МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
“Сущность рекламы в маркетинге”
Студентки 3 курса вечернего отделения факультета Инженерного бизнеса
Сергеевой Д.В.
Преподаватель
Николаева Е.Ф.
Москва 1996
СОДЕРЖАНИЕ.
| | |Стр. |
| |Введение. |3 |
|Глава I |Сущность и составляющие рекламы. | |
| |Сущность рекламы. |5 |
| |Реклама как процесс из четырех составляющих. |6 |
| |Виды рекламы. |9 |
|Глава II |Подходы и рассмотрение отдельных видов рекламы. | |
| |Цели рекламы. |11 |
| |Рекламное обращение. |12 |
| |Стиль рекламы. |13 |
| |Средства распространения информации. |15 |
|Глава III|Реклама в связях с общественностью. Финансовая |18 |
| |реклама. | |
|Глава IV |Реклама и рекламная политика ОАО “Нефтяная |21 |
| |инвестицонная компания НИКойл” | |
| |Заключение. |23 |
| |Список источников литературы. |25 |
Реклама, которой выпала судьба стать самым вездесущим, самым характерным и самым доходным видом американской печатной продукции, добилась признания только во второй половине XIX в. Этой новой сублитературе суждено было затронуть сокровенные чувства людей и оказать на нацию такое огромное влияние, какого не производили за все историю ни священные, ни светские писания. В Америке середины XX в. сила рекламного слова и рекламного образа затмила собой мощь всей прочей литературы.
Историк Даниэл Бурстин в книге
"Американцы: опыт демократии"
ВВЕДЕНИЕ.
На рубеже 80-х и 90-х годов произошел настоящий бум развития рекламной отрасли по всем направлениям.
В настоящее время можно наглядно наблюдать становление и развитие рекламы в России, поскольку именно наша страна на данный момент является крупнейшим и одним из наиболее выгодных рынков вложения капиталов и имеет наибольшую емкость рынка различных товаров. Основной упор делается на привлечение новых клиентов и предоставление наиболее оперативной и разносторонней информации по интересующим клиента компаниям. В условиях достаточно жесткой конкуренции перед каждой из компаний стоит задача создания своего собственного имени, выработки основной концепции и политики, проводимой на рынке, а также, как основная цель, привлечение инвесторов и партнеров. Именно эти задачи, как правило, решает менеджер по связям с общественностью и рекламе.
Функция финансовых отношений, которую выполняет менеджер, состоит в разработке плана, позиции и направлений деятельности компании на рынке, а также в объяснении “поведения” того или иного товара потребителям, инвесторам и финансовым кругам. Различие между менеджером по связям с общественностью и специалистом по финансовым отношениям состоит в необходимости для последнего помимо профессиональных коммуникативных качеств обладать специальными финансовыми знаниями и быть способным легко находить общий язык с различными аудиториями - от частных инвесторов и рядовых домохозяек-покупателей до опытных аналитиков, работающих на рынке.
До недавнего времени полностью отсутствовала нормативно-правовая база рекламной деятельности в России. Рекламодатели не отвечали за достоверность своей рекламной информации и не нести никакой ответственности за ее содержание.
Отсутствие надежной юридической базы - не единственный фактор, отрицательно влияющий на развитие рекламной отрасли доверие к ней рядов потребителей и профессионалов.. Очень часто другие причины играют не менее важную роль. Миллионы россиян были обмануты такими структурами, как “МММ”, “Русский дом Селенга” и т.д., выпускавшими так называемые предъявительские акции, которые не были обеспечены никакими материальными ценностями, имевшие агрессивную рекламную компанию.
Но, несмотря на все препятствия, реклама в России развивается.
Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. В крупных фирмах, где есть штатные специалисты и обеспечена поддержка рекламного агентства, разные функции легко распределить среди подходящих для их выполнения работников.
Многие общенациональные рекламодатели ежегодно тратят миллионы долларов и охотно рискуют огромными суммами ради выведения на рынок новых марочных товаров или услуг. И наоборот, мелкая фирма должна обеспечить извлечение максимальной выгоды из каждого цента, выделенного ею на достижение известности. Кстати, на начальных этапах развития, когда привлечение профессиональных услуг оказывается еще не по карману, владельцу или коммерческому директору приходится выполнять в миниатюре все функции, которые в крупных фирмах входят в обязанности экспертов и сотрудников их рекламных агентств. Ему приходится быть и контактором, и разработчиком плана использования средств рекламы, и текстовиком, и закупщиком художественного оформления, и закупщиком места в средствах печатной рекламы, и контролером за производством исходных материалов для рекламы в прессе, и специалистом по прямой почтовой рекламе ("директ мейл"), и управляющим по оформительским работам, и специалистом в других областях.
Наверное, не много найдется общественных явлений, мнение о которых в нашей стране было бы столь разноречиво, как о рекламе. С одной стороны, есть немало свидетельств, что люди нуждаются в ней, даже ищут ее. Многие отрасли народного хозяйства испытывают настоящую потребность в оперативном оповещении потребителей. И эту потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям рекламных организаций. А с другой стороны, довольно широко бытует весьма скептическое отношение к рекламе. К сожалению, сегодняшняя наша рекламная практика вкупе с качеством некоторых товаров и услуг дают немало поводов и для юмора, и для скепсиса.
Рекламу можно рассматривать как форму коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а идеи на язык нужд и запросов потребителя. Взаимоотношение это отнюдь не простое. Так, с самого начала важно помнить, что рекламные объявления, которые мы видим и слышим, являются конечными продуктами целого ряда исследований, стратегических планов, тактических решений и конкретных действий, составляющих в своей совокупности процесс рекламы.
ГЛАВА I.
СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕКЛАМЫ.
СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ.
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Важно осознать, что реклама - деятельность многофункциональная.
Она служит многим хозяевам для достижения множества целей. Мы с вами рекламируем продажу гаража или, к примеру, велосипеда. Розничные торговцы рекламируют продаваемые ими товары или услуги по обычным ценам или по ценам "ниже розничных". Сообщая об открытиях, закрытиях, годовщинах или новых сотрудниках. Делают акцент на ценах или престиже, на скидках или первосортных товарах, на новинках или модной старине. А то и просто поздравляют нас с праздником или просят ездить осторожнее. Производители дают рекламу, чтобы побудить нас покупать их товары или услуги у розничных торговцев. Или действуют напрямую, торгуя на основе почтовых заказов или с помощью коммивояжеров. Деловые предприятия адресуют свою рекламу деловым предприятиям с целью продажи химикатов, оборудования, услуг ЭВМ или правительству, предлагая мощности для производства танков и т.д.
Правительство рекламирует продажу облигаций, идею рационального использования энергоресурсов, идею службы в вооруженных силах. Местные органы власти дают рекламу, чтобы подтолкнуть развитие туризма (или ограничить его), привлечь к себе промышленные предприятия, популяризовать идею массовых транзитных перевозок через свою территорию или внушить землякам чувство гордости. Некоммерческие организации призывают в рекламе активно поддерживать того или иного политического кандидата или выступать против него, охранять дикую природу или просто род человеческий. К примеру, в США во второй десятке крупнейших рекламодателей идет некоммерческая организация - правительство США.
Предвыборная рекламная кампания - это одна из характернейших рекламных кампаний некоммерческих организаций, причем одна из самых дорогих и показательных видов рекламных кампаний, поскольку затрагивает все виды и средства рекламы для привлечения на свою сторону наибольшего количества избирателей.
РЕКЛАМА КАК ПРОЦЕСС ИЗ ЧЕТЫРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Представим себе это следующим образом:
РЕКЛАМОДАТЕЛИ, которые используют РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА, которые рассылают их обращения через СРЕДСТВА РЕКЛАМЫ, чтобы с ними ознакомились потенциальные ПОТРЕБИТЕЛИ
Рекламодатели
Рекламодатели - весьма разноликая "компания". Это производители, розничные торговцы, оптовые торговцы, фирмы услуг, дистрибьютеры, профсоюзы, частные лица и многие, многие другие. Рекламодатели оплачивают счета, а сегодня этих счетов ежегодно набирается более чем на 65 млрд. долл. Соотношение между основными типами рекламодателей выглядит следующим образом:
Общенациональные. Они составляют большую часть. Как правило, это производители, т.е. фирмы, выпускающие товары, с которыми мы встречаемся в универсамах, демонстрационных залах, выставках и т.д.
Среди наиболее интенсивно рекламируемых товаров - продукты питания, туалетные принадлежности, автомобили, лекарства и лечебные средства, услуги потребительского характера, пиво, вино, табак и принадлежности для курения, легкие закуски и безалкогольные напитки.
На долю 10 крупнейших общенациональных рекламодателей приходится почти 70% общих расходов на рекламу в стране.
Местные рекламодатели - это главным образом розничные торговцы. Стремясь играть роль агентов по закупкам своей округи, розничные торговцы тратят на рекламу большие средства, дабы сообщить населению, что они для него закупили, и обосновать, почему следует делать покупки именно у них.
Сегодняшняя розничная реклама, вероятно, гораздо больше общенациональной подходит к понятию "рыночная информация". Благодаря своей регулярности, акценту на ценах и сведениях о местах продажи товаров в округе розничная реклама стала для многих путеводителем по магазинам. Реклама “Ярмарка Коньково”, “Бутик “Цезарь” или “Салон красоты “Нефертити” расчитаны на различные слои потребителей с различной покупательской способностью, вкусами и привычками, но разнообразие различной розничной рекламы позволяет ей стать именно той привычной частью жизни рядового потребителя, которой она уже давно стала в развитых странах Запада, Востока (не стоит думать, что только на Западе реклама - - это часть жизни) и Америки.
Рекламные агенства
Выражаясь официальным языком, рекламные агентства - это
"независимые предприятия", состоящие из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают рекламу в средствах рекламы для заказчиков, стремясь найти покупателей для своих товаров или услуг.
Обычно основу рекламного агентства составляют 4 отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производство м рекламных объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещение объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории; коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агенства.
Как правило, агентства предлагают потенциальным клиентам услуги самых разных специалистов, среди которых текстовики, художники, продюсеры телевидения и радио, специалисты по рекламным средствам, исследователи и т.д.
Если в США основном к услугам рекламных агентств прибегают общенациональные рекламодатели, поскольку многие розничные торговцы либо готовят свою рекламу сами, либо используют возможности, предоставляемые местными газетами, радио или телевизионными станциями, то с России специфика рынка рекламы такова, что рекламу небольшого московского магазина можно увидеть на общероссийской телевидении или услышать по Радио России.
В соответствии с Указом Президента “О Защите потребителей от недобросовестной рекламы” рекламодатель, чья реклама признана недобросовестной, обязан снять ее с распространения в течение 3 недель с момента уведомления его об этом соответствующим органом. В США с начала 80--х годов идет борьба за то, чтобы рекламные агенства отвечали за содержание распростаняемой ими рекламной информации наравне с клиентами. Российское правительство и Президент пока не решаются ввести подобные жесткие меры по отношению к недобросовестных рекламодателям.
Сpедcтва pекламы
Подобно всем нормальным людям, специалисты рекламы смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты и журналы. Но как профессионалы они рассматривают средства массовой информации в качестве носителей, доставляющих рекламные обращения аудитории, собранной благодаря основному (нерекламному) материалу, который предлагают радио - и телестанции, газеты или журналы. Поскольку доходы журналов и газет на 60 - 70%, а доходы телевидения и радио почти на все 100% состоят из поступлений за рекламу, рекламодателей и их агентства всячески ублажают и подкармливают, не жалея на это огромных затрат времени и усилий.
Таким образом, журналы, газеты, телевизионные и радиостанции обычно привлекают нужную аудиторию своим нерекламным содержанием, а рекламодатель получает возможность обратиться именно к этой аудитории.
Прочим средствам рекламы, чтобы привлечь внимание определенной аудитории, приходится полагаться исключительно на само рекламное обращение. Важную роль связующего звена между рекламодателями и потенциальными покупателями играют, в частности прямая почтовая реклама, плакаты, щиты, рекламные планшеты в общественном транспорте и рекламное оформление торговых помещений. Реклама - это прежде всего форма массового увещевания, и вступить в контакт с аудиторией ей помогают средства массовой информации.
Потpебители
Будучи потребителями рекламы, мы, вероятно, сознаем, что по ряду важных признаков она отличается от других знакомых нам средств коммуникации.
Во-первых, рекламе присуща повторяемость. Мы не только снова и снова видим рекламу одного и того же рекламодателя, но и многократно встречаем одно и то же объявление. И это, конечно, соответствует замыслу рекламодателя.
Во-вторых, мы воспринимаем рекламу в остроконкурентном окружении. Одни рекламодатели призывают тратить, другие - экономить, одни - курить, другие - бросить курить. И конечно же, большинство из них хочет, чтобы мы что-то предприняли в отношении конкретной марки товара или конкретного магазина.
И наконец, реклама воспринимается как часть нашей повседневной общедоступной культуры. Многое, о чем рассказывают рекламные объявления мы воспринимаем "как должное", хотя во многих других видах коммуникации это показалось бы нам странным чудачеством.
ВИДЫ РЕКЛАМЫ.
Реклама многолика, она может предстать пред нами как в виде кандидата на пост президента страны, так и в виде сюрприза в шоколадной конфете.
Но все же ее можно квалифицировать, т.е. разбить на несколько видов, каждому их которых присуща своя специфика.
1. Реклама в прессе.
Ей присуща информативность, наглядность и ориентация на определенную категорию потребителей информации, читающих именно этот сорт газет или журналов. Например, в журнале Яхт-клуб уместно публиковать рекламу принадлежностей для яхтсменов, а также дорогой одежды, обуви, дорогого отдыха и т.п., т.к. люди, увлекающиеся яхт- спортом, в основном принадлежат к высокообеспеченному слою населения. В журнале “Лиза” уместно будет смотреться реклама товаров для дома, мелкой бытовой техники, средств по уходу за волосами, а также реклама салонов красоты и супермаркетов, т.к. это типичный журнал для женщин, являющихся по своей сути домохозяйками, но не желающих этого признавать. А реклама солидного, заботящегося о своей репутации банка будет уместна на страницах толстого финансового журнала или солидной деловой газеты, специализирующейся на обзоре деловой жизни страны и мира.
2. Щитовая реклама (наружные экспозиции).
Обычно не несет в себе информации и расчитана на восприятие
“картинки”, примером ее могут служить плакаты на стенах эскалаторных тоннелей, плакаты, воздушные шары с названиями фирм. Такая реклама обычно отличается яркостью краской и полным отсутствием информации и рекламируемом объекте. Это вполне логично, потому что невозможно вникнуть в суть рекламного плаката, проезжая мимо него со скоростью 90 км/ч на автомобиле или просто случайно взглянув на него проходя мимо, а яркая картинка останется в памяти.
3. “Директ мэйл”.
Адресная и почтовая реклама. Ярким примером ее может служить раздача крупными фирмами перед рождеством различных сувениров: календарей, ручек, плакатов, записных книжек, ежедневников и других мелочей и изображением своего торгового знака или просто названием своей фирмы - своим партнерам по бизнесу и просто потребителям своей продукции, а также рассылка по почте поздравлений с праздниками своим клиентам и бесплатная рассылка различных справочников.
4. Реклама на телевидении и радио.
Этот вид рекламы принято объединять с рекламой в прессе и называть “рекламой в средствам массовой информации”, но автор считает, что этот вид рекламы обладает только ему присущими качествами и может быть вынесен в отдельный вид.
Это реклама массового действия. Она сочетает в себе совершенно различные качества: она может быть информативной:
“... правительство США сообщает, что в обращение поступили денежные купюры нового образца “ может не нести и себе информации о конкретном товаре или услуге:
“... с точностью до миллиметра. Банк Империал.”
Классическим примером рекламы на телевидении и радио является предвыборная рекламная кампания. Каждый кандидат на выборную должность стремится принять участие с дебатах и диспутах, проводимых на телевидении или выступить с каким-либо заявлением по радио. И это не случайно, потому что этот вид рекламы самый эффективный и массовый.
Ежедневно более 70% жителей любого города включают свои телевизоры и неизбежно на них обрушивается поток рекламной информации, часть ее оседает в их сознании и будет использована ими при выборе того или иного товара или услуги (выборы, по своей сути тоже рынок, где избиратель отдает свой голос за понравившегося ему кандидата также, как он отдает деньги за понравившийся ему товар).
ГЛАВА II.
ПОДХОДЫ И РАССМОТРЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕКЛАМЫ.
ЦЕЛИ РЕКЛАМЫ.
Для маркетолога важна не только реклама, но рекламная программа.
Первым шагом в разработке рекламной программы является постановка задач рекламы. Перед рекламой могут поставить множество конкретных задач в области коммуникаций и сбыта. Их модно классифицировать в зависимости от того, предназначена ли реклама напоминать, увещевать или напоминать.
Вот некоторые из задач рекламы.
|Вид рекламы |Задачи рекламы |
|Информативная |Рассказ рынку о новинке или о новых применениях|
| |существующего товара. |
| |Информирование рынка об изменении цены. |
| |Объяснение принципов действия товара. |
| |Описание оказываемых услуг. |
| |Исправление неправильных представлений или |
| |рассеяние опасений потребителя. |
| |Формирование образа фирмы. |
|Увещевательная |Формирование предпочтения к марке. |
| |Поощрение к переключению на Вашу марку. |
| |Изменение восприятия потребителем свойств |
| |товара. |
| |Убеждение потребителя совершить покупку не |
| |откладывая. |
| |Убеждение потребителя в необходимости принять |
| |коммивояжера. |
|Напоминающая |Напоминание потребителям о том, что товар может|
| |им скоро понадобиться. |
| |Напоминание потребителям, где можно купить |
| |товар. |
| |Удержание товара в памяти потребителей в период|
| |межсезонья. |
| |Поддержание осведомленности о товаре на высшем |
| |уровне. |
Информативная реклама: преобладает на основном этапе выведения товара на рынок когда стоит задача создания первичного спроса.
Увещевательная реклама: приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет сравнения ее с другой или несколькими другими марками в рамках конкретного класса. Сравнительной рекламой пользуются в таких товарных категориях , как дезодоранты, зубная паста, шины и автомобили.
Напоминающая реклама: чрезвычайно важна на этапе зрелости , чтобы заставить потребителей вспомнить о товаре. Цель дорогих объявлений АБ
“Империал” по телевидению и журналах - напомнить людям о себе.
Сродни ей так называемая подкрепляющая реклама. Она стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламном объявлении машины ГАЗ 31 (Волга) фигурируют, например, счастливые обладатели данной марки, с улыбкой говорящие “Я ни на что свою Волгу не променяю!”.
РЕКЛАМНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
После постановки задач рекламы необходимо выработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее формирования можно выделить три этапа: формирование идеи обращения, оценка и выбор варианта обращения, исполнение обращения.
Формирование идеи обращения. Для генерирования идей, призванных решить поставленные перед рекламой задачи, творческие работники пользуются разными методами. Многие идеи возникают в результате бесед с потребителями, экспертами и конкурентами.
Некоторые творческие работники пытаются представить себе, какой их четырех типов вознаграждения: рациональное, чувственное, общественное удовлетворение или удовлетворение самолюбия - покупатели рассчитывают получить от товара и виде какого переживания. Путем сочетания типов вознаграждения с типами переживаний они в состоянии создать множество разных по своей разновидности рекламных обращений.
Оценка и выбор вариантов обращения. Рекламодателю необходимо произвести оценку возможных обращений. Тведт предложил оценивать обращения на основе их желательности, исключительности и правдоподобности. Обращение должно прежде всего сообщить его получателю нечто желательное или интересное о товаре. Кроме того, оно должно сообщить ему что-то исключительное или особенное, не присущее остальным маркам или товарам в данной категории. И, наконец, обращение должно быть правдоподобным и доказуемым.
“... Bosch, на нас можно положиться.” Этот лозунг разработан специалистами по рекламе компании Bosch, он не вызывает удивления или недоумения, т.к. фирма Bosch - немецкая, традиционно отличающаяся умеренным консерватизмом и очень высокой надежностью, поэтому этот лозунг смотрится уместно.
Исполнение варианта обращения. Степень воздействия обращений зависит не только от того, что сказано, но и как именно это сказано.
Исполнение могут иметь решающее значение, когда речь идет о таких весьма схожих товарах как моющие средства, сигареты, кофе и пиво.
Рекламодателю нужно подать свое обращение таким образом, чтобы оно привлекло внимание и интерес целевой аудитории. Обычно рекламодатель готовит заранее на разработку текста, в котором оговариваются задачи, содержание, аргументация и тон будущего объявления. Творческим работникам необходимо найти стиль, тон, слова и форму воплощения заданного обращения.
СТИЛЬ РЕКЛАМЫ.
В стилевом обращении любое обращение может быть исполнено в различных вариантах.
1. Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких персонажей, использующих товар в привычной обстановке.
Например, реклама кофе Nescafe “Нового дня глоток”.
2. Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар вписывается в определенный образ жизни.
Реклама колготок Saint Pellegrino. ”Красота и независимость.”
3. Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его использования создается некий ореол фантазии.
Реклама деодоранта Impulse, где красивая женщина получает цветы от летящего на аэроплане молодого человека. “Если незнакомец вдруг дарит Вам цветы, он реагирует на Impulse!”
4. Создание настроения или образа. Вокруг товара создается пробуждаемое им настроение или образ, скажем, нежности, красоты, любви и безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу товара, кроме косвенно внушаемых. На создание настроения расчитана реклама сигарет
Rothmans и шоколада Dove. “Минуты нежности созданы для Dove.”
5. Мюзикл. Показ одного или нескольких лиц или рисованых персонажей, поющих песню о товаре.
По этому принципу построена реклама жевательной резинки
Hollywood, а из отечественной рекламы первым и, пожалуй, самым удачным мюзиклом была реклама АО “Мовен”: “Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский вентиляторный завод”.
6. Использование символического персонажа. Создание персонажа, олицетворяющего собой товар. Персонаж может быть как реальным, так и мультипликационным.
Хорошим примером может служить кролик из рекламы растворимого какао Nesquik.
7. Акцент на профессиональном и техническом опыте. Демонстрация технического и профессионального опыта фирмы в производстве конкретного товара.
8. Использование данных научного характера. Приводятся научные данные о предпочтительности или большей эффективности товара по сравнению с другими.
Такова реклама зубных паст Blend-a-med и Colgate.
9. Использование свидетельств в пользу товара. Реклама представляет заслуживающий полного внимания или вызывающий симпатию источник информацию, который одобрительно отзывается о товаре. Это могут быть как простые люди, так и знаменитости, заявляющие, что им нравится товар.
У фирмы Lotto, выпускающей спортивные товары, есть коллекция теннисной экипировки Борис Беккер. На обложке каждого из предметов коллекции изображен Борис в форме Lotto и сказано, что “Борис предпочитает Lotto”.
Для каждого объявления в любом стиле нужно найти запоминающиеся и привлекающие внимание слова. Каждое объявление должно иметь свой маленький девиз, который бы запоминался и ассоциировался с будущем именно с данным конкретным товаром или услугой. Составляющие элементы формы, такие как размер объявления, цвет и иллюстрация, влияют на степень производимого этим объявлением воздействия и на его стоимость.
Поэтому нужно четко соизмерять стоимость рекламной кампании с ожидаемым эффектом и не тратить лишних денег там, где они не принесут ожидаемой или необходимой эффективности.
СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Следующая задача рекламодателя - выбрать средства распространения для размещения своего рекламного объявления.
Процесс состоит из 4 составляющих.
1. Принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы.
1.1. Охват. Рекламодателю следует определить, какое число лиц в рамках целевой аудитории должно познакомиться с его рекламной кампанией за конкретный отрезок времени.
1.2. Частота появления рекламы. Рекламодателю следует также решить, сколько раз за конкретный отрезок времени должен столкнуться с его рекламным обращением средний представитель целевой аудитории.
1.3. Сила воздействия. Кроме того. рекламодателю следует подумать, какой силой воздействия должен обладать контакт с его рекламой. Обращения по телевидению обычно производят более сильно впечатление, чем обращения по радио. В конкретной разновидности средств рекламы реклама в одном месте может восприниматься более достоверно, чем в другом.
2. Отбор основных видов средств распространения информации.
|Средство рекламы |Преимущества |Ограничения |
|Газеты |Гибкость, |Кратковременность |
| |своевременность, |существования, |
| |хороший охват |незначительная |
| |местного рынка, |аудитория “вторичных |
| |широкое признание и |читателей” |
| |принятие, высокая | |
| |достоверность | |
|Телевидение |Сочетание |Высокая стоимость, |
| |изображения, звука и |перегруженность |
| |движения, чувственное|рекламой, |
| |воздействие, высокая |мимолетность |
| |степень привлечения |рекламного контакта, |
| |внимания, широта |меньшая |
| |охвата аудитории |избирательность |
| | |аудитории |
|“Директ Мейл” |Избирательность |Относительно высокая |
| |аудитории, гибкость, |стоимость, образ |
| |отсутствие рекламы |“макулатурности” |
| |конкурентов в | |
| |отправлении, | |
| |личностный характер | |
|Радио |Массовость |Представление только |
| |использования, |звуковыми средствами,|
| |высокая |степень привлечения |
| |географическая и |внимания ниже чем у |
| |демографическая |телевидения, |
| |избирательность, |мимолетность |
| |низкая стоимость |рекламного контакта |
|Журналы |Высокая |Длительный временной |
| |географическая и |разрыв между покупкой|
| |демографическая |места и появлением |
| |избирательность, |рекламы |
| |достоверность и | |
| |престижность, высокое| |
| |качество | |
| |воспроизведения, | |
| |длительность | |
| |существования, | |
| |значительное число | |
| |“вторичных читателей”| |
|Наружная реклама |Гибкость, высокая |Отсутствие |
| |частота повторных |избирательности |
| |контактов, невысокая|аудитории, |
| |стоимость, слабая |ограничения |
| |конкуренция |творческого |
| | |характера. |
3. Выбор конкретных носителей информации и показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек.
3.1. После выбора средства рекламы специалист приступает к выбору конкретного ее носителя среди выбранной категории. Оценка производится исходя из стоимости рекламы в конкретном месте, надежности, оперативности размещения, достоверности и т.д. Данные сравниваются с возможностями и пожеланиями рекламодателя и производится выбор конкретного носителя рекламы.
3.2. Показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек.
Специалисты выводят стоимость обращения в конкретном носителе в расчете на 1000 человек. Но математический расчет требует корректировки по качественному показателю необходимой аудитории. Если реклама воспринята людьми, которым она адресована, то расчет не требует корректировки, а если нет - то эффективность уменьшается и стоимость увеличивается на тот сегмент аудитории, которому данная реклама совершенно бесполезна. Во-вторых, необходимо учитывать показатель внимательности аудитории, в-третьих, контактную ценность объявления необходимо соотнести с показателями качества и надежности данного носителя.
4. Принятие решений о графике использования средств рекламы.
Реклама может быть выдана ее потребителю разномерными порциями или резким всплесками и рамках периода рекламной кампании.
Пульсирующий график - неравномерное размещение рекламы в рамках временного периода. Приверженцы пульсирующего графика считают, что аудитория глубже знакомится с обращением, можно сэкономить средства.
ГЛАВА III.
РЕКЛАМА В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
ФИНАНСОВАЯ РЕКЛАМА.
Традиционно организации привыкли продавать, а значит и рекламировать только свою продукцию, а рекламой называют купленное время или место в средствах массовой информации. Лишь время от времени, можно сказать случайно, в прессе появлялась реклама, направленная на продвижение не только самого продукта. Такой вид рекламы - имиджа, имени компании, а не товара - стал основой особой отрасли - реклама в связях с общественностью. Реклама в системе связей с общественностью не является купленной в прямом смысле этого слова. Однако, если мы говорим о корпоративной рекламе как части программы по связям с общественностью, в данном случае граница между обычной рекламой и PR
(кампания, разработанная каждым предприятием с целью привлечения как внутренних, так и внешних инвесторов) рекламой становится практически невидимой. Обычная реклама концентрирует свои усилия на продаже товара, подчеркивает особые качества продукта, то PR реклама фокусируется на общем имидже компании, ее задача - получить поддержку общественного мнения. Идет продвижение компании, а не продвижение товара.
Рекламу конкретного продукта можно отнести к краткосрочной рекламной кампании, поскольку по завершении производства данного вида продукции отпадает необходимость рекламы, а как известно, последнее время жизненный цикл многих товаров уменьшается. Продвижение компании на рынке это долгосрочная рекламная акция. Не стоит ждать немедленных результатов, однако при грамотно проведенной PR-кампании через какое-то время можно говорить об успехе компании. В 1970 году корпорации США потратили более 150 миллионов долларов на рекламу организаций, а в 1974 году эта цифра возросла до 220 миллионов. Это не просто борьба за выживание на рынке.
Большая часть корпоративной рекламы размещается на телевидении и в журналах. Гораздо меньший объем приходится на внешнюю рекламу и газетные приложения, в то время как на долю ежедневных газет не остается практически ничего. Классификация корпоративной рекламы выглядит следующим образом:
1) общая корпоративная реклама, направленная на создание имиджа,
2) реклама инвестиционных и финансовых программ,
3) реклама, влияющая на общественное мнение в связи с каким-то событием политического или социального характера.
Приведем пример рекламы третьего вида. “В последний год Чейз
Манхэттэн Банк опубликовал серию рекламных обращений, выражающих нашу точку зрения на некоторые важные экономические события настоящего времени. Мы говорили о большей производительности труда, ... необходимости стимулировать научные исследования, ... налоговое законодательство по инвестициям, об общей модернизации промышленных предприятий, о чрезмерном вмешательстве государства в экономику, инфляции. А также о не подвергающемся сомнению тезисе о сверхприбылях корпораций.
Затем эти темы стали ключевыми в предвыборных дебатах. Мы приветствует это, поскольку граждане США без сомнения заслуживают полного и открытого обсуждения путей решений этих проблем национального масштаба.
С другой стороны, в следствие этого факта, нам пришлось глубоко
“покопаться” в себе, поскольку мы задались вопросом, следует ли такой организации как наша продолжать говорить о столь важных и эмоциональных проблемах во время предвыборной кампании.
Мы обратились к первой поправке Конституции США и задумались... а затем решили, что следует продолжать выражать свое мнение, несмотря на существующий риск быть понятыми неправильно, или быть обвиненными в попытке повлиять на исход выборов...”
Это обращение основателей компании было опубликовано в газете в качестве обычной рекламы на полный печатный лист. Как мы видим это типичный пример корпоративной рекламы, ставящей перед собой цель повлиять на общественное мнение в связи с предвыборной кампанией.
В наше время недостаточно производить только качественный товар.
Если имя компании попадает в какой либо скандал, руководство предприятия ведет неправильную политику, производственный комплекс не считается с экологической обстановкой, то продажи производимых этими фирмами продуктов уменьшаются.
В настоящее время престиж имеет гораздо большее значение чем ранее.
Сэм Блэк считает, что из всех видов рекламы реклама “престижа” самая сложная и именно поэтому часто упускаются многие возможности при проведении кампании. Можно говорить о существовании двух видов рекламы
“престижа”. “Первый ставит перед собой задачу информирования общественности о том большом вкладе, который компания вносит в благосостояние страны. Во втором виде рекламы “престижа” используется не столь прямой подход; он сводится к предоставлению информации по тем вопросам, которые интересуют общественность; при этом название компании- спонсора просто упоминается.”
В финансовой сфере реклама “престижа” имеет, пожалуй, еще большее значение. Только солидному, “престижному” банку люди могут доверить свои вклады. Очень часто понятие престижа ассоциируется с надежностью и профессионализмом. И, возможно, надежность это именно то, на что следует делать ставку начинающей компании.
ГЛАВА IV.
РЕКЛАМА И РЕКЛАМНАЯ ПОЛИТИКА ОАО “НЕФТЯНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ
КОМПАНИЯ НИКойл”.
ОАО НИК НИКойл - одна из крупнейших компаний, работающих на фондовом рынке России. Она была создана 1993 году, когда приватизация и акционирование только начинались и поэтому имела возможность не только начать свою деятельность в благоприятных условиях развивающегося рынка, но и оказать свое воздействие на его формирование и развитие.
НИКойл - компания, являющаяся крупнейшим негосударственным акционером Нефтяной компании ЛУКойл и одним из крупнейших операторов на рынке ее акций.
Компания работает в специфической сфере - на финансовом рынке, поэтому ее реклама строго адресна и расчитана на очень ограниченный круг клиентов. Строго говоря, Компания не нуждается в рекламе в классическом понимании этого слова. Наша рекламная продукция - это отчеты о деятельности Компании, распространяемые в очень узком кругу клиентов и партнеров Компании (см. Обзор деятельности 1993-1996 год).
Наша рекламная политика направлена на поддержание имиджа Компании как профессионала высокого класса, имеющего устойчивое финансовое положение. Для этого используется механизм public relations.
В серьезных печатных изданиях, на радио и телевидении звучит мнение НИКойла по различным вопросам, касающимся не только сферы его профессиональных интересов, но и общим проблемам, интересующим страну.
Не столь важно содержание выступления эксперта НИКойла по какому-либо вопросу, важен сам факт этого выступления и имя НИКойл на страницах серьезного издания.
НИКойл выступает спонсором различных акций.
Очень неординарным решением было спонсировать конкурс
“Политпрогноз”, проводившийся “Комсомольской правдой”. На самом деле этот конкурс был придуман специалистами НИКойл, а газета просто была выбрана по признаку контингента читателей. Этот конкурс прогнозировал результаты последних парламентских выборов и прогнозы читателей оказались точнее самых авторитетных социологических опросов, проводившихся крупнейшими центрами изучения общественного мнения.
Еще одной акцией было пожертвование крупной суммы на восстановление храма Христа Спасителя, а также на восстановление в прежнем виде Хотьковского женского монастыря.
Любая спонсорская акция дает возможность НИКойл еще раз напомнить о себе не только как о профессионале и крупнейшей акуле фондового рынка, но как о меценате, которому не чужда забота о будущем России. А акция “Политпрогноз” имела и еще одно предназначение. Дело в том, что фондовый рынок наиболее сильно зависим от рынка политического, и от того, кто придет к власти зависит его существование, поэтому за этим прогнозом следили не только рядовые читатели, но и специалисты фондового рынка, что дало возможность НИКойл еще раз напомнить о себе и в профессиональной среде.
Одним из способов поддержания своего имиджа является членство в различных профессиональных ассоциациях и общественных организациях.
НИКойл является членом Профессиональной ассоциации участников фондового рынка и активно принимает участие в его работе. Он также является членом и основателем ПАРТАД (профессиональной ассоциации депозитариев) и активно влияет на создание нормативно-правовой базы в этой области.
НИКойл не нужна реклама в чистом виде. Ее основное оружие - public relations. Необходимые средства: создание имиджа, его поддержание и постоянное напоминание о себе узкому кругу клиентов и партнеров. Для этого НИКойл сделал все необходимое, о чем говорит его широкая известность и уважение к нему в профессиональных кругах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Поскольку реклама служит множеству разных хозяев для множества разных целей, а ее эффект почти всегда затуманен последствиями прочих возможных явлений, она будет продолжать оставаться сферой действия неопределенных стимулов. Следовательно, подобно кляксе, ее могут толковать по-разному, в зависимости от того, кто смотрит и какой именно аспект многогранной рекламной деятельности рассматривают. Из этого, кажется, можно сделать один совершенно четкий прогноз. Реклама будет продолжать представать во множестве обличий для множества людей: в виде путеводителя для потребителей и их обманщика, в виде фактора стимулирования рыночной деятельности и ее подрыва и т.д., и т.п.
В данной работе мы рассмотрели общие тенденции рекламы. На данный момент в России это направление по мнению автора является одним из наиболее перспективных. Можно говорить о появлении на рынке новой отрасли, которая в данный момент переживает период бурного развития. К сожалению, существует множество проблем, связанных с законодательством, недостаточной информационной базой, неразвитыми коммуникациями, отсутствием опыта работы в этой сфере. Теоретические разработки западных ученых не всегда находят применение в условиях России.
Тем не менее появление структур, работающих в этой области свидетельствует о необходимости широкого применения западного опыта на практике в нашей стране. Автор в своей работе попыталась представить свой опыт, полученный во время работы в инвестиционно-брокерской компании, выразила свое мнение по поводу сложившейся на рынке PR услуг в финансовых организациях. Для успешного проведения кампании необходимо четко представлять цели вашей организации. Автор предложила начать деятельность появившейся на рынке фирмы с презентации, которая может сыграть большую роль в представлении фирмы на рынке. Презентация является одним из первых шагов кампании, и ее успешная организация может повлиять на будущие успехи компании. Реклама в связях с общественностью, а тем более финансовая реклама является важным составляющим кампании, без которого обойтись было бы сложно. Однако необходимо учитывать бюджет организации, поскольку размещение рекламы достаточно дорого.
Данный метод применяется как при проведении PR кампании в государственных учреждениях, юридических, торговых фирмах, общественных организациях, так и в финансовом секторе.
Автор считает, что главной целью специалиста по рекламе и отношениям с инвесторами является повышение доверия к структуре.
Инвесторы. равно как и потребители, демонстрируют свою поддержку только в случае доверия к компании и ее управляющим. Двусмысленность, неполная информация, а тем более ложь не должны иметь места в общении с инвесторами, которые хотят оперативно и точно знать все новости как хорошие, так и плохие. Следующая политика поможет компании завоевать доверие инвесторов:
1. Будьте агрессивны. Агрессивная политика совсем не означает только погоню за реализацией. На сегодняшний день компании вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию, и их усилия должны быть направлены на то, чтобы оставаться заметными. Аналитики и инвесторы и потребители хотят получать полную информацию, и в данном случае агрессивность в коммуникативной политике - лучший выход из ситуации.
2. Говорите о своем успехе. Хорошие результаты ничего не значат, если об этом никто не знает. Компания должна донести до каждого потребителя / инвестора / потенциального инвестора информацию о своих успехах.
3. Встречайтесь с инвесторами вне зависимости от того, хорошие новости или плохие, в любое время. Если возникли проблемы внутри фирмы, инвесторы должны знать, каким образов руководство собирается их решать.
На репутацию фирмы наихудшим образом влияют неожиданные разоблачения,
"сюрпризы".
4. Идите на общение с потребителями / инвесторами первыми, не заставляйте их ждать в неведении. К ним нужно проявлять особое внимание.
5. Включите потребителей / инвесторов в программу политики, направленной на общественность. В стране миллионы потенциальных клиентов Вашей фирмы, и даже если вы охватите небольшую часть, это пойдет на благо компании.
Хочется надеяться на то, что данная работа может найти практическое применение в процессе отношений с клиентами.
Мы приближаемся к двухтысячному году. Поиск клиентов продолжается двадцать четыре часа в день благодаря компьютерным технологиям. Все эти факторы приводят к активизации отрасли связей с общественностью и рекламе, как ее части. Мы являемся свидетелями начала продуктивной работы на российском рынке, которая в скором будущем вырастет в профессиональную среду деятельности, превратится в цивилизованный рынок услуг, в котором политика честных отношений с клиентами станет нормой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.
|Ф. Котлер. “Основы маркетинга”. |
|Андрунас Е.Ч. |
|"Информационная элита: корпорации и рынок новостей". |
|Издательство Московского Университета 1991 г. |
|Блажнов Е. А. |
|"Паблик Рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных|
|и общественных отношений. Учебное пособие для деловых |
|людей". |
|ИМА-пресс Москва 1994. |
|Блэк Сэм. |
|"Паблик Рилейшнз. Что это такое?" |
|СП "ФСЭС-Москва" 1990. |
|Картер Гарри. |
|"Эффективная реклама", |
|М., Прогресс, 1991 г. |
|Макгэффин У., Нолл Э. |
|"Секреты Белого дома". |
|Издательство Международные отношения, М., 1971 г. |
|Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. |
|"Язык рекламных текстов", |
|М., Высшая школа 1981 г. |
|Mitchell Beazley |
|"Marketing" |
|Core Business Studies. Mike Morris Productions Limited, |
|1983. |
|David R. Yale |
|"The Publicity Handbook. How to Maximize Publicity for |
|Products, Services & Organizations", |
|NTC Business Books, Lincolnwood, Illinois USA, 1991. |