МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ
РЕФЕРАТ
Гродно 2003
Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс на экономическую реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали: внедрение многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен: твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные); переход в деревне к системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и др. [2, с.22]
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке
Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в
современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже
действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем
около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью
иностранными. [1, с.135]
Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.
2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до
1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в
СЭЗ).
4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
5. Включение обширных национальных регионов.
6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям
СЭЗ. [1, с.160], [6]
Основные цели создания СЭЗ:
. привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
. увеличение экспортной валютной выручки;
. стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
. эффективное использование природных ресурсов;
. стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
. мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов [6]
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как
объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное
географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,
Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для
развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:
курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для
иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны
для развития зон.
Специальные экономические зоны
К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более
30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых
портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,
районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ
являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ
расположены на юго-восточном побережье.
СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд.
СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в
облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды,
обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых
95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване,
Сингапуре.
СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций
- $22,3 млрд.
СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [3, с.56]
«Открытые» города
В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на
побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически
– это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский
пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.
Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно, этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая. . [1, с.139]
В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.
Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и
внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы
(например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%,
подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из
открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). [1, с.141]
«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты, регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю и т.д.
«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня. [1, с.142]
Комплексные зоны
К комплексным зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая имеют собственные административные границы и законодательство.
В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). [1, с.142]
В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне
действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной
и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур,
Франция, Канада. [2, с.28]
Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами
китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных
инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать
экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная
"большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только
в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень
производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с
конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства
за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не
тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более
передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами
продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых -
ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или
второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание
иностранными корпорациями научных и исследовательских центров
непосредственно на территории КНР.
Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent
Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают
в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные
исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими
технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических
работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные
некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение
китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.
[5]
Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью программы "ФАКЕЛ" является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки). [5]
Технопарки
Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.
Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч
предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью.
Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде
всего, в определении направлений исследований и производства. На протяжении
последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника,
телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо
государственного регулирования - Парки получают от государства еще и
серьезные финансовые вливания. [5]
Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс. специалистов.
Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г.
Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30
НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий
высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием
иностранного капитала ($7 млрд.).
Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.
2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.
3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание
СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)
4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.
5. Дефицит сырья и энергии.
6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.
7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым
СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.
Заключение
Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались.
В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой
экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком,
стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности
страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части
ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную
роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»
[7]
А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из- за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.
Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая.
Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а,
частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая
его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего
рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя
для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для
центра.
Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной конкуренции.
И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.
Литература
1. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162;
2. В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.22-30;
3. Н.Грачев. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4,
2001 г., с.55-56;
4. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21,
22 февраля 2003 г.;
5. И.В.Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее // http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
6. Специальные экономические зоны Китая // http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm
7. М.Баранов. Специальные экономические зоны Китая // http://www.chinalaw.ru/CCI/l023.htm
[pic]
-----------------------
Дапянь
Цинькуандо
Тяньцзань
Яньтай
Циньдвоь
Паньюньгань
Наньгун
Сямэнь
Фучжоу
Вэньчжоу
Нинбо
Шанхайь
Аомынь
Шаньтоуь
Гуанчжоу
Шаньчжень
о.Тайвань
Чжухай
«открытые» города-порты
о.Хайнань
Бэйхай
Специальные экономические зоны
Рисунок 1. СЭЗ Китая.
Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны, Мн:2000, с. 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 1