Правда о войне (Ю. Бондарев “Батальоны просят огня”)
Поле Куликово, Бородино, Прохоровка... Для русского солдата - просто земля.
И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать... В чистом поле...
Под небом России... Так русский человек выполнял испокон веков свой долг,
так начинался его подвиг. И в двадцатом веке доля сия не миновала русского
человека. Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая
жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой
памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало
отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой
Отечественной. Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой
войны, к не знающему себе равных в истории подвигу народа. По определению
Ю. Бондарева, героизм - преодоление самого себя. И писатель ставит своего
героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя,
испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в чрезвычайно
сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны, когда при
ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в
человеческой душе.
Первые страницы повести "Батальоны просят огня" воскрешают те далекие
события: "Все горело, рвалось, трещало... Клочья горячего пепла опадали в
нагретом воздухе". Здесь открывается поистине ад: ощущение смертельной
опасности, обжигающей человека своим дыханием. Это и есть правда о войне,
жуткая и кровавая, правда, которую уважают и боятся. Правда Бондарева
похожа на моментальные фотографии, что создает "эффект присутствия". Каждый
эпизод с достоверностью передает мельчайшие подробности фронтового быта. И
здесь, среди крови и смерти, человек просто, незаметно делает обычное и
святое дело - защищает Родину. И вот перед нашим взором возникает капитан
артиллерии Борис Ермаков. Он сбежал из госпиталя, не желая отрываться от
своей части, будто война вот-вот кончится без него. Жажда подвига - таков
мотив его бегства. Ермаков сжился с войной и, кажется, не особенно
задумывался о ней. Он любил риск. "Все - это конец прежнего, грань нового,
грань жизни и смерти: сумасшедший огонь, раскаленные докрасна стволы
орудий, вольно распахнувшаяся на потной груди шинель, страшные в копоти
глаза наводчиков". Я будто вижу этого капитана в прожженной, пропахшей
горьким порохом гимнастерке, с воспаленными от бессонницы глазами,
потерявшего счет остервенелым атакам. Приказ о наступлении - это радость
для Бориса. Молодость жаждет новизны, пусть и гибельной. Ведя бой на
плацдарме в тылу противника и уже понимая, что поддержки не будет и что
батальон обречен на гибель, Ермаков и перед лицом смерти не изменяет
чувству долга, не падает духом. Он вершит свой незаметный подвиг... Сначала
и не понимаешь, что это и есть подвиг. В бондаревских "Батальонах..."
погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в самых жестоких и
безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой солдатский долг, в
живых остаются пятеро. В такие дни и в такие минуты особо суровой мерой
измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об этом никто не
узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя - и ты спасен. Но спасен ценою жизни
других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит, погибнуть,
потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Капитан Ермаков,
вернувшийся после боя к своим и повзрослевший за сутки чуть ли не на
несколько лет, нарушая все уставы и субординацию, бросит гневно и
бескомпромиссно в лицо командиру дивизии, карьеристу Иверзеву: "Я не могу
считать вас человеком и офицером". А сколько было таких Ермаковых, таких
безнадёжных битв за плацдарм, наконец, таких батальонов, практически
полностью уничтоженных, во Второй Мировой! Десятки? Сотни? Тысячи? Правда в
этой войне – это подвиг и смерть тысяч за жизнь, свободу и славу
миллионов.