Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных
произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские
образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий
идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и
невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все
хорошее или плохое, что есть в его героях.
Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.
Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой:
“Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало
выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась
какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте
Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было
жеманства и попыток строить из себя барыню.
Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее
комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был
настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с
Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за
границу.
Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья
Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но
не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины
появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но
вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание
быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей
частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели
разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и
невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но
выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько
растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на
пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и
химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки
рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли
обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и
ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы
подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую
цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то
она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то
есть не просто, не естественно”.
На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.
Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на
Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне
соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с
Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя
Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в
пучину страстей и терзаний.
Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу
произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? —
проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах
Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это
высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен,
зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его
сердце. Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному,
который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из
высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки,
плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло
мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд.
Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью,
отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты
уклада в имении Одинцовой.
Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели,
насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось
“поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу
существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”)
и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в
разговоре с Базаровым она называла себя старой.
Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает - ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.
Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как
бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка
с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была
очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.
Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится
говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них
букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна,
но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и
становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к
Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не
очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в
отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с
мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее
духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в
том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая
так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного
человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?
Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А
эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко
несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом.
Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать
собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из
них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание
быть счастливыми.