Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Женский вопрос в романе Война и мир

| |
|Женский вопрос в романе. |
| |
| |
| |
| |
| |
|План. |
|Неповторимостьобразов в «Войне и мир». |
|Женские образы в романе: |
|суть их жизни,авторское отношение к ним. |
|Отрицательные героини в романе |
|Положительные |
|Раскрытие образов Наташи и Марьи |
|Талантливость Л.Н.Толстого |
| |
| |
| |
| |
| |
|«Что есть красота |
|и почему ее обожествляют люди? |
|Сосуд она,в которм пустота |
|Или огонь,мерцающий в сосуде?» |
| |
|Н.Заболоцкий. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей |
|страны. |
|Его знает весь мир |
|«Война и мир»-одна из тех книг,которые каждый раз читаешь заново ,и каждый раз |
|она рождает новые мысли. Огромный дар и художественная неповторимость позволили|
| |
|Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя |
|которой - Россия. На страницах оживает история, встают люди во |
|плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и |
|заблуждениями, любовью и ненавистью, заблуждениями, любовью и ненавистью, с |
|победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с |
|жизнью. |
| |
|Герои "Войны и мира", как положительные, так и отрицательные, |
|относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. |
|Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, |
|изобразил его со всеми присущими ему чертами: |
|паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной |
|отчужденностью от народа. |
|Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и|
|немногочисленные семьи лучших дворян, в |
|том числе и просвещенную их часть . |
|Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у |
|Толстого образы положительные |
|обладают именно чертами исключительности, |
|и судьбы их в романе развиваются в столкновении с |
|"большим миром", который Толстой рисует отрицательно. |
|Говоря о людях,изображая людей разных типов и разных характеров,автор «Войны и |
|мира» не скрываетне только своих симпатий,но и в равной мере своих |
|антипатий.Нравственная чуткость Толстого заставляет изображать героев – и |
|положительных,и отрицательных-в свете своего идеала. |
|Толстой подчеркивает, что каждый его герой - порождение среды, плоть от плоти |
|ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. |
|Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова |
|несут в себе прежде всего черты своего класса. |
| |
|Писатель ценит в женщинах такие черты характера: |
|хранительницу очага, основу семьи; |
|нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь|
|с народом, понимание проблем общества (патриотизм); |
|естественность; |
|движение души |
| |
|На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой |
|героиней .Её характерная примета-постоянство дел,слов,внутренних и внешних |
|жестов,даже мыслей.Сдержанная улыбка постоянно играет на ее лице ,хотя не идет |
|уже к отжившим чертам .Она напоминает,как говорит Толстой ,избалованных |
|детей,которые не совсем хотят исправиться .Когда заговорили об императоре,лицо |
|Анны Павловны « представляло глубокое и искренное выражение преданности и |
|уважения ,соединенное с грустью «.Вот это «представляло» сразу ассоциируется с |
|игрой,с поведением искусственным,а не естественным .Несмотря на свои 40 лет |
|,она «преисполнена оживления и порывов». |
|Представляя героиню ,Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней. |
|Среди нелюбимых персонажейособенно много представителей так называемого |
|большого света.Существенно,что они относятся как раз к тем людям,которые |
|претендуют на заглавную ролю в истории.Толстой отрицает какое-либоположительное|
|историческое значение в такой же мере,как отрицательно относится к ним в смысле|
|человеческой нравственности. |
|Эта не любовь автора распостраняется и на Элен Курагину,которая всегда |
|одинаково красива.Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая ,неизменяющая и |
|сияющая.Для Автора это не нейтральные приметы,а знаки человеческой духовной |
|недостаточности. Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были|
|теже,как и у сестры,но у той все освещалось |
|жизнерадостностью,…самодоволью,неизменной улыбкой и необычайной античной |
|красотой…у брата то же лицо было отуманено идиотизмом». |
|Таким образом,сестра,при всей своей красе ее лица и античной фигуры ,в том,что |
|касается собственно человеческих,нравственных ценностей,мало чем отличатся от |
|брата.Она стольже самоуверенна и самодовальна,то есть неподвижна |
|И внутренне застойна. |
|Элен жила только для накопления богатства. Все, включая ее поведение и |
|бракосочетание с Пьером Безуховым, представляло грандиозный план князя Василия |
|– быть богатым, влиятельным, уважаемым человеком в светском обществе того |
|времени. |
|Элен, потом носившая фамилию Безуховой и ставшая одной из самых влиятельных |
|женщин того времени, не страдала от деятельности своего отца. Напротив, она |
|точно выполняла его поручения, доверяла ему в денежных вопросах. К своему мужу |
|относилась с презрением и полным неуважением. На предложение Пьера о разводе |
|она однажды ответила: «Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне |
|состояние». |
|Представителям так называемого большого света Толстой противопоставляет семью |
|Ростовых. Вспомните |
|ситуацию,когда графиня,котрая не знает ,как начать разговорс мужем ,чтобы |
|попросить денег для Анны Михайловны Друбецкой.Мы видим,как графиня оттягивает |
|обьяснение ,понимая,что ее муж стеснен в деньгах,но не может ей отказать. Перед|
|нами проходит сложная гамма чувств героини,показывающая ее с самой |
|привлекательной стороны. |
|Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, - значит ничего не |
|сказать. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские, потому что его |
|герои, как и герои Достоевского, - это герои-идеологи. Но в ряду героинь |
|Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая. |
|По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. |
|Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда |
|взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья |
|Блконских резко выделяются среди |
|обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которы выходили|
|жены декабристов и многие другие передовые |
|люди XIX века. |
|Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, |
|национальное. |
|Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, |
|умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной |
|широтой. |
|Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое |
|мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто .ее окружает. |
|Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так |
|отчетлив контраст между ней и "светом". |
|Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. |
|К Ростовым, и прежде всего к общей |
|любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Болконский,Пьер |
|Безухов, Василий Денисов. |
|Увлечение Наташи Анатолием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о|
|ее неопытности. |
|Наташа - натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, |
|над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. |
|Наташа - это пленительный образ русской женщины, |
|одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди |
|столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин |
|увлекает ее, и в этом помогает ему |
|его развратная сестра Элен Курагина. |
|После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных |
|потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не |
|одержал над нею победы. |
| |
|Например, в Наташе есть дар сочувствия и сострадания. Так «она чувствовала не |
|понимала». |
|Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье |
|«всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о |
|самопожертвовании была любимой ее мыслью… Она не могла не любить графиню и всю |
|семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие |
|зависело от этой любви»., что то, что говорила Соня, была правда, что была |
|такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не |
|испытывала. |
|Она верила, что это могла быть, но |
|Воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает его совесть, |
|способность к самокритике и самооценке. Благодаря этому Соня и Наташа выросли |
|добрыми и отзывчивыми людьми,В нх много простоты и наивности, все равно они |
|лучше, чем Курагины, в которых только расчет и ложь. |
|Широта, независимость, смелость, страстное отношение |
|ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял |
|современников и пленяет нас. |
|Особняком стоит в семье |
|Вера - старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и |
|сестры, она в доме Ростовых - тело инородное. |
|В то время, как Наташа Ростова, княжна Марья - |
|представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. |
|Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он |
|занимает одно из первых мест среди героев Толстого. |
|Нравственная высота, сила характера, женственность |
|выделяют княгиню Марью среди многих |
|женских персонажей мировой литературы. |
|Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, |
|необыкновенно поэтическим, цельным, |
|законченным, обаятельным. |
|Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему, |
|даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь |
|вызвать взрыв отцовского |
|гнева, даже приласкать или поцеловать его. |
|Жизнь ее, еще молодой и неглупой девушки, очень тяжела. |
|Наташино же существование лишь изредка омрачается смешными |
|девичьими обидами. Мать Наташи - ее лучший друг. Дочь рассказывает ей обо всех |
|своих радостях, печалях, |
|сомнениях и разочарованиях. В их задушевных |
|вечерних разговорах есть что-то трогательное. |
|Близка Наташа и с братом Николаем, и со своей |
|кузиной Соней. |
|А у княжны Марьи все утешение - это письма Жюли Карагиной, |
|которую Марья и знает больше по письмам. |
|В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой мадмуазель |
|Bourienne. |
|Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца |
|и мечтательная натура самой Марьи делают ее |
|набожной. |
|Бог для княжны Волконской становится всем в жизни: ее |
|помощником, наставникам, строгим судьей. Временами ей становится |
|стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает |
|посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы |
|освободиться от всего грешного и чуждого. |
|Наташе такие мысли не приходят в голову. Она весела, жизнерадостна и полна |
|энергии. |
|Ее юность, красота, невольное кокетство и |
|волшебный голос очаровывают многих. |
|И действительно, Наташей нельзя не восхищаться. |
|Ее свежесть, грация, поэтический облик, |
|простота и непосредственность в общении контрастируют с |
|напыщенностью и неестественностью манер светских дам и барышень. |
|На первом же балу Наташа замечена. А Андрей Болконскии внезапно |
|понимает, что эта юная девушка, почти девочка, перевернула всю его жизнь, |
|наполнила ее новым смыслом, |
|что все, что он раньше считал важным и необходимым, |
|не имеет для него теперь никакого значения. |
|Любовь Наташи делает ее еще прелестнее, обворожительнее и |
|неповторимее. Счастье, о котором она столько мечтала, переполняет ее всю. |
|У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего чувства любви к |
|одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему |
|много времени проводит в молитвах и житейских заботах. Душа ее, как и Наташина,|
|ждет любви и обыкновенного женского счастья, |
|но княжна не признается в этом даже самой себе. |
|Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех |
|жизненных трудностях. |
|Несмотря на внешнее несходство, непохожесть |
|характеров, данных не только природой, но и формировавшихся под |
|влиянием тех условий, в которых жили Наташа Ростова и княжна |
|Марья, эти две женщины имеют очень много общего. |
|И Марья Волконская, и Наташа наделены автором богатым духовным |
|миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер |
|Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов |
|в своей жене. |
|Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то |
|радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и |
|благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых |
|людях, чем о себе. |
|Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от |
|радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки|
|с Андреем, через ошибки жизни - измену Андрею с Анатолем, через духовный |
|кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости |
|помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею - к |
|постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери |
|Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому |
|стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни |
|(например, после истории с Анатолием Курагиным), |
|отдавалась чувству преклонения перед Всевышним |
|и Всемогущим. |
| |
|Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы |
|местаобидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и |
|прекрасно. |
|Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее |
|(как, впрочем, и всех в книге) по своей проницательности, умению пони­мать |
|людей и события. автор, заметьте, всег­да на ее стороне. Даже в сцене |
|богучаровского бунта никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики,|
|предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона. |
|Или вот еще, казалось бы, незначительная деталь: в письме той же Жюли княжна |
|Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно сделавшегося богачом. Она |
|предвидит, что большие соблазны и искушения стоят на его пути. И точно, вся его|
|дальнейшая жизнь - прохождение искушений, взлеты и ошибки. |
|Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле.|
|Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, |
|чувственность - что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не |
|может ошибиться. Она принимает судьбу, как испытание, которое посылает ей Бог. |
|Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытаться |
|отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна - княжна Марья покорна. |
|Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего |
|князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние дни и |
|последние слова вместе с его сестрой. Тогда ей откроется другая сторона жизни. |
|Считается, что в своих философских и исторических взглядах Толстой ближе всего |
|к фатализму. Я бы изменила формулировку. Толстой призывает нас стойко встречать|
|все, что пошлет нам Бог или Судьба (как называть Провидение - неважно). Наташа |
|хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о |
|себе и никогда не плачет от «боли или от обиды», а только от «грусти или |
|жалости». Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его.|
|Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему |
|о спасении. |
| |
|Слово "женственность" во многом определяет человеческую |
|сущность героинь Толстого. Это и Наташино обаяние, нежность, |
|страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые |
|глаза Марьи Болконской. |
|Лев Толстой говорит о глазах своих любимых героинь особо. У княжны Марьи они |
|"большие, глубокие","всегда грустные", |
|"привлекательнее красоты". |
|Глаза Наташи "оживленные", "прекрасные", "смеющиеся", |
|"внимательные", "добрые". Говорят, что глаза - это зеркало души, у Наташи и |
|Марьи они и в самом деле являются |
|отражением их внутреннего мира. |
| |
|Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, |
|крепкая семейная связь. Обе толстовские героини посвящают себя |
|мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы |
|воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, и Наташа |
|(теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, |
|счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. |
|Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей |
|жены и нежной матери. |
|Конечно, можно не принять заземления", "опрощения" |
|" поэтической и прелестной Наташи. Но она |
|считает себя счастливой, растворившись в детях и муже, а значит, такое |
|"опрощение" вовсе и не опрощение |
|для Наташи, а просто новый период ее жизни. |
|Ведь и сегодня еще спорят о назначении женщины, о |
|ее роли в обществе. И толстовское решение этой проблемы - один из вариантов. |
|Поразительно влияние обеих женщин на своих мужей, их |
|взаимопонимание, взаимоуважение и любовь. |
|Кяжна Марья и Наташа породнились не только по |
|крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они |
|поняли, что близки друг другу, и поэтому стали настоящими друзьями. |
|Даже больше, чем просто друзьями, Наташа и княжна Марья стали духовными |
|союзниками со своим непроходящим |
|желанием делать добро и нести свет, красоту и любовь людям. |
|Княгиня Марья - художественное воплощение толстовского идеала женственности. |
|Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как |
|правило, щедро одаренные натуры. |
|Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью, |
|подлинным патриотизмом, высокой моралью. |
|В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом |
|большая заслуга Толстого. |
|А что такое личное счастье? |
|Укаждого человека оно свое. Вот у князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита – это |
|деньги. У Ростовых – это любовь. У Сони – самопожертвование. У князей |
|Болконских – это честь и слава. |
|Очень схожи между собой в понимании счастья Наташа и княжна Марья после |
|замужества. Им «мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и |
|затаенную мечтой была любовь земная». |
|Все персонажи романа «Война и мир» стремились к личному счастью. Чтобы достичь |
|заветной цели, пришлось пережить много горя и утрат, пересмотреть ценности и |
|жизненные принципы, смириться с происходящим, но главное - это сохранить в |
|себе чистоту искренней любви. |
| |
|Почему же графиня Ростова,Наташа,Марья Болконская милы,душевно близки и самому |
|Толстому и его читателям? |
|Сказывается та «чистота нравственного чувства»,которая и по могает нам |
|определить,что «дурно» ,а что «хорошо». |
|Трудно прошаться с героями Толстого и, поэтому время от временинужно снова и |
|снова погружаться в волшебный мир страданий ,человеческих судеб и тех |
|нравственных ценностей,которые по праву считаются вечными. |
|. Недаром Горький писал: "Не зная |
|Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать|
|себя культурным человеком". В чем причина непреходящего интереса к роману? |
|Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, |
|отдаленных от его героев и временем, и социальной средой, и другими |
|проблемами. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. |

Библиография.

* Андреева.Е.П.Проблема положительного героя в творчестве

Л.Толстого,Воронеж,1961

* Бурсов Б.И.,Л.Н.Толстой. Идейные искания и творческий метод,

М.,Гослитиздат,1654.

* Гудзий Н.К.,Л.Толстой. Критико-биографическийочерк,

М.,Гослитиздат,1960

* Левин В.И. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., Л.,1980

* Маймин.Е.А. ЛевТолской. - М: Наука,1978

* Тимофеев Л.И.,к вопросуо традиции классики в русской сосоветской литературе,М.,Мир,1956

Похожие работы:

  1. • Женские образы в романе "Война и мир"
  2. • Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и ...
  3. • Женские образы в романе "Война и мир"
  4. • Женский портрет в романе Л.Н. Толстого "Война и ...
  5. • Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
  6. • Женские образы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  7. • Истинные герои романа "Война и мир"
  8. • Истинный и ложный патриотизм в романе "Война и мир"
  9. • Народная война в романе "Война и мир"
  10. • Наташа Ростова - самый обаятельный женский образ в романе Л ...
  11. • Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе ...
  12. • Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе ...
  13. • Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир"
  14. • Смысл противопоставлений Кутузова и Наполеона в романе ...
  15. • Критическое изображение военно-бюрократической среды в ...
  16. • Античные мотивы в романе "Война и мир"
  17. • Критическое изображение светского общества в романе "Война ...
  18. • История создания романа "Война и мир"
  19. • Представление о настоящей жизни в романе Толстого "Война и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com