Международные
Экономические отношения ( МЭО )
ПЛАН.
Введение…………………………………………………………3
1.Механизмы реализации международных экономических отношений ( МЭО )……………………..4
2. Механизмы формирования интернациональной стоимости товара…………………………………………5
3. Валютно-финансовые условия международных финансовых контрактов…………………………………7
4. Международный рынок ссудных капиталов…………9
5. Проблемы включения экономики Украины в систему хозяйства………………………………………12
6. Система противоречий мировой торговли………..15
Список использованной литературы……………………17
Введение.
Развитие стран мирового сообщества характеризуется постоянным
расширением их взаимных хозяйственных связей. Этот процесс привел к
созданию международной экономики - многогранного и сложного явления,
выражающего высший этап развития общественного производства и
функционирующего как системное образование на интернациональном уровне.
Страны, участвующие в развитии международной экономики, естественно, играют
разную роль в данном процессе и решают различные задачи. Однако при этом,
как правило, преследуется главная цель – максимально использовать
преимущества совокупного экономического потенциала мирового сообщества.
Важнейшими процессами воздействующими на мировое хозяйство и радикально изменяющими его, стали процессы интернационализации и глобализации мирового производства и капитала, основных видов жизнедеятельности человека и общества. Фундаментальной закономерностью мирового развития становится устойчивое нарастание взаимосвязанности, целостности мировой экономики как саморазвивающейся системы.
Вместе с тем отдельные части этой системы по- разному в объемном и структурном выражении включены в мирохозяйственные отношения. Международное значение той или иной страны, отдельного ее региона ( города ) обусловлено их экономическим потенциалом, местом в мировой системе товаропроизводства, технологий, финансов, общей экономической динамикой.
1.Механизмы реализации международных экономических отношений ( МЭО ).
Международные экономические отношения осуществляются в основном посредством участия их субъектов в международном разделении труда. На реализацию МЭО влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.
Механизм реализации МЭО на макроуровне включает организационные, правовые нормы и инструменты по их реализации ( международные экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных экономических отношений.
Международная практика свидетельствует, что современные МЭО требуют существенного, постоянного наднационального, межгосударственного регулирования.
Механизм осуществления МЭО на микроуровне включает систему международного маркетинга и организации и техники внешнеэкономической деятельности. При всем внешнем сходстве с общим ( внутренним ) маркетингом международный маркетинг представляет собой специфический инструмент управления предпринимательством на международном уровне. Его специфика проявляется прежде всего в методах изучения особенностей национальных рынков, а также мировых рынков тех или иных товаров и услуг.
2. Механизмы формирования интернациональной стоимости товара.
Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объёма
МЭО. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны
с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и
оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Экономисты многих стран начиная со средних веков стремились выяснить причины внешней торговли и роль, которую она играет в хозяйственной жизни страны. В своё время Д. Рикардо показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей. Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ. Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Дж. С. Милль в своих « Принципах политической экономии» ( 1848
г.) показал, по какой цене осуществляется международный товарный обмен.
Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения
на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать
её совокупный импорт. Формулирование Закона интернациональной стоимости,
или «теории интернациональной стоимости»,- важная заслуга Дж. С. Милля.
Теория международной стоимости показывает, что существует цена , которая
оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от
спроса и предложения.
Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены , обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.
В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость.
Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в
странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на
мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом
рынке.
В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии
производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне,
требуемого качества. Во многих странах 20-30% производимой продукции идёт
на экспорт. В отдельных странах , имеющих недостаточные ресурсы, этот
показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии,
Бельгии 60-70% экспортируется. Очень близки к этим цифрам и показатели
импорта.
3. Валютно –финансовые условия международных финансовых контрактов.
Валютно- финансовые условия представляют собой порядок определения
валюты и платежа, системы расчетов, валютных оговорок.
Законодательство Украины предусматривает определённые требования к форме
и содержанию международных контрактов. Некоторые из них касаются валютно-
финансовых условий исполнения контрактов, которые предусматривает
законодательство Украины о системе валютного регулирования и валютного
контроля. Контрактом в обязательном порядке должны быть оговорены:
валюта цены товара, работ, услуг и общая стоимость(цена) контракта;
валюта платежа;
условия и формы расчетов;
финансовые санкции на случай нарушения условий контракта;
форс- мажорные обстоятельства.
Валюта цены (валюта сделки) - валюта, используемая для выражения цены в контракте. Она может быть выражена в валюте страны-экспортёра, страны- импортёра или в валюте третей страны за согласием сторон. На практике как валюта цены чаще всего используется доллар США, так как именно в этой валюте фиксируется большинство цен на товарных биржах стран мирового сообщества.
Валюта платежа – это валюта, по которой осуществляется оплата товара,
услуг по контракту. Валюта платежа может отличаться от валюты цены. При
этом указывается курс (курс на день платежа или средний курс за
установленный период), по которому валюта цены переводится в валюту
платежа.
Условия расчетов зависят от стран-участников контракта, торговых обычаев
, вида товара, конъюнктуры товарного рынка, межправительственных
соглашенийи т. д.
В зависимости от выбранных форм платежа указываются условия банковского
перевода, условия документарного аккредитива или инкассо, а также условия
гарантии, ее вид, условия и срок действия. Международной торговой палатой
разработаны правила проведения расчетов посредством документарного
аккредитива и инкассо – « Унифицированные правила по инкассо» и «
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов».
С целью избежания потерь от возможного изменения курсов валют контракты
с длительными сроками поставок товаров обычно содержат валютные оговорки,
т. е. привязку курсов валют цены и платежа к курсу устойчивой валюты, к
среднему курсу нескольких валют, к курсам международной валютной единицы
СДР и региональной – ЭКЮ.
В отдельном разделе контракта стороны договариваются о порядке применения штрафных санкций, возмещения убытков в связи с невыполнением одним из контрагентов своих обязательств. При этом должны быть чётко определены размеры штрафных санкций (в процентах от стоимости не поставленного товара или суммы неоплаченных средств, сроки выплаты штрафа и т. д.).
В разделе «Форс- мажорные обстоятельства» оговариваются непредвиденные условия ( стихийные бедствия, военные действия и т. д.) невыполнения одной из сторон обязательств по контракту не сопровождающиеся штрафными финансовыми санкциями. В обязательном порядке действия форс- мажорных обстоятельств должны быть подтверждены Торгово-промышленной палатой соответствующей страны.
Все валютно-финансовые условия контрактов уточняются сторонами на основе договоренностей.
4.Мировой рынок ссудных капиталов.
Международный рынок ссудных капиталов осуществляя международный оборот ссудного капитала, способствует непрерывности кругооборота промышленного и торгового капиталов различных стран. С функциональной точки зрения международный рынок ссудных капиталов - это система рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между странами; с позиции институциальной – совокупность кредитно- финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него.
С развитием мирохозяйственных связей и переплетением денежных потоков между странами важное значение приобретают различия и связь между такими понятиями, как мировой, международный и национальные рынки ссудных капиталов. Наиболее широкое из них - мировой рынок ссудных капиталов. Он представляет собой совокупность национальных и международных рынков ссудных капиталов, каждый из которых обладает своими особенностями, известной самостоятельностью и обособленностью. Поэтому следует отметить, что мировой рынок ссудных капиталов не существует в форме единого рынка, подобно тому как совокупность домов создает город, но не гигантский дом.
Иногда не делают различия между понятиями мировой рынок ссудных капиталов и международный рынок ссудных капиталов. Действительно международный рынок ссудных капиталов, являясь обособившейся от национальных рынков системой рыночных отношений, вместе с тем тесно связывает их, переплетает взаимные потоки денежных средств.
Единым механизмом в сфере международного кредита являются еврорынки. Среди них выделяются рынки евро депозитов, еврокредитов и еврооблигаций, которые тесно взаимосвязаны перемещениями средств и составляют рынок евровалют.
Рынок евровалют является универсальным международным рынком,
сочетающим в себе элементы валютных, кредитных и комиссионных операций.
Совершающиеся на нем депозитно-ссудные операции часто сопровождаются
переводом ресурсов из одной валюты в другую. Практически в начале своего
существования рынок евровалют был частью валютного рынка.
Рынок евровалют имеет относительно самостоятельную и чрезвычайно гибкую систему процентных ставок, существенно отличающуюся от действующих на национальных рынках и охватывающую обширный круг кредиторов и заемщиков в различных частях света. Имея отличия от национальных рынков ссудных капиталов, рынок евровалют вместе с тем тесно с ними связан, поскольку на нем используется практически те же виды банковских операций и денежных документов, а также переплетаются денежные потоки.
Процессы, происходящие в капиталистическом воспроизводстве, отражаются в сфере международных валютно-кредитных отношений, которая в свою очередь оказывает все большее обратное воздействие, в том числе через миграцию ссудных капиталов. Распространению из страны в страну вирусов экономической болезни капитализма способствует международный рынок ссудных капиталов.
Международный рынок ссудных капиталов как составная часть мирового рынка ссудных капиталов тесно взаимосвязан с национальными хозяйствами и рынками ссудных капиталов отдельных стран. Указанные два сектора единого мирового рынка ссудных капиталов одновременно обособлены и взаимодействуют друг с другом. Причем, как и в целом международные экономические отношения, международный рынок ссудных капиталов является производным от национальных экономик отдельных стран.
Международный рынок ссудных капиталов переплетает капиталы
подавляющего большинства стран, что ослабляет возможности контролировать
этот процесс в связи с неспособностью обеспечить необходимое
межгосударственное регулирование.
Функции международного рынка ссудных капиталов вытекают из функций и роли
кредита. Кредит при капитализме выполняет три функции:
перераспределительную, экономии издержек обращения, ускорения
концентрации и централизации капитала.
Особую важность приобретает международный рынок ссудных капиталов при выполнении кредитом перераспределительной функции, поскольку в современных условиях перелив капитала осуществляется не только из отрасли в отрасль, но и из страны в страну. Евробанки аккумулируют огромные массы денежных средств в мировом масштабе и превращают их в ссудный капитал, который через кредитный механизм перераспределяется между странами, способствуя выравниванию нормы прибыли и синхронизации мирового цикла.
Аккумулируя и перераспределяя ссудный капитал между странами, международный рынок ссудных капиталов выступает в форме международного денежного рынка и международного рынка капиталов. Известно, что внутри страны спрос и предложение ссудного капитала совершаются на рынке ссудных капиталов, который обычно подразделяется на денежный рынок и рынок капитала.
Мировой денежный рынок охватывает краткосрочные депозитно-ссудые операции и рынок евровалют.
Мировой рынок капиталов включает две составляющие : средне- и долгосрочные иностранные кредиты и еврокридиты.
Мировой рынок ссудных капиталов приобрел в последнее время стремительное развитие.
5. Проблемы включения экономики Украины в систему хозяйства.
Украина – одна из стран – основателей ООН. Она поддерживает
экономические связи с большинством стран мирового сообщества.
Интеграция Украины в систему МЭ – это процесс сближения экономики страны
с национальными хозяйствами стран мирового сообщества.
Можно выделить три основные предпосылки, реализация которых создает
благоприятные возможности включения экономики Украины в систему хозяйства
:
- системная рыночная трансформация;
- реструктуризация экономики;
- открытость экономики.
Главным в этой триаде есть, очевидно, первый блок, предусматривающий системную трансформацию экономики от тоталитарно- директивной к рыночной, от изоляционизма к открытости, от командно – административной к либерально – социальной модели общества.
В Украине принято ряд законов, создающие номинальные возможности для включения её экономики в мировое хозяйство, в международный раздел труда.
Это , например, законы «О внешнеэкономической деятельности» , «
О режиме иностранного инвестирования», « О специальных ( свободных )
экономических зонах» и др. Есть все основания утверждать , что в Украине
формируются экономические, материальные, институционные и другие
предпосылки для постепенного включения ее экономики в мировые хозяйственные
процессы.
Какие же выходные, фундаментальные положения и принципы должны быть
положены в основу разработки стратегической программы вступления в систему
МЭ ? В первую очередь идет о самообеспечении суверенитета Украины мировых
хозяйственных связях, гарантирование её национальной внешнеэкономической
безопасности.
Во-вторых, вся разветвленная совокупность внешнеэкономических связей должна
основываться на сурово эквивалентном , взаимовыгодном обмене, международном
разделе и кооперации труда.
В-третьих, взаимодействие из миров хозяйством имеет опираться на комплексную, гибкую и динамическую государственную внешнеэкономическую политику, во главе угла которой хозяйственная максимальная свобода непосредственных производителей и экспертов товаров и услуг -предприятий, фирм, банков ,корпораций, юридических и физических лиц.
В-четвертых, открытость экономики для широкого и взаимовыгодного участия в региональных и мировых хозяйственных и валютно-финансовых системах и структурах.
Главная задача состоит в тому, чтобы определить этапы, направления , формы и способы реализации внешнеэкономической стратегии.
Важной проблемой углубления взаимодействия экономики Украины с миров хозяйством есть гармонизация ее внешнеторговых правил с требованиями и нормами ГАТТ-СОТ. Присоединение Украины к ГАТТ и вступлению к Мировой организации торговли требует существенной доработки внешнеэкономического законодательства, приведение его в соответствие из общепринятыми в мировом сообществе процедурами, количественными и качественными соотношениями. Речь идет о усовершенствовании торговой, тарифной, налоговой, финансовой, инвестиционной базы в Украине согласно с мировыми нормами и стандартами как предпосылку органического, наиболее полного включения экономики Украины в международные хозяйственные отношения.
Сложной остается проблема сбалансирования торгового и платежного
баланса, улучшение условий торговли, отток валютных средств за границы
Украины. Трансформация торгового режима Украины имеет осуществляться, с
одной стороны, в направлении большего приближения к параметрам, которые
вытекают из решений Уругвайского раунда ГАТТ, торгового права ЕС, с другого
, с учетом особенностей и уровня экономического и научно-технологического
развития отдельных областей и сфер экономики Украины, конкурентоспособности товаров и услуг на международных рынках.
За общим уровнем развития Украина вписывается в общехозяйственные процессы и на протяжении определенного времени может довольно успешно адаптироваться в международные структуры.
6. Система противоречий мировой торговли.
Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяет
сделать вывод , что либерализация становится ее основной тенденцией. На это
указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня
таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной
борьбы на мировом рынке.
На ряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико- экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Наиболее широко протекционистская политика осуществляется теми странами, где ведутся структурные преобразования экономики , где имеет место экономическая депрессия и быстро растет конкуренция импорта.
Международная практика свидетельствует , что обе тенденции являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.
Ущемление национальных торгово - экономических, социальных интересов той или иной страны другой страной или группой стран часто приводит к возникновению торговых конфликтов, «торговых войн».
Непосредственной причиной развертывания торговых конфликтов становятся самые разные факторы: таможенные, территориальные, ценовые, санитарные, экологические и др.
«Торговые войны» – достаточно устойчивая «традиция» современных международных отношений. Они характерны как для отдельных стран, так и для торгово-экономических группировок.
Растущая конкуренция на мировых рынках , защита внутренних рынков, необходимость обеспечения занятости и др. также заставляют иностранные государства активно защищать своих производителей и коммерсантов, вступать в политико-экономические конфликты. При этом образование зон свободной торговли, таможенных союзов не вносит принципиальных изменений в структуру мирового хозяйства. Объединение стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. К примеру, таможенный союз представляет собой противоречивое единство свободной торговли с протекционизмом.
Дилемма «свободная торговля или протекционизм» не перестаёт существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран.
Даже в рамках торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в торговые конфликты. Причем меры, применяемые правительствами для защиты национальных производителей, иногда бывают приближенными к весьма «горячим» действиям.
Несмотря на то , что в рамках ЕС существует свобода передвижения товаров между странами-членами, там регулярно возникают разного рода продовольственные войны.
Как правило, страны – участницы торговых конфликтов не стремятся доводить их до крайности, они разрешаются путем длительных переговоров, консультаций, обращениями с жалобами в международные организации.
Список использованной литературы.
1. Сборник нормативных материалов по вопросам регулирования
внешнеэкономической деятельности Украины. - К. , 1998 г.
2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М. –1999
г.
3. Киреев А. Международная экономика. Т. 1,2.–М.,1998г.
4. Рут Ф. Ф. , Филипенко А. Е. Міжнародна торгівля та інвестиції.
5. Румянцев А. П. , Румянцева Н. С. Международная экономика, - Лекции.
МАУП. 1999 г.
6. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. М.-
1999г.
7. Кузнецова Н.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности в
Украине. Практ. Пособие. К. – Сплайн. 1998 г.