САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра Североамериканских исследований
Реферат на тему:
Япония и военно-стратегическая политика США
Выполнил студент: Попов П. В.
Санкт-Петербург, 2002 г.
Япония - ключевой союзник и торгово-экономический партнер США в Азиатско-
тихоокеанском регионе. Рамки и параметры взаимодействия двух стран в
основном определены, в обозримом будущем они скорее расширятся и
усложнятся, чем сократятся. Фактически речь идет о едва ли не
беспрецедентном симбиозе, проявляющемся в военно-политическом союзе и
теснейшей экономической взаимозависимости при глубинном совпадении
объективных национальных интересов США и Японии. К существующему ныне
положению стороны шли непросто, преодолевая отчужденность и взаимное
недоверие военных лет, а позднее, в 60–70-е годы, раздражение американцев
наплывом японских товаров и ростом дефицита в торговле с Японией, а также
недовольство японцев доминированием США в вопросах внешней политики.
Сегодня американо-японские отношения опираются на поддержку большинства
населения в обеих странах. В самой же Японии выступления против военного
союза с США остались уделом ультралевых и отчасти ультраправых маргиналов.
Получившее в последние годы широкое распространение на острове Окинава и в других районах дислокации американских военнослужащих движение против американских военных баз, разумеется, несет в себе сильный антиамериканский заряд. Характерно, однако, что участники движения за редким исключением, не требуют выхода Японии из договора безопасности с США.
Статья 9 Конституции Японии (принята в 1947 г.) гласит, что Япония
никогда не будет создавать “сухопутные, воздушные или морские вооруженные
силы, а также любой другой военный потенциал”. Однако уже в 1950 г, во
время корейской войны, в Японии была создана национальная милиция, которая
послужила основой для формирования Сил Самообороны в 1952 г. В 1954 г. было
создано Министерство обороны (Japan Defense Agency, JDA), и сформированы
сухопутные, воздушные и морские подразделения Сил Самообороны. Они призваны
защищать территорию Японии, ее прибрежные воды, воздушное пространство
страны и морские пути сообщения протяженностью в 1000 морских миль (1852
км). Конституция Японии запрещает производство или хранение ядерного оружия
и торговлю оружием. Тем не менее, в 1983 г. было подписано двустороннее
соглашение, которое дает Японии право продавать свои военные технологии в
США.
20 мая 1957 г. был утвержден имеющий долговременное доктринальное значение «Основной курс в области национальной обороны» («Кокубо-но кихон хосин»), который, несмотря на нарочитую расплывчатость формулировок, выдвигал задачу «развивать эффективные оборонительные возможности» в пределах, необходимых для «самостоятельной обороны в соответствии с национальной мощью и положением дел в стране» при опоре в ведении военных действий с внешним противником на «совместную с США систему обеспечения безопасности» (Боэй хакусё Белая книга по обороне. - Токио, 1970, с. 29).
19 января 1960 г. Япония и США подписали Договор о сотрудничестве и
безопасности, который стал в дальнейшем основой для оборонительной политики
альянса на Тихом океане. В 70-е годы в основу подходов к проблемам
безопасности государства в Японии был положен принцип опоры при достижении
национальных военно-политических целей на собственные силы («дзисю»),
который нашел свое обоснование в официальном правительственном докладе
«Белая книга по вопросам обороны Японии» за 1970 г.
Сейчас в Японии находятся около 47 тысяч американских солдат, из них 28
тысяч – на острове Окинава. В Японии базируются 5-я Армия ВВС США
(включающая в себя 35-е истребительное крыло, 374-е транспортное крыло), 7-
й Флот США (включая единственную в американских ВВС постоянную группу
авианосцев передового базирования), 3-й Морской Экспедиционный Корпус, 9-я
Группа Командования ТВД (TAACOM) и 1-й батальон сил специального
назначения. Объединенное командование осуществляет Консультативный комитет
по вопросам безопасности (Security Consultative Committee, SCC).
Вовлеченность США в обеспечение безопасности в этом регионе реализуется через двусторонние договоры и соглашения с отдельными странами. При этом издавна муссируемые слухи о скором перерастании разрозненных двусторонних договоренностей в более или менее слитную оборонительную систему мало соответствуют реальному положению вещей. В конце концов даже ближайшие союзники США – Япония и Южная Корея – не готовы к военному сотрудничеству между собой. В Японии к тому же действуют конституционные ограничения на участие в системах коллективной безопасности.
Таким образом, то, что в Европе уже удалось сделать США в рамках
коллективных решений НАТО, в АТР приходится продвигать почти исключительно
на основе своего рода “пилотных проектов”. Главным и пока единственным
таким проектом является как раз расширение географической сферы военно-
политического сотрудничества с Японией. Список районов, откуда может
исходить гипотетическая угроза безопасности Японии, достаточно очевиден –
Корейский полуостров, зона Тайваня, ЮВА. Проблема, однако, в том, что
соседние с Японией страны – Южная Корея применительно к Корейскому
полуострову и КНР применительно к зоне Тайваня – категорически не приемлют
ее участия в мерах как по поддержанию стабильности, так и по урегулированию
гипотетического кризиса. Следует также сказать, что существующая в Японии
система принятия решений в области обороны крайне затрудняет ее оперативное
подключение к действиям США в случае возникновения кризиса и практически
исключает участие в каких-либо превентивных мероприятиях. Одним словом,
значение Японии как военного союзника ограничивается для США такими
традиционными аспектами, как финансирование американских военных объектов
на японской территории (в 1997 г. оно составило 2,3 млрд. долл.), обмен
разведывательной информацией, политическое сотрудничество. Участие же сил
самообороны Японии в военных действиях или даже в гуманитарных операциях за
пределами японской территории по-прежнему весьма проблематично.
Раннее стратегия и тактика американо-японского альянса определялись
“Основными направлениями оборонительного сотрудничества между Японией и
США” (Guidelines for U.S.-Japan Defense Cooperation) 1978 года. После
визита президента США Б. Клинтона в Японию в 1996 г. “Направления” были
пересмотрены. Новую, исправленную и дополненную, версию японский парламент
утвердил 23 сентября 1997 г.
Старые “Основные направления” к 1996 г. уже совершенно не отвечали своему назначению. Ситуация в мире после окончания “холодной” войны изменилась. Иными стали отношения между государствами, типы военных угроз, способы ведения войны, соотношение сил в мире.
во-первых, исчез СССР, и биполярный мир превратился в однополярный. во-вторых, появился новый тип военных конфликтов. Это локальные кровопролитные стычки без применения оружия массового поражения. в-третьих, в последнее десятилетие к обычным видам терроризма добавились новые типы террористических действий. в-четвертых, ядерных стран стало намного больше. в-пятых, одновременно с тем, что помаленьку ведется новый передел мира, этот самый мир “глобализуется”. в-шестых, изменяется структура мировой экономики
Еще до теоретического обоснования новой концепции безопасности многое во
внешней политике Японии изменилось. В 1995 г. были приняты новые
“Направления национальной оборонной программы”. Теперь Министерство обороны
и Силы Самообороны объявлялись ответственными не только за защиту Японии и
борьбу с последствиями стихийных бедствий, но и за “создание более
стабильной обстановки” в мире.
Как известно, 1990-е годы ознаменовались небывалым ростом локальных войн
в разных местах земного шара. Их прекращению Япония способствовала в
основном деньгами. После иракского вторжения в Кувейт в 1990 г. (поворотный
пункт для японской внешней политики) она поддержала суровые санкции ООН и
выделила на “войну в Заливе” 14 млрд долларов. С 1993 г. около 300
миллионов долларов получили палестинцы на организацию своего
самоуправления. Дальше – больше: Косово обошлось Японии в 200 млн долларов,
Восточный Тимор – более чем в 100 млн.
Тем временем в мире стали выказывать недовольство тем, что Япония всегда
норовит “откупиться” и спрятаться от активного участия в мировых проблемах
за Конституцией. Поэтому японцам (в основном, это были гражданские
специалисты) пришлось поучаствовать в нескольких миротворческих операциях
ООН: в 1992 г. в Камбодже, затем в Мозамбике, Палестине (где до сих пор
находится небольшой японский миротворческий контингент на Голанских
высотах), в Руанде.
Настоящие баталии разгорелись в японском обществе по поводу Косово.
Согласно Закону об участии в миротворческих операциях, для того, чтобы
Япония присоединилась к миротворцам, должны соблюдаться три условия:
1. характер участия не должен противоречить Конституции Японии;
2. действия правительства в этой связи должны поддержать граждане
Японии и иностранные государства;
3. правительство должно быть уверено в том, что присутствие японских подразделений принесет действительную пользу, а также в том, что Япония сможет снабжать свои части всем необходимым и поддерживать с ними надежную связь.
В ближайшем будущем давление на Японию – начиная с участия ее
представителей в миротворческих операциях и заканчивая изменением
Конституции – будет все сильнее и, может быть, закончится успехом. Пока что
в японском обществе и ученых кругах идут только споры насчет места Японии в
будущем мире. До падения СССР она довольствовалась скромной ролью союзника
США в Восточной Азии.
Недостаточность экономических рычагов для защиты своих интересов - только одна из причин, по которым Япония вынуждена сейчас отказаться от роли “денежного мешка” в политике. Не в последнюю очередь здесь “поработал” азиатский экономический кризис 1997 г., который чуть не погубил “молодых тигров” Восточной Азии и серьезно пошатнул японскую экономику.
В экономическом отношении Япония и США сейчас являются взаимозависимыми
странами. Япония находится на третьем после Канады и Мексики месте среди
торговых партнеров США. Общий объем торговли с ней за первые восемь месяцев
1999 г., по данным американского Статистического бюро, составил более 121,8
млрд долларов. Япония – это основной рынок для американской
сельскохозяйственной продукции (зерна и мяса), сырья (в частности,
древесины), американских гражданских самолетов, военной техники и пр. С
другой стороны, Япония занимает второе место после той же Канады по общему
объему ввозимых в США товаров. В основном, это автомобили, бытовая техника,
оборудование для телекоммуникаций и компьютеры. Для экономики самой Японии
США – торговый партнер номер 1, на США приходится около четверти японского
экспорта и импорта. Объемы торговли Японии с США превышают объемы торговли
с Евросоюзом и лишь немного меньше общего объема торговли со всеми странами
Юго-Восточной Азии, вместе взятыми.
Экономические отношения США и Японии в течение многих лет омрачались
постоянным торговым дефицитом США. Превышение импорта из Японии над
экспортом американских товаров в эту страну достигло максимума – 65,7 млрд
долларов – в 1994 г. и с тех пор постепенно уменьшалось. За первые восемь
месяцев 1999 г. этот дефицит составил около 46,8 млрд долларов. Многие
специалисты полагают, что теперь, после окончания “холодной” войны, когда
угроза СССР не толкает больше США и Японию к сближению, экономика внесет
разлад меж бывших друзей. Действительно, пока что вопрос о доступе
американских фирм на японский рынок только обострялся год от года. Во время
“холодной” войны, дабы Японию не искусил пример нейтральных стран,
Соединенные Штаты обеспечили своему главному союзнику в Азии такой доступ
на свои рынки, какой другим странам и не снился. Процветающая японская
экономика должна была послужить примером успеха “демократических ценностей”
для других азиатских стран, в противовес китайской модели. США поощряли
японские инвестиции в свою промышленность и способствовали тому, чтобы
Япония могла приобретать самые новые американские технологии. Япония на это
охотно соглашалась, однако не позволяла владельцам технологий открывать
филиалы своих фирм в Японии или продавать свои товары непосредственно
японским потребителям.
В результате США своими руками “вскормили” себе главного экономического соперника. Сейчас Япония является одним из главных инвесторов в американскую экономику, тогда как у нее самой объем зарубежных прямых инвестиций составляет 0,13 % от ВВП, или в 11,5 раз меньше, чем соответствующий показатель у США.
Дефицит в торговле с Японией остается одним из самых уязвимых мест в
отношениях двух стран. Во-первых, это значительная доля общего торгового
дефицита США (который составляет на данный момент более 200 млрд долларов и
является самым большим в мире). Во-вторых, сама структура торговли с
Японией всегда была не в пользу США. Так, если основная масса американского
экспорта в Японию приходится на те товары, которые там традиционно
импортировались (табак и алкоголь – 3,9% экспорта, сырье – 6,2%, продукция
химической промышленности – 9,5%, сельскохозяйственная продукция – 15,44%),
то основная часть товаров, поступающих из Японии в США, относится к тем,
которые производятся и в самих Соединенных Штатах, а значит, вытесняют с
рынка местных производителей. Импорт японских “товаров широкого
потребления”, к которым относятся компьютеры и бытовая техника, превышает
экспорт аналогичных американских товаров более чем в 3 раза.
75,6% импорта из Японии составляет продукция машиностроения и средства
транспорта. На них же приходится и 42,37% американского экспорта в Японию.
Но если из США в Японию ввозят, в основном, самолеты и военную технику, то
основу импорта из Японии по этой же статье составляют автомобили и запчасти
к ним. Сейчас продукция японского машиностроения и средства транспорта –
75% всех японских товаров, ввозимых в США – превышает экспорт аналогичных
американских товаров в Японию в четыре раза.
Финансовый кризис 1997 г. укротил строптивую Японию, сделал ее более уязвимой и вынудил больше подчиняться давлению США. Поэтому 1998 и 1999 г. прошли относительно спокойно, без больших “торговых” кризисов.
С одной стороны, сейчас Япония вынуждена изо всех сил развивать торговые
отношения со своим главным партнером, увеличивать долларовые банковские
активы и “привязывать” иену к доллару, а также открывать свои рынки для
товаров и капиталов США. С другой стороны, такая зависимость от Соединенных
Штатов в случае новых финансовых потрясений грозит полным крахом японской
экономике. Военное сотрудничество с США обходится Японии все дороже с
каждым годом – и в прямом, и в переносном смысле. Удивительно, но
трудности, которые переживают экономики двух стран, толкают их, в области
экономики, на все большую взаимозависимость, зато в области военного
сотрудничества и обеспечения безопасности – на постепенное “отдаление”.
Сейчас вклад Японии в содержание американских войск на своей территории –
т.н. “омоияри ёсан” или “бюджет дружбы” – составляет ежегодно около 5-6
млрд долларов, почти три четверти всех необходимых расходов. Учитывая, что
Япония переживает не самые лучшие свои времена, это немалая сумма.
Официально земли на острове Окинава (самом большом из архипелага
Окинава), на которых находятся американские базы, были возвращены Японии
еще в 1972 г. Фактически они все еще находятся в полном распоряжении
американского командования. Авиация и флот японских Сил Самообороны могут
использовать их только с особого разрешения американского командования. При
этом базирующиеся на островах дивизион морской пехоты и два крыла
истребителей предназначены для переброски на Корейский полуостров в случае
кризиса и фактически не участвуют в обороне Японии. При этом американское
командование в Японии располагает транспортными средствами, которых хватит
для переброски в Корею только одного дивизиона морской пехоты, так что
остальные вообще непонятно что там делают.
Хотя 70% японцев положительно относятся к американцам, на Окинаве этот показатель гораздо ниже после серии громких дел, связанных с преступлениями американских военнослужащих.
Оппозиционная Демократическая партия Японии выступает за полное выведение американских войск с территории Японии и надеется добиться этого к 2010 г.
В переговоры с США по созданию системы противоракетной обороны Япония
была вовлечена еще с 1987 г. Тогда обе страны подписали “Соглашение об
участии Японии в исследованиях по стратегической оборонной инициативе”. Два
совместных исследования доказали, что создать такую систему для Японских
островов в принципе возможно. В 1993 г. была образована рабочая группа,
которая в 1994 г. рассмотрела различные варианты структуры ПРО и
остановилась на американской стратегической системе морского базирования,
переработанной для японских условий. В декабре 1998 г. Совет безопасности
Японии одобрил план совместных с США исследований в этом направлении и
предложил выделить на эти цели в 1999 г. 8,4 млн долларов.
В отличие от США, Япония пока не объявила формально о создании ПРО и не
начала полномасштабных работ, в основном, из-за последствий финансового
кризиса. Но несколько важных событий в этой сфере все же произошло. Во-
первых, после принятия новых “Основных направлений” 1997 г. значительно
расширилось пространство, которое теперь предстоит защищать японским Силам
Самообороны. Сейчас оно охватывает 1000 морских миль (1852 км). Во-вторых,
Япония уже заказала основные компоненты будущей системы. Аналитики
японского МО подготовили схему многоуровневой системы ПРО, долженствующей
отражать возможные атаки со стороны КНДР, Китая или России (именно в такой
последовательности). По этой схеме, создание и развертывание национальной
системы ПРО в Японии может быть очень эффективным при сравнительно
небольших затратах.
Стратегия США в Восточной Азии – лишь часть общей стратегии США по
обеспечению своих национальных интересов. Следует помнить, что Соединенные
Штаты никогда не принимали, не принимают и не будут принимать во внимание
ничьих интересов, кроме своих собственных. Сейчас сферой национальных
интересов США является весь мир. Далеко не всех это устраивает в самих США,
но и для противников, и для сторонников “глобализации”, т.е. – в
американском понимании – вовлеченности США в дела всего мира, становится
очевидно, что пути назад уже просто нет. США вынуждены жаждать всемирной
гегемонии -- и по политическим, и по экономическим соображениям. Поэтому
основой стратегии их безопасности в Прекрасном Новом Мире становятся три
принципа: “формировать, отвечать и готовиться”. Это значит, что США должны
ф о р м и р о в а т ь необходимую для них международную “среду”, о т в е ч
а т ь на самые разные возможные вызовы и г о т о в и т ь с я к неизвестному
будущему (доклад Министерства обороны США о стратегии в Азиатско-
Тихоокеанском регионе -- East Asia-Pacific Security, 1998).
Политика США в отношении Японии основывается на двух требованиях из трех: “формировать” и “готовиться”, причем скорее на последнем.
Тесное сотрудничество между Соединенными Штатами и Японией в области
безопасности и внешней политики заставляет предположить, что в этом регионе
Япония также является проводником американских интересов. Для США
финансовая помощь и другие программы японского правительства могут быть
отличным прикрытием, чтобы усиливать свое влияние в регионе, не раздражая
Россию.
Все эти особенности существенно осложняют политику США в отношении
Японии, хотя мало влияют на сложившийся консенсус по вопросу о ее
фактической безальтернативности. На фоне продолжающейся в Вашингтоне
оживленной дискуссии о направлениях внешнеполитического курса в отношении
России, Китая, Ближнего и Среднего Востока его японское направление
выглядит как своего рода тихая гавань, где мирно соседствуют самые разные
взгляды и группы влияния. Те, кто призывает к бдительности в отношении
Китая или России, видят в Японии неизменный форпост американского влияния в
АТР, сотрудничество с ней должно углубляться в том числе и на случай
возникновения в регионе непредвиденных чрезвычайных ситуаций. Сторонники
сближения с Китаем, в свою очередь, также не ставят под сомнение
необходимость наращивания сотрудничества с Японией отчасти в целях усиления
американских позиций в Китае, отчасти для сохранения самой Японии в орбите
США. Немало американских политиков продолжают относиться к Японии с
настороженностью, не исключают ее эвентуальный поворот к политике,
угрожающей интересам США. Для них сотрудничество с Японией в его нынешнем
виде – это прежде всего инструмент контроля над ней, средство сдерживания
неприемлемых тенденций в ее политике. Деловые круги США вряд ли испытывают
полное удовлетворение состоянием торгово-экономического сотрудничества с
Японией, а также некоторыми ее действиями в кризисных для мировой экономики
ситуациях. В свою очередь, администрация США озабочена и определенной
“неразборчивостью” Японии, поддерживающей, например, экономические связи с
Мьянмой и другими странами-париями. Военно-политический союз с Японией дает
США очевидные рычаги влияия на нее и в этом качестве представляется
американцам необходимым. И, наконец, неизменная американская политика в
отношении Японии “подпитывается” целым комплексом психологических и
политических обстоятельств, среди которых привязанность, в том числе и
инерционная, к старому другу и союзнику, а также наличие в США
разветвленного и влиятельного японского лобби.
Приложение
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ США И ЯПОНИЕЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
Американо-японский договор о взаимном сотрудничестве и безопасности
вошел в силу 23 июня 1960 г. Согласно условиям этого договора в Японии
развернута авианосная группа, Третья экспедиционная группа морской пехоты,
Пятое соединение ВВС США и отдельные подразделения Первого армейского
корпуса. После окончания американской оккупации в 1952 г. численность
вооруженных сил США в Японии сократилась с 260 тыс. до менее чем 50 тыс.
человек. Более половины этих сил развернуто на Окинаве. В соответствии с
Принципами поддержки страны пребывания Япония ежегодно выделяет 4 млрд.
долларов на покрытие расходов по содержанию этих сил
Японские силы самообороны постепенно наращивают свой потенциал и несут основную ответственность по обеспечению национальной безопасности с применением обычных вооружений. Задача сил самообороны (которую США поддерживают) - обеспечивать защиту территории Японии, ее территориальных вод и воздушного пространства, а также морских путей сообщения на расстоянии до одной тысячи морских миль. Придерживаясь своего политического курса, Япония отказалась от ядерных вооружений и запретила продажу оружия и военной техники за границу.
1996 г. Президент и премьер-министр Хасимото приняли совместную
декларацию по вопросам безопасности, в которой были отмечены достижения
двустороннего сотрудничества в деле обеспечения мира и стабильности во всех
странах Азиатско-тихоокеанского региона. В сентябре 1997 г. Соединенные
Штаты и Япония одобрили новые принципы американо-японского оборонного
сотрудничества. Эти новые принципы будут содействовать более тесному
взаимодействию в таких областях, как материально-техническое обеспечение и
поисково-спасательные операции в случае стихийных бедствий.
Литература
1. Г.Ф. Кунадзе, М.Г. Носов Политика США в Восточной Азии //
2. О. Арин Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня,
1998 №1
3. М.А. Беспалова, А. Д. Собянин Что грозит японии? Изменения последних лет в японской концепции национальной безопасности // “Профи”, 2000, № 3-4, с. 47-59, часть 1
4. Специфика формирования структур безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: новые возможности для России // Национальная электронная библиотека http://www.nns.ru/sources/index.html
5. Азиатская библиотека // http://asiapacific.narod.ru
6. http://www.rusglobus.net
7. В.П. Зимонин, Военная стратегия США, Японии и Китая в Евразии // http://www.fnimb.org/