Екатеринбургский учебный центр «Директор»
Реферат
на тему: Маркетинговые исследования.
Исполнитель: Никонова Н.М. группа «менеджер»
Екатеринбург
2002 г.
Содержание:
Введение
I. Содержание и направление маркетинговых исследований:
1. Методические основы исследования маркетинга.
2. Цели и задачи, основные понятия маркетинговых исследований.
3. Маркетинговая информационная система.
4. Опыт организации маркетинговых исследований.
II. Процесс маркетинговых исследований.
1. Правила маркетинговых исследований.
2. Общая характеристика последовательности этапов проведения исследований.
3. Определение методов сбора данных.
4. Разработка форм для сбора данных.
Заключение
Введение.
Маркетинговое исследование – систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование представляет собой комплексное исследование.
Так, комплексное исследование включает такие понятия – рынок, потребитель,
конкурент. Без этих понятий трудно представить «идеальный» рынок.
Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во много определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом.
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах:
1. Оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени.
2. Получение их прогнозных значений.
Предприятие (или лицо) проводимое маркетинговое исследование самостоятельно или на заказ, должно получить информацию: 1) что продавать и кому; 2) как продавать и стимулировать продажи. Эта информация имеет решающее значение в условиях конкуренции.
Результаты исследования смогут предопределить изменение целей деятельности компании.
I. Содержание и направление маркетинговых исследований.
1. Методические основы исследования маркетинга.
Маркетинг, как подчеркивают многие специалисты, является не столько
чисто теоретической, сколько преимущественно практической дисциплиной,
которая возникла и развивалась как результат хозяйственной деятельности в
условиях рынка. Вместе с тем маркетинг в ходе своего развития широко
использовал передовые достижения науки, поэтому он представляет собой
своего рода арсенал современных приемов и методов различных научных
дисциплин, которые используются для решения широкого диапазона задач
маркетинговой деятельности.
Методологические основы маркетинга складывается из общенаучных, аналитико-
прогностических методов, а также методических приемов, заимствованных из
разных областей знаний.
|Общенациональные |Аналитико-прогностический метод |Методические |
|методы | |приемы, |
| | |заимствованные из |
| | |разных областей |
| | |знаний |
|системный анализ; |линейное программирование; |социологии, |
|комплексный подход;|теория массового обслуживания; |психологии; |
| |теория связи, вероятностей; |антропологии; |
|программно-целевое |сетевое планирование; |экологии, эстетики,|
|планирование. |методы деловых игр; |дизайна. |
| |экспертиза; | |
| |экономико-статистические методы; | |
| |экономико-математическое | |
| |моделирование. | |
I. Общенаучные методы. а). Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменение на рынке потребительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, внешних процессов: изменение в сфере рынка средств производства, финансового рынка, международного рынка, а с другой, - внутренних процессов изменение в развитии рынков отдельных тесно взаимосвязанных товаров. б). Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления.
Например, проблематика рынка отдельного товар может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае – это ситуации, следуя которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.
Системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут
быть реализованы один без другого. При конкретной ситуации необходимо
исследовать все взаимосвязи системного анализа и комплексного подхода
(внутренние и внешние), а также стороны их проявления (структура, объем). в). Программно-целевое планирование широко используется при выработке и
реализации стратегии и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что
маркетинг – это и есть использование программно-целевого подхода в сфере
рынка.
II. Аналитико-прогностические методы. а). Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени или усилий) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов движения сбытовых агентов. б). При решении проблем выбора очередности обслуживания заказчиков, составления графиков поставок товаров и других аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания. Они дают возможность, во- первых, изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, соблюсти необходимую очередность их выполнения. в). Теория связи, рассматривающая механизм «обратных связей», позволяет получить специальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров.
В маркетинговой деятельности использование такого подхода дает возможность управлять товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками), процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта). Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь предприятий с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных. г). Методы теории вероятностей помогают принимать решения, которые сводятся к определению значения вероятностей наступления определенных событий и выбору из возможных действий наиболее предпочтительного. В данном случае речь идет о том, производить или нет продукт А или В, реорганизовать либо расширять производство, проникать на рынок или нет. д). Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения. Достаточно эффективным является использование метода сетевого планирования при разработке программы производства нового товара и организации пробных продаж, подготовке и проведении сбытовых и рекламных компаний. е). Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки могут «проигрываться» для нахождения оптимальных решений. ж). Для комплексного решения задач, связанных с повышением качества продукции, и одновременной экономии материальных и трудовых ресурсов используется метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). з). Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий.
Используются методы «Дельфи», «Мозговой атаки», Адвоката дьявола и др.
Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов,
связанных с формированием экспертной группы, проведение процедуры
экспертизы, выбором методов обработки результатов экспертных оценок.
Основными требованиями к экспертам являются их компетентность,
профессионализм, авторитетность, беспристрастность.
III. Заимствованные методы.
Активно используется в исследованиях и разработках маркетинга методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами с методами социологии и психологии, поскольку особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. а). Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношения потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентаций.
При этом используются методы анкетирования, «панельных» обследований и т.п. б). В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, что позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом национальных культур, уровней жизни. в). Антропологические изменения используются также в конкретных случаях при моделировании ряда потребительских товаров (например, одежда, обувь, мебель).
Методы маркетинга тесно связаны и с такими науками, как экология, эстетика, дизайн, физиология, история, философия.
1.2. Цели, задачи, основные понятия маркетинговых исследований.
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексные исследования. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления исследований, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде.
Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследования рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требований рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, определяет логику поведения маркетинговых исследований.
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это, однако, только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах:
1. Оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени.
1. Получение их прогнозных значений.
Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратеги развития организации в целом, так и ее маркетинговой деятельности.
Предприятие (или лицо) проводимое маркетинговое исследование самостоятельно или на заказ, должно получить информацию: 1) что продавать и кому, а также о том, как продавать и стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции.
Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.
1.3. Маркетинговая информационная система.
Маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы, являющейся частью информационной системы управления организацией.
Возникла концепция данной системы и началась ее практическая реализация в начале 70-х годов. Маркетинговая информационная система (МИС) – это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначавшихся для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки принятия маркетинговых решений.
МИС предназначена для:
- раннего обнаружения возможных трудностей и проблем;
- выявления благоприятных возможностей;
- нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности;
- оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.
1.4. Опыт организации маркетинговых исследований.
Различные фирмы организуют выполнение функций проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие – только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования.
Имеются фирмы, в структуре которых формально не отражена функция маркетинговых исследований.
[pic]
Специальные отделы маркетинговых исследований обычно имеют крупные фирмы (объем реализации превышает 500-750 миллионов долларов); которые в состоянии понести существенные затраты, связанные с функционированием такого отдела.
Отдел маркетинговых исследований обычно организуется на основе одного из следующих признаков (или их комбинации):
- область применения;
- функции маркетинга;
- этап процесса исследования.
Так, некоторые фирмы обслуживают как конкретных потребителей, так и промежуточных потребителей.
Другие фирмы организуют отделы маркетинговых исследований по группам выпускаемой продукции (по продуктовым линиям). И, наконец, такие отделы могут быть организованы по этапам процесса маркетинговых исследований: сбор данных, анализ данных и др.
В ряде случаев на фирме назначается только один специалист, ответственный за маркетинговые исследования. Он может проводить сам ограниченные маркетинговые исследования, но главным для него является оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведения соответствующих их марке типовых исследований и организации покупки результатов таких исследований у консультационных фирм по маркетинговым исследованиям.
Маркетинговые исследования могут проводиться самостоятельно, собственными силами организации, или же организация может прибегнуть к услугам специализированных консультационных организаций. При выборе между первым и вторым вариантами проведения маркетинговых исследований учитывается множество факторов:
1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами.
2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необходимой квалификации. Особенно это важно учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработке полученных результатов.
3. Глубокое знание технических особенностей продукта. Обычно специалисты компании знают их лучше, и эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций.
4. Объективность. Специалисты специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.
5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ для них, оборудование для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации.
6. Конфиденциальность лучше сохраняется при проведении маркетинговых исследований сотрудниками компании. Иногда компании одну часть маркетинговых исследований проводят силами собственных сотрудников, а другую с помощью специализированных маркетинговых организаций.
Результаты опроса менеджеров 1690 компаний Великобритании показали, что услугами агентств по исследованию рынка пользуются не
В странах с развитой рыночной экономикой существует разветвленная сеть организаций, профессионально занимающихся проведением маркетинговых исследований. Так в Великобритании в индустрии маркетинговых исследований занято 45 000 тыс. человек.
Фирмы, специализирующиеся в предоставлении услуг полномасштабных
маркетинговых исследований зачастую определяют проблему, разрабатывают план
исследований, собирают и анализируют данные и готовят заключительный отчет.
Обычно такие услуги предоставляют только крупные фирмы. Эти фирмы
предоставляют услуги исходя из индивидуальных запросов заказчиков. Также
выделяют фирмы, специализирующиеся в проведении одного или нескольких видов
маркетинговых исследований.
Например, специализация может заключаться только в:
- сборе данных на определенных рыночных сегментах;
- формировании выбора;
- анализе собранных данных;
- распространении специализированной информации.
Фирмы, осуществляющие сбор данных, обычно делают это для определенной территории. Они могут проводить обследование по телефону, использовать фокус-группы, осуществлять интервьюирование покупателей в определенных магазинах и на дому.
Иногда осуществляется очень узкая специализация, например сотрудники фирмы проводят только телефонное интервьюирование.
Фирмы могут: специализироваться в формировании выборок других фирм, осуществляющих маркетинговые исследования. Возможно взаимодействие фирм, специализирующихся на проведении строго определенных маркетинговых исследований. Например, фирма покупает выборку у фирмы, которая ее сформировала, затем передает выборку и опросные листы другой фирме, которая осуществляет телефонное интервьюирование.
Для того чтобы сделать маркетинговые исследования для одного заказчика
более дешевыми, ряд фирм специализируется синдикативной,
стандартизированной информации, покупаемой заказчиками по подписке.
Образовав синдикат компаний, желающих купить определенные данные, фирма,
проводящая данное исследование, существенно снижает их цену для
индивидуального подписчика.
Также проводятся специальные маркетинговые исследования, выполняемые по заказу.
Тремя главными проблемами, возникшими перед зарубежными фирмами,
проводящими маркетинговые исследования, являются следующие:
1. Нежелание потребителей, чтобы при проведении маркетинговых исследований вторгались в их личную жизнь.
2. Этические проблемы: объективность проведения исследования, отсутствие фальсификации получаемых данных, предоставление всех данных, конфиденциальность, общественная опасность продвижения недоброкачественных и опасных товаров и др.
3. Глобализация маркетинга, требующая проведения маркетинговых исследований в разных странах и выработке рекомендаций с учетом тенденций на мировом рынке.
II. Процесс маркетинговых исследований .
2.1. Правила маркетинговых исследований.
Согласно Международному Кодексу деятельности по исследованию маркетинга
(принят Международной Торговой Палатой и Европейским обществом по изучению
общественного мнения и маркетинговых исследований (ЭСОМАР) в 1974 г.) такая
работа заключается в объективном сборе и анализе добровольно полученной
информации в отношении рынков потребителей, товаров и услуг. Исследование
маркетинга должно проводиться в соответствии с общепринятыми принципами
честной конкуренции, а также согласно стандартам, основанным на
общепринятых научных методах.
Полученные с помощью исследования маркетинга данные представляют собой основу для информирования производителей, поставщиков, посредников о привычках, взглядах и потребностях широких слоев потребителей. В конечном счете, успех любого исследования маркетинга зависит от того доверия к нему, которое сложилось в обществе.
1. Участники процесса.
В процессе исследования маркетинга участвуют информаторы, представляющие требуемые данные, специалисты по маркетингу (исполнители) и заказчики, по поручению которых проводится исследование.
В качестве информаторов могут выступать непосредственно потребители, эксперты, специалисты. В большинстве случаев имена информаторов, как правило, не называются, что дает возможность получать от них достаточно объективные сведенья, исключаются всякие попытки насильственного получения данных или влияния с целью изменения мнения информаторов. Нельзя также рассматривать как исследования маркетинга данные, полученные путем промышленного шпионажа, обмена.
2. Требования к исполнителям.
Во взаимоотношениях заказчиков и исполнителей должны строго соблюдаться определенные правила: а). Исполнитель не вправе преувеличивать свои возможности и вводить заказчика в заблуждение; б). Исполнитель обязан не разглашать намерений заказчика и передаваемые ему результаты исследования другим лицам или организациям (если это заранее не оговорено); в). Исполнитель не может вносить каких-либо существенных изменений в условия проведения исследования без предварительного согласия заказчика.
3. Требования к заказчику: а). Заказчик обязан принять все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать неправильного истолкования или цитирования полученных результатов вне того контекста, в котором изложены; б). Ни заказчик, ни исполнитель не получают автоматического права на единоличное пользование методикой, примененной в исследовании или разработанной для него.
Исследования в области маркетинга базируются на общих научных принципах и методах, в том числе это относится и к общим требованиям к исследованиям.
Исследователь должен:
- быть объективным;
- принимать все меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных фактов;
- указывать степень погрешности своих данных, имея в виду несовершенство любого применяемого метода;
- быть творческой личностью, определять новые направления поиска, использовать современные методы;
- заниматься исследованиями постоянно, чтобы не упустить происходящие перемены.
2.2. Общая характеристика последовательности этапов проведения маркетинговых исследований.
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и
процедуры:
1. Определение проблемы и целей исследования.
1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
2. Определение проблемы.
3. Формулирование целей маркетинговых исследований.
2. Разработка исследований.
1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
3. Определение методов сбора необходимых данных.
4. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.
3. Реализация плана исследований.
1. Сбор данных.
2. Анализ данных.
4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства
(подготовка и презентация заключительного этапа).
Далее последовательно рассматривается содержание отдельных этапов маркетинговых исследований.
1. Определение проблемы и целей исследования.
1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
Для определения потребностей в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результат их текущей оперативной деятельности, запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии. Мониторинг может быть осуществлен многими путями, как на формальной, так и неформальной основе.
Например, фирма может использовать сложную информационную маркетинговую систему; может использовать более традиционную систему контроля за финансами фирмы; владелец предприятия малого бизнеса может самым тщательным образом наблюдать за влиянием внешней среды на состояние бизнеса.
1.2. Определение проблемы.
Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается. Но это только симптомы, а важно выявить причины их появления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.
Необходимо знать. Что включает в себя определение проблемы:
1). Выявление симптомов;
2). Четкое изложение возможных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов;
3). Выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем.
При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижении целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.
Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.
Можно выделить следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом:
1. Анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации. Исходные данные здесь: сведенья о состоянии, функционировании рассматриваемой организации, соответствие этого состояния целям деятельности организации в целом и маркетинга в частности.
2. Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную информацию. А иногда и единственно возможную информацию. О проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, получения от поставщиков, потребителей, дистрибьюторов и т.п. (т.е. из внешних по отношению к данной организации источников).
3. наблюдение за выполнением маркетинговых функций и (или) непосредственное участие в их реализации специалистов-консультантов, которые выявляют проблемы совершенствования управления маркетингом в организации.
1.3. Формулирование целей маркетинговых исследований.
Цели маркетинговых исследований вытекают и выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы. Быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения. При постановке целей маркетинговых исследований задается вопрос: «Какая информация необходима для решения данной проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования.
Таким образом, ключевым аспектом определения целей исследования является выявление специфических типов информации, полезной менеджерам при решении проблем управления маркетингом.
Исходя из этого, цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер:
1. Разведочный, т.е. быть направлены на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез.
2. Описательный (дескриптивный), т.е. заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации.
3. Казуальный, т.е. быть направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.
Характер целей маркетингового исследования предопределяет выбор конкретных типов исследования, носящих те же названия, а именно: разведочный, описательный и казуальный.
2. Разработка исследований.
2.1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
Общая характеристика некоторых методов проведения маркетинговых
исследований.
|Направление |Цель исследований |
|исследований | |
|Размер рынка |Показать пределы расширения деятельности организации на |
| |рынке. Определить предельные возможные значения роста |
| |рыночного потенциала. |
|Рыночная доля |Выявить позицию в конкурентной борьбе |
|Динамика рынка |Определить сбытовую политику на рынке |
|Покупательские |Выявить, как было принято решение о приобретении данного |
|решения |продукта (для понимания того, на кого следует направлять |
| |маркетинговую деятельность) |
|Цены |Определить конкурентные цены. Данная информация |
| |необходима для определения уровня прибыльности данного |
| |рынка |
|Продвижение |Установить, как продвигают продукты на данном рынке |
|продукта |различные поставщики и насколько известны рынку сами |
| |продукты. |
Главное отличие методов социологических исследований от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на массовых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки – на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.
При проведении маркетинговых исследований используют также другой класс методов.
Можно выделить несколько групп экономико-математических методов, используемых при проведении маркетинговых исследований.
1. Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок и т.д.);
2. Многомерные методы (в первую очередь факториальный и кластерный анализы). Они используются для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные.
Например, определение объема продаж нового продукта в зависимости от его технического уровня. Цены, конкурентоспособности, затрат на рекламу и др.
3. Имитационные методы. Они применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью аналитических методов.
4. Методы статистической теории принятия решения (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование) используется для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации.
5. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное программирование). Эти методы применяют тогда, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение – например, вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий MAX прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения. Этих 5 групп количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия.
2.2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых – выборкой.
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних организаций – это психически доминирующий метод получения маркетинговой информации.
Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты руководителей на собраниях акционеров, сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция фирмы т.д.
Вторичная информация, с которой должна работать система постоянного слежения за внешней маркетинговой средой, обширно и. Как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью практически невозможно перечислить. Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании.
Внешними источниками являются данные международных организаций
(Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и
развитию, ООН); законы, указы, постановления государственных органов;
данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных
исследований и т.п.
Вторичные данные в России можно получить из таких информационных источников, как:
- изданий общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь»,
«Коммерсант», журналы «Бизнес», «Эко» и т.д.);
- теоретические издания (например, «Из рук в руки»);
- ежедневных газет;
- газет бесплатных объявлений;
- электронных средств массовой информации (телевидение, радио);
- публикаций внешнеторговых организаций;
- словарей, энциклопедий;
- наружной рекламы;
- публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций.
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки. Совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
За последние годы в связи с развитием компьютерных систем появилась возможность пользоваться их услугами, как для специализированных маркетинговых фирм, так и для специалистов маркетинговых подразделений организаций, осуществляющих данные исследования самостоятельно.
Так. Через сети «Интернета» можно получить информацию по состоянию рынка определенных товаров в различных странах.
Поскольку названные здесь и другие источники доступны каждому, дело заключается в том, чтобы внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию.
При этом выводы не смогут опираться на один – единственный источник,
ибо не все документы, попадающие в поле зрения, являются нетенденциозными.
Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим
ценность.
Можно выделить четыре главные достоинства использования вторичных данных:
1. Быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных.
2. Дешевизна по сравнению с первичными данными.
3. Легкость использования.
4. Повышают эффективность использования первичных данных.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.
Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники и т.п.
К недостаткам вторичных данных относятся: возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификации, разная степень новизны, невозможность оценить их достоверность.
Синдикативная информация.
Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех и на так называемую синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями такая информация приобретается за деньги.
Специальные информационно-консультационные организации собирают и обрабатывают первичную информацию, а затем ее продают, скажем, своим подписчикам. Например, организация с периодичностью раз в месяц оценивает состояние рынка для продукции какой-то отрасли, используя стандартный, легко доступный к применению набор показателей.
Главным достоинством синдикативных данных является высокое качество, поскольку, они основаны на сборе рутинной информации, осуществляемом неоднократно.
При этом применяются хорошо отработанные системы сбора и обработки данных, что также предопределяет быструю передачу информации подписчикам.
К числу недостатков синдикативных данных следует отнести следующие. Во-
первых, подписчики практически не могут влиять на собираемую информацию.
Поэтому перед тем, как стать подписчиком, необходимо, как и в случае
использования вторичной информации, оценить пригодность информации с точки
зрения применяемых методов измерения.
Во-вторых, стандартизированные синдикативные данные доступны любой фирме – конкуренту данной отрасли.
Выделяют два типа услуг, основанных на получении синдикативных данные: мониторинг рыночной ситуации и сбор данных, облегчающих фирме проведение маркетинговых исследований.
2.3. Определение методов сбора необходимых данных.
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования:
Проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа.
Характерной особенностью таких исследований является четко определенная форма собираемых данных.
Качественные исследования.
Включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят.
Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.
1. Однако почему часто используется качественный, «мягкий» подход?
2. Ниже будут рассмотрены следующие методы качественных исследований: наблюдения, фокус-группы, публичные интервью.
Специалисты по исследованию рынка обнаружили, что использование крупномасштабных исследований не всегда дает соответствующие результаты.
Наблюдение – один из возможных способов сбора первичных данных, об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей: источник информации для построения гипотез, проверка данных.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Прямое наблюдение.
Предполагает непосредственно наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине. Например, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке.
При применении наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение.
Здесь часто используются архивные данные.
Кроме того, могут изучаться физические доказательства некоторых событий.
Открытое наблюдение.
Предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов.
Однако присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых.
Поэтому надо стремиться свести его к минимуму.
Этим требованиям удовлетворяет скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и помогает им совершить покупку.
Структурализованное наблюдение.
При проведении этого наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать.
Все другие виды поведения игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.
Неструктурализованное наблюдение.
Когда осуществляется неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведение. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований.
Например, компания, выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направлений и частоты применения данного инструмент при строительстве домов. Результаты наблюдений используются при совершенствовании данного инструмента.
Иногда человека – наблюдателя можно заменить специальным механическим устройством. Эта замена обуславливается или большей точностью, или меньшей стоимостью, или по функциональным причинам.
Например, при изучении уличного движения автоматические устройства
фиксируют каждую машину, колеса которой пересекают специальную пластину.
Также надежнее и проще изучать привычки семьи смотреть определенные
телепередачи с помощью специального устройства, чем на основе наблюдений
человека.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. А именно:
1. Человеческое восприятие ограничено, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения.
2. Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.
Наблюдение должно дополнять другие методы маркетинговых исследований и применяться тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами.
Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, то есть получить сведенья о важных характеристиках изучаемого объекта. Не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения.
Этапы проведения наблюдения.
1. Определение цели, постановка задач, установление объекта предмета наблюдения. В зависимости от целей исследования обычно выбирается в качестве предмета наблюдения какая-то одна или ограниченное число сторон деятельности объекта, например, изучается маршрут движения покупателя в торговом зале магазина.
2. Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.
3. Выбор способов наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов. Прежде чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки единицы наблюдения, по которым можно будет судить о той ситуации, которая интересует исследователя.
4. Подготовка технических документов и оборудования.
5. После разработки плана осуществляется проведения наблюдений, сбор данных, накапливание информации.
6. Фиксация результатов наблюдений. Выполняется
1. Кратковременная запись, проводимая по «горячему следу», насколько позволяют место и время.
2. Фото-, видео-, звукозаписи.
3. Дневник наблюдений, в который систематически, день за днем, заносятся все необходимые сведенья, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности.
7. Контроль наблюдения, который можно осуществлять разными способами:
1. Поведением разговора с участниками ситуации.
2. Посылкой рапортов о наблюдении к другим исследователям с целью повторения наблюдений.
3. Обращением к документам, связанным с данным событием.
Отчет о наблюдении должен содержать:
1. Тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения.
2. Информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способе наблюдения.
3. Характеристику наблюдаемых лиц.
4. Собственные заметки и интерпретации наблюдателя.
5. Оценку надежности полученных результатов.
При разработке плана наблюдений необходимо определить наиболее значительные характеристики условий и ситуаций, в которых протекают деятельность наблюдаемых, то есть решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение.
Метод фокус-группы.
Можно выделить пять главных целей применения данного метода:
1. Генерация идей, например, относительно направлений усовершенствования выпускаемых продуктов, их дизайна, упаковки или разработки новых продуктов.
2. Ознакомление запросов потребителей, их восприятие, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марки, методом его продвижения, что является весьма важным при определении целей маркетингового исследования.
3. Лучшее понимание данных, собранных при проведении количественных исследований.
4. Изучение эмоциональных и поведенческой реакции на определенные виды рекламы.
Обычно работу группы записывают с помощью аудио- и видео технических средств, а ее результаты являются основанием для проведения количественных исследований, например использования метода опроса.
Если численность больше двенадцати человек, то трудно вести дискуссии, так как группа может разбиться на подгруппы, в которых могут вестись разговоры на отвлеченные темы.
К сожалению, заранее трудно определить состав группы. Например, изъявляют желание принять в дискуссии двенадцать человек, а фактически присутствуют только шесть человек.
Состав группы формируется исходя из принципа гомогенности состава ее участников (по возрасту и т.д.). В этом случае, считается, создаются лучшие условия для раскованной дискуссии.
Выбор участников группы, прежде всего, определяется целями проводимого исследования.
Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего, который на основе глубокого понимания цели и задач дискуссии, без прямого вмешательства в ход дискуссии, управляет ее проведением.
При анализе результатов работы группы следует обратить внимание на два важных фактора, во-первых, на перевод высказываний участников дискуссии на язык категорий и понятий обсуждаемой темы и на определение степени согласованностей их мнений. Во-вторых, надо определить, в какой мере характеристики участников фокус-группы являются типичными для потребителей изучаемого целевого рынка. К числу главных достоинств фокус группы следует отнести следующее:
1. Возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи.
2. Возможность для заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы вызывают достаточное высокое доверия к результатам ее работы. Эти результаты заказчик порой начинает использовать в своей практической работе еще до получения официального отчета.
3. Разнообразие направлений использования данного метода, о чем шла речь ранее.
4. Возможность изучать респондентов, которые в более формальных ситуациях не поддаются изучению, не желая, на пример принимать участие в анкетировании.
Недостатки:
1. Высокая стоимость на одного участника группы.
2. Возможная субъективная интерпретация полученных данных.
Использование современных коммуникационных технологий расширяет диапазон использование фокус групп.
На пример, позволяет организовать взаимодействия двух групп, проводящих сессию в различных городах.
Глубинное интервью.
Глубокое интервью заключается в последовательном задании
квалифицированным интервьюерам респонденту группы зондирующих вопросов, в
целях понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом или
что они думают об определенной проблеме. Респонденту задаются вопросы по
исследуемой теме, на которые он отвечает в произвольной форме. При этом
интервьюер задает вопросы типа: «Почему вы ответили подобным образом?»,
«Можете ли вы обосновать вашу точку зрения?», «можете ли вы привести какие
то специальные аргументы?». Ответы на подобные вопросы помогает интервьюеру
лучше разобраться в процессах, происходящих в голове респондента.
Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях, дизайне, рекламе и других методов продвижения продукта; он помигает лучше разобраться в поведении потребителей, в эмоциональных и личностных аспектах жизни потребителей, в принятии решений на индивидуальном уровне, получить данные об использовании определенных продуктов.
Здесь, прежде всего, не обходимо добиться благожелательной атмосферы при общении с опрашиваемыми. Для этого не обходимо, чтобы:
- интервьюер слушал опрашиваемого терпеливо и дружески но был критически настроенным;
- интервьюер не оказывал давления на опрашиваемого;
- не дискутировал с ним.
-
- Интервьюер может говорить и спрашивать лишь при определенных условиях:
- чтобы помочь опрашиваемому высказаться;
- чтобы рассеять его беспокойство, которое может помешать установлению контакта между интервьюером и опрашиваемым.
- Чтобы вернуть беседу к пропущенному или не достаточно освещенному вопросу.
Интервьюеру желательно быть внимательным как к словесному оформлению, так и к чувством, заключенных в словах.
Самым сложным является суммирование данных индивидуальных опросов в итоговый отчет. При данном исследовании используется магнитофон или ведутся подробные записи.
2.4. Разработка форм для сбора данных.
Измерение в маркетинговых исследований.
Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры, представляющей интерес для исследователя – это выборки.
При использовании метода формирования выборки вслепую единицы совокупности в соответствии с их формированиями, названиями или другими признаками вносятся в карточки, которые в перемешанном виде помещаются в какую-то непрозрачную емкость (ящик, коробку и т.п.)
Из данной емкости кто-то случайным образом вытягивает число карточек, определяемое объемом выборки.
В таблицах случайных числе содержатся числа, порядок включения которых в таблицы осуществлен случайным образом. Единицам совокупности присваивают порядковые номера. В таблице случайных чисел выбирают любую случайную точку и, двигаясь в произвольном направлении и произвольно меняя направление движения. Выбирают необходимое количеств номеров из числа присвоенных, ровное заранее установленному объему выборки.
Использование простого случайного отбора гарантирует, что каждая единица совокупности известна и имеют равные шансы быть включенной в выборку.
При проведении исследований, выборку формируют также с использованием:
- выборочной решетки (когда общую исследуемую территорию можно разбить на отдельные зоны).
К сожалению метод выборочной решетки не учитывает административные, естественные (реки, улицы и т.п.) и другие границы.
Каждая выборка достаточно полно характеризует всю совокупность, уравновешивая друг друга. Но такая ситуация на практике встречается крайне редко. Скажем, исследуется рыночный потенциал определенного региона для какого-то товара. Население больших, средних и малых городов, сельской местности и данного региона отличается по уровню образования, дохода, образу жизни и т.п. В случае несимметричного распределения совокупности последнее разделяется на различные подгруппы, например по уровню доходов, и выборки формируются из этих подгрупп, по сути дела являющихся сегментами рынка. Такой метод носит название стратифицированного отбора. При использовании данного метода, прежде всего, следует выбрать некоторую наблюдаемую характеристику (признак), характеризующую каждую единицу совокупности, например уровень дохода.
Далее для каждой страты с помощью совокупности
- достижения нужной численности выборки
- проверка выборки на соответствие требованиям
- в случае необходимости формирования новой выборки.
Кратко охарактеризуем отдельные этапы разработки выборочного плана.
На первом этапе определяется целевая совокупность, определяемая целями исследования. Четко устанавливаются характеристики, которые должны удовлетворять единице совокупности и которые дают возможность отличать целевую совокупность от других возможных совокупностей.
На втором этапе устанавливается, откуда может быть получен перечень единиц совокупности. Это нужно для установления контура выборки. Здесь используются соответствующие справочники, данные переписи населения и местных органов власти, материалы различных консультационных организаций.
На третьем этапе с учетом ранее выполненных работ осуществляется проектирование самой выборки. Выборочный план должен соответствовать целям проводимого обследования и существующим ограничениям.
Здесь необходимо найти баланс между структурой выборки, затратами на сбор данных и объемом выборки; в деталях обсудить выборочные методы.
Определение методов доступа к совокупности обуславливается тем, кто
осуществляет сбор данных. Многие маркетинговые исследования основаны на
привлечении фирм, специализирующихся на сборе информации. Такие фирмы
обычно имеют свои отработанные методы выхода на изучаемую совокупность.
Например, фирмы, проводящие телефонное интервьюирование, имеют свои подходы
к осуществлению повторных звонков в случае, если телефон был занят или на
звонок никто не ответил. Это касается также числа повторных звонков по
занятому номеру.
Достижения нужной численности выборки осуществляется в два этапа.
Прежде всего, устанавливается единица выборки, затем от этой единицы должна
быть получена требуемая информация.
Проверка выборки на соответствие требованиям может осуществляться по- разному, например, путем сравнивания профиля данной выборки с профилем выборки, использованной ранее при проведении аналогичных исследований. Цель данной проверки заключается в том, чтобы убедить клиента в репрезентативности выборки.