Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
Россия была и остается азиатской державой. Здесь я хочу сконцентрировать
свое внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-
Тихоокеанском регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового
развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во
Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года. Потеря Прибалтики,
Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически
приблизила ее к Азии. Значимость АТР для России возрастает в силу того, что
при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион
становится дополнительными воротами в Мировой океан и индустриально
развитый мир. Здесь перед Россией открываются прежде всего новые рынки
оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим для России
фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у
нее нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать
ее проникновение сюда.
Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению геополитической ситуации в регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской мощи. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем.
При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не
отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по
вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с
Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и
международных организациях. В Белой книге министерства обороны Японии,
обнародованной в сентябре 1990 года, российские войска в Сибири и на
Дальнем Востоке перестали рассматриваться как угроза безопасности Японии.
Одновременно Страна Восходящего Солнца изъявила готовность реализовать
совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер
доверия в Восточно-азиатском регионе. В целом можно сказать, что Япония не
хочет оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с
Москвой.
В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нормализация
советско/российско-китайских отношений. В настоящее время одна из главных
задач, стоящих перед российской дипломатией, состоит в принятии всех
возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником,
а не новым противником. Уже в своем выступлении во Владивостоке в 1986 году
М.С. Горбачев выразил готовность идти Китаю на уступки по ряду пограничных
вопросов. Горбачев приветствовал наметившееся к тому времени расширение
торгово-экономического сотрудничества между двумя странами и высказал
решимость искать компромиссы с Пекином. Поворотным пунктом в развитии
советско-китайских отношений стали 1988-1989 годы, ознаменовавшиеся началом
гласности и трансформации советского общества на путях демократизации.
Заявление Горбачева о предстоящем выводе всех советских войск из
Афганистана, взятое им обязательство существенно сократить численность
советских войск, размещенных вдоль советско-китайской границы, и оказать
давление на руководство Вьетнама с целью вывода им своих войск из Камбоджи
и другие меры стали очевидным сигналом к улучшению советско-китайских
отношений.
Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в декабре 1992 года был объявлен началом новой
эры в российско-китайских отношениях, главное содержание которой состоит в
дальнейшем расширении и укреплении экономического, технического и военного
сотрудничества между двумя странами. Во время визита были подписаны около
двух десятков соглашений, включая проекты участия Китая в разработке
сибирских и дальневосточных ресурсов. Эти соглашения зафиксировали тот
факт, что две стороны пришли к согласию по многим спорным пограничным
вопросам и достигли заметного прогресса в вопросах взаимного контроля над
вооружениями и о мерах доверия. Договор между двумя странами,
ратифицированный в 1992 году, охватывает большую часть границы Китая с
Россией и Монголией. В принципе решен вопрос о маленьких островах вблизи
Хабаровска. В 1993-1994 годах министры обороны двух стран подписали
документы о мерах доверия, призванные предотвратить возможные инциденты на
границе протяженностью 4 тыс. км. Москва предложила Пекину техническую
помощь в обслуживании вновь приобретенных им самолетов СУ-27. В начале 1994
года министр иностранных дел России А. Козырев посетил Пекин, а в сентябре
того же года Цзян Цземин встречался с Б.Н. Ельциным в Москве. Руководители
двух стран подписали документ, предусматривающий перенацеливание ядерного
оружия с объектов друг друга. Важной вехой в развитии двусторонних
отношений стал визит президента России в Пекин и начале 1996 года В ходе
визита на встрече глав государств пяти стран — России, Китая, Казахстана,
Кыргызстана и Таджикистана — были урегулированы спорные проблемы, связанные
с западной границей Китая, с тремя последними из этих стран
Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует
множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то,
что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над
конфликтующими интересами. Прежде всего, обе стороны заинтересованы в
стабилизации обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и разрядке
напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете
той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и
российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга Китай способен
предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты
в обмен на промышленное оборудование и военную технику Географическая
близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским
Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также
способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли
Показателем резкого улучшения отношений между двумя странами является,
например, готовность России продать Китаю передовую военную технику,
включая боевые самолеты СУ-27 На геополитическом уровне как Россия, так и
Китай сознают факт уменьшения своей роли на международной арене. Расширение
и углубление российско-китайского сотрудничества могут служить определенным
противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии
на статус политической и военной супердержавы Значимость России как
немаловажного регионального актора в Восточной Азии, по-видимому, не только
не сократится, а, наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении
здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и
Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве балансира друг против
друга «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США,
Японией, Европой, так и со стороны этих последних друг с другом и Китаем
может приобрести все более растущую актуальность и притягательность для
каждого из названных акторов.
Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии составляет
головную боль как для России, так и для Китая Последний озабочен тем, какое
именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское
население Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центрально-
азиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим
фактором для Синьцзян уйгурского автономного округа Китая, где проживают
около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и представители других центрально-
азиатских пародов. Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущие
межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые
остались в этих с гранах, и создадут сложные проблемы на протяженной
границе с мусульманским миром Москва и Пекин не могут также равнодушно
смотреть на проникновение в этот район других мусульманских стран, особенно
Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится к идее создания системы коллективной безопасности в Азии Однако при этом нельзя забывать, что данная идея была выдвинута советским руководством еще в период советско-китайского конфликта и преследовала антикитайские цели.
Особо заинтересована Россия в сохранении Индии в качестве приоритетного
геополитического партнера, обеспечивающего определенный баланс сил в Азии.
Во всяком случае, Индия остается одним из основных покупателей российских
вооружений Как Индию, гак и Россию не устраивает такое развитие событий,
при котором бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Киргизия,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы
интегрированными в исламский мир
Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона становится
одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного
экономического развития российского Дальнего Востока. Курс на дальнейшую
нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет
способствовать реальному участию России в процессе региональной
экономической интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных
программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим
торгово-промышленным и трансрортно-транзитным центром перевалки товаров из
Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.
Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности
страны на Дальнем Востоке Одна из важнейших задач в данной сфере состоит в
формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с
участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай,
Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной
задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного
потенциала, в частности военно-морского.
В целом страны Восточной Азии заинтересованы в политическом и военном
присутствии России, поскольку такое присутствие позволяет поддерживать
баланс сил в регионе. Свидетельством восприятия России как конструктивного
партнера является то, что с июля 1996 года она будет выступать в АСЕАН в
том же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия,
Австралия и Новая Зеландия. Объем двусторонней торговли России с Японией
составляет сейчас 6 млрд. долл., с Китаем — 5,5 млрд., с Южной Кореей — 3
млрд., с Тайванем — более 2 млрд., с Таиландом — 1,2 млрд. долл. и т.д.
Общий товарооборот России со странами АСЕАН достиг 4,5 млрд. долл., что
больше, чем с таким традиционным торговым партнером нашей страны, как
Индия.
Список используемой литературы:
1. "Мировая Экономика и Международные Отношения", №7 97 г.
2. «Международная жизнь», №3 98 г.
3. Геополитика, Ю.В. Тихонравов, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», М.
98 г.
Министерство Образования РФ
Кубанский Государственный Технологический Университет
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Геополитика
на тему: Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
Проверил: Выполнил:
доцент студент гр.97-2ЭК-1
Рудаков Л.В. Ходарев В.В.
Новороссийск
1999