Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы
войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.
Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была
"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"
непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми
родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не
менее первое слово сказали лирики и публицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по
радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,
звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие
стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди
меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"
Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог
писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между
поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный
контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и
исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство
и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа
– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,
Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная
ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий
и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на
привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.
Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве
Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине
Исаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(писал в своих стихах А.
Сурков)
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и
единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша
лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов,
Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский,
Константин Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы
стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую
(баллады, поэмы).
ПРОЗА.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод
Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие
гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали
подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели
противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.
В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков,
цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных,
назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы,
приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую
правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к
стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья
Алексея Толстова "Москве угрожает враг".
По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".
Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных
лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных
именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге
молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень
распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей.
Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом
комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому
тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала
писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько
на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта
Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда
событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись
боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года"
Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.
В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в
которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.
Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип
таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в
Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика,
дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и
ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые
вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только
воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически
мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки
подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором
написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и
жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического
осмысления подвига народа.
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время
люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как
проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный
человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу
ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего
патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона
Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше
человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в
романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на
передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если
поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая
людей под губительный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого,
несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в
справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут
верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева
«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же,
как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат.
В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о
том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В.
Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где
«просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо,
навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается
насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному
командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что
их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе
главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата,
Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата
им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать
пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал
стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера:
мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость,
гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность
размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились
еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в
боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не
обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не
совершал».
«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время
в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской», — писал о
герое Кондратьева К. М. Симонов.
Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе
послевоенного времени.
Использованная литература:
История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева.
Издательство "Высшая школа", Москва – 1970
Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения.
Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985
> Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000