Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.
Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.
И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”
И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.
Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит
из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой
человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись,
Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает
Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том
значении, в каком ты её понимаешь.”
Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем,
который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит
почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У
Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит,
любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не
сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж:
освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает
воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по
прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к
небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем
его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру
Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует
природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот
же вечер, когда Николай Петрович придаётся воспоминаниям, он тоже
прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у него никаких
эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и
страстная, на французский лад мизантропическая душа». Природа здесь –
тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла
Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей.
Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли
оттеняется
описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной
стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же время – скрытый романтик, в
чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием
Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает, что в
окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного
человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-
хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить
пользу, в этом её назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.
Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.
Вероятно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презирает его.
Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, -
поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это
на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась
«раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову,
материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся
таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом
окружающий мир.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.
Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.
Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный
пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В
это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и
искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем
утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его
героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле
Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть
неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.