[pic]
На здоровых добровольцах в возрасте от 19 до 24 лет, из которых было
сформировано 5 групп по 5 человек проводилось исследование эффектов дыхания
гипоксически-гиперкапнической газовой смесью совместно с ноотропными
средствами. Выработка «адаптационного дыхания» гипоксически-гиперканической
газовой смесью проводилось с помощью портативного дыхательного аппарата ТДИ
– 01, который состоит из двух цилиндрических, входящих одна в другую и
заливаемых водой камер, непосредственно соединенных с дыхательной трубкой.
Внутренняя камера имеет насадку с мелкоточечными отверстиями. Конструкция
помещается во внешнюю камеру изменяемого объема – стандартная стеклянная
банка. Внешняя камера необходима для увеличения концентрации углекислого
газа и снижении концентрации кислорода во вдыхаемой воздушной смеси.
Выработка «адаптационного дыхания» проводилась натощак два раза в день
(утром и перед сном) по 20 минут.
Использовался свободный тип дыхания, только через рот. Носовые ходы перекрывались полностью пальцами или ватными тампонами. Положение тела – сидя за столом. Положение тренажера – на столе, вертикально.
Тренинг состоял из 4 этапов. Первые два этапа, которые длились по одной неделе, являлись вводными. В этот период происходила адаптация к гипоксическому типу дыхания. По этому применялись минимальные нагрузки.
На первом этапе во внутреннюю камеру вода не заливалась, а объем внешней камеры составлял 500 мл. На втором этапе объем внешней камеры увеличивался до 700 мл, а в стакан заливалось 2 столовые ложки теплой кипяченой воды.
Третий – четвертый этапы – основной тренинг. Продолжительность каждого
этапа – 1 месяц. При этом во внутреннюю камеру заливалось 3 столовые ложки
воды. Объем внешней камеры увеличивался до 1000 мл на третьем этапе, и до
1500 мл на четвертом этапе.
По окончании третьего и четвертого этапов проводился контроль нервно- психического статуса здоровых добровольцев. Исследовались: кратковременная память, долговременная память, объем арифметических действий, вербальное обучение, перекодирование, ассоциативное научение, внимание, работоспособность. q Кратковременная память.
Исследовалось 5 списков по 30 слов, поочередно зачитывался каждый список в темпе 1 слово в минуту. После этого испытуемые воспроизводили в протоколе все слова, которые могли вспомнить.
Оценивался процент всех воспроизведенных слов, предъявленных на 26-
30 местах в списках и число неправильно воспроизведенных слов. q Долговременная память.
Так же, как и при исследовании кратковременной памяти, поочередно зачитывалось 5 списков из 30 слов каждый (1 слово в секунду). Но после предъявления последнего слова списка называлось трехзначное число. Испытуемые в течение минуты вели «обратный счет тройками», затем воспроизводили слова в протоколе также в течение 1 минуты.
Оценка результатов проводилась по тем же показателям, что и при выполнении первого теста. q Объем скорости арифметического мышления.
При оценке скорости арифметического мышления складывались все арифметические действия в пяти списках обратного счета тройками, и находили показатель скорости арифметического мышления в минуту. q Вербальное обучение.
В течение 5 сеансов предъявлялся один и тот же список. Каждый раз после зачитывания испытуемые воспроизводили слова в течение 1 минуты у себя в протоколе. После пятого сеанса обучения испытуемые на оборотной стороне листа воспроизводил слова, которые могли вспомнить. Оценивалось количество слов, заученных в каждом сеансе и число ошибок в словах в пяти сеансах обучения. q Перекодирование.
Применялось пять списков слов. При зачитывании списка, каждому слову присваивался порядковый номер. После предъявление всего списка в различном порядке назывались номера, а испытуемые в протоколе напротив номера воспроизводили слова. Для оценки этого теста использовали индекс точности перекодирования, который рассчитывали по формуле: N1 / (150 * N2) * 100%, и индекс объема перекодирования N1 / 150 * 100%, где N1 – число случаев правильного перекодирования в пяти сеансах; N2 – число ошибок в пяти сеансах перекодирования; 150 – количество слов, предъявленных в пяти сеансах. q Оценка скорости ассоциативного обучения.
В течение пяти сеансов предъявлялся один и тот же список из 30 слов с присвоением каждому слову порядкового номера. Каждый раз после зачитывания испытуемые записывали заученные пары у себя в протоколе. После пятого сеанса на оборотной стороне листа испытуемые воспроизводили ассоциативные пары, которые могли вспомнить. Оценивались следующие показатели: число заученных пар в каждом сеансе обучения, общее число заученных пар и количество ошибок. q Оценка процесса внимания.
Предлагался список из 1000 различных букв. Корректурная проба выполнялась в течение 5 минут. Нужно было вычеркнуть буквы К, В, Н, за исключением тех случаев когда они стояли перед буквами А и Е. По окончании каждой минуты по команде экспериментатора выставлялся восклицательный знак в том месте списка, где на данный момент проводился анализ. При оценке процесса внимания вычислялся индекс точности внимания: n1 / (n1 + n2) * 100%, где n1 – число правильно зачеркнутых букв, n2 – число ошибок. q Оценка работоспособности.
Использовались данные предыдущего теста. Для этого подсчитывалось число проверенных букв за каждую минуту и общее число букв проверенных за 5 минут. Кроме оценки когнитивного статуса, исследовались показатели функции внешнего дыхания (МОД; ОФВ1), показатели ферментов печени (АЛТ; АСТ), показатели рО2 , рСО2, КОС с помощью стандартных лабораторных методик.
На фоне дыхания гипоксически-гиперкапнической газовой смесью использовались ноотропные средства с седативным и стимулирующим действием.
Пирацетам – по 400 мг 2 раза в сутки;
Пиридитол – по 100 мг 2 раза в сутки;
Аминалон – по 500 мг 2 раза в сутки;
Пантогам – по 500 мг 3 раза в сутки;
Результаты влияния ноотропных средств и дыхания гипоксически- гиперкапнической газовой смесью на мыслительные процессы, КОС, ферменты, показания ФВД занесены в таблицы. Обработка полученных данных производилась компьютерным способом с использованием методов описательной статистики двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями.