Рецензия на повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи».
Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому. И, это, возможно, то, что делает произведение интересным и увлекательным.
В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с
мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и
знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о
своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,
и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в
Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При
помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема
любви, ненависти, обмана, предательства. И вот, когда мечтатель и Настенька
уже признались друг другу в своих чувствах, как появляется третий герой, о
котором мы многое уже знаем из рассказов Настеньки. Ей приходится делать
тяжёлый, не только для себя, но и для остальных героев выбор.
Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым
кульминационным во всём произведении. До этого мечтатель был очень
счастлив: он был счастлив в своих романах, которые он создавал в мечтах, а
потом он встретил Настеньку. Но это счастье, реальное, оказалось недолгим.
Настенька всё-таки уходит с прежним влюблённым, а мечтатель «долго стоял и
смотрел им вслед…». Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём
будущем, о своём одиночестве и даже не попытался ничего сделать, чтобы
Настенька осталась с ним? Может быть, всё дело в нём самом, в его
характере?
Мечтатель знаком со всем Петербургом, но как знаком? За все восемь
лет, что он уже живёт в Петербурге, он ещё не свёл ни одного знакомства.
Зато ему знакомы все дома, улицы, и, как он считает, он знает многих
людей. Он относит себя к определённому типу людей. Он говорит, что
мечтатель – какое-то существо среднего рода. Он живёт своей жизнью, он сам
является художником своей жизни, но это только в мечтах. Он даже влюблен в
какую-то девушку, в свой идеал, который представляется ему в романах. И вот
этого мечтателя, который далёк от реального мира, судьба сводит с
Настенькой.
Настенька жила со своей слепой бабушкой. И один раз, за то что
Настенька что-то нашалила, бабушка пришпилила её платье к своему. Так
Настенька и сидела возле бабушки, но появился и них новый жилец. В него-то
и влюбилась Настенька. Она даже пошла к нему перед отъездом, но он оказался
порядочным человеком и не взял её с собою, а только пообещал ровно через
год приехать за ней. Но основные качества героев мы увидим в конце
произведения.
Сама повесть «Белые ночи» построена очень интересно. Здесь главы называются: «Ночь первая», «Ночь вторая» и т.д. В тексте очень много художественных приёмов. Автор часто использует приём параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и мы заранее можем знать, как закончится эта глава, печально или весело.
В повести, как мне кажется, нет резкого деления на отрицательных и положительных героев. Я не виню Настеньку за то, что она оставила мечтателя опять наедине со своими мыслями. Она поступила так, как велело ей её сердце. Сам мечтатель тоже её не винит в этом: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..».
Но я виню, я, может быть, в какой-то мере презираю мечтателя. На мой взгляд, он мог сделать так, чтобы Настенька осталась с ним, и он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это все права. Он, я бы сказал, заслужил это.