Оглавление
Введение. 2
Глава 1 Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции. 3
Глава 2 Показатели качества и методы их оценки. 7
Глава 3 Управление качеством в Республике Казахстан. 17
Заключение. 21
Список использованной литературы. 22
Введение.
В условиях перехода Казахстана к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень», основу.
Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно- экономическим мерам управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.
Проблема повышения качества –одна из главных задач развития экономики
нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении
странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции.
Актуальность и значимость проблемы качества определили цель курсовой
работы, которая заключается в изучении комплексных методов оценки качества.
Для достижения цели ставились задачи:
-охарактеризовать понятие качества продукции,
-изучить систему показателей, применяемых для оценки качества продукции,
-рассмотреть основные пути управления качеством в Республике Казахстан.
Методологической основой выполнения курсовой работы послужили нормативные и законодательные акты, статьи и монографии, научные труды казахстанских и российских ученых.
Глава 1. Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции.
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный
характер.
От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и
социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные
причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов
экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны , и
причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых
странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных -уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим -снижения издержек производства.
Качество -синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов -от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество-это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом труда, качество товара- категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.
Потребительная стоимость характеризует способность вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
Качество прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по
мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные
потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.
Эволюция понятий качества приведена в таблице 1.
Таблица 1. Историческая эволюция понятий качества.
|Автор формулировки | Формулировка определений качества. |
|Аристотель |Различие между предметами. Дифференциация по |
|(3 в.до н.э.). |признаку «хороший -плохой». |
|Гегель |Качество есть в первую очередь тождественная с |
|(19 в. н.э.) |бытием определенность ,так что нечто перестает |
| |быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое |
| |качество. |
|Китайская версия |Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух |
| |элементов-«равновесие» и «деньги» |
| |(качество=равновесие + деньги), следовательно, |
| |качество тождественно понятию «высококлассный», |
| |«дорогой». |
|Шухарт |Качество имеет два аспекта: |
|(1931г) |-объективные физические характеристики, |
| |-субъективная сторона: насколько вещь «хороша». |
|Исикова К. |Качество, которое реально удовлетворяет |
|(1950г) |потребителей. |
|Джуран Дж.М. |Пригодность для использования (соответствие |
|(1974г) |назначению). Качество- есть степень удовлетворения|
| |потребителя. Для реализации качества производитель|
| |должен узнать требования потребителя и сделать |
| |свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим|
| |требованиям. |
|ГОСТ 15467-79 |Качество продукции - совокупность свойств |
| |продукции, обуславливающих ее пригодность |
| |удовлетворять определенные потребности в |
| |соответствии с ее назначением. |
|Международный стандарт|Качество –совокупность свойств и характеристик |
|ИСО 8402-86 |продукции или услуг, которые придают им |
| |способность удовлетворять обусловленные или |
| |предполагаемые потребности. |
Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровней качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим образом.
Первый уровень-«соответствие стандарту.» Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта -технические условия, договор и т.д.) .Этот уровень характерен для 50-х годов.
Второй уровень (1960 г.)-«соответствие использованию».Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
Третий уровень-«соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.
Четвертый уровень (1980 г.)-«соответствие латентным (скрытым, неочевидным)потребностям».предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.
Такой же путь, как Япония, но с некоторым отставанием во времени, проходят и другие развитые страны с рыночной экономикой. В условиях конкурентной среды производители в своей деятельности не могут не следовать этим требованиям повышения уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления цивилизованного рынка казахстанским производителям и потребителям.
Глава 2. Показатели качества и методы их оценки.
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
-показатели назначения товара,
-показатели надежности,
-показатели технологичности,
-показатели стандартизации и унификации,
-эргономические показатели,
-эстетические показатели,
-показатели транспортабельности,
-патентно-правовые показатели,
-экологические показатели,
-показатели безопасности.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
Надежность товара -сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.
Безотказность-свойство надежности товара сохранять работоспособность
в течении некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К
показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя
наработка до первого отказа, наработка на отказ, гарантийная наработка(ГОСТ
27.004.-85. Надежность в технике. Системы технологические, термины и
определения.).
Безотказность-свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное
состояние в течении некоторого времени или некоторой наработки.
Безотказность свойственна объекту в любом из режимов его эксплуатации.
Именно это свойство составляет главный смысл понятия надежности.
Ремонтопригодность-свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Ремонтопригодность объекта оценивается коэффициентом готовности
(технического использования), который определяется по формуле:
|Кт= |То |
| |То+Тв |
,где То- средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, час,
Тв- среднее время восстановления объекта после отказа, час.
Сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна),патентоспособности по мере использования товара.
В первое время использования товара показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное снижение (ухудшение) показателей качества и чем больше срок службы (применения) товара, тем больше доля его ежегодного снижения.
Долговечность-свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность характеризует свойство надежности с позиции предельной длительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе. Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого капитального ремонта зависит не только от режима и организационно-технических условий работы, мероприятий восстановительного характера, проводимых в это время, но также способности сохранять эти свойства во времени.
К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы
(срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, гамма-
процентный ресурс, т.е. наработка, в течении которой объект не достигнет
предельного состояния с заданной вероятностью, а также другие показатели
(ГОСТ 27.002-83).
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско- технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
К основным показателям технологичности конструкций относятся
следующие:
-коэффициент меж проектной унификации (заимствования) компонентов
конструкций;
-коэффициент унификации компонентов технологических процессов;
-удельный вес деталей с механической обработкой;
-коэффициент прогрессивности технологических процессов.
Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.
Коэффициент блочности конструкции определяется по формуле:
|Кбп= |Сбл |
| |С |
Где Сбл- стоимость самостоятельных, легко отделимых блоков или агрегатов,
выполняющих самостоятельную функцию,
С- себестоимость объекта.
Коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции объекта:
|Км.уп.= |Нзаим |
| |Н |
Где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей
объекта, заимствованных из других проектов,
Н-общее количество наименований деталей и других составных частей объекта,
включая заимствованные и оригинальные.
Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов изготовления объекта:
|Ку.т.п.=|Нс.т.п.|
| |Нт.п. |
Где Нс.т.п.- количество наименований существующих технологических
процессов, заимствованных для производства нового объекта,
Нт.п.- общее количество наименования технологических процессов изготовления
нового объекта, включая заимствованные и вновь разработанные.
Удельный вес деталей объекта с механической обработкой:
|Dмех= |Нмех |
| |Н |
Где Нмех- количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.
Коэффициент прогрессивности технологических процессов изготовления объекта:
|Кпр.т.п.=|Нпр.т.п.|
| |Нт.п. |
Где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.
Показатели стандартизации и унификации -это насыщенность продукции
стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также
уровень унификации
По сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на
стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и
унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и
для потребителя.
К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:
-коэффициент стандартизации объекта:
|Кст.= |Нст |
| |Н |
Где Нст- количество типоразмеров, выпускаемых по стандартам,
Н-общее количество типоразмеров составных частей объекта.
-коэффициент повторяемости составных частей объекта:
|Кп.= |п |
| |Н |
Где п- общее количество составных частей объекта.
Также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.
Эргономические показатели качества использующиеся при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявленным, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементов его конструкции к взаимному расположению элементов.
Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, при изучении рабочего места принимается в расчет не только рабочая поза человека, и его движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации.
Термины и определения по эргономическим показателям качества промышленных изделий установлены ГОСТ 16035-70.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.
Конструирование современных изделий должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.
В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются- соответствие форм проектируемой конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации, гармоническое сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы, выражения характерного для изделия его основного свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность), соблюдение гармоничности, размерных пропорций.
Последнее условие рациональной компановки сводится к соблюдению так называемого»золотого сечения», при котором соотношение длины линейных отрезков подчиняется правилу:
|Малая часть=большая часть=0,618 |
|Большая часть=весь отрезок=1,0 |
Немаловажное значение при конструировании рабочих машин имеет и рациональное использование цвета для создания зрительного фона, яркость которого по сравнению с обрабатываемым предметом не должна отличаться более чем на 20%.
В настоящее время используются рекомендации по цветовой отделке разных частей машины и оборудования, например, неподвижные части металло - режущих станков должны окрашиваться в светло-зеленый цвет, движущиеся -в кремовый, транспортеры -в зеленый, термическое оборудование- в алюминиевый, гидравлическое -в зелено-голубой цвет.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели -это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара -одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.
К конкретным показателям экологичности товара относятся:
-содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах
сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов,
-выброс вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра
земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических,
энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,
-радиоактивность функционирования объектов, связанных с исследованиями,
«приручением» и использованием атомной энергии,
-уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств
различного назначения и других машин и агрегатов.
Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).
Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции.
Количественное значение показателей качества продукции определяется
методами:
-экспериментальным, который базируется на применении технических средств и
дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,
-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью
органов чувств по пяти-бальной системе,
-социологическим, который основывается на использовании данных учета и
анализа потребителей продукции,
-экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами
данных видов продукции.
Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.
Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием вследствии отказов от изделий.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, цена единицы качества, что можно представить формулой:
|Копт.= |Q |
| |C |
Где Q-качество изделия,
С-затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели.
Глава 3. Управление качеством в Республике Казахстан.
Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации, или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Важным элементом в системах управления качеством изделий является сертификация и стандартизация. Стандартизация-это нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики,. требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации -создание системы нормативно- технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта. Сюда же входит и контроль за правильностью использования этой документации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
-единый технический язык,
-унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжение, чистоты и т.д ).
-типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения
(подшипники, крепеж, режущий инструмент),
-систему классификаторов технико-экономической информации,
-достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
В Республике Казахстан сформирована Государственная система стандартизации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Казахстане. ГСС включает следующие основополагающие стандарты:
-СТ РК 1.0-93 «Государственная система стандартизации Республики
Казахстан. Основные положения.»,
-СТ РК 1.2-93 «Государственная система стандартизации Республики
Казахстан. Порядок разработки государственных стандартов.»,
-СТ РК 1.3.-93 «Государственная система стандартизации Республики
Казахстан. Порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации
технических условий»,
-СТ РК 1.4-93 «Государственная система стандартизации Республики
Казахстан. Стандарты предприятия. Общие положения».
-СТ РК 1.5-93 «Государственная система стандартизации Республики
Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и
содержанию стандартов».
При разработке отечественных стандартов учитываются требования
Международной организации по стандартизации (ИСО).В государственные
стандарты Республики Казахстан включаются:
-обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии,
-обязательные требования по совместимости продукции,
-обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции,
-параметрические ряды и типовое конструирование изделий,
-основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции,
-положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения и другие общетехнические правила и нормы.
Нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
-государственные стандарты Республики Казахстан ( СТ РК),
-отраслевые стандарты (ОСТ),
-технические условия (ТУ),
-стандарты предприятий (СТП).
Сертификация продукции является одним из способов подтверждения
соответствия продукции заданным требованиям. Для проверки фактического
соответствия качества поставляемой продукции используются различные
организационно-технические процедуры, формы и методы, в т.ч. контроль,
диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др.
несоответствий. Все эти процедуры выполняются независимой организацией,
третьей стороной. В качестве третьей стороны выступает Госстандарт
Республики Казахстан или по его лицензии аккредитованные им органы.
Сертификация в ГСС Республики Казахстан обеспечивается компетентностью и
независимостью от производителей аккредитованных Госстандартом органов по
сертификации, инспекционного контроля и испытательных лабораторий
(центров).
Правовые основы стандартизации и сертификации продукции, услуг и иных объектов в Казахстане регламентируются Законом РК «О стандартизации и сертификации»,принятым (8 января 1993 года. В соответствии со статьей 2 данного Закона, основными целями стандартизации и сертификации являются:
-нормативно-техническое обеспечение продукции, процессов и услуг,
-защита интересов потребителей в определении качества продукции,
-обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды,
-устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке,
-обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции,
-ресурсосбережение,
-повышение качества продукции, динамичность и гармонизация производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с развитием науки, техники, потребностями населения и народного хозяйства.
Международная экономическая интеграция предполагает и сотрудничество
в области стандартизации и сертификации. Поэтому Госстандарт представляет
Республику Казахстан как национальный орган в международных и
межгосударственных организациях.
Для международного признания работ в области стандартизации и
сертификации Госстандарт РК тесно взаимодействует со странами СНГ, принимая
активное участие в деятельности Межгосударственного совета по
стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Ведущие специалисты
Госстандарта РК входят в состав рабочих групп МГС, что повышает
эффективность системы управления качеством в Республике Казахстан.
Заключение.
В результате теоретического изучения комплексных методов оценки качества, сделаны следующие выводы.
Качество -синтетический показатель, отражающий совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.
Качество прошло многовековой путь развития и развивалось по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность , транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.
Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:
-экспериментальным,
-органолептическим,
-социологическим,
-экспертным.
Важным элементом в управлении качеством является сертификация и стандартизация. Главная задача стандартизации состоит в создании системы нормативно-технической документации. Эта система определяет прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Правовые основы стандартизации и сертификации продукции в Республике Казахстан регламентируется законодательными и нормативными актами.
Список использованной литературы.
1. Амиров Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции. М: Издательство стандартов, 1996.
2. ГОСТ 23554.-2.-81 Система управления качеством продукции. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Обработка значений экспертных оценок качества продукции.
3. ГОСТ 24294-80 Определение коэффициентов весомости при комплексной оценки технического уровня и качества продукции.
4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия.
Термины и определения.
5. ГОСТ 27.004-85. Надежность в технике. Системы технологические.
Термины и определения.
6. Закон Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации» от
18.01.93.
7. СТ РК 1.0-93. « Государственная система стандартизации Республики
Казахстан. Основные положения.»
8. СТ РК 1.2-93. « Государственная система стандартизации РК. Порядок разработки государственных стандартов.»
9. СТ РК 1.3-93. «Государственная система стандартизации РК. Порядок разработки согласования, утверждения и регистрации технических условий.
10. СТ РК 1.4-93. « Государственная система стандартизации РК. Стандарты предприятия. Общие положения.»
11. СТ РК 1.5-93 «Государственная система стандартизации РК. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.»
12. Фомин В.Н. Качество продукции и маркетинг. Стандарты и качество, 1991
№2.