метод, тем
оптимистичнее оказывается и организация исполнения в целом. Делегирование
полномочий работникам психологически предполагает единство доверия и
требовательности — базовый принцип, «работающий» на организацию
«коммуникативного пространства». Доверяя, руководитель предоставляет
работникам возможность максимально использовать свои опыт, знания и
способности в выполнении заданий. Требуя, он повышает ответственность
работников за его качество, объемы и сроки.
Однако в практике управления «золотое правило» «опрокидывается» тогда,
когда руководитель, не доверяя работникам, начинает делать работу за них.
Так, в одну из фирм пришел новый руководитель, который начал принимать
решения, не советуясь с «низовыми» менеджерами. Он часто отменял их
решения, даже не предупреждая их об этом. Более того, он стал принимать
решения и на «низовом» уровне вместо них, взвалив всю работу на себя. Он
объяснял это их некомпетентностью и желанием понять существо дел «снизу».
Они стали увольняться. Тогда он набрал новых, подчинив их тем требованиям,
которые сам сформулировал на основе собственного опыта. Они не имели
достаточного опыта менеджерской работы, и он опять стал делать работу за
них. И только случайная помощь со стороны консультанта помогла ему
перестроиться: он начал учиться делегировать полномочия.
На самом деле достижение конечного результата стратегически
«закладывается» уже в управленческое решение. На стадии его подготовки.
Так, например, сотрудникам предлагается выбрать из обозначенных
руководством проблем те, которые необходимо решать в первую очередь. Потом
определяется степень назревания проблем: «какие были — какие стали — какими
могут стать». Далее выясняется, кто больше всего заинтересован в их
решении, и оценивается степень деловой активности каждого заинтересованного
лица. После этого определяется ответственность всех тех, кто будет
разрешать эти проблемы, а также критерии оценки конечных результатов.
Некоторые противники метода делегирования полномочий считают, что скорость принятия организационных решений в фирме, управляемой собственником, выше, что делает бизнес более подвижным.
Но в данном случае вопрос не в том, кто управляет фирмой, а в том, каким объемом полномочий он наделен. Разумеется, существуют свои плюсы, если компания небольшая (до 15 человек), она не нуждается в сложной системе управления и контроля, поэтому сочетание хозяин-директор упрощает выполнение многих функций. Важно не пропустить момент, когда приходит пора избавиться собственнику от груза рутинных дел, осознать, что вы потрудились на славу и заслуживаете классных заместителей, дабы преимущества не обернулись в потери, - это Закон господина Бизнеса.
Но вот вопрос: "А где же взять такого администратора?" На самом деле найти такого специалиста есть возможность, помня, что главное - это захотеть, но суть задачи в том, что, не освоив "золотое правило", ни один суперменеджер не принесет никакой пользы.
Важно прояснить, почему одни собственники соглашаются делегировать полномочия на деле, а другие только на словах. Дело в том, что метод делегирования наталкивается на большой подводный камень - организационно- психологические барьер: нежелание делиться властью. Это объясняется личностными особенностями человека, чаще - условиями взаимодействия внутри семьи, в которой он воспитывался.
Рациональным решением на этом этапе является помощь консультанта, который возьмет на себя заботу научить вас перекладывать работу и часть ответственности на исполнителей. А если вы пока не готовы к таким услугам, то выход - в самообразовании.
Эффект от применения метода делегирования полномочий огромен и предполагает создание определенных организационных заделов для его грамотной реализации.
Конечно, делегирование имеет и свои минусы, одним из которых является то, что "менеджер может потерять из поля зрения процесс реализации поставленных задач". Поэтому менеджер должен добиться того, чтобы преимущества делегирования перевешивали его минусы.
На практике этот метод чаще сводится к упрощению до предела: сотруднику
просто сваливается задание. Если справится, значит, сможет. Но это вовсе не
означает, что сумеет. Так закрепляется искаженное понимание метода
делегирования с ориентацией на конечный результат. Тонкая организационно-
психологическая подготовка вытесняется напором и агрессивностью. И
существующее мнение "чем жестче, тем лучше" стратегически ошибочно.
Работник должен быть включен в такой сценарий событий, при котором он
знает, как и где получить помощь, каковы промежуточные контролируемые
моменты и сроки, а каждый успех и промах получат соответствующую оценку со
стороны руководителя.
Допущенные организационные ошибки способны свести к нулю все затраченные усилия в передаче полномочий работникам.
Заключение
Распределение заданий между начальником и подчиненным - это особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. От того, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом.
Но не будем закрывать глаза на то, что реализация этого принципа может сталкиваться с большими трудностями. Прежде всего, в условиях единоличной ответственности руководителю нелегко решиться на передачу некоторых своих обязанностей, ведь, спросят, в конечном счете, именно с него.
Управление и руководство - это те функции, которые никак не совместить
со стремлением сделать все лично. Когда и как делегировать полномочия?
Профессор Бруклинского колледжа А.Секорд считает, что это необходимо, когда
подчиненный может сделать работу лучше. Многие избегают делегирования,
поскольку не хотят признаться себя в том, что их подчиненные в чем-то
разбираются лучше. Но, ведь в этом нет ничего зазорного. Самый
квалифицированный и самый умный руководитель чего-то да не знает. Поэтому
лучше поручить дело специалисту.
Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает возможность выявить задатки и развить их, ведь человек начинает работать в полную меру своих способностей только тогда, когда он поставлен перед необходимостью самому решать и брать на себя ответственность. От любого толкового работника можно добиться, чтобы он охотно брался решать некоторые задачи своего руководителя.
Конечно, на первых порах подчиненный может и не справиться с заданием.
Поэтому, чтобы не пострадали ни руководитель, ни принцип делегирования,
здесь важны своевременный, но тактичный контроль и поддержка, а при
необходимости - консультация. Постепенно квалификация подчиненного
достигнет нужного уровня и тогда усилия начальника окупятся сторицею. Но
для этого нужно:
- доверять подчиненному ответственные задачи на уровне верхнего предела его возможностей;
- оказывать ему помощь при затруднениях, а не отбирать задание, поручая его другому или выполняя самостоятельно;
- использовать все доступные формы поощрения за эту работу и, в том числе, информировать вышестоящих начальников о достижениях подчиненных.
Делегирование полномочий должно быть методом, применяющимся не от случая к случаю, а действующим постоянно. Только тогда можно понять, кто из сотрудников способен выполнить работу руководителя и добиться желаемого качества исполнения. При делегировании полномочий нельзя забывать, что подчиненному следует передавать не только обязанности, но и права, власть.
Проведенный анализ на ООО «Адиз» позволил выявить основные причины
низкой эффективности делегирования полномочий и предложить пути их решения.
В числе важнейших можно выделить следующие: составить максимально четкую
структуру предприятия, разработать все необходимые положения об отделах и
службах, направить кадровую политику на поиск, отбор и закрепление на
предприятии только лучших кадров, наладить кадровый учет, кардинально
изменить структуру и размер оплаты труда, провести полное техническое
переоборудование, переработать правила внутреннего распорядка.
В заключение приведем слова Нормана Канерса: «Если мне надо оценить
качество работы руководителя, то в первую очередь меня интересует не личные
особенности его характера и даже не его профессиональная квалификация, а
совсем другое. Я хочу знать только одно -как работают его подчиненные.
Когда я вижу перед собой рядовых сотрудников, качество работы которых
постоянно улучшается, то я понимаю: они работают под началом хорошего
руководителя».
[pic]
-----------------------
[pic]